Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 12:24, контрольная работа
Задание 1. Представить научно-практический отчет «Описание существующего и измененного бизнес-процесса коммерческой деятельности, анализ и рекомендации».
Рассмотрим методики организации проекта по описанию бизнес-процессов.
1. Через дерево бизнес-процессов.
Сначала разрабатывается иерархическая структура (дерево) бизнес-процессов банка. Затем из этого дерева берутся бизнес-процессы 1-го уровня и детально описываются. Описывается деятельность владельца бизнес-процесса, и в дополнение описывается деятельность всех участников бизнес-процесса.
2. Через отделы.
Сначала описывается оргструктура банка. Затем из оргструктуры выбираются отделы, описывается деятельность отделов в рамках разных бизнес-процессов. В заключение все схемы одного бизнес-процесса от разных отделов сводятся в единую схему.
Перечислим
самые распространенные методики, с
помощью которых можно
На сегодняшний
день на рынке существуют следующие
профессиональные программные продукты,
предназначенные для
Выделим функции данных программных продуктов, которые наиболее существенны для банков:
— автоматизированное формирование регламентирующей документации на основе диаграмм бизнес-процессов;
— аналитические функции (ФСА-анализ и др.);
— сетевая работа;
— защита информации и распределение доступа;
— публикация бизнес-моделей в WEB.
Сравнительному анализу программных продуктов бизнес-моделирования посвящено достаточно много материалов в открытом доступе.
Приведем
основные этапы проекта описания
бизнес-процессов банка и
Рис.2. Методика
описания банковских бизнес-процессов
Нажмите, чтобы увеличить рисунок
1. Определение целей и задач описания бизнес-процессов, основных требований
Данный этап выполняется топ-менеджерами банка, которые заинтересованы в описании (структуризации) бизнес-процессов, осознают важность проекта и будут принимать активное участие в его реализации.
Результат этапа: документ с зафиксированными целями, задачами и требованиями к описанию бизнес-процессов.
2. Создание рабочей группы по описанию бизнес-процессов
Рабочая группа может состоять из сотрудников банка либо из внешних консультантов. Оба данных варианта были описаны выше. Обязательно должны быть назначены единоличный руководитель рабочей группы и его заместители.
Результат этапа: перечень компетентных сотрудников с закрепленными за ними обязанностями по описанию бизнес-процессов, соответствующие приказы и распоряжения по банку.
3. Разработка соглашения по бизнес-моделированию, выбор и приобретение программного продукта бизнес-моделирования
Прежде чем приступить к реализации любого проекта по описанию бизнес-процессов, следует определиться с методическим и технологическим обеспечением проекта.
Под технологическим обеспечением в данном случае понимаются программные продукты бизнес-моделирования, которым был посвящен один из предыдущих разделов. Важно не только правильно выбрать программный продукт, но и правильно его установить на рабочие компьютеры, изучить методическую документацию и руководства.
Соглашение по бизнес-моделированию — это документ, в котором фиксируются следующие положения:
— общие положения;
— глоссарий проекта;
— архитектура
разрабатываемых бизнес-
— выбранная методика описания бизнес-процессов с детальными пояснениями к ее объектам, методам, правилам и т.п. Как правило, методика привязывается к конкретному программному продукту бизнес-моделирования. Примеры соглашений можно найти в открытом доступе в сети Интернет либо в соответствующих приложениях к программным продуктам;
— роли (участники) проекта, их функции, права и ответственность, конкретные исполнители среди штатных должностей банка. Теме исполнителей посвящен один из предыдущих разделов;
— другие правила, опыт и инструкции по описанию бизнес-процессов.
Соглашение
по бизнес-моделированию может
Результат
этапа: соглашение по бизнес-моделированию
банка, выбранный, приобретенный и
установленный программный
Рис.3. Дерево
бизнес-процессов банка
4. Определение владельцев процессов и дерева процессов
Владелец процесса — это тот сотрудник, кто выполняет основную (самую большую, важную) часть работ в бизнес-процессе и отвечает за результат всего процесса.
Владельцами бизнес-процессов в банке, как правило, выступают начальники управлений, начальники отделов, главные специалисты. Следует провести интервью с данными сотрудниками, а также с топ-менеджерами. По результатам интервью разрабатывают дерево бизнес-процессов банка по каждому владельцу до 3-го уровня. Для каждого бизнес-процесса выясняют его сложность. Далее делают синтез деревьев бизнес-процессов в единое дерево бизнес-процессов банка.
Приведем пример формирования дерева бизнес-процессов банка на примере «МТИ-Банка».
На верхнем уровне обычно выделяют группы бизнес-процессов (рис. 3).
Основные бизнес-процессы — это те, которые приносят банку прибыль:
1. Обслуживание физических лиц.
2. Обслуживание юридических лиц.
3. Работа на финансовых и межбанковских рынках.
Обеспечивающие бизнес-процессы — это вспомогательные процессы, которые обеспечивают стабильную деятельность банка, но не приносят прибыль.
4. Административно-хозяйственное обеспечение.
5. Обеспечение безопасности.
6. Юридическое обеспечение.
7. ИТ-обеспечение и связь.
8. Внутренний контроль.
9. Бухгалтерский учет и отчетность.
10. Другие (более 10).
Бизнес-процессы управления — вспомогательные процессы, с помощью которых осуществляется управление деятельностью банка и основными объектами:
11. Стратегическое управление.
12. Управление маркетингом.
13. Управление рисками.
14. Управление персоналом.
15. Управление
бизнес-процессами и развитием.
16. Региональное управление.
17. Другие (более 10).
Существуют типовые деревья процессов до 10-го уровня детализации, которые схожи для большинства коммерческих банков.
В данном дереве (рис. 3) нас интересует группа бизнес-процессов «А2 Обслуживание юридических лиц». В данной группе выделяются бизнес-процессы, которые реализуют услуги и продукты банка для юридических лиц. Это все бизнес-процессы 1-го уровня.
2. Обслуживание юридических лиц.
2.1. Расчетно-кассовое обслуживание.
2.2. Банковские карты.
2.3. Кредитование.
2.4. Привлечение депозитов.
2.5. Внешнеэкономическая деятельность.
2.6. Инкассация.
2.7. Удаленное управление счетом.
2.8. Другие (более 20).
Важное замечание: следует разделять понятия «группа бизнес-процессов» и «уровень бизнес-процесса». Когда мы группируем несколько бизнес-процессов по определенному признаку, мы не создаем новый уровень для бизнес-процесса. Групп бизнес-процессов может быть сколько угодно (они делаются для удобства аналитиков и сотрудников банка), а уровней бизнес-процессов желательно делать не более 3–5. Возникает вопрос: как определить уровень бизнес-процесса? МТИ-Банк применяет следующий подход для разбиения бизнес-процессов по уровням.
1-й уровень. Бизнес-процессы, которые реализуют услуги и продукты банка. Кодовое название элемента уровня: бизнес-процесс.
Пример
Бизнес-процесс
«2.3. Кредитование» — это бизнес-
2-й уровень. Подпроцессы, которые являются ключевыми составляющими бизнес-процесса 1-го уровня. Кодовое название элемента уровня: подпроцесс.
Пример
2.3. Кредитование.
2.3.1. Кредит.
2.3.1.1. Оформление и выдача кредита.
2.3.1.2. Погашение кредита.
2.3.2. Возобновляемая кредитная линия.
2.3.3. Невозобновляемая кредитная линия.
3-й уровень. Процедуры — последовательность процедур с промежуточным результатом.
Кодовое название элемента уровня: процедура.
2.3.1.1. Оформление и выдача кредита
2.3.1.1.1. Получение и обработка заявки
2.3.1.1.2. Проверка заемщика
2.3.1.1.3. Выдача кредита
2.3.1.1.4. Формирование резерва.
4-й уровень. Действия — узкоспециализированные функции нижнего уровня, из которых состоят процедуры.
2.3.1.1.1. Получение и обработка заявки
2.3.1.1.1.1. Провести интервью с клиентом
2.3.1.1.1.2. Получить минимальный комплект документов от клиента
2.3.1.1.1.3. Оказать содействие клиенту в оформлении заявки
2.3.1.1.1.4.
Провести предварительную
2.3.1.1.1.5. И т.д.
Результат этапа: дерево бизнес-процессов банка (до 3-го уровня детализации).
5. Разработка плана проекта по описанию бизнес-процессов
План проекта разрабатывается на основе дерева бизнес-процессов и информации о сложности бизнес-процессов. В зависимости от сложности и объемности бизнес-процесс 1-го уровня может описываться от 1 недели до 1 месяца. Следует понимать, что описание бизнес-процессов делается не ради описания и регламентов, а ради того, чтобы регламенты работали и проект не был бесконечным. Поэтому проект должен выполняться по возможности в сжатые и разумные сроки.
Информация о работе Контрольная работа по "Реинжиниринг бизнес-процессов "