Контрольная работа по "Реинжиниринг бизнес-процессов "

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 12:24, контрольная работа

Описание работы

Задание 1. Представить научно-практический отчет «Описание существующего и измененного бизнес-процесса коммерческой деятельности, анализ и рекомендации».

Работа содержит 1 файл

РЕИНЖИНИРИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ.docx

— 739.85 Кб (Скачать)

Рассмотрим  методики организации проекта по описанию бизнес-процессов.

1. Через  дерево бизнес-процессов. 

Сначала разрабатывается иерархическая  структура (дерево) бизнес-процессов  банка. Затем из этого дерева берутся  бизнес-процессы 1-го уровня и детально описываются. Описывается деятельность владельца бизнес-процесса, и в  дополнение описывается деятельность всех участников бизнес-процесса.

2. Через  отделы.

Сначала описывается оргструктура банка. Затем  из оргструктуры выбираются отделы, описывается деятельность отделов в рамках разных бизнес-процессов. В заключение все схемы одного бизнес-процесса от разных отделов сводятся в единую схему.

Перечислим  самые распространенные методики, с  помощью которых можно описывать  бизнес-процессы: IDEF0, IDEF3, DFD, ARIS, UML. Подробно останавливаться на описаниях методик не стоит, поскольку данной информации достаточно в открытых источниках.

Инструменты для описания бизнес-процессов 

На сегодняшний  день на рынке существуют следующие  профессиональные программные продукты, предназначенные для автоматизации  описания бизнес-процессов: ARIS, Бизнес-Студио, AllFusion Process Modeler, MS Visio, QPR и др. Они отличаются функционалом, схемами ценообразования.

Выделим функции данных программных продуктов, которые наиболее существенны для банков:

— автоматизированное формирование регламентирующей документации на основе диаграмм бизнес-процессов;

— аналитические  функции (ФСА-анализ и др.);

— сетевая  работа;

— защита информации и распределение доступа;

— публикация бизнес-моделей в WEB.

Сравнительному  анализу программных продуктов  бизнес-моделирования посвящено достаточно много материалов в открытом доступе.

Методика  описания (структуризации) бизнес-процессов  банка

Приведем  основные этапы проекта описания бизнес-процессов банка и дадим  их детальное описание1. Схематичное  изображение этапов приведено на рисунке 2.

Рис.2. Методика описания банковских бизнес-процессов   

Нажмите, чтобы увеличить рисунок

1. Определение целей  и задач описания  бизнес-процессов,  основных требований

Данный  этап выполняется топ-менеджерами  банка, которые заинтересованы в  описании (структуризации) бизнес-процессов, осознают важность проекта и будут  принимать активное участие в  его реализации.

Результат этапа: документ с зафиксированными целями, задачами и требованиями к описанию бизнес-процессов.

2. Создание рабочей  группы по описанию  бизнес-процессов

Рабочая группа может состоять из сотрудников  банка либо из внешних консультантов. Оба данных варианта были описаны выше. Обязательно должны быть назначены единоличный руководитель рабочей группы и его заместители.

Результат этапа: перечень компетентных сотрудников  с закрепленными за ними обязанностями  по описанию бизнес-процессов, соответствующие  приказы и распоряжения по банку.

3. Разработка соглашения  по бизнес-моделированию,  выбор и приобретение программного продукта бизнес-моделирования

Прежде  чем приступить к реализации любого проекта по описанию бизнес-процессов, следует определиться с методическим и технологическим обеспечением проекта.

Под технологическим  обеспечением в данном случае понимаются программные продукты бизнес-моделирования, которым был посвящен один из предыдущих разделов. Важно не только правильно выбрать программный продукт, но и правильно его установить на рабочие компьютеры, изучить методическую документацию и руководства.

Соглашение  по бизнес-моделированию — это  документ, в котором фиксируются следующие положения:

— общие  положения;

— глоссарий  проекта;

— архитектура  разрабатываемых бизнес-моделей  в рамках проекта и их взаимосвязи, структура базы данных (моделей) проекта;

— выбранная  методика описания бизнес-процессов  с детальными пояснениями к ее объектам, методам, правилам и т.п. Как правило, методика привязывается к конкретному программному продукту бизнес-моделирования. Примеры соглашений можно найти в открытом доступе в сети Интернет либо в соответствующих приложениях к программным продуктам;

— роли (участники) проекта, их функции, права  и ответственность, конкретные исполнители среди штатных должностей банка. Теме исполнителей посвящен один из предыдущих разделов;

— другие правила, опыт и инструкции по описанию бизнес-процессов.

Соглашение  по бизнес-моделированию может обновляться  и дополняться по ходу проекта. Чем  подробнее и качественнее данное соглашение будет написано изначально, тем меньше будет возникать ошибок и несогласованности по ходу проекта.

Результат этапа: соглашение по бизнес-моделированию  банка, выбранный, приобретенный и  установленный программный продукт  бизнес-моделирования.

Рис.3. Дерево бизнес-процессов банка  

4. Определение владельцев  процессов и дерева  процессов

Владелец  процесса — это тот сотрудник, кто выполняет основную (самую  большую, важную) часть работ в  бизнес-процессе и отвечает за результат  всего процесса.

Владельцами бизнес-процессов в банке, как  правило, выступают начальники управлений, начальники отделов, главные специалисты. Следует провести интервью с данными  сотрудниками, а также с топ-менеджерами. По результатам интервью разрабатывают дерево бизнес-процессов банка по каждому владельцу до 3-го уровня. Для каждого бизнес-процесса выясняют его сложность. Далее делают синтез деревьев бизнес-процессов в единое дерево бизнес-процессов банка.

Приведем  пример формирования дерева бизнес-процессов  банка на примере «МТИ-Банка».

На верхнем  уровне обычно выделяют группы бизнес-процессов (рис. 3).

Основные  бизнес-процессы — это те, которые  приносят банку прибыль:

1. Обслуживание  физических лиц. 

2. Обслуживание  юридических лиц. 

3. Работа  на финансовых и межбанковских  рынках.

Обеспечивающие  бизнес-процессы — это вспомогательные  процессы, которые обеспечивают стабильную деятельность банка, но не приносят прибыль.

4. Административно-хозяйственное  обеспечение. 

5. Обеспечение  безопасности.

6. Юридическое  обеспечение. 

7. ИТ-обеспечение  и связь. 

8. Внутренний  контроль.

9. Бухгалтерский  учет и отчетность.

10. Другие (более 10).

Бизнес-процессы управления — вспомогательные процессы, с помощью которых осуществляется управление деятельностью банка и основными объектами:

11. Стратегическое  управление.

12. Управление  маркетингом. 

13. Управление  рисками. 

14. Управление  персоналом.

15. Управление  бизнес-процессами и развитием. 

16. Региональное  управление.

17. Другие (более 10).

Существуют  типовые деревья процессов до 10-го уровня детализации, которые схожи для большинства коммерческих банков.

В данном дереве (рис. 3) нас интересует группа бизнес-процессов «А2 Обслуживание юридических лиц». В данной группе выделяются бизнес-процессы, которые реализуют услуги и продукты банка для юридических лиц. Это все бизнес-процессы 1-го уровня.

2. Обслуживание  юридических лиц. 

2.1. Расчетно-кассовое  обслуживание.

2.2. Банковские  карты. 

2.3. Кредитование.

2.4. Привлечение  депозитов. 

2.5. Внешнеэкономическая  деятельность.

2.6. Инкассация.

2.7. Удаленное  управление счетом.

2.8. Другие (более 20).

Важное  замечание: следует разделять понятия  «группа бизнес-процессов» и «уровень бизнес-процесса». Когда мы группируем несколько бизнес-процессов по определенному признаку, мы не создаем новый уровень для бизнес-процесса. Групп бизнес-процессов может быть сколько угодно (они делаются для удобства аналитиков и сотрудников банка), а уровней бизнес-процессов желательно делать не более 3–5. Возникает вопрос: как определить уровень бизнес-процесса? МТИ-Банк применяет следующий подход для разбиения бизнес-процессов по уровням.

1-й уровень. Бизнес-процессы, которые реализуют услуги и продукты банка. Кодовое название элемента уровня: бизнес-процесс.

Пример

Бизнес-процесс  «2.3. Кредитование» — это бизнес-процесс 1-го уровня, который также представляет собой дерево.

2-й уровень. Подпроцессы, которые являются ключевыми составляющими бизнес-процесса 1-го уровня. Кодовое название элемента уровня: подпроцесс.

Пример

2.3. Кредитование.

2.3.1. Кредит.

2.3.1.1. Оформление  и выдача кредита. 

2.3.1.2. Погашение  кредита. 

2.3.2. Возобновляемая  кредитная линия. 

2.3.3. Невозобновляемая  кредитная линия. 

3-й уровень. Процедуры — последовательность процедур с промежуточным результатом.

Кодовое название элемента уровня: процедура.

2.3.1.1. Оформление  и выдача кредита 

2.3.1.1.1. Получение и обработка заявки 

2.3.1.1.2. Проверка заемщика 

2.3.1.1.3. Выдача кредита 

2.3.1.1.4. Формирование резерва. 

4-й уровень. Действия — узкоспециализированные функции нижнего уровня, из которых состоят процедуры.

2.3.1.1.1. Получение и обработка заявки 

2.3.1.1.1.1. Провести интервью с клиентом 

2.3.1.1.1.2. Получить минимальный комплект  документов от клиента 

2.3.1.1.1.3. Оказать содействие клиенту в  оформлении заявки 

2.3.1.1.1.4. Провести предварительную проверку  документов 

2.3.1.1.1.5. И т.д. 

Результат этапа: дерево бизнес-процессов банка (до 3-го уровня детализации).

5. Разработка плана  проекта по описанию  бизнес-процессов

План  проекта разрабатывается на основе дерева бизнес-процессов и информации о сложности бизнес-процессов. В зависимости от сложности и объемности бизнес-процесс 1-го уровня может описываться от 1 недели до 1 месяца. Следует понимать, что описание бизнес-процессов делается не ради описания и регламентов, а ради того, чтобы регламенты работали и проект не был бесконечным. Поэтому проект должен выполняться по возможности в сжатые и разумные сроки.

Информация о работе Контрольная работа по "Реинжиниринг бизнес-процессов "