Организация делопроизводства с обращениями граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 04:21, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить особенности организации работы с обращениями граждан
Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
выявить этапы становления института обращений граждан в Республике Беларусь;
дать определение понятие «обращения граждан» и их виды;
определить процесс организации делопроизводства по обращениям граждан;

Содержание

Введение
Глава 1. Определение понятия «обращения граждан» и их виды
1.1 История становления института обращений граждан в Республике Беларусь
1.2 Понятие «обращения граждан», и их классификация
Глава 2. Организация делопроизводства с обращениями граждан
2.1 Правила организации приема и первичной обработки, порядок рассмотрения и принятия решений по обращениям граждан
2.2 Ведение делопроизводства по обращениям граждан на примере учреждения социальной защиты «Территориальный Центр социального обслуживания населения»
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 54.58 Кб (Скачать)

Курсовая работа

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН

Специальность: документоведение

 
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Определение  понятия «обращения граждан» и их виды

1.1 История становления  института обращений граждан  в Республике Беларусь

1.2 Понятие «обращения  граждан», и их классификация

Глава 2. Организация  делопроизводства с обращениями  граждан

2.1 Правила организации  приема и первичной обработки,  порядок рассмотрения и принятия  решений по обращениям граждан

2.2 Ведение делопроизводства  по обращениям граждан на примере  учреждения социальной защиты  «Территориальный Центр социального  обслуживания населения»

Заключение

Список использованных источников и литературы

 
ВВЕДЕНИЕ

Во все времена  органы государственной власти и  управления особое внимание уделяли  организации взаимоотношений с  населением. Еще в древности государственная  власть и ее исполнительно-распорядительные органы стремились заручиться поддержкой жителей находившихся в их управлении территорий и административно-территориальных  образований.

Право граждан  на обращение в государственные  органы гарантирует статья 40 Конституции  Республики Беларусь. Кроме того, обращения  являются одной из важнейших форм реализации гражданами своего права  на участие в управлении делами государства, закрепленного в статье 37 Конституции  Республики Беларусь.

Каждое письмо и устное обращение является показателем  нужд, запросов и настроений народа. Обращения граждан представляют собой один из главных источников выражения общественного мнения; это своеобразный диалог между гражданином и государством.

Обращения, как  реализация конституционного права  граждан, будут всегда актуальны, так  как они являются важным источником информации, полезной для решения  государственных вопросов, содержат сведения о процессах, происходящих в обществе, об отношении граждан  к органам государственной власти.

Цель работы – выявить особенности организации  работы с обращениями граждан

Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

выявить этапы  становления института обращений  граждан в Республике Беларусь;

дать определение  понятие «обращения граждан» и их виды;

определить процесс  организации делопроизводства по обращениям граждан;

определить порядок  ведения делопроизводства на примере  учреждения социальной защиты «Территориальный Центр социального обслуживания населения г. Полоцка» Объединить в  одну задачу и добавить недостатки и пути их решения.

Теоретическую базу исследования составили:

нормативная правовая база Республики Беларусь по обращениям граждан;

периодические издания;

исследования  в области организации работы с обращениями граждан

Закон Республики Беларусь «Об обращениях граждан» закрепляет определения понятий «обращение»  и виды обращений [1].

В Положении  о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан, в значительной степени учтен положительный  опыт ведения делопроизводства по обращениям граждан, накопленный в предыдущие годы [2].

Периодика представлена статьями А.Е. Рыбакова, Э.Н. Давыдовой, Д.Г. Нилова, в которых освещены общие требования к ведению делопроизводства по обращениям граждан, порядок рассмотрения обращений граждан, вопросы регистрации, назначения ответственных лиц за ведение делопроизводства по обращениям граждан, и порядка хранения обращений. Раскрываются вопросы, связанные с проблемами классификации обращений граждан в государственные органы, историей развития и современным состоянием правового регулирования права граждан на обращения. В частности, рассматривается история становления указанного права в Республике Беларусь, начиная с нормативных актов ХV века и до нашего времени [14].

Работа с обращениями  граждан в 20-е годы ХХ века подробно описана в учебном пособии  Т.С. Оскерко «Разрешите обратиться? Работа с обращениями граждан» [12].

Кроме того, для  анализа делопроизводства по обращениям граждан на примере учреждения социальной защиты «Территориальный Центр социального  обслуживания населения г. Полоцка», использовались действующие организационные  документы учреждения, такие как  устав и инструкция об организации  работы с обращениями граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических  лиц, обращениями граждан, рассматриваемых  по принципу работы «одно окно», книгой замечаний и предложений.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы. Первая глава посвящена истории становления  обращений, раскрывается их классификация.

Во второй главе  описывается порядок работы с  обращениями граждан, а именно их прием, первичная обработка, порядок  рассмотрения и принятие решений. В  третьей главе проводиться анализ делопроизводства на примере учреждения социальной защиты «Территориальный Центр  социального обслуживания населения  г. Полоцка».

 
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ОБРАЩЕНИЯ ГРЖАДАН» И ИХ ВИДЫ

1.1 История становления  института обращений граждан  в Республике Беларусь

В качестве одной  из гарантий защиты прав и свобод граждан  и участия их в решении государственных  дел Конституция Республики Беларусь называет институт права граждан  на обращение в государственные  органы. Согласно статье 40 Конституции  каждый гражданин имеет право  направлять личные или коллективные обращения в государственные  органы. [7, с. 8]

Становление института  обращения граждан в государственные  органы имеет в Республике Беларусь многовековую историю. Условно можно  выделить три этапа:

досоветский —  с первых упоминаний права граждан  на обращение в нормативных актах  до Октябрьской революции 1917 г;

советский —  период с момента победы Октябрьской  революции до распада СССР;

постсоветский (современный) — период с момента  распада СССР по настоящее время.

Наиболее раннее упоминание о праве граждан на обращение в государственные  органы закреплено в Судебнике Казимира 1468 года. Так, статья 21 Судебника дает право жаловаться самому великому князю, если кому-то «сталася кривда» в  результате «порубов» или «наездов». [7, с. 8]

Дальнейшее развитие право граждан на обращение получило в общеземском привилее великого князя Жигимонта Казимировича 1506 года, в статье 8 которого закреплялось право всех подданных направлять свои «законные петиции» великому князю. В качестве одного из оснований их принятия в привилеях Бельском 1564 года и Виленском 1565 года указывались  «челобитные».

Важную роль в закреплении права граждан  на обращение сыграли статуты  Великое княжество литовское (далее - BКJI.) [7, с. 8] Например, в статье 1 раздела 6 «О судьях» Статута BКJI 1529 года говорится, что воеводы и старосты, маршалки и державцы дошкны «судить наших  подданных» по законам, «которые мы дали всем подданным нашего Великого княжества». Если же какой-либо из тяжущихся сторон показалось бы, что ее судили не по этим законам, то она имела право жаловаться на такого «врадника» самому великому князю или панам радным .

В Статуте BКJI 1566 года также закрепляется право жалобы. Однако если ранее жалобы носили административный характер, то теперь они могли рассматриваться  как в административном, так и  в судебном порядке. Связано это  с тем, что Статут ВКЛ 1566 года наметил  первые шаги по отграничению судебной власти от исполнительной. В соответствии со Статутом ВКЛ 1566 года образовывались независимые от администрации поветовые  земские суды и специальные земельные  подкаморские суды.

Статут BКJI 1588 года развил и уточнил положения Статута 1566 года относительно права на обращение. В документе 19 раз употребляются  термины «жалобщик» и «жалоба».

Рассматривая  Статуты BКJI 1529, 1566 и 1588 годов, следует  отметить, что термин «жалоба» используется в них как многозначное понятие. Под «жалобой» понималось обращение  в суд или в иной государственный  орган лица с заявлением, иском, жалобой  по причине причинения вреда, совершения преступления, а также подачи апелляции  на решение нижестоящего суда. [7, с. 8]

Наиболее древними из известных документов по обращениям граждан являлись челобитные (происходит от словосочетания «бить челом» низко  кланяться).

В XV-XVЙЙЙ вв. в  ВКЛ, основу которого составляли белорусские  земли, челобитными назывались прошения, подаваемые в вышестоящею инстанцию  низшими сословиями, так называемым тягловым населением. Однако «били  челом» королю и великому князю и  представители привилегированных  сословий (шляхта, бояре, дворяне) и  даже высшая знать – паны-рада, входившие  в состав правительства. Принимаемые  на основании челобитных решения  фиксировались в великокняжеских  привилеях (привилегиях). Сохранившиеся  в архивах документы того времени  дают немало примеров, когда на основании  челобитных феодалам жаловались земельные  владения вместе с проживавшим в  них населением.

Однако не только челобитные ограничивался состав документации по обращениям граждан того времени. На вальных сеймах королю и великому князю по различным вопросам подавались от имени всего Великого княжества  Литовского, отдельных земель, воеводств, поветов, должностных и частных  лиц. Они излагались письменно и  составляли рейстр или цедулу. Решения  по просьбам депутатов великий князь  формировал в отказах (ответах). Просьбы  и отказы включались в сеймовые ухвалы и во многих случаях, таким образом, приобретали статус законов. [4, с. 42]

Законодательство XV-XVЙЙЙ вв. уделяло внимание не только порядку подачи обращений в вышестоящие  инстанции, но и ведению делопроизводства по ним. Закон требовал, чтобы при  написании дела писари вносили в  специальные книги только самое  главное и добавляли все, что  желали стороны, заявившие письменное ходатайство. Выписки по делу также  должны были быть конкретными, чтобы  «обширностью писания исполнение людям  не затруднялось» (Статут ВКЛ 1588 г. / Разд. ЙV, арт. 4, 103. Мн., 1989). [4, с. 43]

После вхождения  белорусских земель в состав Российской империи на них распространилось российское законодательство, в том  числе и об обращениях граждан. [7, с. 9]

В период Российской империи обращения составляли отдельную  группу документации, получившей название «просительской». По указу Екатерины  ЙЙ с 80-х гг. XVЙЙЙ в. было предписано «вместо челобитен подавать жалобницы  или прошения».

Вся просительская  документация была представлена четырьмя видами документов: прошениями, жалобами, доносами, отзывами. Наиболее распространенным видом были прошения, которых насчитывалось 12 разновидностей (тяжебные, исковые, встречные, мировые). Прошения, подаваемые в присутственные места, адресовались на имя императора. Ошибка в написании императорского титула делала документ недействительным, вследствие чего прошения часто писались на бумаге с заранее отпечатанным в типографии титулом.

Жалобами назывались прошения, подаваемые в высшие учреждения по поводу несправедливых решений или  действий низших учреждений. Доносы представляли информацию о преступлениях, злоупотреблениях или проступках. Отзыва использовались в судопроизводстве и имели значение апелляционных документов.

Тексты прошений и жалоб излагались по пунктам, в  первом из которых указывалась причина  написания документа, в последующих  – «само дело», в конце документа  приводилась «просьба». [4, с. 44]

Манифестом от 1 января 1810 года Александр 1 учредил  Государственный совет, в состав которого входила комиссия прошений, которая рассматривала три вида обращений: жалобы, прошения наград и  милостей, проекты. Указом от 21 марта 1890 года Комиссия по принятию прошений была преобразована в Канцелярию Его  Императорского Величества по принятию прошений на Высочайшее Имя приносимых. [7, с. 9]

В середине XIX века право ходатайствовать «о прекращении  местных злоупотреблений» или об «устранении неудобств, замеченных в местном управлении» непосредственно  перед его Императорским Величеством  имело только дворянство. Другие группы населения таких прав не имели. Поэтому  возникала необходимость в структурах, занимающихся исключительно рассмотрением  просьб, жалоб и прошений.

В итоге были учреждены Отдел прошений, Комиссия прошений, Канцелярия Его Императорского Величества по принятию прошений, а  в качестве исполнительного органа при военном министре - общая Канцелярия. В задачу последней входило представление  на решение военного министра «силою законов все затруднения, проистекающие  не от недостатка или неясности закона или постановления, но собственно от недоразумения местных исполнителей военно-сухопутного управления».

Информация о работе Организация делопроизводства с обращениями граждан