Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 10:08, курсовая работа
Объектом исследования в данной курсовой работе является Всемирная торговая организация, этапы приема России в ВТО, цели и принципы, прогнозирование от вступления в ВТО, структура ГАТС.
Предмет исследования – ГАТС, проблемы вступления России в ВТО.
Введение 3
Глава 1. Структура и принципы ГАТС 5
Понятие и сущность ГАТС 5
Основные положения и структура соглашения 7
Принципы ГАТС 9
Глава 2. Проблемы вступления России в ВТО 13
2.1. Понятие, цели и принципы ВТО 13
2.2. Процесс вступления России в ВТО 18
2.3. Проблемы вступления России в ВТО 23
2.4. Минусы и плюсы вступления в ВТО 32
Заключение 37
Список использованной литературы
Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года. Первая конференция в Сингапуре в декабре 1996 г. подтвердила курс стран-участниц на либерализацию торговли и добавила к существующей организационной структуре ВТО три новые рабочие группы, занимающиеся вопросами соотношения между торговлей и инвестициями, взаимодействия между торговлей и политикой конкуренции, а также прозрачностью в области государственных закупок.
В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц[6].
В
ведении Генерального совета также
находятся два специальных
- орган по анализу торговой политики;
- орган по разрешению споров.
Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.
Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
Совет
по торговле товарами, в свою очередь,
руководит деятельностью
Совет
по торговле услугами осуществляет контроль
за выполнением соглашения ГАТС. В
его составе находятся Комитет
по торговле финансовыми услугами и
Рабочая группа по профессиональным
услугам.
Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной
собственности, помимо осуществления
контроля за выполнением соответствующего
соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами
предотвращения возникновения конфликтов,
связанных с международной торговлей
поддельными товарами.
Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения[8].
Секретариат
ВТО, который базируется в Женеве,
имеет около 600 штатных сотрудников;
его возглавляет генеральный
директор. Секретариат ВТО, в отличие
от подобных органов других международных
организаций, не принимает решений,
так как эта функция
Основные
обязанности Секретариата – обеспечивать
техническую поддержку
Рабочие языки ВТО - английский, французский и испанский. Бюджет организации на 2011 г. составляет 189 млн. швейц. франков.
Таким
образом, подытоживая общую характеристику
ВТО как важнейшей экономико-политической
организации мирового сообщества, можно
сделать вывод, что ВТО является международной
организацией, основной целью которой
является создание на основе единых правовых
норм торговой системы, при которой предприятия
стран-членов ВТО могут торговать друг
с другом на основе справедливой и свободной
конкуренции. Каждая страна стремится
вступить в ВТО для получения определенных
экономических выгод и повышения конкурентоспособности
свои товаров.
2.2.
Процесс вступления
России в ВТО
В феврале 1994 года Правительство России передало странам-участницам ГАТТ Меморандум о внешнеторговом режиме России. Этот шаг Правительства России открыл активную фазу переговоров об условиях присоединения России к ВТО.
В
августе 1997 г. была образована Комиссия
Правительства Российской Федерации
по вопросам ВТО, которая в июле 2004
года была преобразована в
Основным
элементом работы на внутреннем уровне
в контексте присоединения
С 2000 года при Комитете по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы работает Экспертный совет по законодательству во внешней торговле и иностранным инвестициям (с 2004 г. - Экспертный совет по регулированию ВЭД). Одним из основных направлений его деятельности является выявление мнений государственных органов, общественных организаций, научных и деловых кругов по вопросам, связанным с присоединением России к ВТО, а также координация законотворческой деятельности в этой сфере.
Российская делегация на регулярной основе проводит консультации по проблематике ВТО с представителями стран СНГ. На заседаниях ЕврАзЭС на уровне глав государств в 2002-2005 годах приняты решения о направлениях совершенствования взаимодействия стран-членов сообщества на переговорах по присоединению к ВТО. Данные вопросы регулярно обсуждаются на сессиях Межгосударственного Совета на уровне глав Правительств стран - членов ЕврАзЭС.
В
рамках работы Группы экспертов высокого
уровня по формированию Единого экономического
пространства (ЕЭП) России, Белоруссии,
Казахстана и Украины регулярно
проводится сравнительный анализ позиций
стран «четверки» на переговорах
по присоединению к ВТО. Результаты
этого анализа используются как
при реализации Концепции формирования
ЕЭП, так и при координации
процесса присоединения к ВТО
заинтересованными сторонами «
Большая
информационная работа по обсуждению
российской позиции на переговорах
по присоединению ВТО проводится
с представителями российских деловых
кругов. Начиная с 2000 года, представители
Минэкономразвития России провели
около 600 встреч по этой тематике с различными
союзами экспортеров, импортеров и
объединениями
С
2002 года проведено свыше 170 мероприятий
(круглых столов, конференций, семинаров)
по проблематике ВТО, поддержке экспорта,
доступу российских товаров на зарубежные
рынки во всех федеральных округах
и в 50 субъектах Федерации. Мероприятия
были организованы Минэкономразвития
России при участии комитетов
Государственной думы, РСПП, ТПП, региональных
администраций и деловых
В
результате интенсификации переговорного
процесса в 2003-2005 годах российская делегация
вышла на завершающую стадию присоединения,
в ходе которой предстоит решить
наиболее сложные и проблемные вопросы.
Обсуждение условий присоединения
с основными торговыми
Завершение двусторонних переговоров с США с учетом влияния этой страны в ВТО и ее значения как торгового партнера для России имело первостепенное значение для скорейшего окончания переговорного процесса по присоединению России к ВТО.
В июле 2006 г. стороны вплотную приблизились к завершению двусторонних переговоров по доступу на российские рынки товаров и услуг, однако финальных договоренностей достичь не удалось. Спустя четыре месяца благодаря сближению позиций по вопросу доступа на рынок финансовых услуг, согласованию совместных шагов для достижения договоренностей по ветеринарным мерам и режиму импорта мясной продукции, а также принимаемым в РФ мерам по защите прав владельцев интеллектуальной собственности 19 ноября 2006 г. был подписан Протокол о завершении двусторонних переговоров с США о присоединении России к ВТО.
В июне 2009 года на заседании межгосударственного совета ЕврАзЭС в Москве премьер-министр России Путин В. В. сделал официальное заявление о прекращении индивидуальных переговоров по присоединению России к ВТО. Одновременно он объявил, что в переговорах по вступлению в ВТО с января 2010 года Россия будет участвовать в рамках (от лица) единого Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. В ВТО, согласно Договору о создании ВТО (WTO Agreement) могут вступать как страны, так и отдельные таможенные территории (так, ЕС является членом ВТО, как и все страны по отдельности, входящие в его состав). 21 октября 2009 года первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявил, что Россия, Белоруссия и Казахстан будут вступать в ВТО одновременно и на согласованных условиях. Это позволит и вступить в ВТО, и сохранить Таможенный союз[6].
5 октября 2010 года пресс-спикер президента Грузии заявила, что позиция Грузии по вопросу вступления России во Всемирную торговую организацию остается «неизменной» и она не сможет поддержать это решение «до тех пор, пока не будут выполнены те условия, которые выдвигают власти Грузии, в том числе, это касается темы таможенно-пропускных пунктов и целого спектра тех вопросов и проблем, которые существуют между Грузией и Россией». Основным требованием Грузии в связи с принятием России в ВТО было то, чтобы были легализованы два нелегальных по мнению Грузии пограничных КПП в конфликтных зонах Грузии — «Псоу» (Абхазия) и Роки-Нижний Заромаг (Цхинвальский регион). 7 декабря 2010 года в Брюсселе прошел саммит Россия—ЕС. Накануне саммита глава Министерства экономического развития РФ Эльвира Набиуллина и комиссар ЕС по торговле Карел де Гюхт подписали меморандум о завершении переговоров по вступлению России в ВТО. В документе отмечается, что стороны сняли все проблемные вопросы. В том числе по урегулированию российских экспортных пошлин на лес. Россия отказалась от планов их повышения со следующего года, а после вступления в ВТО пообещала и вовсе снизить.
К
концу октября 2011 года при посредничестве
Швейцарии текст договора между
Россией и Грузией был