Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 13:58, дипломная работа
Для Республики Беларусь отношения с Российской Федерацией и Европейским союзом являются приоритетными в силу исторических, культурных, географических и экономических причин. Для формирования и проведения политики в отношении обоих субъектов необходимо понимание современного состояния российско-европейских отношений и возможность прогнозирования их развития, что определяет актуальность выбранной темы исследования.
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В 2000-2004 гг.
1.1 Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Европейским союзом
1.2 Сотрудничество России и Европейского союза в рамках основных саммитов и встреч на высшем уровне
1.3 Развитие совместных инициатив и программ, начатых в 90-е гг. ХХ в.
2. РОССИЯ И ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ ПОСЛЕ РАСШИРЕНИЯ (2004-20011)
2.1 Политическое сотрудничество России и Европейского союза после его расширения
2.1 Сотрудничество по другим направлениям
3. РОССИЯ И ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
3.1 Взаимодействие России с Европейским союзом по вопросам ВТО
3.2 Калининградский вопрос
3.3 Проблемы энергетической безопасности в отношениях России и Европейского союза
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В период с 2000 по 2004 гг. были проведены две встречи министров иностранных дел по “Северному измерению”: в апреле 2001 г. и в октябре 2002 г. в Люксембурге. Основными документами, регулирующими сотрудничество в рамках “Северного измерения” являются Первый и Второй планы.
Первый план (2000 – 2003 гг.) был разработан на основе рекомендаций первой министерской встречи в 1999 г. и утвержденный на заседании Европейского совета 19 июня 2000 года. Этот план позволил сделать “Северное измерение” более практически ориентированной программой.
Второй план на 2004-2006 гг. был разработан на основе рекомендаций третьей министерской встречи по “Северному измерению ЕС” в 2002 году и утвержден на заседании Европейского совета 12 декабря 2003 года. (2004-2006 гг.).
На состоявшейся 27-28 октября 2003 г. в Осло международной конференции была принята декларация о создании в рамках “Северного измерения” Природоохранного партнерства и Партнерства в области здравоохранения и социального обеспечения. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2002 года было одобрено участие России в программе Природоохранного партнерства “Северного измерения” и принято решение о взносе в Специальный фонд в размере 10 млн.евро в течение 5 лет, начиная с 2003 года [46].
Оценить деятельность Партнерства в области здравоохранения и социального обеспечения на рассматриваемом этапе сложно, так как его наполнение, порядок финансирования и структура требуют пересмотра. Что касается реализации вышеуказанных договоров, то на данном периоде речь шла скорее о координации существующих проектов. До 2005 года эта инициатива являлась в значительной степени делом Финляндии, так как ни одна из крупных стран ЕС не назвала ее своим приоритетом.
Программа ТАСИС является составной частью “Стратегии развития отношений Российской Федерации с Европейским союзом на среднесрочную перспективу (2000–2010 гг.)”, подписанной в Хельсинки 22 октября 1999 года. Приоритеты программы ТАСИС, характер ее действий и объемы финансирования на регулярной основе уточняются и детализируются каждые 5-7 лет.
Стратегия Евросоюза, включающая в себя реализацию программы ТАСИС в России на период 2002–2006 годы, была одобрена Европейской комиссией 27 декабря 2001 года.
В период с 2000 по 2005 год на разных стадиях реализации находились 329 проектов, сконцентрированных на оказании технического содействия федеральным органам исполнительной и представительной властей, а также следующим регионам: Москве, Ленинградской области, Калининградской области, Санкт-Петербургу, Карелии и Московской области (в порядке уменьшения объема выделяемых средств).
Данная программа предусматривает, главным образом, предоставление консультационной помощи силами организаций государств-членов Евросоюза, на что расходуется около 80 % бюджета ТАСИС. Оставшаяся часть средств может использоваться для подготовки кадров и закупок оборудования для целей проектов.
Начиная с 2002 года Евросоюз прекратил финансирование проектов по энергетике, транспорту, телекоммуникациям, а также по сельскому хозяйству. Кроме того, отмечалось постепенное сокращение на этот компонент программной деятельности с 212 млн. евро в 1991 году до 103 млн. евро в 2003 году [34].
Несмотря на это, в ходе программы ТАСИС в РФ в рассматриваемый период (2000-2004) были достигнуты следующие результаты:
была осуществлена передача опыта западноевропейских стран в области управления экономикой в целом и ее отдельными секторами, а также организации социальной защиты населения в рыночных условиях;
также была проведена широкомасштабная подготовка российских специалистов в различных секторах экономики и социальной защиты населения (курсы, учебные семинары, конференции, стажировки);
были выделены сравнительно крупные финансовые средства на строительство объектов и на закупку оборудования для обеспечения охраны окружающей среды, сохранения природных ресурсов, а также для безопасного использования атомной энергии [34].
Таким образом, программа ТАСИС являлась крупным механизмом сотрудничества между РФ и ЕС в рассматриваемый период.
Однако в эти годы все четче выразилась необходимость перехода к новой, усовершенствованной форме кооперации. С такой инициативой выступила Еврокомиссия в марте 2003 г. Представленная концепция “Нового соседства” определяла цели, задачи и методы осуществления политики единой Европы по отношению к ближайшей периферии. В число государств-соседей были включены страны южного Средиземноморья, Ближнего Востока и западной части СНГ включая Россию. Хотя упоминание последней и сопровождается оговоркой, что “Новое соседство” будет только частью стратегического партнерства [47]. Данная идея получила развитие в принятом в июле 2003 года Сообщении Комиссии ЕС “На пути к новому механизму соседства”, которое предполагало создание нового механизма финансирования общих задач, возникающих на новых внешних границах расширенного ЕС [43]. Так же было внесено предложение о постепенной консолидации всех европейских программ технического содействия (ТАСИС, ФАРЕ и др.) и создании на их основе единого финансового инструмента “Hового соседства” [47]. Появление этого механизма свидетельствовало о том, что “соседство” перестало быть чисто теоретической концепцией, а стало практическим руководством к действию, механизмом, позволяющим проводить эту политику путем финансирования различных проектов.
Приоритетами механизма были объявлены следующие:
Содействие экономическому и социальному развитию приграничных областей;
Совместная деятельность по решению общих задач в таких областях как окружающая среда, здравоохранение и борьба с организованной преступностью;
Обеспечение эффективности и безопасности границ;
Содействие мероприятиям, способствующим контактам между людьми на местном уровне [43].
Несмотря на то, что предложенная концепция “Hового соседства” обрела форму официальной политики ЕС, существовали серьезные препятствия относительно ее осуществления в российском направлении. В отличие от других граничащих с Евросоюзом государств, Россия не считает возможным вступление в Европейский союз, поэтому именно развитие двусторонних отношений на основе стратегического партнерства является самым желаемым и наиболее вероятным вариантом развития отношений между сторонами.
Подводя итог развитию двусторонних отношений в период с 2000 по начало 2004 г., то есть до расширения Евросоюза, нужно отметить следующее. Приход к власти В. В. Путина положил начало новому этапу российско-европейских отношений. Европейское направление было названо одним из приоритетных направлений внешней политики РФ. Первые годы данного периода характеризовались активизацией политического диалога, торгово-экономических отношений, расширением начатых в конце 90-х гг. совместных программ и инициатив. Однако на данном этапе шла скорее координация существовавших проектов, нежели реализация новых.
2. РОССИЯ И ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ ПОСЛЕ РАСШИРЕНИЯ (2004-20011)
2.1 Политическое сотрудничество России и Европейского союза после его расширения
Вступление в Европейский союз в 2004 и в 2007 году двенадцати новых членов придало новое качество российско-европейским отношениям. Отныне Российская Федерация была вынуждена выстраивать свою политику с интеграционным сообществом из 27 государств, на которое приходилось свыше половины российского внешнеторгового оборота. Членами Евросоюза стали бывшие соседние государства, с которыми Россию связывают давние и многоплановые отношения.
Период подготовки к расширению основные усилия российской дипломатии был направлен на минимизацию негативных последствий от расширения для России, которые были сформулированы в виде 14 российских “озабоченностей” [8;32]. Так, были обозначены проблемы распространения на новых членов ЕС квот и других нетарифных ограничений в отношении российских товаров, введения визового режима, правового положение русскоязычного населения в государствах Балтии и ряд других.
Переговоры России и Европейского союза по данным вопросам велись в интенсивном режиме и завершились подписанием в Люксембурге 27 апреля 2004 г. Протокола о распространении СПС на новых членов Европейского союза одновременно с принятием Совместного заявления о расширении ЕС и отношениях Россия-ЕС. Данный Протокол был ратифицирован Государственной Думой 22 октября 2004 г. Одновременно Государственная Дума ратифицировала Киотский протокол, являвшийся предметом долгих дискуссий между Россией и Евросоюзом [42].
Евросоюз был вынужден пойти на ряд уступок для урегулирования российских озабоченностей и обозначения пути к решению оставшихся для России проблем. Тем не менее, полностью ликвидировать трудности, возникающие для России в связи с расширением ЕС, оно не смогло. В результате уступок ЕС удалось в основном решить проблему грузового транзита (исключая вопрос о тарифах, так как РФ настаивала на использовании внутренних российских тарифов), были сняты многие вопросы по пассажирскому транзиту из Калининградской области. Евросоюз увеличил квоты на экспорт российской стали в объеме, эквивалентом поставкам в новые члены. [7;182].
Центральная и Восточная Европа после расширения Евросоюза осталась зоной концентрации российских интересов. Растущее значение ЦВЕ в процессе европейской интеграции требовало поддержания стабильных российско-европейских отношений, ведения постоянного диалога на различных уровнях по основным направлениям взаимодействия.
Ключевым механизмом в развитии двусторонних отношении продолжали оставаться ежегодные саммиты Россия – ЕС. Несмотря на сложности в российско-европейских отношениях, возникших в связи с расширением, а в частности, большое отставание темпов развития экономик новых членов от экономик “пятнадцати”, отсутствие политического единства по многим вопросам, обеими сторонами были предприняты шаги к углублению партнерских отношений.
Подтверждением этому стало утверждение “дорожных карт” по формированию Четырех общих пространств на саммите Россия-ЕС 10 мая 2005 г. в Москве. Работа по реализации “дорожных карт” становилась ключевым вектором взаимодействия России и ЕС на данном этапе.
На 16-м саммите Россия-ЕС, проходившем в Лондоне 4 октября 2005 г., была достигнута договоренность о принципах дальнейшего взаимодействия по “дорожным картам”. Основным форматом сотрудничества становились отраслевые диалоги, предполагающие создание рабочих групп по интересующим стороны темам [49].
В ходе встречи министров юстиции и внутренних дел 12-13 октября 2005 г. в Люксембурге было сделано серьезное продвижение в вопросах облегчения визового режима и реадмиссии между Россией и ЕС.
Реализация дорожных карт – это объективно долгий процесс, однако в рассматриваемый период были достигнуты некоторые результаты.
Экономическое сотрудничество (1-е пространство):
осуществлялась поддержка Евросоюзом вступления РФ в ВТО, так как членство России открывает новые перспективы двустороннего экономического сотрудничества с будущей возможностью создания зоны свободной торговли;
был продолжен энергодиалог в четырех рабочих группах на темы: торговля энергоносителями, энергоинвестиции, энергоинфраструктура и энергоэффективность; особое внимание уделялось вопросам энергобезопасности [14;143];
был начат диалог в области трансъевропейских путей сообщения между ЕС и РФ.
Сотрудничество в области внутренней безопасности и юстиции (2-е пространство):
на 17-м саммите Россия–ЕС 25 мая 2006 г. были подписаны Соглашения между Россией и ЕС об упрощении визового режима и о реадмиссии.;
в области внутренней безопасности и юстиции осуществлялось сотрудничество в борьбе с организованной преступностью, против торговли людьми и наркотиками, терроризма и др.
Сотрудничество в области внешней политики и внешней безопасности (3-е пространство):
осуществлял свою деятельность рабочие группы совместной внешней политики и безопасности (CFSP) с российскими экспертами;
3 марта 2006 г. состоялся третий раунд Консультаций по правам человека между ЕС и Россией [14;144].
Сотрудничество в области науки, образования и культуры (4-е пространство):
ЕС продолжал предоставлять России поддержку посредством различных программ, в частности TAСИС и ECHO.
активизировалось участие РФ в Болонском процессе.
При проведении анализа видно, что в реализации “дорожных карт” и в продвижении к созданию четырех общих пространств РФ и ЕС находились на начальном этапе. Однако нужно заметить, что принятие “дорожных карт” увеличило объем политических договоренностей, реформировало и конкретизировало Соглашение о партнерстве и сотрудничестве 1994 г., что может послужить основой для трансформации российско-европейского сотрудничества и придать ему более структурированный характер. Одним из проявлений этого стало подписание в Сочи 25 мая 2006 г. в ходе 17-го саммита Россия-ЕС Соглашения между Россией и ЕС об упрощении визового режима и о реадмиссии, которые 1 июня 2007 г. вступили в силу.
На 18-м саммите Россия – ЕС в ноябре 2006 г. в Хельсинки должны были начаться официальные переговоры по подготовке нового базового документа взамен соглашения о партнерстве и сотрудничестве России – ЕС, срок действия которого истек 1 декабря 2007 года. Предполагалось, что на саммите в Хельсинки будет объявлено о старте переговорного процесса. Однако незадолго до этой встречи Польша заблокировала предоставление Еврокомиссии соответствующего переговорного мандата, потребовав от России ратифицировать Европейскую Энергетическую хартию и отменить введенные Москвой ограничения на импорт польской сельхозпродукции.
Информация о работе Европейский союз и россия: Партнерство и противоречия