Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 10:08, курсовая работа
Объектом исследования в данной курсовой работе является Всемирная торговая организация, этапы приема России в ВТО, цели и принципы, прогнозирование от вступления в ВТО, структура ГАТС.
Предмет исследования – ГАТС, проблемы вступления России в ВТО.
Введение 3
Глава 1. Структура и принципы ГАТС 5
Понятие и сущность ГАТС 5
Основные положения и структура соглашения 7
Принципы ГАТС 9
Глава 2. Проблемы вступления России в ВТО 13
2.1. Понятие, цели и принципы ВТО 13
2.2. Процесс вступления России в ВТО 18
2.3. Проблемы вступления России в ВТО 23
2.4. Минусы и плюсы вступления в ВТО 32
Заключение 37
Список использованной литературы
Известно, что в России происходит массовое нарушение авторских прав зарубежных производителей программного обеспечения, пиратство в области аудио и видео продукции. На недостатки в области защиты интеллектуальной собственности обращают внимание и производители многих отечественных товаров, как высокотехнологичных (производители программного обеспечения), так и традиционных (например, владельцы популярных торговых марок водки, сигарет, конфет). Большие проблемы могут возникнуть и при рассмотрении споров об использовании авторских прав, так как многие российские ученые работают на различных совместных предприятиях, в международных фондах и при подписании ВТО права использования авторских прав российских авторов окажутся за границей. Сфера информационных услуг Интернет, вообще не урегулирована[2].
Проблема интеллектуальной собственности должна быть решена в ближайшем будущем. Без этого не удастся сформировать экономическую основу заинтересованности отдельных изобретателей, новаторов, компаний, создающих оригинальные идеи, продукты, инновационные решения. При создании юридической основы защиты прав интеллектуальной собственности необходимо учитывать международные правовые нормы, которые в значительной мере отражены в Соглашениях TRIPS.
Использование
многосторонних принципов, правил и
норм регулирования торговли этими
товарами и услугами в целом соответствует
потребностям развития этого быстрорастущего
сегмента российской экономики. Вступление
в ВТО не несет дополнительных
угроз технологической
Вместе с тем, решение о вступлении требует совершенствования нормативной базы в области стандартизации, охраны прав интеллектуальной собственности, а также разработки нового комплекса мероприятий внешнеэкономической, научной и инновационной политики, учитывающих особенности развития высокотехнологичных отраслей.
Отставание
России в научно-техническом
Наряду с требованиями открыть доступ на наши рынки услуг, выдвигаемыми ведущими державами, существует либерализационное давление на Россию со стороны менее развитых стран. В частности, от нас требуют либерализовать импорт «услуг труда», что может привести к заселению российской территории выходцами из трудоизбыточных стран.
Учитывая
острейшую демографическую
Сильная
сторона российских производителей
услуг – детальное знание общих
хозяйственных условий и
Рыночная
устойчивость российских поставщиков
услуг основывается пока на ценовых
преимуществах. Дешевый труд достаточно
высокой квалификации определяет более
низкие цены на аналогичные услуги,
чем у зарубежных конкурентов. Зарубежные
провайдеры специализируются преимущественно
на обслуживании иностранных компаний
и в меньшей степени крупного
российского бизнеса. Проникновение
иностранных компаний приведет к
конкурентному давлению на соответствующих
рынках, что, в конечном счете, будет
способствовать нормализации хозяйственной
среды, так как российские поставщики
услуг будут вынуждены
Вступая
в ВТО целесообразно, сохраняя сложившийся
либеральный внешнеторговый режим в секторе
услуг, скорректировать его учитывая мировой
опыт и опираясь на правила, сформулированные
ГАТС. Возможно установление ряда стандартных
для ВТО ограничений в доступе иностранных
поставщиков услуг на отдельные российские
рынки и в предоставлении им национального
режима, причем такие барьеры не должны
быть высокими и не должны включать количественные
ограничения, так как они недостаточно
эффективны. Введение тех или иных ограничений
для иностранных провайдеров может быть
обусловлено соображениями национальной
безопасности. Необходимо использовать
допускаемую правилами ГАТС возможность
поэтапного снятия ограничений по доступу
и национальному режиму. Для преодоления
возможных потерь от присоединения России
к ВТО необходимо применение защитных
мер и механизмов при активизации внутренних
источников и стимулов повышения конкурентоспособности
российских производителей.
2.4.
Минусы и плюсы вступления
в ВТО
Во-первых,
на Россию распространится принцип
режима наибольшего
Во-вторых, вступление во Всемирную торговую организацию поможет разработать механизм допуска иностранного капитала в финансовую сферу России.
В-третьих,
повысится роль стимулирующей и
оздоровляющей международной
В-четвертых, членство в ВТО позволит получить таможенные льготы, облегчит доступ к кредитам, привлечет инвесторов, получение передовых технологий.
С
другой стороны, вступив во Всемирную
торговую организацию, Россия в значительной
степени должна, во-первых, либерализовать
свой внешнеторговый режим, реализуя принципы
свободной торговли со странами-членами
ВТО. Это может отрицательно повлиять
на ее собственное производство, подрывая
его и так невысокую
Во-вторых, Россия станет еще более зависимой от импортного продовольствия. Даже между промышленно развитыми странами возникают противоречия по поводу взаимных поставок сельскохозяйственной продукции. Без повышения импортных пошлин вытеснить импорт с российского продовольственного рынка будет очень сложно.
В-третьих, вступление в ВТО может привести к гибели достаточно конкурентоспособной металлургической промышленности России вследствие снижения(согласно решениям Токийского раунда ГАТТ) на 30% таможенных тарифов на металлургическую продукцию.
В-четвертых, страховой рынок может быть полностью захвачен иностранными страховщиками, имеющими значительно больший капитал, чем отечественные, и развитую инфраструктуру.
В-пятых, наплыв дешевого импорта приведет к закрытию ряда производств и нарастанию безработицы.
Перспективы развития экономической интеграции на постсоветском пространстве станут туманными, если Россия будет членом Всемирной торговой организации (ВТО). К такому выводу пришли участники онлайн-конференции, организованной инвестхолдингом "Финам".
Как отмечают эксперты, предстоящее вступление России в ВТО теоретически предоставит стране дополнительные выгоды, однако на практике всё может быть не так радужно. "У нас вопрос о вступлении в ВТО — тема полуфантастическая, — говорит директор ИАЦ МГУ по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Алексей Власов. — Все или стращают, или силком затаскивают в эту организацию. Но какие будут последствия для России в эпоху "пост-ВТО", практически никто из аналитиков в точности обозначить не может. Поэтому еще раз подчеркну: на бумаге все гладко, ну а что получится – большой знак вопроса"[10].
Присоединение
к ВТО может негативно
Более
того, сам ТС задумывался (тогда президентом
РФ Владимиром) Путиным как механизм
противодействия вступлению России
в ВТО (разговоры о вступлении
в ВТО всем ТС оказались всего
лишь риторикой, впоследствии речь шла
об одновременном вступлении трех стран
по отдельности). Таким образом, неодновременное
и нескоординированное с
Как утверждает главный экономист УК "Финам Менеджмент" Александр Осин, существенных устойчивых преимуществ Россия за счет своего первенства во вступлении в ВТО не получит: "При вступлении России в ВТО заработают нормы договора о работе Таможенного союза при присоединении его членов к Всемирной торговой организации. Режим допуска в зону свободной торговли по некоторым особо чувствительным к изменениям в тарифной политике товарам в каждой стране будет собственный, национальный. Надо также отметить, что Казахстан планирует вступление в ВТО в 2012 году".
«По нашей оценке, Россия получила условия гораздо хуже, чем получили в ВТО Китай, Украина и многие другие страны. Мы, вступая в ВТО, берем на себя обязательства, но взамен не получаем ничего», – сказал член рабочей группы по технологической модернизации сельского хозяйства и сельскохозяйственного машиностроения при правительстве России Евгений Корчевой. Он отметил, что когда Украина вступала в ВТО, было принято решение о снижении ввозных пошлин, но, например, со стороны ЕС украинская сторона выторговала квоту на ввоз зерна. Россия такую квоту имеет в размере ноль. Вследствие вступления России в ВТО нанесен существенный вред несырьевому сектору российской экономики[12].
«Все, кто занимается реальным производством – все пострадают», – сказал он, и добавил, что это приведет к сокращению рабочих мест, оттоку капитала, сокращению инвестиций и как следствие – оттоку населения из страны.
Директор Информационного бюро по присоединению России к ВТО Алексей Портанский считает, что Россия получила выгодные условия членства. В частности, по его словам, ни одна отрасль не должна пострадать после вступления страны в ВТО, хотя риски могут быть на уровне отдельных предприятий.
«И в правительстве, и в сельском хозяйстве среднее снижение ставки импортной таможенной пошлины в течении переходного периода составит 3-4%», – сказал он. По его словам, сразу после вступления РФ в ВТО 90% ставок импортных пошлин останутся неизменными и будет переходный период[9].
Следует
также отметить, что до вступления
во Всемирную торговую организацию
Россия на двусторонней основе уже
имеет режим наибольшего
Сейчас можно только говорить о возможных последствиях вступления РФ в ВТО, поскольку за всю историю их никто точно не смог просчитать.
Заключение
В результате исследования проблем вступления России в ВТО, можно сделать следующие выводы.
Определено, что присоединение России к ВТО – сложный и длительный переговорный процесс. Его результатом должно стать полноправное участие России в системе мировой торговли, реализация преимуществ международного разделения труда и кооперации, совершенствование экономического сотрудничества России со странами мира.
Так же определено, что конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:
- Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
- Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
- Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
- Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;
- Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;