Зрительная память у детей дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 16:11, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить особенности зрительной памяти у детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи.

Задачи:

1. Изучить теоретические основы зрительной памяти у детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи;

2. Выявить особенности зрительной памяти у детей дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи;

3. Проанализировать полученные результаты.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы зрительной памяти у детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи………………………………………….5
Общее представление о памяти…………………………………………..5
Характеристика фонетико-фонематического недоразвития речи…….8

Глава 2. Методы изучения зрительной памяти у детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи………………………………………...20

Глава 3. Результаты исследования…………………………………………….25

3.1. Особенности зрительной памяти у детей с нормой в развитии……….25

3.2. Особенности зрительной памяти у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи……………………………………………………………31

3.3.Сравнительная характеристика зрительной памяти у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и с нормой в развитии………………..36

Заключение……………………………………………………………………….39

Список литературы………………………………………………………………41

Работа содержит 1 файл

курсоввая работаЗрительная память у детей дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи.doc

— 732.50 Кб (Скачать)

       1. Методика запоминания 6 предметов.

       

       Дети  с нормой в развитии                          Дети с ФФНР

       Вывод: по данной методике у детей с нормой в развитии преобладают результаты в 6 баллов (80%), а у детей с ФФНР 6 баллов всего у 20% детей, а преобладают с 5 и 3 баллами. В группе детей с ФФНР есть ребенок с 1 баллом.

       2. Методика запоминания расположения  предметов.

       

       Дети  с нормой в развитии                               Дети с ФФНР

       Вывод: по данной методике у детей с нормой в развитии у 50% детей результаты в 3 и 2 балла, а у детей с ФФНР у 40% детей 3 и 2 балла, и 20% детей с ФФНР не справились с выполнением задания.

       3. Методика « Весёлые ступеньки».

       

       Дети  с нормой в развитии                            Дети с ФФНР

       Вывод: по данной методике у детей с нормой в развитии преобладают результаты в 3 и 2 балла (50%), а у детей с ФФНР все 100% детей имеют 2 балла.

       4. Методика запоминания и расположения  предметов. 

       

       Дети  с нормой в развитии                          Дети с ФФНР

       Вывод: по данной методике у детей с нормой в развитии  и у детей с  ФФНР преобладают результаты  в 3 балла (100%).

       5. Методика запоминания рисунка и ответы по рисунку.

       

       Дети  с нормой в развитии                             Дети с ФФНР

       Вывод: по данной методике у 40% детей с нормой в развитии результаты в 2 балла, а у детей с ФФНР преобладают результаты в 1 балл (70%). 
 
 
 
 
 
 
 

                              Заключение

       Память  имеет огромное значение в жизни  людей, и его трудно переоценить. Память лежит в основе всей жизни человека, его развития и сохранения его способностей, является условием научения, приобретения знаний, умений и навыков. Благодаря своей памяти, особенно ее постоянному совершенствованию, человек в свое время выделился из животного царства и достиг тех вершин психологического развития, на которых он находится в настоящее время. В общем случае память можно определить как способность к получению, сохранению и воспроизведению человеком полезного для него жизненного опыта.

       Но  память сама по себе развиваться не может. В этом ей помогает речь. Именно на основе речи и ее смысловой единицы - слова - формируются и развиваются психические процессы, в которые включается память. Благодаря взаимоотношению этих двух сложных психических процессов человек развивается как личность. Поэтому тема психологического исследования особенностей памяти у детей с ФФНР является без сомнения интересной и актуальной и может быть предметом для дальнейшего исследования.

       Для исследования были взяты следующие  методики: методика запоминания 6 предметов, методика запоминания расположения предметов, методика « Весёлые ступеньки», методика запоминания и расположения предметов, методика запоминания  рисунка и ответы по рисунку. Были обследованы дети старшего дошкольного возраста МДОУ № 183 «Огонёк»: 10 детей с нормой в развитии и 10 детей с ФФНР.

       По  данным методик получились следующие  результаты:

       1) при исследовании методикой запоминания 6 предметов у детей с нормой в развитии преобладают результаты в 6 баллов (80%), а у детей с ФФНР 6 баллов всего у 20% детей, а преобладают с 5 и 3 баллами. В группе детей с ФФНР есть ребенок с 1 баллом;

       2) при исследовании методикой запоминания  расположения предметов у детей  с нормой в развитии у 50% детей результаты в 3 и 2 балла,  а у детей с ФФНР  у 40% детей 3 и 2 балла, и 20% детей с ФФНР не справились с выполнением задания;

       3)при  исследовании методикой « Весёлые  ступеньки» у детей с нормой  в развитии преобладают результаты  в 3 и 2 балла (50%), а у детей  с ФФНР все 100% детей имеют  2 балла;

       4)при исследовании методикой запоминания и расположения предметов у детей с нормой в развитии  и у детей с ФФНР преобладают результаты  в 3 балла (100%);

       5)при  исследовании методикой запоминания  рисунка и ответы по рисунку у 40% детей с нормой в развитии результаты в 2 балла, а у детей с ФФНР преобладают результаты в 1 балл (70%).

       Таким образом результаты методик исследования зрительной памяти у детей с ФФНР имеют более низкие показатели, чем  у детей с нормой в развитии. Поэтому в занятия логопедических групп с ФФНР необходимо включать задания на развитие зрительной памяти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                       Список литературы

  1. .Белова-Давид Р.А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи /  Р.А. Белова-Давид- М., 1972.-259с.
  2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи/  А.Н. Гвоздев- М., 1961.-175с.
  3. Гуровец Г.В., Маевская С.И. К генезису фонетико-фонематических расстройств // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. - М., 1982.-143с.
  4. Джеймс У. Психология /  У. Джеймс- М., 1991.-428с.
  5. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников/  Л.Н. Ефименкова- М., 1981.-194с.
  6. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1963.-284с.
  7. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В. И. Селиверстова. - М., 1987. Вып. 2.-109с.
  8. Ильина М.К. Психология памяти/ М. К. Ильина-Новосибирск, 2000.-395с.
  9. Клацки Р. Память человека: структура и процессы/ Р. Клацки. –М., 1978.-315с.
  10. Логопедия: Учебник / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М., 2002.-704с.
  11. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников /  Л.В. Лопатина- СПб., 2003.-156с.
  12. Лурия А.Р. Внимание и память/  А.Р. Лурия –М., 1975.-219с.
  13. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти /  А.Р. Лурия – М.: Издательство московского университета, 1968. – 88с.
  14. Ляудис В.Я. Память в процессе развития/  В.Я. Ляудис – М.: Издательство московского университета, 1976. – 253с.
  15. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1968.-450с.
  16. Правдина О.В. Логопедия /  О.В. Правдина- М., 1973.-593с.
  17. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: «ЧеРо», 2002.-816с.
  18. Pay Ф.Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем. Основы теории и практики логопедии / Ф.Ф. Рау- М., 1968.-180с.
  19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т.1. /  С.Л. Рубинштейн  –М., 1989.-538с.
  20. Соколова Ю.В. Тесты на интеллектуальное развитие ребенка 5-6 лет/ Ю.В. Соколова – М.: «Эксмо», 2002.-63с.
  21. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. - М., 2000.-183с.
  22. Филичёва Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 1999.-80с.
  23. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. –М., 1979.-380с.

Информация о работе Зрительная память у детей дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи