Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 10:08, курсовая работа
Объектом исследования в данной курсовой работе является Всемирная торговая организация, этапы приема России в ВТО, цели и принципы, прогнозирование от вступления в ВТО, структура ГАТС.
Предмет исследования – ГАТС, проблемы вступления России в ВТО.
Введение 3
Глава 1. Структура и принципы ГАТС 5
Понятие и сущность ГАТС 5
Основные положения и структура соглашения 7
Принципы ГАТС 9
Глава 2. Проблемы вступления России в ВТО 13
2.1. Понятие, цели и принципы ВТО 13
2.2. Процесс вступления России в ВТО 18
2.3. Проблемы вступления России в ВТО 23
2.4. Минусы и плюсы вступления в ВТО 32
Заключение 37
Список использованной литературы
Формальный процесс вступления России в ВТО завершается 16 декабря. Об этом заявил директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков.
"Российский
вопрос должен быть рассмотрен
16 декабря (на министерской
Соглашение
об учреждении ВТО предусматривает
создание постоянно действующего форума
стран-членов для урегулирования проблем,
оказывающих влияние на их многосторонние
торговые отношения, и контроля за реализацией
соглашений и договоренностей Уругвайского
раунда. ВТО функционирует во многом так
же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет
контроль за более широким спектром торговых
соглашений (включая торговлю услугами
и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной
собственности) и имеет гораздо большие
полномочия в связи с совершенствованием
процедур принятия решений и их выполнения
членами организации. Неотъемлемой частью
ВТО является уникальный механизм разрешения
торговых споров.
2.3.
Проблемы вступления
России в ВТО
Современное мировое общественное развитие характеризуется усилением связей и взаимодействия между странами. Основу укрепления целостности мира составляет нарастающая взаимозависимость государств в экономической сфере.
Интернационализация воспроизводственных процессов привела к тому, что мировая экономика вступила в эпоху глобализации. Глобализация объективный процесс. Однако проблема заключается в том, что у участников процесса глобализации изначально разные стартовые условия. И стихийные процессы приводят к тому, что интеграция идет на разных ярусах. В результате сохраняется ядро развитых, богатых стран и «периферия» мирового хозяйства. К таким условиям, от которых зависит степень и характер включения той или иной страны в мирохозяйственные отношения, прежде всего в международную торговлю, относятся следующие наиболее значимые экономические факторы: величина экономического потенциала, стадия технико-экономического развития и обеспеченность природными ресурсами. Принято считать, что чем беднее природными ресурсами страна, чем меньше ее экономический потенциал и чем выше уровень технико-экономического развития, тем больше, при прочих равных условиях, своей продукции она направляет в каналы международного обмена. Названные факторы не в последнюю очередь определяют масштабы и характер присутствия России на мировых рынках[6].
Участие страны в международной торговле услугами, как и ее присутствие на мировом рынке инвестиций, следует признать чисто символическим. Ее вес как экспортера услуг составляет 0,7%, как импортера – около 0,9%. Доля России в мировых накопленных прямых зарубежных инвестициях не превышает 2%.
Россия
интегрируется в мировую
Эффективно
развиваться современная
Активная подготовка России к вступлению в ВТО ведется с конца 2001 года, ведущая роль в этом принадлежит Министерству экономического развития и торговли РФ. Уже через неделю планируется подписать соглашение с ВТО. В связи с этим необходимо реально оценить возможности страны, так как вступление в эту организацию приведет к гораздо более глубоким изменениям в экономике, чем открытие конкретных рынков; необходимо оценить последствия этого шага и не рассматривать его как исключительно политический вопрос, пренебрегая национальными интересами.
Чтобы стать участником ВТО, нужно принять ее принципы и взять на себя обязательства, вытекающие из правовых документов ВТО, число которых превысило 60. При этом трудно найти отрасль или участок экономики, которых бы правовые условия ВТО не касались прямо или косвенно. Главное условие, открывающее дорогу в ВТО, – соответствие национального законодательства, административных правил и практики регулирования внешней торговли товарами и услугами принципам и правовым нормам, заложенным в систему ВТО. Таким путем страны, учредившие ВТО, создали общее правовое пространство – правовую основу международной торговой системы. Вновь присоединяющееся государство становится частью этой системы при условии перевода национального законодательства на правовые нормы ВТО. В этом плане первое и может наиболее существенное последствие присоединения России к ВТО – довольно радикальная модернизация законодательства в сфере торговли товарами и услугами[12].
В итоге присоединение к ВТО самым непосредственным образом повлияет на внешнеторговую, промышленную и инвестиционную политику в стране; на конкурентную среду; затронет взаимосвязь и взаимодействие национальной экономики с мировой, определит многие стороны участия России в международной торговле.
ВТО
создает для российских предприятий
равные и благоприятные условия
для коммерческой деятельности в
иностранных государствах в обмен
на открытие отечественного рынка для
иностранной конкуренции. Для этого
Россия должна взаимно зафиксировать
со странами – участницами ВТО
ставки импортных тарифов и условия
поставки услуг, согласованные уровни
государственной поддержки
Международная торговля услугами регламентируется нормами и принципами, зафиксированными в Генеральном соглашении о торговле услугами (ГАТС), которое является неотъемлемой частью пакета соглашений ВТО. Присоединяясь к ВТО, Россия должна принять на себя обязательства, гарантирующие определенный уровень доступа на свой рынок услуг. Взамен она получит гарантированный доступ на рынки услуг всех стран ВТО. По правилам ВТО классификация услуг содержит около 160 различных секторов, ключевыми из которых являются банки, страхование, аудит, юридические услуги, телекоммуникации, образование, медицина, транспорт.
Стоить
отметить, что финансовая система
является важнейшим регулятором
экономики, поэтому последствия
либерализации доступа
Банковская
система является инфраструктурной
отраслью, эффективность ее функционирования
напрямую связана с экономическим
ростом государства. На переговорах
о вступлении России в ВТО, зарубежные
участники требуют, чтобы РФ дала
возможность иностранным
Это
значит, что нерезиденты получат
возможность предоставлять
У нашей страны есть некоторый опыт функционирования иностранных банков на ее территории. В соответствии с соглашением о партнерстве и сотрудничестве с ЕС, Россия предоставляет дочерним банкам ЕС (с долей нерезидентов в уставных капиталах до 100%) национальный режим. Однако присутствие иностранного банковского капитала на российском рынке остается довольно ограниченным, по сравнению, например, со странами Центральной и Восточной Европы. В Москве, где традиционно осуществляется 85% финансовых операций, на долю банков с участием иностранного капитала приходится около 12% операций по вкладам населения, 10% операций по покупке ценных бумаг и 15% кредитования корпоративных клиентов (для сравнения: доля зарубежного капитала на кредитном рынке в Чехии составляет 50%, в Польше – 60%, в Венгрии – около 70%). Такая ситуация складывается не из-за существующих барьеров, а в силу достаточно высоких рисков и непредсказуемости ситуации на рынке.
Учитывая,
что состояние российской экономики
стабилизировалось и имеет
Следует
учитывать, что отечественные банки
при выполнении функций по обслуживанию
и обеспечению экономики
Немаловажным фактором является и зависимость западных банков и других финансовых институтов от глобальных финансовых кризисов.
По оценкам специалистов, вступление в ВТО негативно скажется и на страховом секторе. В России высокая степень рисков по сравнению с большинством стран мира. Однако национальная система страхования не выполняет своих основных функций по защите потенциальных рисков. Во многом деятельность отечественных страховых компаний связана с осуществлением обязательного страхования и реализацией «зарплатных схем», позволяющих предприятиям уходить от налогов. Система страхования в отличие от других стран не осуществляет функций по инвестированию долгосрочных ресурсов в экономику. Главная проблема страхования в России заключается не в объеме предложения, а в объеме спроса: дело не в том, что предложение реальных страховых услуг со стороны отечественных страховщиков не удовлетворяет страхователей, сколько в том, что слишком низкая реальная потребительская емкость российского страхового рынка относительно существующего уровня предложения[9].
В
сфере страхования
Главное
условие воспроизводства
Огромная
проблема возникает в сфере
Кроме того, произошли структурные сдвиги в народном хозяйстве в пользу производства энергосырьевых товаров, которые реализуют свои инвестиционные потребности преимущественно за счет импорта оборудования. Экспорт на внешние рынки не стал фактором роста наукоемких отраслей в нашей стране. В статистике мирового рынка высоких технологий Россия присутствует в таких сегментах как оружие и военная техника, коммерческие запуски космических спутников, создание телекоммуникационной и навигационной аппаратуры[4].
Имеющийся
научно-технологический и