Отчет по практике в ОАО «Сбербанк»

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 19:23, отчет по практике

Описание работы

Сберегательный Банк Российской Федерации — старейший банк страны и единственный банк, сохранивший свою структуру после распада СССР. Новые экономические реалии, рыночные реформы начала 90-х годов требовали серьезных изменений в работе Банка, быстрого реагирования на изменяющуюся ситуацию. Главными задачами первых лет деятельности в новых условиях стали задачи сохранения целостности системы Банка, удержания позиций на рынке розничных банковских услуг и вкладов населения, создания материально-технической базы, обеспечивающей необходимые условия для обслуживания клиентов. Решение этих задач стало возможным благодаря жесткой централизации структуры управления Банком.

Работа содержит 1 файл

Общие сведения об организации.doc

— 391.00 Кб (Скачать)

Предоставляет любой компании-клиенту полный спектр услуг: инкассацию денежной наличности, ее пересчет и зачисление на счет клиента, доставку и инкассацию денежной наличности и ценностей, доставку разменной монеты, купюр, а также ценных бумаг ОАО «Сбербанк России».

Основой ресурсной  базы банка являются вклады физических лиц в рублях и иностранной валюте. В ОАО «Сбербанк» находится почти 60% объемов всех рублевых и свыше 40% объемов всех валютных вкладов физических лиц в стране.

  1. Анализ технико-экономических показателей деятельности.

Для того чтобы оценить  конкурентную позицию ОАО «Сбербанк» на Российском рынке банковских услуг, следует проанализировать экономические показатели его деятельности.

Основными показателями, характеризующими эффективность функционирования любого предприятия являются прибыль, чистая прибыль, затраты, а также  отношение затрат к доходам. Приведем данные финансовые показатели для ОАО «Сбербанк» за 2008-2011гг. в таблице 1.2.

Таблица 2.1 – Основные экономические показатели деятельности ОАО «Сбербанк» в 2008-2011 гг.

Показатель

2008г.

2009г.

Изм-ие

2010г.

Изм-ие

2011г.

Изм-ие

Прибыль, млрд. руб.

81,2

112,8

31,6

160,2

47,4

143,5

-16,7

Чистая прибыль, млрд. руб.

62,9

89,3

26,4

126,1

36,8

108,2

-17,9

Расходы, млрд. руб.

36,7

53,8

17,1

85,1

31,3

46,6

-38,5

Отношение затрат к доходам (Cost / Income),%

45,2

47,7

2,5

53,1

5,4

43,1

-10


 

Из вышеприведенной  таблицы видно, что с 2008 г. по 2009 г. прибыль ОАО «Сбербанк» выросла на 79 млрд. руб., в 2011г. она начала снижаться и достигла уровня 143, 5 млрд. руб.. Также в 2011 г. по сравнению с 2010 г. наблюдается уменьшение отношения затрат к доходам на 10 %, что говорит о повышении эффективности работы банка в целом. Кроме того, согласно планам банка, производительность труда сотрудников (количество операций на одного человека) должна увеличиться еще в 2 раза.

В течение ближайших  пяти лет ОАО «Сбербанк» намерен увеличить прибыль в 2—3 раза, а также довести собственную долю в активах банковской системы России до 25—30%. При этом рентабельность капитала к 2014 году должна составлять не менее 20% годовых, а отношение затрат к расходам по РСБУ не более 40%.

Таким образом, за пять лет ОАО «Сбербанк» предстоит увеличить прибыль до 300 млрд. руб., что является весьма призрачным желанием руководства банка, особенно учитывая ухудшающееся состояние экономики страны и как следствие уменьшение обращения денежных средств.

Таблица 2.2 – Ключевые показатели деятельности ОАО «Сбербанк» в 2008-2011г.

Показатель

2008г.

2009г.

Изм-е

2010г.

Изм-ие

2011г.

Изм-ие

Кредитный портфель (с  учетом кредитов банкам), млрд. руб.

1985,7

2 712,4

726,7

4 103,9

1391,5

5 561,2

1457,3

в том числе кредитование юридических лиц (без учета кредитов банкам)

1624,5

1 929,4

304,9

3 076,7

1147,3

3 972,9

896,2

Остаток средств на счетах физических лиц

1500,1

2 028,6

528,5

2 656,2

627,6

3 089,4

433,2

Остаток средств юридических  лиц

583,4

858,7

275,3

1 286,9

428,2

1 785,3

498,4


 

Из таблицы 2.2 видно, что такие показатели деятельности ОАО «Сбербанк» как общий кредитный портфель банка, кредитный портфель юридических лиц, остаток средств юридических лиц и остаток средств на счетах физических лиц с 2008 по 2011г. имеют тенденцию к росту.

Таким образом, в 2008-2009 гг. деятельность ОАО «Сбербанк» характеризуется с одной стороны ростом прибыли и затрат, а с другой - уменьшением отношения затрат к доходам. В 2011 г. ситуация кардинально меняется: прибыль, расходы, отношение затрат к доходам начинают постепенно снижаться. Такие ключевые показатели деятельности банка как кредитный портфель, остаток средств на счетах физических и юридических лиц имеют тенденцию к росту и в 2012 г.

Оставаясь лидером  российской банковской системы в 2012г., ОАО «Сбербанк» не останавливается на достигнутом и продолжает целенаправленную работу по совершенствованию обслуживания клиентов, повышению эффективности своих операций.

3. Анализ  и планирование потребности в  персонале.

Для улучшения  месторасположения действующих подразделений, их приближения к объектам городской инфраструктуры и повышения удобств для клиентов в 2011 году территориально перемещена 262 точки банковского обслуживания (за 2010 год – 441 точка).

Данные об изменении количества структурных подразделений ОАО «Сбербанк» в 2011-2012 гг. (таблица 3.1).

 

 

 

 

 

 

Таблица 3.1 – Изменение количества структурных подразделений ОАО «Сбербанк» в 2011-2012гг. (ед.)

Показатель

Ноябрь

2011

Декабрь

2011

Изм-е

Январь

2012

Изм-е

Февраль

2012

Изм-е

Филиальная  сеть, всего

20427

20426

-1

20413

-13

20372

-41

в том числе  территориальные банки

17

17

-

17

-

17

-

отделения

758

734

-24

731

-3

722

-9

внутренние  структурные подразделения

19 652

19 675

23

19 665

-10

19 633

-32


 

Из таблицы 3.1 видно, что филиальная сеть ОАО «Сбербанк» имеет тенденцию к сокращению. Только за январь-февраль 2011 г. руководство банка закрыло 54 филиала, при этом в основном сокращение происходило за счет закрытия внутренних структурных подразделений.

Для улучшения  условий обслуживания клиентов и увеличения объемов продаж банковских продуктов и услуг в отчетном году в 1171 внутренних структурных подразделениях удлинен режим работы в будние дни, в 518 подразделениях увеличен режим функционирования (либо организована работа) в субботние дни, в 105 подразделениях организовано обслуживание клиентов в воскресные дни. В рамках проводимой работы по переходу на обслуживание клиентов подразделениями банка без обеденного перерыва за анализируемый период в 500 подразделениях организована работа в таком режиме.

В 2012 году основные усилия в работе с персоналом будут направлены на формирование, сохранение и развитие высокопрофессионального кадрового состава, а также приоритетное комплектование подразделений, определяющих развитие бизнеса банка.

Повышение квалификации персонала ОАО «Сбербанк России» в 2011-начале 2012г. осуществлялось с учетом роста конкуренции на рынке банковских услуг. Всего в различных программах повышения квалификации в 2011 году приняли участие 167 тыс. работников или 63,6%.

В целях ускоренного овладения операционным персоналом практическими навыками работы с использованием современных технологий были разработаны 29 новых учебных программ, тестов для контроля профессиональных знаний, учебно-методических пособий и компьютерных обучающих программ.

В повышении  квалификации специалистов основное внимание уделяется углублению их профессиональных знаний с учетом специфики выполняемых  ими конкретных функций. Для решения  этой задачи используются не только ресурсы  внутрибанковской системы обучения, но и ведущих учебных центров, специализирующихся на различных сегментах финансового рынка и информационных технологиях.

Ключевое значение в организации учебы руководителей  придавалось развитию управленческой компетентности и специальной подготовке по профилю деятельности, проведению консультационных семинаров и изучению лучшего зарубежного и российского опыта. К концу 2011 года увеличилось общее число работников Банка – руководителей разного уровня, участвующих в программах МВА, а также количество самих программ. При этом строго учитывались уровень подготовленности и сфера деятельности руководителей. Работа по подготовке и становлению новых руководителей включала в себя обучение кадрового резерва по индивидуальным программам, а также их направление на долгосрочное повышение квалификации в лучшие учебные заведения по российским и зарубежным программам.

Использование новых обучающих технологий позволило  не только повысить эффективность обучения, но и значительно снизить удельные затраты на повышение квалификации персонала Банка.

С целью расширения возможностей клиентов в 2012 году продолжено проведение мероприятий по расширению перечня продуктов и услуг, предоставляемых подразделениями банка. В результате, изменилась доля численности персонала, обслуживающего различные подразделения банка.

Покажем доли количества работников в структурных подразделениях в общей фактической численности  специалистов банка в конце 2011г-начале 2012г. на рисунке 3.1

Рисунок 3.1 - Доли персонала, обслуживающего структурные подразделения в общей численности специалистов банка

 

Из рисунка 3.1 видно, что наибольший процент работников банка обслуживает операционные структурные подразделения, включая дополнительные офисы. На втором месте по количеству персонала стоят подразделения кредитования, где занято 24,3 % всех специалистов.

Приведем данные об изменении численности работников банка в 2008-2012 гг. (таблица 3.2).

Таблица 3.2 – Изменение численности работников банка в 2006-2009гг.

Показатель

Год

2008г.

2009

2010

2011

2012(на 01.03.12)

Среднесписочная численность сотрудников, чел.

235116

243 620

251 208

260 000

258050


 

Изменение среднесписочной  численности работников имеет тенденцию к сокращению. С 2008г. по 2012г. количество работников банка увеличилось на 16380 человек, а в 2012 г. сократилось по сравнению с предыдущим годом на 1950 человек.

Изменение структуры персонала банка в 2008-2012 гг. (таблица 1.8).

Таблица 3.3 – Изменение структуры персонала банка в 2008-2012 гг., %

Категория работников

Год

2008

2009

2010

2011

2012 (прогноз)

Управленческий  персонал

30,9

31,2

31

31,1

30

Специалисты

45,9

46,3

47,5

47,2

47,1

Обслуживающий персонал

23,2

22,5

21,5

21,7

22,9


 

Из таблицы 3.3 видно, что наибольшую долю в общей численности работников банка занимают специалисты. Их удельный вес с 2008 г. по 20010 г. вырос на 1,6%. В 2008-начале 2009 г. наблюдается сокращение доли специалистов на 0,4%.

Руководством  ОАО «Сбербанк» планируется продолжить сокращение численности работников и в последующих годах. При  этом общее число уволенных к 2014 году составит 210000 человек. Снижение числа работников будет составлять от 3—5% ежегодно. Процесс оптимизации численности будет проходить поэтапно, в первую очередь «за счет вакансий, оптимизации распределения персонала и незамещения естественного выбытия».

Информация о работе Отчет по практике в ОАО «Сбербанк»