Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 10:46, курсовая работа
Цель исследования – проанализировать методическую и теоретическую литературу по проблеме исследования, выявить основные особенности проблем системы делопроизводства в России в 90 годы.
В курсовой работе в соответствии с целью предстоит решить следующие задачи:
1.Охарактеризовать систему документооборота в учреждениях в 90 годы;
2.Провести обзор литературы по изучаемой теме.
Объект исследования – литература по проблемам документооборота.
Предмет исследования – процесс документооборота.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. История становления документооборота в нашей стране
1.1. Причины возникновения документооборота в обществе………………..6
1.2. Этапы становления документооборота в России…………………………7
Глава II. Проблемы делопроизводства в учреждениях
2.1.Общая характеристика системы документооборота…………………….13
2.2. Проблемы документооборота в России…………………………………..15
Глава III. Обзор литературы по проблемам делопроизводства в 90 годы
3.1.Государственнная регламентация системы ДОУ в России……………..18
3.2.Обзор литературы…………………………………………………………. 22
Заключение……………………………………………………………………… 34
Список литературы……………………………………………………………. 35
.
В силу этого регламентация министерского делопроизводства в "Общем учреждении министерств" давалась как "образ" (порядок) производства дел, включающий порядок вступления дел, движение (или производство) дел, отправку дел, ревизию дел, отчетность в делах.
Серьезные изменения в системе управления, соответствующая перестройка системы документирования деятельности новых учреждений привели к изменениям формы документа. В делопроизводстве истерств появляются бланки учреждений с угловым расположением реквизитов. Бланки печатались типографским способом или писались от руки. В состав реквизитов бланка включается наименование учреждения, наименования структурных подразделений, отражающие место подразделения - автора в структуре учреждения (департамент, отделение, стол). Дата документа также включается в состав реквизитов бланка, как и регистрационный индекс документа. Занимает свое обособленное место заголовок к тексту документа, располагаясь непосредственно под реквизитами бланка (практически также, как и в современных документах). Появляется и ссылка на поступивший документ (прототип современного реквизита "Ссылка на дату и номер входящего документа"), которая не имеет пока унифицированного вида и может выглядеть по-разному: "Ответ на ?..." или: "От такого-то" и т.п.
Приобретает устойчивый вид и реквизит "Адресат", появившийся еще в XVIII в. в коллежском делопроизводстве, - это указание должности лица в дательном падеже или наименование присутственного места.
Получает определенную форму удостоверение документа: подписи и скрепы на документе включают наименование должности лица, подписавшего или скрепившего документ и его личную подпись.
На протяжении всего XIX и начала XX вв. осуществляется законодательная регламентация делопроизводства высших, центральных и местных учреждений.
Благодаря принятой в то время системе кодификации законодательства в Сводах законов Российской империи достаточно легко получить подробные сведения о законодательной регламентации делопроизводства учреждений любого уровня. Своды законов начинают издаваться с 1832 г. Затем, пополняясь новыми узаконениями, переиздаются в 1842, 1857 и последующие годы. Первые два тома Сводов содержат узаконения, касающиеся верховной власти, деятельности высших, центральных и местных (губернских, уездных) учреждений, включая их делопроизводство.
Особенностью
организации делопроизводства в
этот период яв-ялась не только ее четкая
законодательная регламентация, но
и появление достаточно обширной
делопроизводственной литературы, в
том числе и работ
Цель издания сборников образцов документов - дать полное руководство о порядке производства дел в присутственных местах с описанием "обряда делопроизводства" и приложением форм документов. Предназначались такие сборники самому широкому кругу чиновников и частных лиц, которым приходится обращаться в государственные учреждения.
На фоне обширной делопроизводственной литературы этого периода совершенно самостоятельное значение имеют работы Н.В. Варадинова - "Делопроизводство, или теоретическое и практическое руководство к гражданскому и уголовному, коллегиальному и одноличному письмоводству, к составлению всех правительственных и частных деловых бумаг и к ведению самих дел" (СПб., 1857) и ее переиздания с несколько измененным названием 1873 и 1887 гг.
Если представления ученых об истории становления и развития учреждений управления, делопроизводства до октября 1917 г. имеют Давнюю традицию и сложились в достаточно четкую и стройную систему знаний, то советский период нуждается в переосмыслении.30 октября 1917 г. СНК издает декрет "О порядке утверждения и опубликования законов". Для оформления административных документов принято постановление СНК от 2 марта 1918 г."О форме бланков государственных учреждений", в котором перечислялись обязательные реквизиты бланка документов. В период становления советского государственного аппарата много внимания уделялось упрощению и рационализации делопроизводства.
На
долгом и тернистом пути подготовки
Государственной системы
А
так же общесоюзных классификаторов
(ОКУД, ОКПО, ОКОНХ и др.) технико-экономической
(а позднее и социальной) информации,
унифицированных систем документации
(УСД) и серии государственных
стандартов на эти унифицированные
системы. Значение некоторых ГОСТов проявилось
в полной мере позднее в 90-х гг.90 годы коренным
образом не только изменили самцу страну,
но и всю систему в управлении в том числе
и в документообороте.
Глава II. Проблемы делопроизводства в учреждениях
2.1.Общая характеристика системы документооборота
«Документационное обеспечение ДОУ-отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами – является важным аспектом работы любого предприятия: в организациях создаются документы, отражающие результаты и ведение производственной деятельности, финансовое состояние, работу с персоналом, материально-техническое обеспечение»3.
Именно, документы обеспечивают реализацию управленческих функций, в них определяются планы, фиксируются учетные и отчетные показатели и другая информация. В связи с этим, можно сказать, что от того как налажена работа с документами, во многом зависят оперативность и качество принимаемых решений, эффективность их выполнения и деятельность организации в целом. Успешное управление любым процессом, бизнесом, предприятием невозможно без использования современных технологий делопроизводства или документационного обеспечения управления (ДОУ).
Процесс правления базируется на информации об управляемых объектах, которая чаще всего представлена в документах и, в свою очередь, является основой принятия любого решения. ДОУ возникает только тогда, когда возникает процесс управления, но сам процесс управления может существовать только тогда, когда в нем поставлено ДОУ, то есть, определен порядок документирования и работы с документами. По существу ДОУ – это технология управления.
Организация ДОУ
на уровне современных
требований предусматривает
ДОУ является эффективным инструментом контроля исполнения, достаточно простым средством ведения общего дело производства и решения различных вопросов при работе с документами.
Форма организации делопроизводства
Существует
три формы организации
- централизованная;
- децентрализованная;
- смешанная.
При централизованной форме организации делопроизводства все технические операции по обработке документов сосредоточены в одном структурном подразделении (службе ДОУ), а творческая работа с документами осуществляется в других структурных подразделениях. К преимуществам централизованной формы организации делопроизводства относится возможность формирования единой базы данных по всем поступающим в организацию и создаваемым в ней документам, что позволяет повысить оперативность поиска документов и, следовательно, оптимизировать справочную работу по документам. Децентрализованная форма организации делопроизводства предполагает создание самостоятельной службы делопроизводства в каждом структурном подразделении.
Смешанная форма организации делопроизводства предполагает выполнение одних делопроизводственных операций (прием, регистрация, контроль, размножение документов) в службе ДОУ, других (создание и оформление документов, их систематизация, формирование дел и хранение) в структурных подразделениях.
На практике используются различные названия делопроизводственного подразделения: управление делами, канцелярия, общий отдел, отдел делопроизводства, отдел корреспонденции, служба делопроизводства, служба документационного обеспечения управления, управление по работе с документами, отдел документации и др.
Управление делами – это, как правило, подразделение, имеющее внутреннюю структуру. В составе управления делами выделяются группы, сектора, отделы и другие структурные части, обеспечивающие учет и регистрацию документов, контроль за исполнением документов, работу с документами коллегиальных органов, изготовление документов, копирование и тиражирование документов, а также такие подразделения, как секретариат, архив, отдел совершенствования делопроизводства и др. Управления делами создаются в крупных организациях, имеющих подведомственную структуру: органах федеральной исполнительной власти (министерства, службы, агентства), крупных акционерных компаниях и др. Управление делами наряду с сугубо делопроизводственными функциями осуществляет организационно-методическое обеспечение делопроизводства подведомственных организаций.
Остальные
приведенные названия – канцелярия,
общий отдел, отдел делопроизводства
и др. в содержательном плане можно
рассматривать как синонимы. Канцелярия
– это, пожалуй, наиболее понятное и
привычное название службы ДОУ. Оно
удобно тем, что состоит из одного слова,
а значит, проще в употреблении, однако
в сознании многих это название ассоциируется
с «канцелярской рутиной», «канцелярской
волокитой», то есть с негативными сторонами
делопроизводства. На крупных предприятиях
в составе службы ДОУ выделяются функциональные
группы и за каждым сотрудником закрепляются
определенные обязанности.
2.2. Проблемы документооборота в России
Организация государственного управления в России всегда было проблемой - огромная страна, высокая цена управленческих решений и громоздкий аппарат управления, состоящий из низкооплачиваемых чиновников, требовали создания некой системы, сводившей к минимуму последствия личной безответственности каждого конкретного чиновника.
И такая система была создана. Основывалась она на том, что функции содержательного исполнения документов и контроля были разделены. Контроль над движением и исполнением документов был возложен на специальных людей - делопроизводителей, которые документально фиксировали всю информацию о поступающих в организацию и исходящих документах, поручениях (резолюциях) по документам и их исполнении, а так же движение (передачу) документов внутри организации.
То есть передача документов от одного чиновника другому шла не непосредственно через делопроизводителей. И именно они контролировали сроки исполнения поручений, и представляли отчеты вышестоящему начальству. Основы российской системы делопроизводства были заложены еще при Петре I, и доведена до совершенства она была уже в 30 годы ХХ века. Она повсеместно использовалась в СССР, и по наследству перешла не только в государственные, но и в частные российские организации. Основными понятиями ее являются Регистрационная карточка (РК) документа, где фиксируются основные реквизиты документа и ход его исполнения, картотеки, объединяющие наборы карточек, и журналы передачи документов. При поступлении документа в организацию он регистрируется (т.е. на него заводится РК) и поступает на исполнение какому-либо должностному лицу.
В каждый момент времени должностное лицо может видеть - какие документы у него висят на исполнении, по каким, в свою очередь, есть его неисполненные поручения и др.
По исполнению документа (когда все поручения по нему выполнены), он, что называется, ``списывается в дело'', т.е. уходит из числа документов, находящихся на контроле, а его РК и сам документ помещаются в архив.
Жесткая формализация этой системы сделала возможным и относительно несложным ее автоматизацию - т.е. переход от бумажных РК, картотек и журналов к электронным.
В 90-тые годы прошлого века появилось довольно много российских систем разной степени сложности, обеспечивающих описанную выше функциональность - от простейших ``самописных'' картотек до достаточно развитых продуктов, близких к коробочным (Золушка, Дело-96, и др.), а так же целый комплекс надстроек над Lotus Notes.
Все
они с той или иной степенью
полноты обеспечивали процессы регистрации
документов, учета резолюций, контроль
исполнения, поиск документов по различным
реквизитам, генерацию всякого рода отчетов
и др. Наиболее продвинутые системы также
позволяли организовывать учет движения
бумажных документов»4.В современном
обществе бумажный документооборот постепенно
вытесняется электронным, но это процесс
будет длиться еще очень долго.
Информация о работе Обзор литературы по проблемам делопроизводства в 90 годы