Зрительная память у детей дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 16:11, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить особенности зрительной памяти у детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи.

Задачи:

1. Изучить теоретические основы зрительной памяти у детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи;

2. Выявить особенности зрительной памяти у детей дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи;

3. Проанализировать полученные результаты.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы зрительной памяти у детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи………………………………………….5
Общее представление о памяти…………………………………………..5
Характеристика фонетико-фонематического недоразвития речи…….8

Глава 2. Методы изучения зрительной памяти у детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи………………………………………...20

Глава 3. Результаты исследования…………………………………………….25

3.1. Особенности зрительной памяти у детей с нормой в развитии……….25

3.2. Особенности зрительной памяти у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи……………………………………………………………31

3.3.Сравнительная характеристика зрительной памяти у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и с нормой в развитии………………..36

Заключение……………………………………………………………………….39

Список литературы………………………………………………………………41

Работа содержит 1 файл

курсоввая работаЗрительная память у детей дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи.doc

— 732.50 Кб (Скачать)

       Нарушения периферического речевого аппарата могут быть врожденными и приобретенными. К врожденным дефектам относятся несращения верхней губы, челюсти, мягкого и твердого нёба.

       Сравнительно  частым дефектом развития является укороченная  и слишком массивная уздечка  языка (подъязычная связка). При этом дефекте могут быть затруднены движения языка, так как слишком короткая уздечка фиксирует его у дна полости рта.

       Дефекты развития челюстей и зубного ряда ведут к аномалиям прикуса (нормальным считается такой прикус, когда  при смыкании челюстей нижние передние зубы слегка прикрываются верхними).

       Расщелины и ранения мягкого и твердого нёба имеют очень большое значение для всего произношения (страдают все звуки). Все остальные перечисленные  нарушения строения артикуляционного аппарата могут иметь только узкое, местное значение. Например, дефекты губ отражаются на произношении губных и гласных звуков, изменение формы челюстей — на произношении свистящих и шипящих, массивные подъязычные уздечки — на произношении сонорных и шипящих.

       

  • Ринолалия, или гнусавость, бывает трех видов: открытая, закрытая и смешанная. Все виды гнусавости, в основе которых лежат нарушения в строении периферического речевого аппарата, относятся к механическим дислалиям.
  •        Закрытая  гнусавость — следствие гипертрофического  насморка, тканевых разращений в носу и носоглотке, которые закрывают проход в носовую полость. У ребенка с закрытой гнусавостью затруднено носовое дыхание, иногда он совсем не может дышать носом. Вследствие этого страдает произношение носовых звуков [м] и [н]. Звук [м] заменяется звуком [б], звук [н] — [д] (мама звучит как баба, а няня — как дядя). Изменяется тембр голоса вследствие нарушения резонанса в носовой полости При частичной закупорке носа [м] звучит как ], а [д] — как [нд].

           Для устранения закрытой гнусавости следует  начать лечение носа и носоглотки. При восстановлении носового дыхания речь обычно становится нормальной. Иногда требуется поупражнять ребенка в произношении звуков [м] и [н] и на носовом выдохе, а затем провести дифференциацию между звуками [м] и [б] и звуками [н] и [д].

           Иногда  явление закрытой гнусавости наблюдается  без нарушения проходимости носовой  полости, в частности эти неправильности звукопроизношения встречаются  у глухих в связи с отсутствием  слухового контроля.

           Открытая  гнусавость — следствие врожденного  дефекта нёба — так называемых нёбных расщелин. По данным М. Д. Дубова, в России ежегодно рождается свыше 5 тыс. детей с небными расщелинами. Причиной этих расщелин является недоразвитие периферической части речевого аппарата в период эмбрионального развития, на 2—3 месяце беременности матери. Этиологией такого тяжелого нарушения развития зародыша считают токсоплазмоз, нарушения питания плода в связи с перенесенными заболеваниями матери, а также психическими травмами. В зарубежной литературе большое значение придают наследственности. Полной ясности в этом вопросе пока еще нет. Расщелины бывают сквозными, полными и неполными, двусторонними и односторонними (как правосторонними, так и левосторонними).

           При расщелинах неба дыхательный и голосовой  отделы периферического речевого аппарата не имеют никаких анатомических нарушений, а верхний его отдел (артикуляционный) грубо нарушен в своем строении, нарушается возможность изоляции между ротовой и носовой полостями.  Движения губ благодаря взаимной связи мышц языка и губ также заторможены. Чем обширнее расщелина нёба, тем больше ее отрицательное влияние на формирование звуковой речи ребенка.

           Анализ  звукопроизношения ринолалика выявляет, что наиболее пострадавшими оказываются  свистящие и шипящие звуки, которые  заменяются выдохом в нос, иногда с призвуком какого-то кряхтения  или храпа, и задненёбные звуки, которые либо отсутствуют, либо заменяются взрывным звуком, возникающем у краев расщепленного маленького язычка или стенки глотки с высоко поднятым корнем языка. Гласные звуки произносятся при помощи выдыхаемой через нос слегка озвонченной струи воздуха и мало отличаются друг от друга. В тяжелых случаях окружающие не понимают ребенка - ринолалика, не всегда понимает его даже мать. В легких случаях произносимые звуки близки и по артикуляции и по звучанию к нормальным, но имеют гнусавый оттенок, так как воздушная струя все же частично уходит в нос.

           По-видимому, это дает основание некоторым  авторам (проф. М. Зееман, М. Совак) считать  более правильным называть это речевое  нарушение не ринолалией, а ринофонией, что подчеркивает только наличие  гнусавого голоса. Название “ринофония”  будет более правильным в том случае, когда расщелина будет не врожденной, а приобретенной при уже сформировавшейся речи, т. е. у взрослого человека или ребенка после 4—5 лет, что дает только гнусавый оттенок голоса.

           Дизартрия - тяжелое и сложное нарушение звуковой стороны речи; латинский термин, который в переводе означает расстройство членораздельной речи—произношения. В практике сложилось несколько иное понимание этого термина — как расстройство двигательной моторной стороны устной речи.

           В тяжелых случаях речь превращается в какое-то подобие мычания и делается совершенно непонятной. Такие крайние, наиболее тяжелые случаи дизартрии носят название анартрии, т.е. полной невозможности произносительной речи.

           С неврологической точки зрения различают  следующие основные виды дизартрии - бульбарную, псевдобульбарную, подкорковую и корковую. Между перечисленными видами имеется много общего, но выявляются и глубокие различия между ними. Все это должно быть учтено в логопедической работе.

           Родовая общность всех указанных форм дизартрии  у взрослых людей (точнее, у лиц с уже сложившейся речью) подчеркивается следующими моментами:

           1) очаговые поражения двигательных  отделов центральной или периферической  нервной системы;

           2) расстройство произносительной  стороны устной речи при полноценной  системе фонем, полном словаре и сохранном грамматическом строе. Остаются сохранными также понимание речи окружающих, чтение про себя, процессы внутренней речи и мышления (при развитии дизартрии в раннем детском возрасте развитие системы фонем, объема словаря и грамматического строя речи обычно запаздывает.)

           У всех больных дизартрией расстройства произношения заключаются в смазанной, невнятной артикуляции звуков с  наличием как полных, так и частичных  замен (литеральных парафазий, а  также в нарушениях плавности, темпа и громкости речи [15].

      Выводы  по первой главе:

           1. На основе речи и ее смысловой  единицы - слова - формируется  и развивается память и другие  психические процессы;

           2. Детям с общим недоразвитием  речи необходимо уделять больше  внимания, чтобы предотвратить дальнейшее ухудшение состояния их речи;

           3. В наибольшей степени возможности  природной памяти проявляются  именно в дошкольном возрасте;

    1. Желание ребенка запомнить надо всячески поощрять. Это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей.
     
     
     
     
     

    Глава 2. Методы изучения зрительной памяти у детей  с фонетико – фонематическим недоразвитием речи

           В исследовании принимали участие  дети дошкольного возраста на базе детского сада № 183 «Огонёк». В первой группе насчитывалось 7 девочек и 3 мальчика без ФФНР. Во второй группе насчитывалось 6 девочек и 4 мальчика с ФФНР.   В данном исследовании применялись пять методик на изучение зрительной памяти у детей дошкольного возраста с ФФНР:

    1. Методика запоминания 6 предметов. «Посмотри внимательно на изображённые предметы. Назови их и сосчитай. Для того чтобы запомнить эти предметы, посмотри на них в течение 30-50 секунд. Представь их на ощупь. А теперь закрой картинку листом бумаги и вспомни, какие предметы были нарисованы на картинке».

             
       

      Оценка  результатов: каждый предмет оценивался в 1 балл.

    1. Методика запоминания расположения предметов. «Рассмотри рисунок и запомни, как расположены предметы. Закрой рисунок листом бумаги и вспомни какие предметы где находились.

              

           Вспомни, что было нарисовано:

        - в правом верхнем углу,

        - в левом верхнем углу,

        - в правом нижнем углу,

        - в левом нижнем углу,

        - в центре листа?»

           Оценка  результатов: предметы оценивались  в баллах. Запоминание 5 предметов  – 3балла, запоминание 5 предметов, но с  изменением расположения – 2балла, не запоминание предметов -1 балл.

    1. Методика « Весёлые ступеньки». Рассмотри картинку и запомни, кто на какой ступеньке находится. Закрой картинку листом бумаги».
     

        

           Оценка  результатов: предметы оценивались  в баллах. Запоминание 5 предметов – 3балла, запоминание 5 предметов, но с изменением расположения – 2балла, не запоминание предметов -1 балл.

    1. Методика запоминания и расположения предметов. «Рассмотри таблицу и запомни, что в ней изображено».

               

           Теперь  рассмотри вторую таблицу. Вспомни, что было изображено в первой таблице. Какие предметы были раньше, а какие появились сейчас?».

                         

           Оценка  результатов: предметы оценивались  в баллах. Запоминание 4 предметов – 4 балла, не запоминание предметов -1 балл.

    1. Методика запоминания  рисунка и ответы по рисунку. «Рассмотри рисунок. Запомни, что на нём нарисовано. А теперь закрой рисунок листом бумаги.

           Ответь  на вопросы:

    1. Кто был изображён на рисунке?
    2. Сколько козлят выглядывало из окна?
    3. Что несла в корзинке коза?
    4. Сколько птичек было на рисунке?
    5. Что росло на дереве?»

           Оценка  результатов: запоминание наибольшего  количества изображений – 3 балла, ошибки при запоминании – 2 балла, не запоминание  – 1 балл. 
     
     
     
     

           Глава 3. Результаты исследования.

           3.1. Особенности зрительной  памяти у детей с нормой в развитии

           1) Методика запоминания 6 предметов.

    Имя ребёнка Количество  запомненных предметов Оценка, баллы
    Фаина К. 6 6
    Лена  М. 5 5
    Катя  Щ. 6 6
    Алёша П. 6 6
    Настя П. 6 6
    Оксана  Г. 6 6
    Ваня  Т. 4 4
    Миша  Ш. 6 6
    Аня Ю. 6 6
    Галя  Е. 6 6
     

             
     

           Вывод: в результате пробной методики «Запоминание 6 предметов» 80% детей запомнили все  предметы, по одному ребенку запомнили 4 и 5 предметов.

           2) Методика запоминания расположения предметов.

    Информация о работе Зрительная память у детей дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи