Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 18:33, курсовая работа
Цель настоящей работы – освещение процесса формирования территории Казахстана и Китая в Центрально-Азиатском регионе. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть юридическое оформление казахстано-китайской границы в 1881-1917 гг.
- проанализировать факторы, влиявшие на формирование территорий Казахстана и Китая в центральной Азии в конце XIX – начале XX вв.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЮРИДИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ КАЗАХСТАНО-КИТАЙСКОЙ ГРАНИЦЫ В 1881-1917 ГГ. 11
1.1. Илийский кризис 11
1.2. Петербургский договор 1881 г. 15
1.3. Процесс передачи Илийского края Китаю и протоколы к Петербургскому договору 1881 г. 19
ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯВШИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА И КИТАЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ. 24
2.1. Внутренняя ситуация в Синьцзяне 24
2.2. Кочевания казахских родов 27
2.3. Китайская имперская внешнеполитическая доктрина и российская политика 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 43
Кочевания казахов составили определенную сложность в подготовке произошедшего в конце XIX в. возвращения Илийского края.
В
преддверии переговоров возрастающее
давление на правительство начинает
оказывать туркестанская
Основополагающим принципом русско-китайского разграничения по Петербургскому договору в Центральной Азии стал принцип, хотя и не всегда буквально соблюдаемый, проведения границы по линии постоянных китайских караулов и по естественным рубежам. При всей целесообразности такого подхода, он игнорировал интересы, в том числе экономические, приграничного казахского и киргизского населения, оказавшегося по существу разрезанным и вынужденным нарушать эту границу, перекочевывая из одного государства в другое. Не случайно Г.А. Колпаковский хотел, чтобы в Тарбагатае граничная межа была проведена не по линии постоянных китайских пикетов, «а по границам кочевий наших и китайских киргизов». Так российские казахи могли бы сохранить своих зимовки в Синьцзяне и не перешли бы в китайское подданство. А такой переход лишал русскую казну 25 тыс. рублей только кибиточного сбора60.
Особую сложность при разграничении вызвал так называемый «Барлыкский вопрос»61. Суть его вкратце такова. Во время смут и восстаний в 60-е гг. российские казахи целыми волостями переходили на свободные земли в Тарбагатай, прежде всего богатый водой и травами горный массив Барлык. По данным военного губернатора Семиреченской области в Барлыке постоянно кочевали 4 волости российских казахов, численностью до 5950 кибиток, т.е. около 30 тыс. человек. Это: ЛобаМайлинская, Алакульская, Барлыкская и Эмильская волости. На восточных склонах Барлыка кочевали казахи Зайсанского приставства62. Их же кочевья в Казахстане, как правило, немедленно занимали другие кочевники или русские крестьяне. По Чугучакскому и Петербургскому договорам Барлык отходил к Китаю. Пограничные русские власти оказались в большом затруднении: кочевавшие в Барлыке волости некуда было переселять. По предложению Степного губернатора Колпаковского Фриде попытался в обмен на передачу Китаю местности у Чаган-Обо, через которую ранее проходила дорога из Чугучака в Кобдо, получить Барлык или хотя бы «выговорить такое изменение: границы, при котором в наши пределы отошла бы возможно большая часть китайской территории за линиею китайских пикетов, занятой кочевками наших киргиз с конца 60-х годов».
Военный
губернатор Семиречья и комиссар
по разграничению в специальной
записке «О значении Барлыка для
населения Сергиопольского
«В действительности этой местностью владеют китайские киргизы, и только первые два года были колебания в умах наших и китайских киргиз, т.к. Барлык – родовое наследие двух наших пограничных волостей – Барлыкской и Эмильской (рода Мамбет), почему китайские киргизы – киреи входили в Барлык неуверенно, сознавая права мамбетов на эти горы; последние же три года они водворялись здесь все увереннее, с каждым годом все усиливая число прибывающих юрт. Нынешнее лето они покрыли весь Барлык, открыто заявляя, что им позволил это амбань»
В конце 80-х – начале 90-х гг. казахи массами начинают уходить в Китай, прежде всего в Тарбагатай, Алтай и Или. Документы того времени буквально пестрят сообщениями русских пограничных властей о бегстве в Китай целых волостей. Так 22 августа 1884-го года около 200 кибиток рода чажа племени атбан (албан) прорвали пограничную линию в Илийской долине и устремились в глубь Китая. Посланные вдогонку 40 семиреченских казаков отбили 4.600 баранов, 153 лошади, 350 верблюдов и 26 голов крупного рогатого скота. В ходе завязавшейся перестрелки 7 казахов и 1 китайский пограничник были убиты, 4 казака легко ранены. В сентябре того же года с разрешения китайского правительства усиленная сотня казаков вошла на китайскую территорию и схватила «часть беглецов», остальные скрылись в горах за рекой Текес. Отнятое имущество было распродано с аукциона, а «зачинщики» – старейшины Чиндобул и Акджол выданы китайскими властями России65.
В том же 1885-м году в долину Текеса из Джаркентского уезда пробились киреевцы - более 3 тысяч человек, которые заняли земли по нижнему Текесу и Кунгесу, «где разорили калмыков дурбун-сумунов, уничтожив их запашки и вытравив корма»66.
Причины ухода – нежелание кочевников платить какие-либо налоги, растущая земельная теснота, засилье своих и русских чиновников, введение в Степи общероссийских законов. Царские власти пытались задержать беглецов выставлением заградительных отрядов, заставляли остававшихся в России казахов платить налоги за своих бежавших в Китай сородичей. Это приводило к тому, что и последние также перекочевывали в Китай. Анализируя причины откочевок казахов в китайские пределы, пограничные чиновники обращали внимание на тяжесть налогового бремени, неравномерную раскладку чиновниками податей и злоупотребления должностных лиц, узость внутреннего рынка для сбыта скота и продуктов скотоводства, вражду различных группировок, земельную тесноту, на более привольное житье в Китае их соплеменников.
Сравнивая положение китайских и русских киргизов и казахов консул в Кашгаре Н.Ф. Петровский 4 июля 1894 г. писал в Азиатский департамент: «Киргизы китайского подданства никакими податями в пользу китайской казны не обложены, они платят назначаемым китайскими властями для управления ими бекам зякет по обычаю и исполняют весьма редко кой-какие натуральные повинности. По распоряжению китайских властей даже верблюды под казенные тяжести поставляются не кочевым, а оседлым населением Восточного Туркестана. Киргизы русского подданства находятся в совершенно иных условиях: они платят в русскую казну кибиточную подать, с них взимаются деньги на содержание туземной администрации и на другие их потребности, что составляет более семи рублей с юрты, и они несут некоторые натуральные повинности»67.
В ходе смут в Синьцзяне казахи – российские подданные уходили в Китай, возвращались, снова уходили, принимали китайское подданство, что привело после восстановления власти Цинов в крае к разногласиям между пограничными властями России и Китая. В преддверии завершения демаркации границы это положение становилось нетерпимым.
В
обстановке разрушенного правопорядка
ни одна из сторон не могла соблюдать
те пункты Чугучакского протокола, в
которых указывалось, что казахи,
кочующие в российских владениях, считаются
подвластными России, а в китайских –
Китаю. Казахское население, не считаясь
с границей, по-прежнему уходило по своим
традиционным маршрутам на зимовки (или
летовки) в Синьцзян, а затем прикочевывало
обратно. Кроме того к откочевкам из Китая
в российские пределы казахов вынуждали
те или иные политические обстоятельства,
в том числе вражда с калмыками, возвращение
Россией Илийского края Китаю и др. Нередко
в зависимости от обстановки отдельные
группы казахов несколько раз меняли свое
подданство: российское на китайское и
наоборот. Для урегулирования сотен взаимных
счетов и обид и разбора дел по инициативе
российского консулов в Чугучаке и Кульдже
Н.Н. Балкашина и В.М. Успенского было
решено регулярно один раз в год проводить
на границе международные съезды68,
на которых разбирать взаимные претензии
и тяжбы. За основу был взят издревле существовавший
у казахов суд биев
Начнем с небольшого экскурса в историю международных отношений государств Центральной Азии. Как известно, этот благодатный регион никогда не был областью этнического обитания китайцев, хотя с древнейших времен притягивал взоры различных правителей «Срединной Империи». Менялись народы, государства и цивилизации – только натиск с востока не ослабевал никогда. Несколько раз на весьма продолжительное время китайцам удавалось подчинить себе большие Центральноазиатские пространства (в I-м веке до н.э. - III веке нашей эры при династии Хань, VII-м веке н.э. - во времена династии Тан). В указанное время границы китайских владений действительно охватывали большие районы современного южного и восточного Казахстана, вплоть до Аральского моря, что, впрочем, никогда не отрицалось и не отрицается серьезными учеными, как советскими, так и представителями исторической науки «новых независимых государств»69. Крупные военные походы предпринимались также в VIII и XIII веках н.э., не говоря о весьма частых небольших, по китайским масштабам, военных экспедициях. Причем в «русло китайской истории», как пишет М.В. Воробьев, «с неизменной последовательностью вводилось все, что происходило в китайской и околокитайской ойкумене, независимо от того, осуществлялось ли это в Китае, для Китая, против Китая или в связи с Китаем. Китайцы считали себя единственными распорядителями мира»70.
В
современной отечественной
Каждый раз в принципиально изменившихся (хотя и кое в чем повторявшихся) условиях процесс налаживания отношений шел заново: новые племена китайцы стремились поставить в положение «данников» и новые государственные образования они стремились сделать своими «вассалами». Практически, если вести речь о погранично-территориальных проблемах современности, это означает, что Китай на протяжении двух тысячелетий действительно имел контакты с различными этносами, обитавшими на территории Казахстана и Туркестана. Китайцы приходили и уходили, как, впрочем, и населявшие «Западный край» народы сменяли одни других, и только сквозь призму отношений с этими народами затрагивались проблемы территорий, на которых эти народы обитали.72
Таким образом, история свидетельствует, что китайские правители вели активную политическую и военную деятельность в Центральной Азии, подчиняли себе отдельные племена, населявшие в разное время территорию региона. Это не означает автоматического признания неких «исторических прав» на эти территории, названные китайцами «Западным краем».
Но в Китае до сих пор существуют учебники с картами, включающими в Китай территории России, Казахстана, других государств (см. Приложения). В этих же учебниках и некоторых журналах говорилось: «Нельзя расширение территории считать агрессией, – говорилось в одном из центральных китайских журналов, – а слабые, гибнущие национальности объявлять объектами агрессии, сочувствовать им. Действия сильной нации или государства, направленные на расширение своей территории, соответствуют законам общественного развития своего времени»73.
Система управления на завоеванных окраинных землях в «Западном крае» также соответствовала имперской политике. Русский офицер В. Матвеев, проводивший обследование мусульман Илийского края в 1881 г., перед возвращением его Китаю, так писал о системе Китайского управления ими: «основанная на произволе, шпионстве, подкупе и жестоких смертных казнях, по словам туземцев до того невыносима, что о возврате к прежнему не может быть и речи, в особенности после девятилетней свободы»74.
Мусульмане жаловались русским офицерам, что Цины лишили их всех прав собственности, «так как по мнению китайцев и земля, и имущество, и народ принадлежат исключительно правительственным властям». Особенно мусульманское населением Синьцзяна тяготила так называемая «опека», заключавшаяся в том, что «в семействе каждого мусульманина поселяется по одному китайцу, который обязан внимательно следить за действиями и словами каждого члена семейства и при малейшем подозрении кого-нибудь из мусульман в неблагонамеренности, доносить об этом кому следует»75.
Эти «опекуны» фактически присваивали себе все имущество «опекаемых», «даже их жен и дочерей, пользуются неограниченной властью в домах и в случае оскорбления их кем-нибудь из туземцев, не только виновные, но часто и семейства их подвергаются самой мучительной смертной казни, без всякого суда или следствия»76.
Нравственный гнет со стороны китайцев, безраздельная власть над имуществом и самой жизнью мусульман, надругательство над их честью, религией и человеческим достоинством, заключал Матвеев, «ставит последних действительно в безвыходное рабское положение».
Информация о работе Формирование территории Казахстана и Китая с 1881 по 1917 гг