Автор: P************@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 00:41, лекция
История дорожного строительства насчитывает многие тысячелетия. На каждом этапе развития человеческого общества к дорогам предъявлялись определенные требования, использовались различные приемы строительства, орудия труда, машины и материалы. Задолго до нашей эры в Древнем Египте, Ассирии, Вавилоне, Риме мощение улиц производилось естественным камнем, а также каменными блоками и плитами из туфа, гранита, базальта, мрамора и других горных пород. Каменные материалы тогда применялись также при строительстве мостовых сооружений. В равнинных местностях нашей страны камня, годного для дорожного и мостового строительства, было недостаточно, поэтому здесь в начале развития транспортных связей повсеместно применялись лесные материалы. Из них строились балочные мосты на сваях и на ряжах, деревянные настилы и другие дорожные сооружения. Торцовые мостовые из деревянных шашек впервые были построены по проекту В. П. Гурьева в Петербурге в начале 20-х гг. XIX в., а впоследствии нашли широкое распространение не только в нашей стране, но и в странах Европы и Северной Америки. Однако результаты археологических раскопок свидетельствуют и о том, что на территории нашей страны, в местах, где имелся естественный камень, начиная с XI в. строились каменные мостовые, а при наличии кирпича — кирпичные. С XIV в. повсеместно стали применяться булыжные дорожные покрытия.
ВВЕДЕНИЕ (2 часа)
1.Введение в предмет. Значение предмета для дорожника
2.Классификация ДСМ
3.Сертификация и стандартизация в строительстве
3.Основные технологические принципы получения строительных материалов
При температуре 20-300С у битума повышается вязкость и он становится хрупким и не обеспечивает требуемых свойств дорожных покрытий.
Переход битума из твёрдого состояние в вязко-пластичное, затем в твёрдое состояние и обратно протекает в определённом интервале температур (30-600С) – его называют интервалом твердения, а интенсивность изменения вязко-пластичных свойств характеризует теплоустойчивость битумов и определяется интервалом пластичности.
Температура размягчения определяется прибором КиШ (кольцо заполняют битумом, на его поверхность кладут шарик и помещают в подогретую водяную баню. За температуру размягчения принимают температуру, при которой битум размягчается и шар опускается на нижнюю полку прибора.
Температура размягчения колеблется в пределах 30-600С. Этот показатель увеличен при повышении содержания асфальтенов и смол.
Температура твердения (хрупкости) определяется на приборе Фрааса. На стальную пластинку наносят тонкий слой битума и постепенно охлаждают. За температуру хрупкости принимают температуру в момент появления первой трещины на битуме при изгибе пластинки. Для дорожных битумов температура хрупкости колеблется в пределах 5-25%.
Чем ниже температура хрупкости битума, тем выше трещиностойкость АБ.
При изменении вязкости битума в зависимости от температуры на практике применяют индекс пенетрации. Он выражается в виде отвлечённого числа до 2.
Битумы с индексом пенетрации ниже 2 менее чувствительны к изменению температуры и приближены к свойствам жидкости.
Чем выше индекс пенетрации, тем шире интервал пластичности и тем качественнее битум для дорожного строительства.
Устойчивость при нагреве органических вяжущих определяют по уменьшению массы и изменению свойств. Пробу битума нагревают до температуры 1600С в течении 5часов. Изменение свойств при нагреве объясняется использованием части лёгких масел и процессами окисления и полимеризацити, протекающими при нагреве более интенсивно. По этим изменениям можно судить о стабильности свойств вяжущих во времени.
Температура вспышки – температура, при которой пары, образовавшиеся при подогреве битума в открытом тигле, воспламеняются от поднесённого к ним пламени.
Температура, при которой это пламя горит в течении не менее 5сек – температура вспышки.
Температура вспышки вязких и твёрдых битумов не ниже 180-2000С, жидких среднегустеющих битумов не ниже 37-600С и жидких медленногустеющих 100-1100С.
Теплоёмкость –
количества тепла в кДж необходимое
для нагрева 1кг битума на 10С (теплоёмкость
примерно 1,8-1,9 кДж/кг.
Сцепление ОВВ в каменными материалами (адгезия) зависит от физ-хим свойств вяжущих, от содержания в них активных функциональных групп, от полярности и поверхностного натяжения.
Для определения прилипания битума к каменным материалам существует ряд методов, основанных на способности каменных материалов, предварительно обработанных битумом, удерживать битумную плёнку при её вытеснении, способом кипячения в воде механическим встряхиванием и взбалтыванием. Для вязких и жидких битумов определяют сцепление с мрамором и песком.
В связи с недостаточным количеством нефтяных битумов, пригодных для дорожного строительства и улучшением их свойств предлагают различные добавки, вводимые в относительно небольшом количестве, но существенно влияющие на структуру и свойства полученных вяжущих.
В
некоторые вяжущие вводят большое
количество добавок. Такие вяжущие
называют композиционными или
Наибольшее распространение получили бит-дёгтевые, бит-полимерные, дёгтебитумополимерные комплексные вяжущие.
Для улучшения свойств битумов и дёгтей, для повышения их прилипания к каменным материалам, для пластичности при низких температурах, для тепло- и погодоустойчивости и для снижения вязкости добавки вводятся в количестве до 20%.
Добавки могут классифицироваться по растворимости, по способу введения и по другим признакам.
Виды:
- РАЗЖИЖАЮЩИЕ ДОБАВКИ – для понижения вязкости ОВВ. Чем ближе состав разжижителя к состоянию вяжущего материала, тем более галогены и стабильные битумные растворы.
Наиболее стабильные растворы дают разжижители ароматического ряда, т.к. подавляющее большинство используемых битумов и дёгтей имеют в своём составе циклические и ароматические комплексы.
Для приготовления жидких битумов и дёгтей применяют керосин, нефть, мазут, жидкие крекинг-осадки, антроценовые масла.
Оптимальное содержание (2-50%) разжижителя, определяют в лаборатории в зависимости от требований вязкости.
Изменение вязкости зависит от состава вяжущего и самого разжижителя и количества разжижителя.
В
зависимости от содержания разжижителя
наблюдается следующие
При относительно малом содержании разжижителя вязкость изменяется незначительно. Это связано с сохранением исходной структуры битума. При повышении содержания разжижителя происходит относительно резкое падение вязкости, что связано с нарушением структурных связей и битум при этом преобразует свойства жидкости.
Применение разжижителя, содержащего ароматический углеводород приводит к пластификации битумов.
- ПЛАСТИФИЦИРУЮЩИЕ ДОБАВКИ – вводят для уменьшения хрупкости, для уменьшения температуры стеклования и придания большей пластичности органическим вяжущим.
Важнейшим требованием предъявляемым к пластификатору является его растворимость и совместимость с пластифицирующим веществом. Т.о. пластификация является частным случаем растворения. Оно сопровождается набуханием и разрыхлением макромолекул, связанным с проникновением в них пластификатора. Применительно к органическим вяжущим, в которых смолы и масла уже являются пластификатором, характер изменения температуры и интервала пластичности зависит от структуры, группового состава битума и от свойств вводимого пластификатора. Необходимо иметь ввиду, что введение пластификатора может повлиять и на другие свойства битумов, на их хим. Стойкость и на пагодоустойчивость.
Сейчас применяют пластификаторы: зелёное масло, мазут, гудрон, антроценовое масло, дёготь. Они же растворители, разжижители, их содержание колеблется 2-40%.
- ДОБАВКИ, УЛУЧШАЮЩИЕ АДГЕЗИЮ (ПРИЛИПАНИЕ) вводят непосредственно в битум, иногда в минеральную смесь.
Вопрос о физ-хим природной адгезии изучен недостаточно, но связан этот процесс с процессами, протекающими на границе раздела фаз между битумом и минеральным материалом.
Большинство каменных материалов, применяющихся в ДС имеют кристаллическое строение с ионной решёткой. При измельчении на их поверхности образуются сложное электрическое поле.
Знак и величина потенциала, которого определяется свойствами ионов и характером их расположения на поверхности. Большинство основных карбонатных пород (известняки, доломиты) имеют положительный заряд, а кислые породы (гранит, кварц) – отрицательный.
Высокая разветвлённость молекул с полярными группами увеличивают адгезию.
Введение в битум добавок, содержащих полярные группы и увеличивающих подвижность звеньев в высокомолекулярных соединениях будет способствовать повышению адгезии к каменным материалам. Такими добавками являются ПАВ.
Молекулы ПАВ состоят из двух частей: полярной и неполярной.
Полярная
часть обладает дипольным моментом.
Эти группы – гидрофильные, реакционоспособные,
обладают выраженными силовыми полем
и обуславливают хорошее
Неполярная часть – неактивные, гидрофобные, состоящие из углеводородной цепи, обладающей слабым силовым полем.
ПАВ
по физ-хим взаимодействиям
Ионогеновые вещества в свою очередь делятся на: анионактивные (углекодородная часть молекул входит в состав аниона; к ним относятвысокомолекулярные органические компоненты: мыло, нафтан, производные карбонатных кислот и др.) и катионактивные (углекодородная часть молекул входит в состав катиона; к ним относят амины, соли аминов,4хзамещающие аммониевые основания).
Для асфальтных материалов содержание анион-активных добавок составляет 3-10%, а катион-активных – 1,5 – 3% от массы вяжущего.
Применение ПАВ облегчает и ускоряет обволакивание каменных материалов и повышает сцепление вяжущих с минеральными материалами.Эффективность действия ПАВ зависит от вида каменного материала.
Катионактивные ПАВ обеспечивают повышенное сцепление со всеми ГП, но особенно с кислыми.
Анионактивные – повышают сцепление с основными породами и почти на влияют на сцепление с кислыми породами.
Для повышения адгезии битума каменным материалам выполняют её активацию. Активация битумов основана на положительных мех-химии (т.е. по возможности перехода мех энергии в химическую.) На этом принципе основан способ активации битума ультрозвуком. Обработка проводится в течении 5мин при частоте 15-35 кГц мощностью 50-60 Вт/см2 Это повышает сцепление битума с основными и кислыми материалами.
- ДОБАВКИ, ДИСПЕРГИРУЮЩИЕ СТРУКТУРУ служат для улучшения мех свойств и повышения температуры усталости. К этой группе добавок относят наполнители, которые по форме частиц делят на: волокнистые и порошкообразные.
К
волокнистым относят
Порошкообразные наполнители из ГП применяются более широко (известняковые порошки: доломитовый порошки). При введении мин.порошков в ОВВ в зависимости от свойств их поверхности от минералогического состава, от шероховатости, пористости и свойств самого вяжущего на зёрнах порошка формируются обломки связывающего битума различной толщины и устойчивости.
Наиболее активными являются асфальтово-смолистая часть, менее активными являются масла.
Известняковые
и кварцевые минеральные
-СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДОБАВКИ вводят для повышенной огнестойкости.
К ним относят: фосфаты, сульфиты аммония, производные брома в количества 1-5%.
Для устойчивости к микроорганизмам применяют соли окиси цинка, перманганат калия, производные соединеия фенола и креазота (2-5%), фенольных пен и тяжёлые каменно-угольные масла (5-15%).
Для устойчивости к действию масел и топлива добавляют серу.