Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 13:58, дипломная работа
Для Республики Беларусь отношения с Российской Федерацией и Европейским союзом являются приоритетными в силу исторических, культурных, географических и экономических причин. Для формирования и проведения политики в отношении обоих субъектов необходимо понимание современного состояния российско-европейских отношений и возможность прогнозирования их развития, что определяет актуальность выбранной темы исследования.
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В 2000-2004 гг.
1.1 Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Европейским союзом
1.2 Сотрудничество России и Европейского союза в рамках основных саммитов и встреч на высшем уровне
1.3 Развитие совместных инициатив и программ, начатых в 90-е гг. ХХ в.
2. РОССИЯ И ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ ПОСЛЕ РАСШИРЕНИЯ (2004-20011)
2.1 Политическое сотрудничество России и Европейского союза после его расширения
2.1 Сотрудничество по другим направлениям
3. РОССИЯ И ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
3.1 Взаимодействие России с Европейским союзом по вопросам ВТО
3.2 Калининградский вопрос
3.3 Проблемы энергетической безопасности в отношениях России и Европейского союза
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В декабре 2007 г. Польша объявила о снятии вето, в 2008 г. была достигнута договоренность об отмене литовского вето. На саммите в Ханты-Мансийске в июне 2008 было объявлено о начале переговоров о заключении нового СПС. На сегодняшний момент проведено восемь раундов переговоров. Переговоры проходят по 4 разделам будущего Соглашения: политический диалог и сотрудничество в сфере внешней безопасности; сотрудничество в области свободы, безопасности и правосудия; экономическое сотрудничество; научные исследования, образование, культура. Данные разделы фактически повторяют четыре общих пространства, о формировании которых было объявлено на саммите Россия – ЕС в 2003 г.
На мой взгляд, главная цель нового соглашения будет состоять в урегулировании экономических аспектов сотрудничества и, фактически, в облегчении двусторонней торговли. Возможны два варианта развития событий в процессе принятия нового СПС. Первый предполагает довольно быстрое заключение нового СПС по отдельным сферам сотрудничества с упором на экономическую и энергетическую составляющие. Второй вариант состоит в увязывании заключения нового СПС со вступлением России в ВТО. Скорость заключения договора в данном варианте сложно прогнозировать ввиду того, что еще в 2008 г. представители российской власти сомневались в целесообразности вступления в данную организацию, а в начале 2009 году были заявления о том, что Россия вступит в ВТО до конца 2009 г.
Таким образом, на мой взгляд, новое соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Евросоюзом будет заключено по тому или иному сценарию, приоритет в котором будет отдан экономической составляющей.
1.2 Сотрудничество России и Европейского союза в рамках основных саммитов и встреч на высшем уровне
Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная президентом РФ В. В. Путиным 28 июня 2000 года, закрепила за европейским направлением статус приоритетного. Стратегическое партнерство с Европейским союзом как цель было впервые озвучено на высшем уровне В. В. Путиным в его выступлении в Бундестаге ФРГ в 2001 году: “ Я придерживаюсь мнения, что Европа твердо и надолго укрепит свою репутацию мощного и самостоятельного центра мировой политики, если она сможет объединить собственные возможности с возможностями российскими – людскими, территориальными, и природными ресурсами, с экономическим, культурным и оборонным потенциалом России” [39].
Приход к власти нового лидера В. В. Путина, во-первых, четко определил отношения с Евросоюзом как приоритетные, во-вторых, резко интенсифицировал двусторонний диалог. На парижском саммите Россия – ЕС 30 октября 2000 г. была принята Совместная декларация об укреплении диалога и сотрудничества по политическим вопросам и вопросам безопасности в Европе, которая создала основу для двустороннего взаимодействия в области безопасности и обороны. Было принято решение развивать сотрудничество в области оперативного управления кризисами и изучить возможности вклада России в проведение соответствующих операций Евросоюза [3;127]. Также был учрежден энергодиалог между РФ и Евросоюзом, что продемонстрировало важное направление в сфере экономического взаимодействия.
Ключевую роль в институциональной системе двустороннего взаимодействия продолжали играть встречи на высшем уровне по формуле "1+2": Президент России - Председатель Европейского совета и Председатель Комиссии ЕС.
В мае 2001 г., председателем Комиссии Евросоюза Р. Проди была выдвинута идея создания Общего европейского экономического пространства (ОЕЭП) с участием России. В основе данной идеи было постепенное распространение на отношения с Россией “четырех свобод” (свободы движения товаров, услуг, капиталов и граждан), лежащих в основе Европейского экономического пространства (ЕЭП). Еще в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве 1994 года по настоянию России было включено положение о создании условий для учреждения в будущем зоны свободной торговли между Россией и ЕС. Однако РФ ввиду торговых проблем во взаимоотношениях с Евросоюзом в первые годы действия СПС уделяла относительно мало внимания этой цели.
Целью Евросоюза при выдвижении данной идеи было стабилизировать и сделать более предсказуемой экономическую обстановку на восточных границах и укрепить свои международные позиции, так как с участием России ЕЭП приобретало бы общеевропейские масштабы при сохранении экономического и политического лидерства Евросоюза [7;183].
Еще одним результатом этого саммита было расширение сети постоянно действующих институтов сотрудничества России и ЕС (на данном этапе сотрудничество осуществлялось в рамках механизмов, образованных в соответствии с СПС: Совет сотрудничества на уровне министров иностранных дел, Комитет сотрудничества на уровне старших должностных лиц, а также Комитет парламентского сотрудничества). Были созданы: рабочая группа высокого уровня для выработки концепции Общего экономического пространства, рабочая группа по вопросам сотрудничества в сфере энергетики, комитет парламентского сотрудничества. В октябре 2001 г. на саммите ЕС—Россия было решено также проводить ежемесячные встречи по актуальным вопросам международной безопасности.
Московский саммит Россия-ЕС, проходивший в мае 2002 г., так же был отмечен принятием ряда важных документов и заявлений. В заявлении “O дальнейших практических шагах по развитию политического диалога и сотрудничества по регулированию кризисов и вопросам безопасности” содержалась программа совместных действий в сфере Европейской политике безопасности и обороны (ЕПБО), что явилось продолжением диалога по безопасности и обороне, начатого на Парижском саммите 2000 г. [42]. Еще одним важным результатом этого саммита было то, что Российская Федерация была признана страной с рыночной экономикой. Этот факт дал импульс для активизации переговоров о вступлении РФ во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Решение о формировании четырех общих пространств России и ЕС, одобренное в мае 2003 г. на Саммите Россия-ЕС в Санкт-Петербурге, явилось активизацией диалога о расширении и укреплении стратегического партнерства. Договоренность о создании четырех общих пространств, а именно об экономическом пространстве (в рамках ОЕЭП), пространстве свободы, безопасности и правосудия, пространстве сотрудничества в области внешней безопасности, а также пространстве научных исследований и образования, включая культурные аспекты, создала базу для продуктивного развития сотрудничества между Россией и Евросоюзом на рассматриваемом этапе. Далее будeт рассмотренo каждое пространство более подробно.
Общее экономическое пространство. Общее экономическое пространство охватывает широкий спектр вопросов, таких как торговля, инвестиции, промышленное сотрудничество, политика предпринимательства, а также более конкретные области, такие как права на интеллектуальную собственность, конкуренция и сельское хозяйство. В этом пространстве ЕС и Россия были намерены поддержать основу существующего энергетического диалога и стимулировать работу в области транспорта по таким вопросам, как инфраструктурные проекты, морская безопасность, спутниковая навигация и авиация [41].
Общее пространство свободы, безопасности и правосудия. ЕС и Россия намеревались укрепить сотрудничество в области правосудия и внутренних дел для борьбы с общими угрозами, связанными с организованной преступностью, терроризмом и иной незаконной деятельностью, имеющей международные масштабы. Также рассматривались вопросы, связанные с пограничным управлением и миграцией, упрощением поездок и контактов между людьми [43]. В этом контексте Евросоюз и Россия также договорились изучить условия для безвизовых поездок в качестве долгосрочной перспективы.
Общее пространство сотрудничества в области внешней безопасности. Задача работы по этому пространству заключалась в укреплении сотрудничества по вопросам безопасности и управления кризисами, проведении действий в ответ на новые угрозы, такие, как терроризм, распространение оружия массового уничтожения, региональные конфликты, а также в укреплении сотрудничества по устранению последствий стихийных бедствий. В таком пространстве ЕС и Россия также вновь подтверждали свое общее стремление продвигать международный порядок на основе эффективной многосторонности, признавая значение ООН, ОБСЕ и Совета Европы.
Общее пространство в области научных исследований, образования и культуры. Создание этого пространства было направлено на укрепление контактов между людьми и содействие повышению конкурентоспособности экономики ЕС и России. Идея заключалась в использовании богатого интеллектуального наследия и знания в ЕС и России для содействия экономическому развитию России и ЕС при участии гражданского общества, так же для укрепления связей и обмена в области образования и культуры и для внедрения успешного опыта.
Таким образом, соглашение о создании четырех пространств могло стать средством модернизации России. Четыре пространства должны были повысить конкурентоспособность России, способствовать ее устойчивому развитию и в целом использовать стимулирующий эффект, который могут создать либеральная экономическая среда и открытый тип экономики, а также иностранные инвестиции.
На Римском саммите 2003 г. Группой высокого уровня была представлена разработанная концепция ОЕЭП, которая была одобрена и получила название “Совместная концепция формирования Общего европейского экономического пространства”. В ней были выделены одиннадцать приоритетных областей экономической деятельности, где будут разрабатываться такие системы регулирования [7;184]. Данная Концепция предполагала высокий уровень сближения в области законодательства и правил регулирования, а также облегчение торговли и инвестиций, которые, несомненно, выгодны как для России, так и для ЕС.
Таким образом, при анализе этой концепции становится очевидно, что основной путь реализации ОЕЭП – сближение законодательства сторон в соответствующих областях. В Европейском экономическом пространстве такое сближение проводится на базе норм и правил ЕС. Несмотря на то, что экономическая и правовая база Европейского союза развита в значительно большей степени, “подтягивание” российского законодательства к условиям, действующим в ЕС, считалось российской стороной неприемлемым. Формирование ОЕЭП видилось Москве как соглашение типа “ВТО плюс”, то есть утверждение между Россией и ЕС взаимоотношений по нормам и правилам ВТО с дополнительным углубленным сотрудничеством в отдельных секторах, круг которых мог бы постепенно расширяться.
Стоит отметить пункт 14 данной Концепции, в котором говорится о том, что “Стороны будут обеспечивать совместимость ОЕЭП с их существующими и будущими обязательствами в контексте ВТО” [7;185]. Этот пункт дает основание полагать, что сближение законодательств предполагалось осуществлять на основе универсальных норм этой организации, что является особенно важным для российской дипломатии в свете наличия трудностей со вступлением в ВТО.
На мой взгляд, формирование общего экономического пространства, несмотря на то, что оно является самым разработанным и самым перспективным из четырех общих пространств, займет длительное время. Однако данная концепция является важной для российской стороны для повышения конкурентоспособности экономики этой страны, а также для усиления динамики процесса сближения России и Евросоюза.
При рассмотрении итогов проведения двусторонних саммитов за 2000-2003 гг. видно, что в этот период были приняты соглашения, направленные на развитие и усиление стратегического партнерства. Однако при выполнении на практике данных решений стороны столкнулись со значительными трудностями, в частности с различным уровнем развития экономики, законодательства, что существенно тормозило развитие двусторонних отношений.
Начало 2004 года ознаменовалось попыткой Евросоюза пересмотреть свою политику в отношении России. Принятая в феврале 2004 г. резолюция Европейского парламента констатировала растущий разрыв между переговорным процессом и конкретными достижениями в целом ряде сфер российско-европейского сотрудничества. Представители Евросоюза отмечали, что низкая эффективность политики Европейского союза в отношении России обусловлена слишком большим количеством целей при отсутствии четких приоритетов. В резолюции предлагались такие приоритеты сотрудничества с Россией, как проблемы безопасности; защита прав человека, демократии, правового государства; экономическое сотрудничество. ЕС объявил также о своем намерении основывать в дальнейшем свои отношения с Россией не на общих ценностях, а лишь на общих интересах [43].
Последний тезис, на мой взгляд, нуждается в конкретизации. Отношения России и ЕС в период с 1991 по 2003 претерпели трансформацию от установки на скорейшее сближение и принятие Россией европейских ценностей до признания ценностных различий и перехода к “прагматическому” сотрудничеству, преимущественно в сфере экономики. В период 1991-1999 политика ЕС в отношении РФ была основана на сближении правил и процедур, регулирующих экономическую деятельность на территории РФ, с условным “стандартом ЕС” и восприятии ему политических парадигм, убеждений и норм (“европейские ценности”) [10;124]. Основой стратегического партнерства Европейский союз считал наличие общих ценностей. Однако критерием соответствия общим ценностям Евросоюз считал свои ценности. Если в условиях 90-х годов такая политика еще более-менее принималась РФ, то с 2000 г. ценностный элемент европеизации начал удаляться из повестки Россия-Евросоюз [9;126]. Российская дипломатия настаивала на отказе односторонней трактовки “общих ценностей” и от выдвижения их в качестве условий сотрудничества. Реакцией Евросоюза на такой поворот в двусторонних отношениях было начало проведение политики европеизации той части политики ЕС по отношению к России, которая предполагает сближение правил и процедур, но не включает “ценностную европеизацию”.
1.3 Развитие совместных инициатив и программ, начатых в 90-е гг. ХХ в.
Среди совместных инициатив и программ, осуществляемых в рамках сотрудничества России и Европейского союза, необходимо выделить “Северное измерение” и ТАСИС как наиболее финансируемые и перспективные.
“Северное измерениe” – политика ЕС, запущенная в 1997 г. по инициативе Финляндии. Основной ее целью было провозглашено развитие трансграничного сотрудничества стран-участниц - ЕС и России. Географическая зона действия “Северного Измерения” охватывает территорию Дании, Финляндии, Швеции, Норвегии, Исландии, Польши, стран Балтии и России. В финансовом отношении данная инициатива опирается на средства программ ЕС ТАСИС (для России), ИНТЕРРЕГ (страны ЕС бассейна Балтики) и структурных фондов ЕС (для менее развитых регионов Швеции, Финляндии и восточных земель Германии) [46].
Информация о работе Европейский союз и россия: Партнерство и противоречия