Автор: P************@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 00:41, лекция
История дорожного строительства насчитывает многие тысячелетия. На каждом этапе развития человеческого общества к дорогам предъявлялись определенные требования, использовались различные приемы строительства, орудия труда, машины и материалы. Задолго до нашей эры в Древнем Египте, Ассирии, Вавилоне, Риме мощение улиц производилось естественным камнем, а также каменными блоками и плитами из туфа, гранита, базальта, мрамора и других горных пород. Каменные материалы тогда применялись также при строительстве мостовых сооружений. В равнинных местностях нашей страны камня, годного для дорожного и мостового строительства, было недостаточно, поэтому здесь в начале развития транспортных связей повсеместно применялись лесные материалы. Из них строились балочные мосты на сваях и на ряжах, деревянные настилы и другие дорожные сооружения. Торцовые мостовые из деревянных шашек впервые были построены по проекту В. П. Гурьева в Петербурге в начале 20-х гг. XIX в., а впоследствии нашли широкое распространение не только в нашей стране, но и в странах Европы и Северной Америки. Однако результаты археологических раскопок свидетельствуют и о том, что на территории нашей страны, в местах, где имелся естественный камень, начиная с XI в. строились каменные мостовые, а при наличии кирпича — кирпичные. С XIV в. повсеместно стали применяться булыжные дорожные покрытия.
ВВЕДЕНИЕ (2 часа)
1.Введение в предмет. Значение предмета для дорожника
2.Классификация ДСМ
3.Сертификация и стандартизация в строительстве
3.Основные технологические принципы получения строительных материалов
Стандарт не распространяется на вспученные вермикулит и перлит термолит.
- ГОСТ 25226-96 Настоящий стандарт распространяется на щебень и песок из вулканических алюмосиликатных стекловатых перлитовых и перлитосодержащих пород, получаемые путем механической переработки (дробление, фракционирование) и применяемые для производства вспученного перлитового песка и щебня по ГОСТ 10832.
ТЕМА_2.4_ИСКУССТВЕННЫЕ КАМЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
(2 часа)
Шлаками называют искусственные материалы, образовавшиеся при выплавлении чёрных и цветных металлов, из руды и при сжигании твёрдого топлива.
Шлаки чёрной металлургии делятся на доменные и сталеплавийные.
Доменные шлаки получают при выплавлении чугуна, а сталеплавийные в зависимости от способа производства могут быть мартеновскими, и электросталеплавийными.
В шлаках цветной металлургии по видам выплавляемых металлов выделяют:
-медеплавильные;
-никелевые;
-свинцовые;
-цинковые.
Фосфорные шлаки получаются при производстве фосфорных удобрений.
Топливные шлаки – остатки от сжигания твёрдого минерального топлива (каменного и бурого угля, кокса).
ДОМЕННЫЕ ШЛАКИ – побочный продукт при выплавке чугуна из железных руд в доменных печах. Шлаковый расплав при температуре около 14000С сливают в шлаковые ковши, с которых он потом поступает на переработку.
По скорости охлаждения эти шлаки могут быть медленно- и быстро-охлаждённые.
Медленно-охлаждённые шлаки представляют собой кусковой материал тёмно-зелёного, серого, светло-серого цвета с кристаллической, землистой или стекловатой структурой.
Водопоглощеие 1-25%.
Rсж находится в пределах 20-100 МПа.
Основные доменные шлаки относятся к распадающимся или склонным к распаду, а кислые относятся к устойчивым.
Быстро-охлажденные шлаки (гранулированные) – смесь округлых и угловатых зёрен размером менее 10мм. По цвету от тёмно-бурого до светло-жёлтого. Имеют стекловатую структуру. Прочность отдельных зёрен низкая, но из-за быстрого охлаждения и образования стекловатой структуры они устойчивы к распаду.
Медленно-охлаждённые
структуроустойчивые шлаки
Быстросухнущие гранулированные шлаки используют при производстве цемента (шлакопортландцемента).
Молотые
гранулированные шлаки
МАРТЕНОВСКИЕ ШЛАКИ побочный продукт при переплавке чугуна или металлолома на сталь. Он представляет собой кусковой материал цвета от тёмного до серого с кристаллической структурой.
Текстура
может быть плотная или
Прочность при сжатии находится в пределах 80-150 МПа.
Они выдерживают более 200 циклов испытаний на морозостойкость. Из МШ получают щебень пригодный для дорожного строительства.
КОНВЕРТЕРНЫЕ ШЛАКИ представляют собой смесь кусков разного сложения и разной устойчивости против распада. Цвет тёмно-серый. Они содержат продукты распада в виде шлаковой муки.
Средняя плотность шлаковых кусков 3100-3300 кг/м3.
Водопоглощение 0,5 – 2%.
Морозостойкость свыше 100 циклов
Прочность при сжатии 80 – 100 МПа.
Из него получают щебень для дорожного строительства, а из продуктов распада минеральный порошок.
ЭЛЕКТРОСТАЛЕПЛАВИЛЬНЫЕ ШЛАКИ относятся к основным. Склонны к распаду. Поэтому в отвалах они состоят из смеси плотных кусков и с большим количеством продуктов распада.
Кусковой шлак имеет плотную текстуру.
Средняя плотность 3200-3400 кг/м3.
Прочность при сжатии 60 – 130 МПа.
Пригоден, как щебень для дорожного строительства и как минеральный порошок.
МЕДЕПЛАВИЛЬНЫЕ ШЛАКИ – такой шлаковый расплав, слившийся в ковши, транспортируется в отвале, где происходит его охлаждение. При охлаждении формируется кристаллическая структура плотного сложения, имеет вид монолитной лавы или больших глыб в форме шлаковых ковшей. Цвет чёрный, не подвержен распаду.
Средняя плотность 3300-3800 кг/м3.
Водопоглощение 0,1 – 0,6%.
Прочность при сжатии 120-300 МПа.
Из шлакового расплава может получится изделие в виде брусчатки, бортовых камней, плит и высококачественный щебень.
НИКЕЛЕВЫЕ ШЛАКИ – куски плотного сложения кристаллической структуры.
Физико – механические свойства, как и у медеплавильных шлаков. Они в основном состоят из оксидов кремния до 42%, железа – 22%, оксида кальция- до 16%, алюминия – 16% и т.д.
Используются, как заполнитель.
ФОСФОРНЫЕ ШЛАКИ – продукт при производстве фосфорных удобрений – куски кристаллической структуры плотного сложения.
Цвет светло-серый. Шлаки не подвержены распаду.
Средняя плотность около 2900 кг/м3.
Прочность при сжатии более 150 МПа.
Используется
для получения
АЛЮМИНИЕВЫЕ ШЛАКИ – побочные продукты при переплавке алюминиевых сплавов. Свежевылитый шлак представляет собой отдельные глыбы и угловатые куски светло-серого цвета при длительном нахождении под водой водорастворимые соединения выщелачиваются.
Средняя плотность 1800 – 2000 кг/м3.
Прочность при сжатии 40 – 45 МПа.
Дроблёные
шлаки могут быть использованы для
приготовления
ТОПЛИВНЫЕ ШЛАКИ – остатки от сжигания в топках каменного угля, кокса, бурого угля. По внешнему виду представляет собой скопление различных по величине, форме и строению кусков пористо-ноздреватого сложения с примесями несгоревших или ококсовавшихся частиц угля, обломков сланцев и других посторонних примесей.
Истинная плотность около 2500 кг/м3. Средняя плотность 650 - 1100 кг/м3. Водопоглощение достигает 40%. Шлак быстро поглощает воду, но отдаёт медленно.
Выдерживание шлака в течении 2 месяцев и более на повышает его качество.
Свойства шлаковых материалов и требования к ним
Требования к свойствам шлаковых материалов подразделяют на требования к шлаку как исходному сырью и как материалу. Показателями качества шлака как сырья являются устойчивость структуры и активность, а показателями качества как материала -прочность, зерновой состав, морозостойкость, содержание загрязняющих примесей и др. Требования к шлаку как сырью. Устойчивость структуры и активность шлаков взаимосвязаны между собой. Шлак, обладающий устойчивой структурой, как правило, слабоактивный или неактивный и, наоборот, шлак слабоустойчивой или неустойчивой структуры — активный. Это связано прежде всего с содержанием оксида кальция и скоростью охлаждения. Чем больше оксида в шлаке, тем он более активен и менее струк-туроустойчив. Причины распада шлака описаны ранее. Чем быстрее охлажден шлаковый расплав, тем больше в нем активной стекловатой фазы, тем он более структуроустойчив. Активность характеризует способность шлака при взаимодействии с водой твердеть. Чем выше активность шлака, тем выше качество шлакового материала для дорожного строительства. Из шлакового материала с высокой активностью получают прочное основание при подборе шлаковой смеси по принципу минимума пустот. Устойчивость структуры шлаков характеризуют потерей массы при испытании. По устойчивости структуры шлаки в соответствии с ГОСТ 3344 - 83 "Щебень и песок шлаковые для дорожного строительства" подразделяют на группы. Шлак, не выдержавший испытания на устойчивость структуры, нельзя применять в качестве щебня в дорожных конструкциях. Необходимо предусмотреть его; распад на мелкие куски и муку и знать его активность.
Устойчивость структуры |
Потери при испытании, % по массе |
Устойчивая УС1 | ДоЗ |
Среднеустойчивая УС2 | Свыше 3 до 5 |
Слабоустойчивая УСЗ | 5"7 |
Активность шпака характеризуют прочностью при сжатии образцов, изготовленных из молотого шлака. По активности шлаки в соответствии с ГОСТ 3344 — 83 должны соответствовать требованиям (МПа), приведенным ниже: Высокоактивный ... свыше 5
Активный 2,5 до 5
Слабоактивный
... 1,0 до 2,5
Неактивный менее 1,0
Щебень и песок готовят из шлаков любой активности, но при выборе материала для дорожного строительства следует учитывать это свойство. Так, при строительстве оснований из щебеночных смесей большое значение имеет наличие вяжущих свойств у шлаков. Их проявление в процессе эксплуатации основания повышает несущую способность слоя.
Вид шлака или Истинная Средняя плот- Водопогло- Предел Показа-
породы плотность, ность, кг/м*5 щение, % прочности тель Дро-.
кг/м3 по массе при сжатии бимости в
МПа цилиндре,
%
|