Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 13:58, дипломная работа
Для Республики Беларусь отношения с Российской Федерацией и Европейским союзом являются приоритетными в силу исторических, культурных, географических и экономических причин. Для формирования и проведения политики в отношении обоих субъектов необходимо понимание современного состояния российско-европейских отношений и возможность прогнозирования их развития, что определяет актуальность выбранной темы исследования.
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В 2000-2004 гг.
1.1 Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Европейским союзом
1.2 Сотрудничество России и Европейского союза в рамках основных саммитов и встреч на высшем уровне
1.3 Развитие совместных инициатив и программ, начатых в 90-е гг. ХХ в.
2. РОССИЯ И ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ ПОСЛЕ РАСШИРЕНИЯ (2004-20011)
2.1 Политическое сотрудничество России и Европейского союза после его расширения
2.1 Сотрудничество по другим направлениям
3. РОССИЯ И ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
3.1 Взаимодействие России с Европейским союзом по вопросам ВТО
3.2 Калининградский вопрос
3.3 Проблемы энергетической безопасности в отношениях России и Европейского союза
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В 2000-2004 гг.
1.1 Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Европейским союзом
1.2 Сотрудничество России и Европейского союза в рамках основных саммитов и встреч на высшем уровне
1.3 Развитие совместных инициатив и программ, начатых в 90-е гг. ХХ в.
2. РОССИЯ И ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ ПОСЛЕ РАСШИРЕНИЯ (2004-20011)
2.1 Политическое сотрудничество России и Европейского союза после его расширения
2.1 Сотрудничество по другим направлениям
3. РОССИЯ И ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
3.1 Взаимодействие России с Европейским союзом по вопросам ВТО
3.2 Калининградский вопрос
3.3 Проблемы энергетической безопасности в отношениях России и Европейского союза
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Европейский вектор на протяжении многих столетий был главным и определяющим в российской политике. Россия же всегда была неотъемлемой частью европейской системы международных отношений. На рубеже - вв. как в ЕС, так и в России, произошли стремительные структурные изменения, которые привели к изменению существовавшей и формированию новой европейской архитектуры. Российская Федерация и Европейский союз, будучи самостоятельными полюсами существовавшего тогда миропорядка, обладали высокой степенью сопряженности своих интересов. С начала легитимации Российской Федерации как субъекта международного права в 1991 г. российско-европейские отношения прошли в своем развитии несколько этапов, в которых периоды активизации взаимоотношений сменялись периодами похолодания. Однако на протяжении всего этого времени присутствовало понимание важности стратегических отношений, которое и легло в основу двустороннего партнерства.
Для Республики Беларусь отношения с Российской Федерацией и Европейским союзом являются приоритетными в силу исторических, культурных, географических и экономических причин. Для формирования и проведения политики в отношении обоих субъектов необходимо понимание современного состояния российско-европейских отношений и возможность прогнозирования их развития, что определяет актуальность выбранной темы исследования.
Хронологические рамки работы охватывают период с 2000 г., с момента прихода в России к власти В.В. Путина и по 20011 г.
Целью данной работы является комплексный анализ развития отношений между Российской Федерацией и Европейским Союзом, а также выявление характерных особенностей и тенденций развития двусторонних отношений в указанный период.
Достижение данной цели предопределяет постановку следующих специфических задач:
1. охарактеризовать эволюцию отношений России и Евросоюза с 2000 по 20011 гг.;
2. проанализировать содержание фундаментального элемента договорно-правовой базы отношений - Соглашения о партнерстве и сотрудничестве 1994 г.;
3. обозначить поля интересов сторон по выведению сотрудничества на более высокий уровень и существование неурегулированных проблем;
4. выявить тенденции развития отношений между Российской Федерацией и Европейским Союзом;
5. проанализировать последствия вступления в Евросоюз новых членов для РФ;
6. обозначить проблемные аспекты в двусторонних отношениях и проанализировать возможные варианты их разрешения.
В качестве объекта исследования принималось политическое взаимодействие России и Евросоюза, переживавшее различные фазы своего развития и занимающее в соответствии с ними различное место в системе международных отношений.
Предмет исследования – развитие сотрудничества между Россией и Евросоюзом, присущая им специфика развития на фоне становления новых реалий на постсоветском пространстве.
Процесс трансформации российско-европейских отношений в 90-е гг. хорошо освещен как в российской, так и в западной научно-исследовательской литературе, чего нельзя сказать о периоде с 2000 г. Разрабатывая теоретические и аналитические вопросы, автор опирался на публикации ученых и исследователей по проблемам международных отношений и Евро
К методам исследования относятся сравнительно-исторический и политологический, использование которых позволяет в наиболее полной степени исследовать данную проблему.
Структура работы соответствует поставленным цели и задачам. В первой главе рассматривается развитие отношений России и Евросоюза в 2000-2004 гг., исследуется правовая база сотрудничества, а также реализация совместных инициатив и программ, начатых в 90-е гг. ХХ века. Вторая глава посвящена анализу изменения всех аспектов отношений РФ и ЕС после расширения и рассмотрению современного состояния двусторонних отношений. В третьей главе рассматриваются проблемные аспекты отношений РФ и ЕС и дается анализ вариантов их разрешения. В заключении подводятся итоги проведенной р
1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В 2000-2004 гг.
1.1 Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Европейским союзом
Тема России и Европы, места России в Европе и роли Европы в России являлась предметом исследования на протяжении многих веков как в России и в странах постсоветского пространства, так и за рубежом. Но на рубеже - веков в связи с кардинальными изменениями в геополитической картине мира эта тема получила новое звучание. С превращением Европы в единое экономическое, социальное, правовое и политическое пространство, с возникновением нового мощного субъекта международных отношений – Европейского союза, появились новые вопросы и аспекты его взаимодействия с Россией – одной из крупнейших по территории державой в мире, обладающей значительными материальными и людскими ресурсами, а также имеющей вес в мировой политике.
С распадом в 1991 году Советского союза и легитимацией Российской Федерации как субъекта международного права начался новый период в истории российско-европейских отношений. В политике России по отношению к ЕС в 90-е годы можно выделить два этапа. Первый этап - это период начала 1990-х гг., когда сам Европейский союз находился в процессе становления в качестве единого игрока на мировой арене, а Российская федерация только вступала на путь демократических и рыночных преобразований. Главным достижением этого периода стало заключение Соглашения о партнерстве и сотрудничестве в 1994 году. Второй этап (1996—1999 гг.) отразил общую тенденцию похолодания в отношениях России с Западом. Однако, не смотря на это, в 1999 году Кельнским саммитом ЕС была выработана “Коллективная стратегия Европейского союза по отношению к России”. Московское руководство ответило принятием “Стратегии развития отношений РФ и ЕС на среднесрочную перспективу (2000-2010 гг.)”, которая ознаменовала новый этап в развитии двусторонних отношений.
Официальные отношения России с Европейским Экономическим Союзом были установлены 2 марта 1989 г. после того, как состоялось вручение верительных грамот и открытие Постоянного представительства СССР при ЕЭС в Брюсселе. Первая встреча РФ – ЕС на высшем уровне состоялась в Москве в мае 1992 г. Главным ее результатом стала договоренность о подготовке соглашения между Россией и ЕС, которое определило бы новое качество взаимоотношений. Подготовка документа заняла около двух лет и увенчалась подписанием 24 июня 1994 г. на о. Корфу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС (СПС). Ввиду упомянутого выше похолодания в двусторонних отношениях во второй половине 1990-х годов, СПС было ратифицировано государствами-членами ЕС в октябре 1997 г. и 1 декабря 1997 г. вступило в силу. Данное соглашение содержит 112 статей, сведенных в 11 разделов, 10 приложений, два протокола, заключительный акт и обменные письма по конкретным вопросам, являющихся составными и неотъемлемыми частями Соглашения.
В основе СПС лежит концепция партнерства, которое в свою очередь должно удовлетворять трем критериям – приверженности сторон одним и тем же основным ценностям, общности или близости стратегических целей, высокому уровню взаимопонимания и доверия. Так же данное соглашение определяет основные цели, направления и механизмы сотрудничества.
Для выделения основных направлений и механизмов сотрудничества, предусмотренных СПС, далее будут подробно рассмотрены некоторые из разделов.
Второй раздел СПС – “Политический диалог” – предусматривает соответствующие рамки для регулярного политического диалога и системы консультаций по всему спектру двусторонних отношений. Встречи на высшем уровне проходят дважды в год поочередно в России и стране-председателе ЕС, работает Комитет парламентского сотрудничества. Кроме того, регулярно проводятся встречи между председателем правительства России и председателем Комиссии ЕС. Два раза в год проходят встречи Министра иностранных дел России с “тройкой” министров иностранных дел ЕС.
В третьем разделе “Торговля товарами” в торговле между Россией и ЕС устанавливается два вида режимов: общий режим, то есть непосредственно установленный СПС, и специальные режимы в отношении отдельных категорий товаров, регулируемые на основе отдельных соглашений [33]. В отношении внутренних налогов и сборов, а также законов, правил и требований, касающихся условий реализации импортных товаров на внутренних рынках, стороны предоставляют друг другу национальный режим.
Шестой раздел, имеющий название “Конкуренция, охрана интеллектуальной собственности, сотрудничество в области законодательства”, содержит основные положения для юридического обеспечения интеграции России и Евросоюза и становления общего европейского правового пространства. В этом разделе заложена идея сближения и совместимости российского и европейского законодательства, с последующим формированием гармонизированных норм [6;71].
Восьмой раздел “Экономическое сотрудничество” является самым большим по количеству объектов регулирования. Он затрагивает весьма практические сферы двустороннего сотрудничества: промышленность, поощрение и защиту инвестиций, наука и техника, сельское хозяйство и агропромышленный комплекс, строительство, окружающую среду, транспорт и др.
В девятом разделе “ Культурное сотрудничество” охвачены три области – архитектурное наследие, культурный обмен и перевод литературных произведений. Однако нужно отметить, что с самого начала было очевидно, что объем этого отдела не отвечает масштабу фактического потенциала сторон и нуждается в расширении и преобразовании.
Одна из важных и достаточно развитых отношений России и ЕС представлена десятым разделом – “Финансовое сотрудничество”. В нем констатируется значение программы финансового и технического содействия – ТАСИС (Technical Assistance to the Commonwealth of Independent States), а также Программы малых проектов (Программа подготовки менеджеров и др.) и ряда других межгосударственных программ. Основные области применения данных программ: поддержка правовой и административной реформы, частного сектора и экономического развития; ядерная безопасность; поддержка инвестиций и развитие людских ресурсов [34].
Процесс ратификации СПС был осложнен рядом обстоятельств и даже временно приостановлен ЕС вследствие военных действий российской армии в Чечне. С началом мирных переговоров в Чеченской республике процесс ратификации возобновился: в октябре–ноябре 1996 года СПС было ратифицировано Государственной Думой и Советом Федерации, в октябре 1997 г. — завершена его ратификация государствами–членами ЕС. 1 декабря 1997 года Соглашение вступило в силу.
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве является основой отношений России и Европейского союза. Однако нельзя не отметить, что заложенный в нем потенциал был реализован лишь частично. Механизм консультаций и сотрудничества в политической области функционирует продуктивно, чего нельзя сказать о экономическом сотрудничестве. Многие экономические статьи до сих пор не действуют ввиду того, что их вступление в силу отложено до вхождения России во Всемирную торговую организацию, хотя формально они предусматривают возможность применения в отношениях между Россией и ЕС норм ВТО еще до получения Россией членского статуса.
СПС было заключено на десятилетний срок с автоматическим продлением в случае отсутствия нового соглашения. Таким образом, с конца 2007 года встал вопрос о пересмотре существующего и заключении нового СПС. Уже на этапе начала переговоров о выработке нового соглашения стало понятно, что этот процесс будет осложнен наличием противоречий в отношениях России с отдельными, преимущественно новыми странами-членами ЕС. Так, в ноябре 2006 года накануне саммита Россия-ЕС в Хельсинки вето на начало переговоров наложила Польша виду введение российского эмбарго на поставки польского мяса. В 2007 г. к Польше присоединилась Литва. Суть литовских претензий сводилась к нескольким пунктам. Во-первых, Вильнюс требовал возобновить поставки углеводородов по нефтепроводу "Дружба". Во-вторых, ЕС должен был принять декларацию, в которой Брюссель потребовал бы от Москвы ускорить разрешение замороженных конфликтов в Приднестровье, Абхазии и Южной Осетии. Кроме того, Литва добивалась принятия декларации о правовом сотрудничестве между РФ и странами-членами Евросоюза, что позволило бы расследовать роль Москвы в событиях 13 января 1991 года в Вильнюсе, а также дело об исчезновении в Калининграде литовского бизнесмена Станислава Юцюса. Наконец, Вильнюс жестко требовал, чтобы Россия возместила ущерб всем лицам, депортированным из Прибалтики во время "советской оккупации".
Информация о работе Европейский союз и россия: Партнерство и противоречия