ГАТС. Проблемы вступления России в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 10:08, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования в данной курсовой работе является Всемирная торговая организация, этапы приема России в ВТО, цели и принципы, прогнозирование от вступления в ВТО, структура ГАТС.
Предмет исследования – ГАТС, проблемы вступления России в ВТО.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Структура и принципы ГАТС 5
Понятие и сущность ГАТС 5
Основные положения и структура соглашения 7
Принципы ГАТС 9
Глава 2. Проблемы вступления России в ВТО 13
2.1. Понятие, цели и принципы ВТО 13
2.2. Процесс вступления России в ВТО 18
2.3. Проблемы вступления России в ВТО 23
2.4. Минусы и плюсы вступления в ВТО 32
Заключение 37
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 72.25 Кб (Скачать)

    Формальный  процесс вступления России в ВТО  завершается 16 декабря. Об этом заявил директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков.  

    "Российский  вопрос должен быть рассмотрен 16 декабря (на министерской конференции  ВТО в Женеве) и Россия станет  членом ВТО не позднее, чем  220 дней после этого срока. За  этот период должна пройти  ратификация и процесс одобрения  правительством РФ основных соглашений  с ВТО", - цитирует его ИТАР-ТАСС

    Соглашение  об учреждении ВТО предусматривает  создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров. 

    2.3. Проблемы вступления России в ВТО 

    Современное мировое общественное развитие характеризуется  усилением связей и взаимодействия между странами. Основу укрепления целостности мира составляет нарастающая  взаимозависимость государств в  экономической сфере.

    Интернационализация воспроизводственных процессов  привела к тому, что мировая  экономика вступила в эпоху глобализации. Глобализация объективный процесс. Однако проблема заключается в том, что у участников процесса глобализации изначально разные стартовые условия. И стихийные процессы приводят к  тому, что интеграция идет на разных ярусах. В результате сохраняется  ядро развитых, богатых стран и  «периферия» мирового хозяйства. К  таким условиям, от которых зависит  степень и характер включения  той или иной страны в мирохозяйственные  отношения, прежде всего в международную  торговлю, относятся следующие наиболее значимые экономические факторы: величина экономического потенциала, стадия технико-экономического развития и обеспеченность природными ресурсами. Принято считать, что  чем беднее природными ресурсами  страна, чем меньше ее экономический  потенциал и чем выше уровень  технико-экономического развития, тем  больше, при прочих равных условиях, своей продукции она направляет в каналы международного обмена. Названные  факторы не в последнюю очередь  определяют масштабы и характер присутствия России на мировых рынках[6].

    Участие страны в международной торговле услугами, как и ее присутствие  на мировом рынке инвестиций, следует  признать чисто символическим. Ее вес  как экспортера услуг составляет 0,7%, как импортера – около 0,9%. Доля России в мировых накопленных прямых зарубежных инвестициях не превышает 2%.

    Россия  интегрируется в мировую экономику, опираясь на деформированную структуру  материального производства с гипертрофированно развитой тяжелой индустрией, при этом сельское хозяйство, легкая, пищевая и машиностроительная промышленность имеют невысокий уровень технико-экономического развития и конкурентоспособности на внешних рынках. Это главные причины того, что страна участвует в международном разделении труда в незавидном качестве поставщика сырья и потребителя готовой продукции. Структура отечественной внешней торговли соответствует нынешнему состоянию производственного потенциала страны.

    Эффективно  развиваться современная российская экономика сможет лишь при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг. Единые правила  функционирования на мировом рынке  в условиях глобализации определяются странами коллективно при решающей роли в этом ВТО, объединяющей около 150 государств и покрывающей свыше 95% оборота мировой торговли.

    Активная  подготовка России к вступлению в  ВТО ведется с конца 2001 года, ведущая  роль в этом принадлежит Министерству экономического развития и торговли РФ. Уже через неделю планируется подписать соглашение с ВТО. В связи с этим необходимо реально оценить возможности страны, так как вступление в эту организацию приведет к гораздо более глубоким изменениям в экономике, чем открытие конкретных рынков; необходимо оценить последствия этого шага и не рассматривать его как исключительно политический вопрос, пренебрегая национальными интересами.

    Чтобы стать участником ВТО, нужно принять  ее принципы и взять на себя обязательства, вытекающие из правовых документов ВТО, число которых превысило 60. При  этом трудно найти отрасль или  участок экономики, которых бы правовые условия ВТО не касались прямо  или косвенно. Главное условие, открывающее  дорогу в ВТО, – соответствие национального  законодательства, административных правил и практики регулирования внешней  торговли товарами и услугами принципам  и правовым нормам, заложенным в систему ВТО. Таким путем страны, учредившие ВТО, создали общее правовое пространство – правовую основу международной торговой системы. Вновь присоединяющееся государство становится частью этой системы при условии перевода национального законодательства на правовые нормы ВТО. В этом плане первое и может наиболее существенное последствие присоединения России к ВТО – довольно радикальная модернизация законодательства в сфере торговли товарами и услугами[12].

    В итоге присоединение к ВТО  самым непосредственным образом  повлияет на внешнеторговую, промышленную и инвестиционную политику в стране; на конкурентную среду; затронет взаимосвязь  и взаимодействие национальной экономики  с мировой, определит многие стороны  участия России в международной  торговле.

    ВТО создает для российских предприятий  равные и благоприятные условия  для коммерческой деятельности в  иностранных государствах в обмен  на открытие отечественного рынка для  иностранной конкуренции. Для этого  Россия должна взаимно зафиксировать  со странами – участницами ВТО  ставки импортных тарифов и условия  поставки услуг, согласованные уровни государственной поддержки аграрного  сектора, а также признавать правила  ВТО при урегулировании торговых споров. Нормы и правила ВТО  подлежат перенесению в ее национальное законодательство и имеют над  ним приоритет.

    Международная торговля услугами регламентируется нормами  и принципами, зафиксированными в  Генеральном соглашении о торговле услугами (ГАТС), которое является неотъемлемой частью пакета соглашений ВТО. Присоединяясь  к ВТО, Россия должна принять на себя обязательства, гарантирующие определенный уровень доступа на свой рынок  услуг. Взамен она получит гарантированный  доступ на рынки услуг всех стран  ВТО. По правилам ВТО классификация  услуг содержит около 160 различных  секторов, ключевыми из которых являются банки, страхование, аудит, юридические услуги, телекоммуникации, образование, медицина, транспорт.

    Стоить  отметить, что финансовая система  является важнейшим регулятором  экономики, поэтому последствия  либерализации доступа нерезидентов на рынок финансовых услуг могут  негативно сказаться на экономической  безопасности России[1].

    Банковская  система является инфраструктурной отраслью, эффективность ее функционирования напрямую связана с экономическим  ростом государства. На переговорах  о вступлении России в ВТО, зарубежные участники требуют, чтобы РФ дала возможность иностранным коммерческим банкам без ограничения предоставлять  банковские услуги потребителям, находящимся  на территории нашей страны трансгранично.

    Это значит, что нерезиденты получат  возможность предоставлять банковские услуги на территории России без учреждения кредитной организации на российской территории в любой форме коммерческого  присутствия, в том числе открывать  на территории РФ филиалы. Примером того, что наша страна идет именно по этому  пути является то, что введен единый минимальный размер капитала для  российских и зарубежных банков – 5 млн. евро, рассматриваются вопросы  о внесении соответствующих изменений  в Закон «О банках и банковской деятельности», которые позволят открывать  на территории РФ филиалы иностранных  банков и аннулируют квоты на иностранный  капитал[4].

    У нашей страны есть некоторый опыт функционирования иностранных банков на ее территории. В соответствии с  соглашением о партнерстве и  сотрудничестве с ЕС, Россия предоставляет  дочерним банкам ЕС (с долей нерезидентов в уставных капиталах до 100%) национальный режим. Однако присутствие иностранного банковского капитала на российском рынке остается довольно ограниченным, по сравнению, например, со странами Центральной  и Восточной Европы. В Москве, где традиционно осуществляется 85% финансовых операций, на долю банков с участием иностранного капитала приходится около 12% операций по вкладам населения, 10% операций по покупке ценных бумаг и 15% кредитования корпоративных клиентов (для сравнения: доля зарубежного капитала на кредитном рынке в Чехии составляет 50%, в Польше – 60%, в Венгрии – около 70%). Такая ситуация складывается не из-за существующих барьеров, а в силу достаточно высоких рисков и непредсказуемости ситуации на рынке.

    Учитывая, что состояние российской экономики  стабилизировалось и имеет положительную  динамику, можно с уверенностью говорить о притоке инвестиций в ближайшем  будущем. Причем инвесторы, скорее всего, отдадут предпочтение не вложениям  в капитал российских предприятий, а банковскому сектору и фондовому  рынку вследствие меньшего риска. Осуществляя  инвестиции в российскую экономику, иностранные инвесторы будут  отдавать предпочтение западным финансовым институтам, функционирующим на территории РФ как более надежным[3].

    Следует учитывать, что отечественные банки  при выполнении функций по обслуживанию и обеспечению экономики финансовыми  ресурсами, сталкиваются с существенными  количественными ограничениями, об этом свидетельствуют следующие  данные: отношение активов банковской системы к ВВП в России составляет около 30%, тогда как в большинстве  ведущих стран 200 – 300%, а в США  примерно 350%. Подобные различия в совокупности с другими факторами, например, несовершенной  законодательной базой, высоким  уровнем коррумпированности чиновников, позволяют говорить об очевидной  угрозе экономической безопасности со стороны иностранных банков, так  как российская платежно-расчетная  и кредитная системы начнут управляться  из Лондона, Нью-Йорка и Токио.

    Немаловажным  фактором является и зависимость  западных банков и других финансовых институтов от глобальных финансовых кризисов.

    По  оценкам специалистов, вступление в  ВТО негативно скажется и на страховом  секторе. В России высокая степень  рисков по сравнению с большинством стран мира. Однако национальная система  страхования не выполняет своих основных функций по защите потенциальных рисков. Во многом деятельность отечественных страховых компаний связана с осуществлением обязательного страхования и реализацией «зарплатных схем», позволяющих предприятиям уходить от налогов. Система страхования в отличие от других стран не осуществляет функций по инвестированию долгосрочных ресурсов в экономику. Главная проблема страхования в России заключается не в объеме предложения, а в объеме спроса: дело не в том, что предложение реальных страховых услуг со стороны отечественных страховщиков не удовлетворяет страхователей, сколько в том, что слишком низкая реальная потребительская емкость российского страхового рынка относительно существующего уровня предложения[9].

    В сфере страхования предсказывают  трудности для региональных компаний и серию крупных слияний. Однако главное опасение в другом: смогут ли российские страховые компании на равных конкурировать с гораздо  более качественными услугами западных страховщиков, принимая во внимание многолетний  опыт последних.

    Главное условие воспроизводства страхового капитала в России развитие платежеспособного  спроса на страхование. По оценкам экспертов, спрос со стороны предпринимателей и домашних хозяйств на реальное страхование  будет расти в долгосрочной перспективе  не более чем на 1 – 2% в год. Это  означает, что нынешняя неразвитая воспроизводственная база страхования  в России сохранится. Нерегламентированный допуск иностранных страховщиков на ограниченную клиентскую базу отечественного страхового рынка без предварительной  реализации широкого комплекса мер  по развитию спроса на добровольное страхование  создаст предпосылки для обострения сложившейся диспропорции между  предложением и платежеспособным спросом. Будут ли готовы зарубежные страховщики  реально вкладывать в развитие добровольного  страхования в России в условиях ограниченной платежеспособности отечественных  страхователей? В этом состоит один из ключевых вопросов. Нельзя однозначно утверждать, что российские клиенты только выиграют от возможности страховаться в западных компаниях.

    Огромная  проблема возникает в сфере интеллектуальной собственности. Современное состояние  большинства высокотехнологичных  отраслей гражданского назначения в  России характеризуется стагнацией, обусловленной длительным переходным кризисом в экономике, и сокращением  спроса со стороны государства и  потребительского рынка.

    Кроме того, произошли структурные сдвиги в народном хозяйстве в пользу производства энергосырьевых товаров, которые реализуют свои инвестиционные потребности преимущественно за счет импорта оборудования. Экспорт  на внешние рынки не стал фактором роста наукоемких отраслей в нашей  стране. В статистике мирового рынка  высоких технологий Россия присутствует в таких сегментах как оружие и военная техника, коммерческие запуски космических спутников, создание телекоммуникационной и навигационной  аппаратуры[4].

    Имеющийся научно-технологический и кадровый потенциал страны остается высоким, но до сих пор во многом не востребован  как на внутреннем, так и на мировом  рынках. Процесс адаптации России к глобальным тенденциям научно-технологической  и промышленной интеграции находится  на начальной стадии. Одна из важнейших  проблем инновационной сферы  – правовая основа российского рынка  высоких технологий и интеллектуальной собственности. Патентная служба в  нашей стране не соответствует современным  требованиям, предъявляемым к этой сфере деятельности, хотя и существуют достаточно прогрессивные соответствующие  законы.

Информация о работе ГАТС. Проблемы вступления России в ВТО