Формирование территории Казахстана и Китая с 1881 по 1917 гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – освещение процесса формирования территории Казахстана и Китая в Центрально-Азиатском регионе. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть юридическое оформление казахстано-китайской границы в 1881-1917 гг.
- проанализировать факторы, влиявшие на формирование территорий Казахстана и Китая в центральной Азии в конце XIX – начале XX вв.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЮРИДИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ КАЗАХСТАНО-КИТАЙСКОЙ ГРАНИЦЫ В 1881-1917 ГГ. 11
1.1. Илийский кризис 11
1.2. Петербургский договор 1881 г. 15
1.3. Процесс передачи Илийского края Китаю и протоколы к Петербургскому договору 1881 г. 19
ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯВШИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА И КИТАЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ. 24
2.1. Внутренняя ситуация в Синьцзяне 24
2.2. Кочевания казахских родов 27
2.3. Китайская имперская внешнеполитическая доктрина и российская политика 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 43

Работа содержит 1 файл

курсовая про Формирование территории Казахстана и Китая с 1881 по 1917 гг..doc

— 468.00 Кб (Скачать)

      В ноябре 1878 г., находясь в Петербурге, посланник России в Китае Бюцов представил правительству записку по Кульджинскому вопросу, изложив аргументы «за» и «против» возв-ращения этого края Китаю. Анализируя позиции противников возвращения края Цинской империи, прежде всего военных - К.П. Кауфмана, А.Н. Куропаткина, Г.А. Колпаковского и др., он соглашался с тем, что «Кульджинский край, ограниченный со всех сторон горными хребтами, с весьма немногими удобными перевалами через них, представляет чрезвычайно выгодную стратегическую позицию: Оставив за собой богатую и плодородную долину Верхнего Или, мы заменим совершенно открытую, пересекающую степь границу, естественным рубежом, оборона которого возможна с очень незначительными силами»15. Отдав край китайцам, Россия уронить свой престиж в глазах мусульман региона, а также нанесет им ущерб, поскольку китайцы не будут щадить бывших повстанцев.

      Указывая  на всю важность и значимость этих и других аргументов противников  возвращения Кульджи Китаю, Бюцов, тем не менее, считал, что Илийский край необходимо возвратить Цинской империи. Интересы развития торговли с Китаем, необходимость обеспечения спокойствия на огромном протяжении границ обеих империй перевешивают, по его мнению, все доводы оппонентов.

      Российский  дипломат пришел к выводу, что если китайская сторона на предстоящих переговорах согласится на удовлетворение ряда требований российского правительства, особенно на расширении торговли и гарантии безопасности «отдача Кульджи не будет бесплодной жертвой», потеря выгодной стратегической позиции будет вознаграждена возможностью развивать взаимовыгодную торговлю с Поднебесной16. Таким образом в Кульджинском вопросе четко обозначились два подхода, которые можно с некоторой долей условности охарактеризовать как общегосударственный и региональный. Региональный подход особо поддерживала местная администрация, предлагавшая если и отдать Илийский край китайцам, так не полностью, а лишь часть.

      Это обосновывалось еще и тем, что  значительная часть населения спорной  территории высказала желание переселиться в Россию. Достаточного количества годных земель для них не было. В связи с этим и в соответствии с международным правом, признающим неотъемлемое право каждого народа на ту территорию, на которой он проживает, русские дипломаты поставили перед китайским представителем вопрос о присоединении к Семиреченской области западной части Илийского края, для расселения тех его жителей, которые примут российское подданство (по данным В.А. Моисеева из Илийского края в пределы России в результате переселилось свыше 107 тыс. человек17). Поэтому в проекте русско-китайского договора предусматривался отход к России примерно 3/10 территории Кульджинского края.

      20 сентября 1879 г. был подписан договор,  получивший по месту его заключения  название Ливадийского. Вот вкратце его содержание: русское правительство соглашалось на восстановление в Илийском крае власти Китая, но западная часть края и долина р. Текес с перевалом Музарт отходили к России, что составляло 390, 7 из 1302,36 кв. миль территории, оккупированной русскими в 1871 г.18 Граница между Россией и Цинской империей должна быть проведена по р. Хоргос, горному хребту Ак-Бурташ, оставляя во владениях России долину р. Текес и Музартский проход. Были внесены изменения и в прохождение линии границы в бассейне Черного Иртыша, а также на границе между Кашгарией и бывшим Кокандским ханством – Ферганской областью.

      Ливадийский договор был исключительно выгоден  для России. Однако русские руководители, ведшие переговоры с Чун-хоу, сами не очень-то верили в то, что этот договор будет ратифицирован правительством в Пекине19. Эти сомнения основывались на трезвом учете политической обстановки на мировой арене.

      Соотношение сил в конце 1870-х годов было явно не в пользу России, против которой на Берлинском конгрессе сложилась внушительная коалиция держав. Кроме того, сам цинский Китай в это время был на гребне военно-политического успеха. Может быть, впервые за весь XIX в. войска империи быстрыми темпами достигли столь внушительных успехов в подавлении восстания и усмирении территорий, заселенных некитайским населением. Это вело к росту националистических настроений в стране, для которой ряд предшествовавших десятилетий был периодом унижений со стороны колониальных держав.

      В результате цинское правительство не только не ратифицировало договор, но и приговорило подписавшего договор Чун Хоу к смертной казни. В сложившихся условиях, отмечал А.Д. Воскресенский, Чун Хоу сыграл роль «козла отпущения»20.

      1 февраля 1880 г. в Ташкенте была  получена срочная телеграмма  из МИДа, извещавшего о том,  что «завоеватель Синьцзяна» Цзо Цзунтан, не считаясь с подписанным между Россией и Китаем договором, подал императору Гуансюю меморандум с предложением не ратифицировать Ливадийский договор и разрешить ему силой захватить Илийский край. Кауфман приказал не распространять его объявление о возвращении края Китаю до прояснения обстановки.

      Цзо Цзунтан, назначенный во главе обороны  северо-запада страны, перенес свою резиденцию из Ланьчжоу в Хами, захватив с собой гроб, как символ решимости  бороться до конца, и деятельно готовился помериться силой с русскими. По полученным в Ташкенте сведениям, он предполагал двинуть к границам России с Западным Китаем 20-тысячный корпус, оснащенный скорострельными ружьями и обученный английскими инструкторами, численность которых составляла порядка 200 человек21. Семиреченская администрация получала тревожные сведения о подготовке Цзо Цзунтаном вторжения в Илийский край.

      Представители европейских держав активно интриговали  при китайском дворе против России и заранее отдавали победу богдыхану22.

      Однако в результате взаимных дипломатических усилий стороны решили возобновить переговоры и в Россию из Лондона был направлен опытный дипломат маркиз Цзэн Цзицзэ. В литературе существует мнение, что военные мероприятия Цинов имели своей целью оказать давление на Россию на переговорах и сделать ее более уступчивой23. Мы согласны с В.А. Моисеевым, которому представляется, что это мнение не соответствует историческим фактам24. Определенные группировки политической элиты Цинской империи настаивали на войне против России. 

      1.2. Петербургский договор 1881 г.

 

      По  прибытии в Санкт-Петербург чрезвычайный и полномочный посланник маньчжурского  императора Гуансюя Цзэн Цзицзэ, вел  себя в российской столице, по отзывам  современников, «крайне высокомерно». В самом начале переговоров цинский посланник заявил, что Китай «Великая держава и, в качестве таковой, не согласен на урезку части территории, не потому, что жалко данного участка, а в виду многих зол, связанных с урезкой земли и водворением магометан, и вследствии сего не может на это согласиться»25.

      В итоге было решено объявить китайскому послу следующий проект: Россия возвращает Китаю долину р. Текес и Музартский перевал, с условием соответствующей  территориальной компенсации в  районе оз. Зайсан и Черного Иртыша, согласна вести переговоры о разграничении в Илийском крае на основе Чугучакского трактата. Не возражает, если граничная черта между Ферганской областью и Кашгарией останется без изменений и будет проходить по линии контролируемой на момент переговоров обеими сторонами, а определение и проведение новой граничной линии в бассейне Черного Иртыша предоставить специально назначенным комиссарам. Кроме того по-прежнему настаивает на оставлении за Россией небольшой западной части Кульджинского края для поселения на ней тех жителей края, которые пожелают принять российское подданство. В течение года после передачи края Китаю цинские власти не должны вводить туда свои войска. Кроме того, Китай должен возместить убытки русских купцов и расходы казны в сумме 9 млн. руб. Жители, которые изъявят желание переселиться в Россию, будут находиться исключительно в ведении российского комиссара, при котором в Кульдже в течение года должен находиться военный отряд26. Россия должна иметь право на учреждение консульств помимо Кульджи, Чугучака, Урги и Кашгара в Турфане и Сучжеу (Цзяюйгуане), «В городах: Кобдо, Улясутае, Хами, Урумчи и Гучене российское правительство будет учреждать консульства по мере развития торговли и по соглашению с китайским правительством»27.

      Долгие  и трудные переговоры увенчались подписанием 12 февраля 1881 г. нового русско-китайского трактата – Петербургского, ратифицированного богдыханом 3 мая, а 7 августа утвержденного русским императором28.

      По  статье 1 договора, Россия «соглашается на восстановление власти китайского правительства в Илийском крае», но при этом «западная часть этого края, в пределах, обозначенных в VII статье настоящего договора, остается во владении России»29. Согласно седьмой статье, эта западная часть предназначается для «поселения в оной тех жителей этого края, которые примут российское подданство»30.

      В этой же статье давалось описание новой  граничной линии в Илийском крае: «Граница между владениями России и принадлежащею Китаю Илийскою областью будет следовать, начиная от гор Беджинтау, по течению реки Хоргос до впадения ее в реку Или и, пересекши последнюю, направится на юг к горам Узунтау, оставив к западу селение Кольджат. Оттуда она направится на юг, следуя по черте, определенной в протоколе, подписанном в Чугучаке в 1864 г.»31.

      Россия  сделала важные уступки Китаю по сравнению с Ливадийским договором. За это она была частично компенсирована тем, что Цзэн Цзицзэ согласился на исправление русско-китайской границы в районе оз. Зайсан, что, впрочем, также предусматривалось Ливадийским договором. Статья 8 Петербургского договора гласит: «Ввиду обнаруживавшихся недостатков известной части граничной черты, определенной в протоколе, подписанном в Чугучаке в 1864 г., оба правительства назначат комиссаров, которые по взаимному соглашению изменят прежнее направление границы таким образом, чтобы указанные недостатки были устранены и чтобы между киргизскими родами, подвластными обеим империям, было произведено надлежащее разграничение. Новой граничной черте дано будет, по возможности, направление среднее между прежнею границею и прямою линиею, пересекающею Черный Иртыш по направлению от гор Куйтун к хребту Саур»32.

      Оценки  договора были порой взаимоисключающими. Большинство военных, общественных деятелей и ученых России того времени  – среди них военный министр  Милютин, Куропаткин, Пржевальский, китаевед академик В.П. Васильев и многие другие оценивали Петербургский договор как неоправданную уступку Китаю. От Ливадийского договора, по мнению военного министра Милютина, не осталось «почти ни одного клочка». Российские дипломаты уступили китайским «по всем пунктам»33. Не случайно известный американский исследователь Э. Сю оценивал Петербургский договор как «первую победу китайской дипломатии в ХIХ веке»34 Таким образом российская дипломатия пошла на значительные уступки Китаю в том числе в финансовом и территориальном отношении35, чтобы мирным путем урегулировать напряженную ситуацию в Центральной Азии. Нужно также иметь ввиду, что эта акция «существенно улучшила отношения между двумя странами и заложила основу последующих внешнеполитических акций в Китае в конце XIX - начале ХХ вв.»36

      В целом следует признать, что Петербургский договор (особенно после Ливадийского) выглядел как несомненный успех китайской политики и дипломатии. Россия, оказавшись в международной изоляции после Берлинского конгресса 1878 г. и испытывавшая ряд внешне и внутриполитических трудностей, сознательно пошла на многие уступки, дабы не доводить отношения с Китаем до конфликта. Именно так, т.е. как триумф Китая, было воспринято соглашение и в Пекине. Более того, по словам Сю, чрезмерная гордость, излишняя уверенность в своих силах и националистический угар, воцарившиеся в стране после этого дипломатического успеха, дорого обошлись империи: в середине 1880-х годов она потерпела жестокое поражение во франко-китайской войне за Индокитай37.

      Петербургский договор был важным дипломатическим  и юридическим документом, который  определял русско-китайскую границу. Фактически этот договор способствовал  урегулированию тех сложных проблем, которые десятилетиями, даже веками препятствовали налаживанию нормальной торговли и удовлетворительных международных отношений в этом районе Азии. Следствием договора было решение и некоторых национальных проблем. Правда, полного решения этих проблем достичь было невозможно, ибо этому мешали сложившиеся политические пределы двух держав: часть казахов и киргизов так и осталась в пределах Синьцзяна, где их потомки проживают и поныне. Однако большая часть этих народов окончательно вошла в состав России. То же относится и к дунганам. 

      1.3. Процесс передачи Илийского края Китаю и протоколы к Петербургскому договору 1881 г.

 
 

     Реализация  указаний Петербургского договора происходила  довольно быстрыми темпами. Уже в феврале-марте 1882 г. были завершены работы по передаче Илийского края под управление цинской администрации и подписан соответствующий протокол. В марте того же года были назначены обоими правительствами полномочные комиссары, которым надлежало провести работы по уточнению и демаркации границы в соответствии с решениями Петербургского договора. Русским комиссаром, которому надлежало, согласно «высочайшему полномочию», провести граничную линию от Нарыгола к востоку был назначен генерал А. Фриде38, китайским – амбань Чан. Оба комиссара сравнительно быстро и без особых конфликтов выполнили это поручение. 16 октября 1882 г. ими был подписан первый протокол – «Об установлении границы между Россией и Китаем от ущелья Нарин-Халга в горах Тянь-Шань до перевала Кара-дабан в хребте Алатау»39. Как следует из текста этого протокола, граничная линия от ущелья Нарин-Халга в юго-западной части Илийского края была направлена в сторону р. Текес, далее через ряд хребтов к р. Или и оттуда через хребет Беджинтау к хребту Алатау в северо-восточной части Илийского края –всего вдоль этой линии было поставлено 33 пограничных знака40.

Информация о работе Формирование территории Казахстана и Китая с 1881 по 1917 гг