ГАТС. Проблемы вступления России в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 10:08, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования в данной курсовой работе является Всемирная торговая организация, этапы приема России в ВТО, цели и принципы, прогнозирование от вступления в ВТО, структура ГАТС.
Предмет исследования – ГАТС, проблемы вступления России в ВТО.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Структура и принципы ГАТС 5
Понятие и сущность ГАТС 5
Основные положения и структура соглашения 7
Принципы ГАТС 9
Глава 2. Проблемы вступления России в ВТО 13
2.1. Понятие, цели и принципы ВТО 13
2.2. Процесс вступления России в ВТО 18
2.3. Проблемы вступления России в ВТО 23
2.4. Минусы и плюсы вступления в ВТО 32
Заключение 37
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 72.25 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования 
 

Кафедра  
 
 

Курсовая  работа по дисциплине «Мировой рынок  услуг»

 на  тему

«ГАТС. Проблемы вступления России в ВТО» 
 
 
 

Выполнил 

Проверил:  
 

Уфа-2011

Содержание

Введение                                                                                                                3

Глава 1. Структура и принципы ГАТС                                                                 5

    1. Понятие и сущность ГАТС                                                                        5
    2. Основные положения и структура соглашения                                     7
    3. Принципы ГАТС                                                                                     9

Глава 2. Проблемы вступления России в ВТО                                               13

2.1.    Понятие, цели и принципы ВТО                                                            13

2.2.    Процесс вступления России в  ВТО                                                       18

2.3.    Проблемы вступления России в  ВТО                                                    23

2.4.   Минусы и плюсы вступления  в ВТО                                                    32

Заключение                                                                                                             37

Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Вступление  стран мира во Всемирную торговую организацию (ВТО) и игра по ее правилам - это вызовы XXI века, которые Россия не может не принять, чтобы не потерять потенциально конкурентоспособные  отрасли нашей страны и активизировать международное сотрудничество с  другими странами.

    Присоединение России к ВТО - сложный и длительный переговорный процесс. Его результатом  должно стать полноправное участие  России в системе мировой торговли, реализация преимуществ международного разделения труда и кооперации, совершенствование экономического сотрудничества России со странами мира.

    Курс  на создание открытой экономики, провозглашенный  в России с началом перестройки, предусматривал, прежде всего, развитие торгово-экономических отношений  с Западом, откуда предполагалось получить необходимые для модернизации экономики  технологию, кредиты, инвестиции в обмен  на экспортные товары - не только традиционные топливно-сырьевые ресурсы, но и продукцию  перерабатывающей промышленности, в  том числе наукоемкую. Эта задача была главной и в процессе формирования стратегии внешнеэкономической  деятельности России, ее децентрализации  и либерализации, политического  и институционального обеспечения. Между тем процесс формирования новой глобальной структуры мирохозяйственных  отношений, основанной, прежде всего, на существенно обновленной (в результате “уругвайского” раунда Генерального Соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) многосторонней системе международной  торговли, продолжается и ускоряется.

    Среди пятидесяти с лишним соглашений, договоренностей, решений, протоколов и деклараций, подписанных  в итоге "Уругвайского раунда" многосторонних торговых переговоров, нет документов, регулирующих в целом  валютно-кредитное сотрудничество на мировом рынке. Однако в итоге  переговоров была подписана серия  документов, имеющих некоторое отношение  к этим сферам. Такими документами  являются, прежде всего, Генеральное  соглашение по торговле услугами и  ряд документов в области регулирования  и либерализации торговли финансовыми  услугами.

    Актуальность  исследования. Вступление России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) – один из центральных вопросов экономической политики. Об актуальности исследования ряда проблем, связанных с вступлением России в ВТО говорит то, что обсуждение данного вопроса в прессе, а часто и среди профессионалов, фокусируется на узком круге вопросов, связанных с выбором конкретных условий вступления, а именно определения тарифов и субсидий по отдельным товарам или группам. По мнению отдельных экономистов, вступление в ВТО приведет к гораздо более глубоким изменениям в экономике, чем открытие конкретных рынков, поэтому необходим более широкий взгляд на необходимость и последствия вступления. Именно поэтому проблемам вступления России в ВТО, стоить уделить особое внимание.

    Объектом  исследования в данной курсовой работе является Всемирная торговая организация, этапы приема России в ВТО, цели и принципы, прогнозирование от вступления в ВТО, структура ГАТС.

    Предмет исследования – ГАТС, проблемы вступления России в ВТО.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Структура и принципы ГАТС

    1. Понятие и сущность ГАТС
 

    Генеральное соглашение по торговле услугами — первое многостороннее межгосударственное соглашение по торговле услугами — важнейший итог Уругвайского раунда. ГАТС содержит принципы, составляющие основу многосторонней правовой системы, регулирующей торговлю услугами. ГАТС имеет 29 статей, объединенных в шесть разделов: 

    - Круг ведения и термины, 

    - Общие обязательства и дисциплина, 

    - Специальные обязательства, 

    - Прогрессивная либерализация обмена  услугами, 

    - Процедурные положения, 

    - Заключительные положения. 

    Составной частью ГАТС являются приложения, касающиеся отдельных видов услуг.

    ГАТС  содержит три блока прав и обязательств:

  1. собственно ГАТС, в котором сформулированы базисные правовые нормы, относящиеся ко всем видам услуг, а также основные концептуальные определения;
  2. приложения, касающиеся отдельных отраслевых видов услуг, определяющие как конкретные статьи ГАТС должны применяться в отношении этих видов услуг (морской транспорт, телекоммуникации, финансовые услуги, услуги воздушного транспорта и др.), в частности изъятия по статье II ГАТС (изъятия из режима наибольшего благоприятствования);
  3. перечни конкретных обязательств стран-членов ВТО в отношении отдельных видов услуг.

    Предметом ГАТС являются меры, оказывающие воздействие  на торговлю услугами осуществляемые центральными, региональными и местными органами власти, а также неправительственными учреждениями, через которые осуществляется юрисдикция правительства (статья I ГАТС).

    Круг  ведения ГАТС включает все виды услуг  и любые отраслевые направления  торговли услугами, исключая услуги, поставка которых вызвана выполнением  правительством функций управления. ГАТС регулирует как трансграничную торговлю услугами, так и торговлю ими в пределах национальной территории[1].

    ГАТС  определяет торговлю услугами как их трансграничный обмен, как их потребление  в пределах национальной территории, как их поставки путем так называемого  «коммерческого присутствия» на территории других стран. И, наконец, как поставку услуг путем перемещения физических лиц, производящих и продающих услуги, находясь на территории иностранных  государств.

    Основные  положения ГАТС во многом напоминают ГАТТ, а именно: национальный режим (иностранные поставщики услуг и  сами услуги должны пользоваться тем  же режимом, что и национальные); режим наибольшего благоприятствования (предполагающий одинаковый режим для  всех и отсутствие каких-либо дискриминаций  между участниками Соглашения; гласность (вся информация, законы, административные распоряжения, касающиеся регулирования  торговли услугами должны публиковаться); постепенная либерализация путем  переговоров в рамках всей торговли услугами.

    ГАТС  предусматривает две группы обязательств, которые берут на себя участники  Соглашения: общие (горизонтальные), распространяющиеся на все виды услуг, и конкретные (специфические) в отношении отдельных отраслей, производящих и поставляющих услуги. Обязательства отдельных стран  по доступу на рынки суммируются  в перечнях их обязательств. Эти  перечни являются правовыми обязательствами  каждой страны. Они создают правовое поле в отношении каждого из четырех  видов поставок услуг. Эти перечни  составляют часть Протокола о  присоединении страны к ВТО.

    1. Основные положения и структура Соглашения
 

    ГАТС  определяет правовые  рамки торговли услугами, в том числе, в таких  сферах как сфера транспорта, инвестиций, образования, связи, финансовых услуг, энергетики и услуг водоснабжения  и перемещения физических лиц. Кроме  того, Соглашение призывает к проведению дальнейших переговоров с целью  постепенной либерализации правил, препятствующих торговле и инвестициям в сфере услуг. Данные переговоры могут оказать серьезное влияние на человеческое развитие[5].

    Включение вопроса о торговле услугами в  повестку дня Уругвайского раунда было инициировано, главным образом, транснациональными финансовыми и телекоммуникационными  корпорациями, которые стремились включить нормы,  регулирующие инвестиционную деятельность в Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Развивающиеся  страны были против такой инициативы, и в качестве компромисса была разработана система четырех способов поставки услуг. ГАТС регулирует следующие “способы поставки услуг” или категории поставки услуг:

    - Трансграничная поставка  (1-ый  способ поставки) - услуги, поставляемые  «с территории одного члена  ВТО на территорию любого другого  члена», к которым, например, относятся  деятельность международных почтовых  или телефонных компаний;

    - потребление за рубежом (2-ой  способ поставки) - услуги, поставляемые  «на территории одного члена  потребителю услуг любого другого  члена», к которым, например, относятся  услуги, предоставляемые туристам;

    - иностранное коммерческое присутствие  (3-ий способ поставки) - услуги, поставляемые  «поставщиком услуг одного члена  путем коммерческого присутствия  на территории любого другого  члена», к которым, например, относятся  открытие филиалов иностранных  банков в принимающей стране  или поглощение иностранных компаний;

    - присутствие физических лиц (4-ый  способ поставки) - услуги, поставляемые  «поставщиком услуг одного члена  путем присутствия физических  лиц члена  на территории  любого другого члена», к таким  услугам, например относится,  услуги иностранных технических  специалистов или рабочих, временно  нанятых на территории принимающих  стран. 

    ГАТС  странам предоставлена возможность  выбора секторов и подсекторов, в  отношении которых они гарантирует  доступ на рынок (статья XVI) и национальный режим (статья XVII), а также определить уровень такого доступа на рынок и предоставляемого национального режима.

    Структура обязательств ГАТС отличается от структуры  обязательств других соглашений ВТО  по нескольким признакам. Например, ГАТС предусмотрены как общие обязательства, которые применяются ко всем импортируемым  услугам, так и специфические  обязательства, которые фиксируются  в Перечнях стран и применяются  только к таким секторальным мерам, которые правительство согласилось  включить в такой Перечень.  К  общим обязательствам, которые выполняются  всеми членами ВТО, относятся: режим  наибольшего благоприятствования (РНБ), транспарентность, возрастающие участие  развивающихся стран. К специфическим  обязательствам относится доступ на рынок и национальный режим.

    Общая сфера действия ГАТС

    Применение  мер государственного регулирования. В соответствии со статьей I:1 ГАТС применяется к мерам, принятым правительствами членов ВТО на любом уровне и в любой форме, включая законы, постановления, административные распоряжения, а также на не оформленные в письменном виде практические действия, оказывающие воздействие на торговлю услугами. Соглашения также применяется к мерам неправительственных организаций, реализующих полномочия, делегированные им правительством любого уровня.

Информация о работе ГАТС. Проблемы вступления России в ВТО