ГАТС. Проблемы вступления России в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 10:08, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования в данной курсовой работе является Всемирная торговая организация, этапы приема России в ВТО, цели и принципы, прогнозирование от вступления в ВТО, структура ГАТС.
Предмет исследования – ГАТС, проблемы вступления России в ВТО.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Структура и принципы ГАТС 5
Понятие и сущность ГАТС 5
Основные положения и структура соглашения 7
Принципы ГАТС 9
Глава 2. Проблемы вступления России в ВТО 13
2.1. Понятие, цели и принципы ВТО 13
2.2. Процесс вступления России в ВТО 18
2.3. Проблемы вступления России в ВТО 23
2.4. Минусы и плюсы вступления в ВТО 32
Заключение 37
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 72.25 Кб (Скачать)

    Способы международной торговли услугами. Четыре способа поставки услуг, предусмотренные ГАТС, охватывают все возможные формы предоставления международных услуг, включая деятельность правительства. За счет этой особенности соглашение распространяется не только на традиционную трансграничную торговлю услугами, но и на все возможные средства и источники предоставления услуг.

    Исключения. Исключений из сферы применения Соглашения не предусмотрено, кроме услуг, поставляемых при осуществлении функций правительственной власти, а также некоторых видов услуг в секторе авиатранспортных услуг). Статья I:1.3 ГАТС предусматривает, что услуги, поставляемые при осуществлении функций правительственной власти не должны поставляться на коммерческой основе, и не должны поставляться на условиях конкуренции с одним или более поставщиками. На этот пункт часто ссылаются как на свидетельство гибкости данного соглашения. Однако сфера действия данного исключения может оказаться довольно узкой, потому что многие виды государственных услуг включают аспекты конкуренции и коммерческих отношений (например, плату).  

    1. Принципы  соглашения
 

    Соглашение  ГАТС включает:

    1. Базовое соглашение, в котором  изложены общие обязательства  по торговле услугами, в значительной  степени совпадающие с аналогичными  положениями Общего соглашения  по торговле и тарифам (ГАТТ), регулирующего вопросы торговли  товарами. Положения о режиме  наибольшего благоприятствования,  доступе на рынки и национальном  режиме отражают три наиболее  важных принципа, входящих в общую  структуру ГАТС.

    2. Дополнения по конкретным секторам  услуг (передвижения физических  лиц, воздушный транспорт, финансовые  услуги, услуги в сфере морских  перевозок, сфера телекоммуникации).

    3. Перечень специфических обязательств  каждой из подписавших ГАТС  сторон.

    Общие обязательства подлежат принятию с  некоторыми временными оговорками, тогда  как специфические - являются предметом  переговоров между странами, в  том числе присоединяющихся к  ВТО стран[1].

    Все члены Всемирной торговой организаций  являются сторонами, подписавшими базовое  соглашение ГАТС. Тем не менее, хотя все подписавшие стороны теоретически приняли обязательство следовать изложенным в ГАТС принципам, касающимся национального режима, доступа на рынок и обеспечения режима наибольшего благоприятствования, каждая из стран-участниц во время Уругвайской раунда взяла на себя различные специфические обязательства в отношении различных секторов сферы услуг.

    Специфические обязательства также устанавливают  направление, по которому страны-члены  ВТО будут в дальнейшем осуществлять либерализацию торговли услугами, в  том числе финансовыми. Исходной точкой этого процесса является  составление  списков  обязательств,  облегчающих  поставку иностранных  услуг в конкретных секторах сферы  услуг.

    Режим наибольшего благоприятствования.

    Все   страны   гарантируют   обеспечение  режима  наибольшего благоприятствования  во всех секторах сферы услуг за исключением того или иного конкретного  сектора данной сферы, указанного странами-участницами  ГАТС. Гарантия обеспечения режима наибольшего благоприятствования  означает,  что  страна  будет  обеспечивать для поставщика услуг, представляющего другую страну-участницу, такой режим, который не является менее благоприятным в сравнении  с режимом, обеспечиваемым для поставщиков  услуг из любой другой страны-участницы  ГАТС.

    Список     освобождений     от     режима     наибольшего благоприятствования.

    Освобождение  от выполнения требования по обеспечению  режима наибольшего благоприятствования  оформляется в тех случаях, когда  какая-либо страна открыто заявляет, что она не гарантирует обеспечения  режима наибольшего благоприятствования  в конкретном секторе сферы услуг  для поставщиков услуг из других стран-членов Всемирной торговой организации. Обычно такие освобождения имеют  место, когда каким-либо странам  предоставляется право специального или привилегированного доступа в какой-либо сектор. Освобождения от выполнения требования по обеспечению режима наибольшего благоприятствования могут предоставляться только на десять лет, причем после пяти лет действия такого освобождения вопрос подлежит пересмотру. Освобождения от выполнения требования по обеспечению режима наибольшего благоприятствования оформляются отдельно от перечня обязательств стран-участниц ГАТС. Список соответствующих освобождений читается относительно легко. Страны-участницы включают в него следующие сведения:  сектор;  мера,  не  соответствующая режиму наибольшего благоприятствования; страна или страны, на которые распространяется действие данного освобождения; срок действия освобождения; причины освобождения[5].

    Доступ  на рынок и обеспечение  национального режима.

    Страны-участницы  ГАТС перечисляют ограничения по вопросам, связанным с доступом на рынки и обеспечением национального  режима, в соответствующих «списках обязательств». При указании страной  какого-либо сектора в своем перечне  обязательств в принятии конкретного  обязательства, включенного в перечень, данная страна выражает свое согласие на то, чтобы разрешить иностранным  поставщикам доступ на свой рынок  для предоставления услуг, а также  на то, чтобы обеспечить для иностранных  поставщиков такие же условия, какие  обеспечиваются для внутренних поставщиков (национальный режим).

    Принимая  обязательство по обеспечению режима наибольшего благоприятствования, национального режима или доступа  на рынок в каком-либо конкретном секторе, страна-участница выражает свое согласие придерживаться принципов, определенных ГАТС, с учетом ограничений, перечисленных  в  соответствующем  списке  обязательств.  Принятие обязательства также означает, что  страна выражает свое согласие с тем, чтобы не вводить более ограничительных  мер в каком-либо конкретном секторе. Вопросы, связанные с любыми нарушениями  принятых страной обязательств, включая  гарантии, касающиеся обеспечения режима наибольшего благоприятствования, доступа на рынок и национального режима, регулируются с помощью предусмотренного Всемирной торговой организацией механизма разрешения разногласий. Стране-нарушительнице может быть предъявлено требование по выплате компенсации, если комиссия по разрешению разногласий придет к выводу о том, что данная страна не выполнила свои обязательства.

    Другие  обязательства ГАТС.

    Общим обязательством является также гласность (прозрачность или транспарентность)  регулирования  торговли  (статья  III):  публикация международных   соглашений,   национальных   законов,   правил   и административных распоряжений, затрагивающих поставку услуг. Статья VIII содержит обязательство  обеспечить, чтобы монопольные поставщики и поставщики услуг с исключительными  правами на территории страны-члена  ВТО не злоупотребляли своим положением на внутреннем рынке, нарушая РНБ  и специфические обязательства  страны по либерализации торговли услугами.

    Наконец, статья XIV содержит перечень прав стран-членов ВТО на т.н. общие исключения (ограничения  торговли); для поддержания общественного  порядка, защиты общественной морали, безопасности жизни и здоровья людей, животных, растений, предотвращения недобросовестной коммерческой практики и др. 

    Глава 2. Проблемы вступления России в ВТО

    2.1. Понятие, цели и принципы ВТО  

    Всемирная торговая организация (ВТО) – это  международная организация, созданная  для урегулирования торговых проблем  в соответствии с соглашением  крупнейших торговых стран мира о  снижении экспортных и импортных  барьеров. ВТО начала свою деятельность с 1 января 1995 как преемница Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ).

    Всемирная торговая организация обеспечивает общие институциональные рамки  для осуществления торговых отношений  между ее членами в вопросах, относящихся  к соглашениям и связанным  с ними правовым документам[2].

    Таким образом, ВТО – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности  правительств в сфере международной  торговли товарами и услугами.

    Правовую  основу ВТО составляют:

    -  Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994),

    - Генеральное соглашение о торговле  услугами (ГАТС);

    - Соглашение о торговых аспектах  прав интеллектуальной собственности  (ТРИПС).

    Соглашения  ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц.

    Основной  целью ВТО является создание на основе единых правовых норм торговой системы, при которой предприятия стран-членов ВТО могут торговать друг с другом на основе справедливой и свободной конкуренции.

Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО  являются:

  • торговля без дискриминации, т.е. взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле и взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения;
  • регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных и иных ограничений;
  • транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций, переговоров и т.д.

    Важнейшими функциями ВТО являются:

    1)            контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда;

    2)             проведение многосторонних торговых переговоров между заинтересованными странами-членами;

    3)             разрешение торговых споров;

    4)            мониторинг национальной торговой политики стран-членов;

    5)            техническое содействие развивающимся государствам в рамках компетенции ВТО;

    6)            сотрудничество с международными специализированными организациями.

    Главные задачи ВТО - либерализация международной  торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование  экономическому росту и повышению  экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых отношений  в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств[3].

    Основные  преимущества для страны от членства в ВТО можно суммировать следующим  образом:

    1) создание более благоприятных  условий доступа на мировые  рынки товаров и услуг на  основе предсказуемости и стабильности  развития торговых отношений  со странами-членами ВТО, включая  транспарентность их внешнеэкономической  политики;

    2) доступ к механизму ВТО по  разрешению споров, обеспечивающему  защиту национальных интересов,  если они ущемляются партнерами, и таким образом устранение  дискриминации;

    3) возможность реализации своих  текущих и стратегических торгово-экономических  интересов путем эффективного  участия в МТП при выработке  новых правил международной торговли.

    Прочие  преимущества[2]:

  1. Выгоды для потребителей:
  • понижение стоимости и повышение качества жизни за счет выхода на рынок после отмены барьеров большого ассортимента более конкурентоспособных (за счет более низких цен и высокого качества) товаров и услуг.
  1. Экономические выгоды:

    -   повышение доходов государства – за счет роста торгового оборота.

    - повышение занятости – за счет роста экспорта.

    - Повышение эффективности внешнеэкономической деятельности - благодаря выходу продукции на новые рынки.

    3) Внутренние политические выгоды:

    - защита от лоббирования – государство берёт на себя определённые четко обозначенные международные обязательства.

    - Борьба с коррупцией – отказ от квот, обеспечение прозрачности, гласности.

    4) Внешне-политические выгоды:

    - Обеспечение равных прав с более развитыми государствами повышает конкурентоспособность страны на мировой арене.

    - Система ВТО создает эффективный механизм для разрешения споров.

    - Укрепление международной стабильности через систему договоров.

    Решения принимаются всеми государствами-участниками  обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Принятие решения  большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было; в рамках работы предшественника  ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи имели место.

Информация о работе ГАТС. Проблемы вступления России в ВТО