Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 16:11, курсовая работа
Цель исследования – выявить особенности зрительной памяти у детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы зрительной памяти у детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи;
2. Выявить особенности зрительной памяти у детей дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи;
3. Проанализировать полученные результаты.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы зрительной памяти у детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи………………………………………….5
Общее представление о памяти…………………………………………..5
Характеристика фонетико-фонематического недоразвития речи…….8
Глава 2. Методы изучения зрительной памяти у детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи………………………………………...20
Глава 3. Результаты исследования…………………………………………….25
3.1. Особенности зрительной памяти у детей с нормой в развитии……….25
3.2. Особенности зрительной памяти у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи……………………………………………………………31
3.3.Сравнительная характеристика зрительной памяти у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и с нормой в развитии………………..36
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы………………………………………………………………41
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
« Поморский государственный университет
имени М.В. Ломоносова»
Институт развития ребенка
Факультет коррекционный педагогики
Кафедра
физиологии и патологии развития человека
Клыкова
Олеся Викторовна
Зрительная память у детей дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи
Курсовая
работа
20
Содержан
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы зрительной памяти у детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи………………………………………….5
Глава 2. Методы изучения зрительной памяти у детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи………………………………………...20
Глава
3. Результаты исследования…………………………………………….
3.1. Особенности зрительной памяти у детей с нормой в развитии……….25
3.2. Особенности
зрительной памяти у детей
с фонетико-фонематическим
3.3.Сравнительная
характеристика зрительной
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Вв
Полноценная речь является необходимым условием становления и функционирования человека, в частности, его коммуникативных возможностей, лежащих в основе формирования личности. Вместе с тем различные расстройства речи имеют значительное распространение во всем мире. Это делает проблему подготовки логопедов социально значимой и актуальной.
Под фонетико-фонематическим недоразвитие речи (ФФНР) понимают нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. При ФФНР наблюдаются нарушения фонематического восприятия, дефекты произношения и фонемообразования, а также наблюдаются отклонения в развитии такого психического процесса как память.
Память является одним из ценнейших свойств человеческой жизни. В психологии она считается одним из основных познавательных процессов. Кроме того – она является своеобразной основой всякого познания. Память – это сложный процесс. Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.
Приведенные
данные диктуют необходимость
Цель исследования – выявить особенности зрительной памяти у детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы зрительной памяти у детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи;
2.
Выявить особенности
3.
Проанализировать полученные
Объект исследования – зрительная память как психический процесс у детей дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи.
Предмет
исследования – особенности зрительной
памяти у детей с фонетико
– фонематическим недоразвитием речи.
Глава 1. Теоретические основы зрительной памяти у детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи.
1.1. Общее представление о памяти
Создание адекватного образа окружающего мира представляет собой сложный многоуровневый процесс, в котором принимают участие познавательные процессы различной сложности. Каждый из этих процессов придает образу свои специфические качества.
Процессы восприятия и ощущения дают нам представление о мире как о пространстве, заполненном отдельными предметами, имеющими форму, объем и определенную фактуру. Ощущения придают этим объектам качественные особенности, такие как цвет, вкус, запах, тяжесть и др. Мышление, обобщая воспринятое, разворачивает панораму нашего жизненного пространства, расширяя его далеко за пределы видимого и переживаемого в данный момент, оно позволяет «видеть» скрытые свойства предметов, понимать суть наблюдаемых событий и таким образом предвидеть их наступление.
Все это было бы невозможно, если бы живые существа не обладали способностью к сохранению: намерений, воспринимаемых впечатлений, результатов их переработки, а также программ действия. Процессом, обеспечивающим построение всестороннего образа мира, связывающим разрозненные впечатления в целостную картину, прошлое с настоящим и будущим, является память. Без процессов памяти не может быть ни предметного чувственного, ни отвлеченного умственного образа окружающего мира. Память - это «цемент», который соединяет все строительные элементы мозаики в единую, полную жизни картину [4].
Психология, имея свой предмет и объект, наделенный памятью, изучает специфические особенности памяти, т.е. те ее механизмы, формы и виды, которыми обладает человек.
Память - это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Рассмотрим процессы памяти - запоминание, хранение и забывание и воспроизведение
Запоминание. Процесс запоминания - это активный процесс, при котором с исходным материалом производятся какие-то действия.
Хранение и забывание. Хранение означает наличие информации в долговременной памяти, что не всегда связано с ее доступностью для сознания. Забывание - неоднородный процесс, он может принимать самые разнообразные формы. Человек, например, не может вспомнить то, что происходило с ним в раннем детстве, потому что до овладения речью он не мог передать на хранение в символической форме то, что воспринял в форме образной. Забывание может означать также то, что человек «забывает» сделать что-то из намеченного ранее, например что-то купить в магазине. Забывание может быть связано также с физической черепно-мозговой травмой, а может быть обязано своим возникновением так называемому вытеснению - непроизвольному забыванию событий, вызывающих душевную боль. В связи с этим под забыванием в психологии называется все то, что происходит, когда материал, который был когда-то запомнен и который затем нужно отыскать, не удается извлечь из памяти.
Воспроизведение хранящегося в долговременной памяти материала заключается в переводе его из долговременной памяти в кратковременную, т.е. в его актуализации в сознании. Воспроизведение зависит от процессов запоминания и забывания, но имеет и свои особенности и механизмы. Воспроизведение может выступать в трех формах - узнавания, припоминания и воспоминания. Смысл узнавания понятен и без особых разъяснений, он связан с сознательной идентификацией образов. Припоминание - сложный процесс памяти, который представляет собой поиск требуемого материала в долговременной памяти [5, с.79].
Тем не менее, все эти процессы обычно рассматриваются вместе как представляющие собой единую систему памяти человека.
Существуют различные типологии памяти:
по уровню развития — словесно – логическая, моторная, образная, эмоциональная [1, с.83].
Наиболее подробно рассмотрим зрительную память. Зрительная память – это один из видов памяти, характеризующийся тем, что люди, ею обладающие, легче запоминают впечатления, полученные ими при посредстве зрения; так, при заучивании наизусть они быстрее достигают этого, если сами читают, чем если им читают вслух, т. к. при передаче прочитанного в их сознании возникают зрительные образы прочитанного, страницы и строчки, на которых это написано. Лица или предметы, когда-либо виденные, иногда остаются в памяти на всю жизнь. Исследование показывает, что зрительная память лучше развита у девочек, нежели у мальчиков. Некоторые ученые локализуют зрительную память на наружной поверхности затылочной доли, разрушение которой ведет за собой отсутствие узнавания предметов (или так называемую душевную слепоту). Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени “видеть” воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.
У каждого человека зрительная память развита по разному – у кого-то лучше, а у кого-то отмечаются проблемы с запоминанием предметов по образу. Но следует отметить, что зрительную память мы можем контролировать, в том плане, что мы можем её развивать. Есть достаточно большое количество игр на развитие зрительной памяти. Например, нахождение различий на двух «одинаковых» рисунках (в начале показать первый рисунок (30-50 сек.), затем второй; после чего найти различия по памяти и записать их на листке), «фотографирование» небольшого количества палочек (бросать палочки на стол, сосчитать не успеете, поэтому «сфотографируйте»; закрыть палочки листком бумаги и сказать сколько их было), геометрические фигуры (запоминание нескольких геометрических фигур) [18, с.219].