Автор: P************@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 00:41, лекция
История дорожного строительства насчитывает многие тысячелетия. На каждом этапе развития человеческого общества к дорогам предъявлялись определенные требования, использовались различные приемы строительства, орудия труда, машины и материалы. Задолго до нашей эры в Древнем Египте, Ассирии, Вавилоне, Риме мощение улиц производилось естественным камнем, а также каменными блоками и плитами из туфа, гранита, базальта, мрамора и других горных пород. Каменные материалы тогда применялись также при строительстве мостовых сооружений. В равнинных местностях нашей страны камня, годного для дорожного и мостового строительства, было недостаточно, поэтому здесь в начале развития транспортных связей повсеместно применялись лесные материалы. Из них строились балочные мосты на сваях и на ряжах, деревянные настилы и другие дорожные сооружения. Торцовые мостовые из деревянных шашек впервые были построены по проекту В. П. Гурьева в Петербурге в начале 20-х гг. XIX в., а впоследствии нашли широкое распространение не только в нашей стране, но и в странах Европы и Северной Америки. Однако результаты археологических раскопок свидетельствуют и о том, что на территории нашей страны, в местах, где имелся естественный камень, начиная с XI в. строились каменные мостовые, а при наличии кирпича — кирпичные. С XIV в. повсеместно стали применяться булыжные дорожные покрытия.
ВВЕДЕНИЕ (2 часа)
1.Введение в предмет. Значение предмета для дорожника
2.Классификация ДСМ
3.Сертификация и стандартизация в строительстве
3.Основные технологические принципы получения строительных материалов
Сырьём для производства органических вяжущих породы является нефть, природные битумосодержащие породы, каменные угли, горючие сланцы, торф, древесина, побочные продукты промышленности. Физ.-хим. Переработка такого сырья даёт смолообразующие остатки в дополнительной переработки остатков получаются ОВВ.
Характерной особенностью этих вяжущих являются их чувствительность к действию температур. На этом основано использование их в расплавленном состоянии для обработки, связывания и склеивания различных материалов.
Основные требования, предъявляемые к органическим вяжущим состоят в том, чтобы они обладали достаточной вязкостью, позволяющей хорошо смазывать и обволакивать, образуя прочную водостойкую плёнку и чтобы эти вяжущие были стабильны.
По назначению ОВВ делятся на: дорожные, строительные, кровельные, гидроизоляционные, специальные.
По химическому составу, свойствам и виду сырья ОВВ для дорожного строительства делятся на битумы и дёгти. Применяют так же и комплексные вяжущие – битумодёгтевые, дёгтебитумные, гидрокамовые (продукт совместного окисления каменно-угольного вяжущего и нефтяного гудрона), дёгтеполимерные, битумно-полимерные и битуморезиновые.
Битумы – органические вяжущие вещества, состоящие из высокосалекулярных углеводородов нафтеновых, метановых и ароматических рядов и их кислородных, сернистых и азотистых производных.
Дёгти
– органические вяжущие вещества,
состоящие из высокомалекулярных ароматических
углеводородов и их кислородных,
сернистых и азотистых
По виду сырья битумы делятся на:
- нефтяные (полученные из нефти и смолистых остатков);
-
природные (в чистом виде встречаются
редко, их извлекают из
-
сланцевые (продукт
Дёгти получают сухой деструктивной перегонкой каменного и бурого угля, древесины и торфа.
В зависимости от главнейшей строительных свойств и консистенции при нормальной температуре органические вяжущие делятся на: твёрдые, мягкие и жидкие.
Твёрдые битумы при температуре 20-250С обладают вязкоупругими своёствами (подвижными и текучими они становятся при температуре 1800С).
Вязкие битумы при температуре 20-250С находятся в вязкопластичном малоподвижном состоянии, а в интервале температур 100-1200С они становятся текучими и по мере окисления, полимеризации, испарения лёгких фракций они преобразуют свойства твёрдых битумов.
Жидкие битумы при температуре 20-20С находятся в жидком состоянии, и по мере испарения лёгких фракций они преобразуют свойства твёрдых битумов.
Кроме
нагрева вязкие и жидкие органические
вяжущие вещества переходят в
текучее состояние путём
Эму́льсия— дисперсная система с жидкой дисперсионной средой и жидкой дисперсной фазой.
Дорожная эмульсия – дисперсная система, состоящая из органического вяжущего, диспергированного в водной среде с эмульгатором, придающим эмульсии устойчивость (эмульсия используется без подогрева).
При распределении эмульсии по поверхности каменных материалов происходит её распад с выделением вяжущего вещества.
Вязкие
и жидкие органические вяжущие в
расплавленном состоянии или
в виде эмульсии применяются для
приготовления асфальтобетонов, дёгтебетонов,
чёрного щебня и гравия, для
укрепления грунтов и других дорожных
работ.
СОСТАВ: ОВВ представляют собой сложную смесь углеводородов различных классов и их неметаллических производных.
Углерод
4-хвалентный и главной осью является
образование соединений, в которых атомы
углерода связанные между собой может
образовать цепочные и цикличные соединения.
Цепочные:
Цикличные
соединения:
В зависимости от числа атомов и их взаимного расположения изменяются и свойства ОВВ.
В битумах выделяют следующие группы углеводородов:
- масла (40-60%);
- смолы (20-40%);
- асфальтены (10-25%);
- карбены и карбоиды (1-3%);
- асфальтогеновые кислоты и их ангидриды (1%);
- парафины (<5%).
Масла – вещества жёлтого цвета, плотностью менее 1000 кг/м3, состоящие из смеси парафиновых, нафтеновых, ароматических и полициклических углеводородов с малекулярной массой 300-800.
Масла выделяются из битума лёгким бензином. Они придают вяжущему веществу подвижность, текучесть, повышают испаряемость, снижают температуру размягчения.
Смолы (нейтральные и кислые) – легкоплавкие, вязкопластичные вещества тёмно-коричневого цвета, плотность которых около 1000 кг/м3. Состоят из более сложных, чем масла углеводородов с молекулярной массой 600-100. По химическому составу они относятся к гетероциклиеским ароматическим высокомолекулярным соединениям.
В смолах сконцентрирована основная масса сернистых, кислородных и азотистых (до 2%) соединений. Эти соединения являются полярными поверхностноактивными, поэтому хорошо прилипают к поверхности каменных материалов, образуя водоустойчивые плёнки. Смолы плохорастворимы в этиловом эфире, бензине, бензоле и хлороформе, образуя при этом истинные растворы. Содержание смол обуславливает растяжимость и эластичность битумов.
Асфальтены – твёрдые, неплавкие вещества плотностью немного более 100 кг/м3, состоят из смол насыщенных гетероциклических соединений, содержащих углерод, водород, кислород или серу. Они близки по строению к смолам, но отличаются более высокой молекулярной массой. Асфальтены растворимы в бензоле. Они являются важной составляющей частью вяжущих, так как влияют на структурообразование в битуме.
Содержание асфальтенов определяют температурную чстойчивость, вязкость и твёрдость битумов.
Карбонаты и карбоиды встречаются в битумах сравнительно редко преимущественно в крекинг-битумах, повышают вязкозть и хрупкость битумов. По состоянию и свойствам они похожи на асфальтены, но они не растворимы в бензоле.
Асфальто-геновые кислоты и их ангидриды – вещества коричнево-серого цвета, обладающие густой маслянистой или смолянистой консистенцией, плотностью более 1000 кг/м3. Растворяются в спирте, хлороформе и плохо в бензине. Их содержание определяет интенсивность прилипания вяжущих к каменным материалам. В особенности к карбонатным породам.
Парафины относятся к твёрдым метановым углеводородам. Его содержание в битумах зависит от исходного сырья. Повышение содержания парафина более, чем на 5% ухудшает дорожно-строительные свойства битумов.
Содержание до 3,5% не оказывает существенное влияние на свойства битумов.
Сверхдопустимое содержание снижает растяжимость битумов и повышает температуру затвердевания.
При нагреве парафинистый битум переходит в жидкое состояние при меношей температуре, чем безпарафинистый.
Дёгти В состав входят преимущественно углеводороды ароматического ряда и их соединения с кислородом, азотом, серой и др. элементами. В дёгтях содержатся следующие группы веществ: твёрдые, углистые и неплавкие.
Они состоят из сложных органических соединений со значительным содержанием углерода и большой молекулярной массой.
К этой группе веществ можно отнести частицы угля, механически занесённых в смолу при её изготовлении.
Компоненты дёгтя:
-
твёрдые неплавкие вещества, представленные
дёгтевыми смолами, которые
-
вязкопластичные плавкие
-
жидкие дёгтевые масла
Применяют групповой состав каменно-угольного дёгтя:
- непластичные (смолы 5-10%);
- вязкопластичные 10-15%);
- парафины (до 7%);
- антроцен (до 10%);
- свободный углерод (2-20%);
- фенолы (до 5%);
- дёгтевые масла (60-80%).
Структура
дёгтей изменяется при содержании нафталина
и антрацена, т.к. эти вещества выкристаллизовываются
и создают зернистую структуру дёгтя с
пониженными вяжущими свойствами.
СВОЙСТВА ОВВ. Механические свойства ОВВ зависят от температуры ВВ. К механическим свойствам относят прочность, пластичность, вязкость.
Вязкость битумов при понижении температуры до 10-200С относительно велика и он приобретает свойства твердого тела. С повышением температуры вязкость снижается и битум переходит в жидкое состояние.
Вязкость зависит от скорости деформации. Это обуславливается процессами структурообразования в битуме, которые влияют на его упруго-пластичные свойства. При разрушении структурных связей в битуме влияние скорости деформации на показатель вязкости снижается.
Установлено, что в состоянии покоя через некоторое время в битуме восстанавливается разрушенные структурные связи – тиксотропия.
Для характеристики
вяжущих твёрдых и вязких битумов
пользуются условным показателем –
глубины проникновения
Глубина проникновения иглы определяется в пенетрометре.
Вязкость выражается в градусах 10С = 0,1мм погружения: П25-25 показывает температуру испытания.)
Пенетрация дорожных вязких битумов при температуре 250С находится в пределах 300-4000 по шкале.
Вязкость жидких битумов и дёгтей определяется с помощью стандартного вязкозиметра по времени истечения 50мл вяжущего через колиброванное отверстие диаметром 5мм, температура вяжущего должна быть 600С.
Растяжимость битума определяется с помощью прибора дуктилометра. Путём растяжения шейки образца, имеющего форму восьмёрки. Показателем растяжимости битума служат длина нити битума в момент разрыва (см).
Это испытание проводят при температуре 250С (растяжимость более 40 см) и 00С (растяжимость 0-3см).
Растяжимость битума, как и вязкость зависит от температуры, группового состава, характера структуры. Высокие пластические свойства битумов наблюдается при значительном содержании смол, оптимальном содержании асфальтенов и незначительном содержании карбенов и карбоидов. При изменении температуры битум сильно меняет свои свойства (главным образом вязкость). При температуре 40-500С битум переходит в жидкообразное состояное и для большинства дорожных конструкций не обеспечивает требуемой прочности.