Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 04:21, курсовая работа
Цель работы – выявить особенности организации работы с обращениями граждан
Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
выявить этапы становления института обращений граждан в Республике Беларусь;
дать определение понятие «обращения граждан» и их виды;
определить процесс организации делопроизводства по обращениям граждан;
Введение
Глава 1. Определение понятия «обращения граждан» и их виды
1.1 История становления института обращений граждан в Республике Беларусь
1.2 Понятие «обращения граждан», и их классификация
Глава 2. Организация делопроизводства с обращениями граждан
2.1 Правила организации приема и первичной обработки, порядок рассмотрения и принятия решений по обращениям граждан
2.2 Ведение делопроизводства по обращениям граждан на примере учреждения социальной защиты «Территориальный Центр социального обслуживания населения»
Заключение
Список использованных источников и литературы
Курсовая работа
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН
Специальность: документоведение
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Определение понятия «обращения граждан» и их виды
1.1 История становления института обращений граждан в Республике Беларусь
1.2 Понятие «обращения граждан», и их классификация
Глава 2. Организация делопроизводства с обращениями граждан
2.1 Правила организации
приема и первичной обработки,
порядок рассмотрения и
2.2 Ведение делопроизводства
по обращениям граждан на
Заключение
Список использованных источников и литературы
ВВЕДЕНИЕ
Во все времена
органы государственной власти и
управления особое внимание уделяли
организации взаимоотношений с
населением. Еще в древности
Право граждан на обращение в государственные органы гарантирует статья 40 Конституции Республики Беларусь. Кроме того, обращения являются одной из важнейших форм реализации гражданами своего права на участие в управлении делами государства, закрепленного в статье 37 Конституции Республики Беларусь.
Каждое письмо
и устное обращение является показателем
нужд, запросов и настроений народа.
Обращения граждан представляют
собой один из главных источников
выражения общественного
Обращения, как
реализация конституционного права
граждан, будут всегда актуальны, так
как они являются важным источником
информации, полезной для решения
государственных вопросов, содержат
сведения о процессах, происходящих
в обществе, об отношении граждан
к органам государственной
Цель работы
– выявить особенности
Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
выявить этапы
становления института
дать определение понятие «обращения граждан» и их виды;
определить процесс организации делопроизводства по обращениям граждан;
определить порядок ведения делопроизводства на примере учреждения социальной защиты «Территориальный Центр социального обслуживания населения г. Полоцка» Объединить в одну задачу и добавить недостатки и пути их решения.
Теоретическую базу исследования составили:
нормативная правовая база Республики Беларусь по обращениям граждан;
периодические издания;
исследования в области организации работы с обращениями граждан
Закон Республики
Беларусь «Об обращениях граждан» закрепляет
определения понятий «
В Положении
о порядке ведения
Периодика представлена статьями А.Е. Рыбакова, Э.Н. Давыдовой, Д.Г. Нилова, в которых освещены общие требования к ведению делопроизводства по обращениям граждан, порядок рассмотрения обращений граждан, вопросы регистрации, назначения ответственных лиц за ведение делопроизводства по обращениям граждан, и порядка хранения обращений. Раскрываются вопросы, связанные с проблемами классификации обращений граждан в государственные органы, историей развития и современным состоянием правового регулирования права граждан на обращения. В частности, рассматривается история становления указанного права в Республике Беларусь, начиная с нормативных актов ХV века и до нашего времени [14].
Работа с обращениями граждан в 20-е годы ХХ века подробно описана в учебном пособии Т.С. Оскерко «Разрешите обратиться? Работа с обращениями граждан» [12].
Кроме того, для анализа делопроизводства по обращениям граждан на примере учреждения социальной защиты «Территориальный Центр социального обслуживания населения г. Полоцка», использовались действующие организационные документы учреждения, такие как устав и инструкция об организации работы с обращениями граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, обращениями граждан, рассматриваемых по принципу работы «одно окно», книгой замечаний и предложений.
Курсовая работа
состоит из введения, трех глав, заключения,
списка источников и литературы. Первая
глава посвящена истории
Во второй главе
описывается порядок работы с
обращениями граждан, а именно их
прием, первичная обработка, порядок
рассмотрения и принятие решений. В
третьей главе проводиться
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ОБРАЩЕНИЯ
ГРЖАДАН» И ИХ ВИДЫ
1.1 История становления института обращений граждан в Республике Беларусь
В качестве одной из гарантий защиты прав и свобод граждан и участия их в решении государственных дел Конституция Республики Беларусь называет институт права граждан на обращение в государственные органы. Согласно статье 40 Конституции каждый гражданин имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы. [7, с. 8]
Становление института
обращения граждан в
досоветский — с первых упоминаний права граждан на обращение в нормативных актах до Октябрьской революции 1917 г;
советский — период с момента победы Октябрьской революции до распада СССР;
постсоветский (современный) — период с момента распада СССР по настоящее время.
Наиболее раннее упоминание о праве граждан на обращение в государственные органы закреплено в Судебнике Казимира 1468 года. Так, статья 21 Судебника дает право жаловаться самому великому князю, если кому-то «сталася кривда» в результате «порубов» или «наездов». [7, с. 8]
Дальнейшее развитие право граждан на обращение получило в общеземском привилее великого князя Жигимонта Казимировича 1506 года, в статье 8 которого закреплялось право всех подданных направлять свои «законные петиции» великому князю. В качестве одного из оснований их принятия в привилеях Бельском 1564 года и Виленском 1565 года указывались «челобитные».
Важную роль в закреплении права граждан на обращение сыграли статуты Великое княжество литовское (далее - BКJI.) [7, с. 8] Например, в статье 1 раздела 6 «О судьях» Статута BКJI 1529 года говорится, что воеводы и старосты, маршалки и державцы дошкны «судить наших подданных» по законам, «которые мы дали всем подданным нашего Великого княжества». Если же какой-либо из тяжущихся сторон показалось бы, что ее судили не по этим законам, то она имела право жаловаться на такого «врадника» самому великому князю или панам радным .
В Статуте BКJI 1566 года также закрепляется право жалобы. Однако если ранее жалобы носили административный характер, то теперь они могли рассматриваться как в административном, так и в судебном порядке. Связано это с тем, что Статут ВКЛ 1566 года наметил первые шаги по отграничению судебной власти от исполнительной. В соответствии со Статутом ВКЛ 1566 года образовывались независимые от администрации поветовые земские суды и специальные земельные подкаморские суды.
Статут BКJI 1588 года развил и уточнил положения Статута 1566 года относительно права на обращение. В документе 19 раз употребляются термины «жалобщик» и «жалоба».
Рассматривая Статуты BКJI 1529, 1566 и 1588 годов, следует отметить, что термин «жалоба» используется в них как многозначное понятие. Под «жалобой» понималось обращение в суд или в иной государственный орган лица с заявлением, иском, жалобой по причине причинения вреда, совершения преступления, а также подачи апелляции на решение нижестоящего суда. [7, с. 8]
Наиболее древними из известных документов по обращениям граждан являлись челобитные (происходит от словосочетания «бить челом» низко кланяться).
В XV-XVЙЙЙ вв. в
ВКЛ, основу которого составляли белорусские
земли, челобитными назывались прошения,
подаваемые в вышестоящею инстанцию
низшими сословиями, так называемым
тягловым населением. Однако «били
челом» королю и великому князю и
представители
Однако не только челобитные ограничивался состав документации по обращениям граждан того времени. На вальных сеймах королю и великому князю по различным вопросам подавались от имени всего Великого княжества Литовского, отдельных земель, воеводств, поветов, должностных и частных лиц. Они излагались письменно и составляли рейстр или цедулу. Решения по просьбам депутатов великий князь формировал в отказах (ответах). Просьбы и отказы включались в сеймовые ухвалы и во многих случаях, таким образом, приобретали статус законов. [4, с. 42]
Законодательство XV-XVЙЙЙ вв. уделяло внимание не только порядку подачи обращений в вышестоящие инстанции, но и ведению делопроизводства по ним. Закон требовал, чтобы при написании дела писари вносили в специальные книги только самое главное и добавляли все, что желали стороны, заявившие письменное ходатайство. Выписки по делу также должны были быть конкретными, чтобы «обширностью писания исполнение людям не затруднялось» (Статут ВКЛ 1588 г. / Разд. ЙV, арт. 4, 103. Мн., 1989). [4, с. 43]
После вхождения белорусских земель в состав Российской империи на них распространилось российское законодательство, в том числе и об обращениях граждан. [7, с. 9]
В период Российской империи обращения составляли отдельную группу документации, получившей название «просительской». По указу Екатерины ЙЙ с 80-х гг. XVЙЙЙ в. было предписано «вместо челобитен подавать жалобницы или прошения».
Вся просительская документация была представлена четырьмя видами документов: прошениями, жалобами, доносами, отзывами. Наиболее распространенным видом были прошения, которых насчитывалось 12 разновидностей (тяжебные, исковые, встречные, мировые). Прошения, подаваемые в присутственные места, адресовались на имя императора. Ошибка в написании императорского титула делала документ недействительным, вследствие чего прошения часто писались на бумаге с заранее отпечатанным в типографии титулом.
Жалобами назывались прошения, подаваемые в высшие учреждения по поводу несправедливых решений или действий низших учреждений. Доносы представляли информацию о преступлениях, злоупотреблениях или проступках. Отзыва использовались в судопроизводстве и имели значение апелляционных документов.
Тексты прошений и жалоб излагались по пунктам, в первом из которых указывалась причина написания документа, в последующих – «само дело», в конце документа приводилась «просьба». [4, с. 44]
Манифестом от 1 января 1810 года Александр 1 учредил Государственный совет, в состав которого входила комиссия прошений, которая рассматривала три вида обращений: жалобы, прошения наград и милостей, проекты. Указом от 21 марта 1890 года Комиссия по принятию прошений была преобразована в Канцелярию Его Императорского Величества по принятию прошений на Высочайшее Имя приносимых. [7, с. 9]
В середине XIX века
право ходатайствовать «о прекращении
местных злоупотреблений» или об
«устранении неудобств, замеченных
в местном управлении»
В итоге были
учреждены Отдел прошений, Комиссия
прошений, Канцелярия Его Императорского
Величества по принятию прошений, а
в качестве исполнительного органа
при военном министре - общая Канцелярия.
В задачу последней входило
Информация о работе Организация делопроизводства с обращениями граждан