Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 19:23, отчет по практике
Сберегательный Банк Российской Федерации — старейший банк страны и единственный банк, сохранивший свою структуру после распада СССР. Новые экономические реалии, рыночные реформы начала 90-х годов требовали серьезных изменений в работе Банка, быстрого реагирования на изменяющуюся ситуацию. Главными задачами первых лет деятельности в новых условиях стали задачи сохранения целостности системы Банка, удержания позиций на рынке розничных банковских услуг и вкладов населения, создания материально-технической базы, обеспечивающей необходимые условия для обслуживания клиентов. Решение этих задач стало возможным благодаря жесткой централизации структуры управления Банком.
Введение.
Сберегательный Банк Российской Федерации — старейший банк страны и единственный банк, сохранивший свою структуру после распада СССР. Новые экономические реалии, рыночные реформы начала 90-х годов требовали серьезных изменений в работе Банка, быстрого реагирования на изменяющуюся ситуацию. Главными задачами первых лет деятельности в новых условиях стали задачи сохранения целостности системы Банка, удержания позиций на рынке розничных банковских услуг и вкладов населения, создания материально-технической базы, обеспечивающей необходимые условия для обслуживания клиентов. Решение этих задач стало возможным благодаря жесткой централизации структуры управления Банком.
К 1996 году период гиперинфляции закончился, и экономическая ситуация в стране существенно изменилась. Основная задача Банком была решена: система Сбербанка России устояла и сохранила основу. Банк сформировал стабильную ресурсную базу, нарастил потенциал отделений и филиалов. Перед Банком встала задача эффективного управления привлекаемыми ресурсами. Принятая в 1996 году собранием акционеров Концепция развития Сбербанка России до 2000 года была нацелена на трансформацию в универсальный коммерческий банк, в частности, через развитие банковского обслуживания корпоративных клиентов с сохранением специализации и лидерства на рынке розничных услуг. Концепция подчеркивала приоритетность участия Банка в решении актуальных и сегодня общенациональных задач оздоровления денежно-кредитных отношений, развития отечественной экономики, участия в крупных государственных проектах, имеющих важное социальное значение.
1999 год был завершающим годом реализации утвержденной в 1996 году собранием акционеров Концепции развития Сбербанка России до 2000 г., в качестве стратегической цели, которой было определено упрочение достигнутых позиций универсального коммерческого банка, сохраняющего специализацию и лидерство на розничном рынке банковских услуг, активно расширяющего свое присутствие на других секторах рынка.
Достигнутые Сбербанком за этот период результаты показывают, что поставленная цель выполнена и создана необходимая основа для дальнейшего развития. Несмотря на крайне неблагоприятные условия, в которых осуществлялась реализация Концепции (2 финансовых кризиса, кризис банковской системы, уровень инфляции за 4 года - около 240%), Сбербанк стабильно работает, динамично развивается и сохраняет за собой статус крупнейшего коммерческого банка страны.
Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Его активы по итогам 2011 года составляют более четверти банковской системы страны (26,8%), а доля в банковском капитале находится на уровне 29,1%. Основанный в 1841 г. Сбербанк России сегодня — современный универсальный банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг. Сбербанк занимает крупнейшую долю на рынке вкладов и является основным кредитором российской экономики. Привлечение средств частных клиентов и обеспечение их сохранности является основой бизнеса Сбербанка, а развитие взаимовыгодных отношений с вкладчиками – залогом его успешной работы. По итогам 2011 года 46,6% хранящихся в российских банках сбережений граждан доверены Сбербанку.
Кредитный портфель Сбербанка включает в себя около трети всех выданных в стране кредитов (32% розничных и 32,9% корпоративных кредитов). В 2011 году Сбербанк активно кредитовал крупнейших корпоративных клиентов, предоставляя средства на финансирование текущей деятельности и инвестиционных программ, рефинансирование кредитов в других банках, приобретение активов и совершение сделок по слиянию и поглощению, финансирование лизинговых сделок, расходов по участию в тендерах, строительства жилья. Как и в предыдущие годы, Сбербанк принимал непосредственное участие в реализации государственных программ.
Сбербанк продолжил работу по улучшению качества клиентского сервиса. Наиболее значимой услугой Сбербанка остается прием платежей населения. Их объем за год превысил 1,8 трлн руб., общее количество принятых платежей почти достигло 1 млрд. Доля платежей, принятых по биллинговой технологии, превысила 74% в общем объеме принятых Банком платежей.
Сбербанк России обладает уникальной филиальной сетью: в настоящее время в нее входят 17 территориальных банков и около 19 тысяч подразделений по всей стране. К к 2014 году Сбербанк планирует увеличить до 5-7% долю чистой прибыли, полученной за пределами России. Дочерние банки Сбербанка России работают в Казахстане, на Украине и в Беларуси. В соответствии со Стратегией развития, Сбербанк России расширил свое международное присутствие, открыв представительство в Германии и филиал в Индии, а также зарегистрировав представительство в Китае. В конце 2011 Сбербанк закрыл сделку по приобретению SLB Commercial Bank AG, переименованного в Sberbank (Switzerland) AG. В январе 2012 банк завершил сделку по приобретению «Тройки Диалог», крупнейшей российской инвестиционной компании. После приобретения Volksbank International в структуру Сбербанка вошли подразделения в 9 странах Центральной и Восточной Европы. В августе Сбербанк создал совместный банк на рынке кредитования в точках продаж с Cetelem (Группа BNP Paribas). В сентябре 2012 года Сбербанк приобрел 99,85% акций банка DenizBank. Эта эпохальная сделка стала крупнейшим приобретением за 170-тилетнюю историю банка.
Интеграция бизнеса «Тройки Диалог», переименованной в «Сбербанк КИБ» («Sberbank CIB»), позволила Сбербанку выйти на новый уровень взаимоотношений с клиентами, предложить им высокопрофессиональное финансовое консультирование и выбор инвестиционных стратегий, располагая полным спектром современных финансовых инструментов – от традиционных для Банка кредитных продуктов до сложно структурированных инвестиционно-банковских продуктов и продуктов глобальных рынков. В результате объединения двух взаимодополняющих бизнесов на российском финансовом рынке появился безусловный лидер.
В 2011 году Сбербанк был признан самым дорогим российским брендом, вошел в список крупнейших мировых корпораций по итогам 2010 года, стал третьим по капитализации банком в Европе.
В апреле 2011 года рейтинговое агентство Fitch Ratings повысило индивидуальный рейтинг Сбербанка с С/D до С. По информации аналитиков агентства, повышение индивидуального рейтинга Банка отражает стабилизацию операционной среды в России, качества активов и прибыльности самого банка.
В июне 2011 года
Президент, Председатель Правления
Сбербанка России Герман Греф стал
лауреатом премии «Коммерсант года»
в номинации «Коммерсант-
Лицензия банка: Генеральная лицензия на осуществление банковских операций № 1481 от 3 октября 2002 года;
Орган банковского надзора: Московское главное территориальное управление Центрального Банка Российской Федерации
Органами управления банка являются: Общее собрание акционеров, Наблюдательный совет Банка, коллегиальный исполнительный орган – Правление Банка, единоличный исполнительный орган – Президент, Председатель Правления Банка.
Миссия Банка:
Ценности банка:
Уставный капитал банка сформирован в сумме 67 760 000 000 рублей.
Общее количество
размещенных акций ОАО «
Количество объявленных обыкновенных акций – 7 413 052 000 штук.
Структура акционеров Сбербанка России по состоянию на дату закрытия реестра акционеров (24 часа 00 минут 08 мая 2011 г.) отражена на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 – Структура акционеров ОАО «Сбербанк»
Нерезиденты из числа институциональных инвесторов составляют 28 %, следовательно, резиденты всего 8,5%.
Общее количество акционеров – более 240 тысяч человек.
Акционеры с долей участия не менее чем 5% уставного капитала Сбербанка России ОАО представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Акционеры с долей участия более 5% уставного капитала
Таким образом, учредителем и основным акционером ОАО «Сбербанк» является Центральный банк РФ, которому принадлежит 57,6% акций кредитной организации. Других акционеров с долей участия более 5% уставного капитала ОАО «Сбербанк» в России нет.
Установлению показателей, представленных на рисунке 1.1 и таблице 1.1, предшествовала череда действий банка, направленная на привлечение денежных средств за счет выпуска дополнительных акций. Так, в 2007г. ОАО «Сбербанк» провел публичное размещение дополнительной эмиссии своих акций (SPO), в ходе которого привлек 230,24 млрд. руб. (8,8 млрд. долл.). Банку удалось разместить 73,9% от максимально возможного объема.
В ходе первого этапа размещения акции выкупили акционеры банка по преимущественному праву. В результате были выкуплены акции на 146,3 млрд. руб. ЦБ РФ выкупил 54% от этого объема за счет проведенной денежной эмиссии. На втором этапе акции выкупали все остальные инвесторы, которые оплатили примерно 79% от объема поданных заявок, принеся банку 83,15 млрд. руб. Размещение было разрекламировано как «народное», поскольку часть допэмиссии размещалась среди частных лиц через отделения ОАО «Сбербанк» – граждане, оформившие заявки, приобретали акции по рыночной цене.
Сотрудникам Сбербанка
навязывали покупку ценных бумаг
по цене 89 тыс. руб. за акцию под угрозой
уменьшений премий и других административных
мер. Руководство объяснило это
излишним «рвением» некоторых
ОАО «Сбербанк» предлагает широкий спектр банковских услуг, которые направлены на удовлетворение четырех основных групп клиентов:
В зависимости от того или иного типа клиента банк предоставляет соответствующие услуги. Наиболее распространенными для всех типов клиентов являются следующие виды услуг:
Также ОАО «Сбербанк» предоставляет реализацию зарплатных проектов, выпуск и обслуживание корпоративных карт для сотрудников компании, а также организацию эквайринга для предприятий торгово-сервисного обслуживания.
Совместно с Общероссийской общественной организацией «ОПОРЫ РОССИИ» проводит бесплатные юридические консультации представителей малого и среднего бизнеса. Профессиональные юристы отвечают на различные вопросы предпринимателей — клиентов банка, от вопросов по формам и способам государственной поддержки до вопросов, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности.