Зрительная память у детей дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 16:11, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить особенности зрительной памяти у детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи.

Задачи:

1. Изучить теоретические основы зрительной памяти у детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи;

2. Выявить особенности зрительной памяти у детей дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи;

3. Проанализировать полученные результаты.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы зрительной памяти у детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи………………………………………….5
Общее представление о памяти…………………………………………..5
Характеристика фонетико-фонематического недоразвития речи…….8

Глава 2. Методы изучения зрительной памяти у детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи………………………………………...20

Глава 3. Результаты исследования…………………………………………….25

3.1. Особенности зрительной памяти у детей с нормой в развитии……….25

3.2. Особенности зрительной памяти у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи……………………………………………………………31

3.3.Сравнительная характеристика зрительной памяти у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и с нормой в развитии………………..36

Заключение……………………………………………………………………….39

Список литературы………………………………………………………………41

Работа содержит 1 файл

курсоввая работаЗрительная память у детей дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи.doc

— 732.50 Кб (Скачать)

        Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

« Поморский  государственный университет

имени  М.В. Ломоносова»

Институт  развития ребенка

Факультет коррекционный педагогики

Кафедра физиологии и патологии развития человека 

Клыкова Олеся Викторовна 

Зрительная  память у детей  дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи

Курсовая  работа 
 
 
 
 
 
 

                                                                              3курс,  отделение логопедии

                                                                                      Научный руководитель:

                                                                                             Афанасенкова Н.В.,

                                                                                                       Доцент, к.м.н.

                          

                                           Архангельск

                            2010

                      Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы зрительной памяти у детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи………………………………………….5

    1. Общее представление о памяти…………………………………………..5
    2. Характеристика фонетико-фонематического недоразвития речи…….8

Глава 2. Методы изучения зрительной памяти у  детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи………………………………………...20

Глава 3. Результаты исследования…………………………………………….25

3.1. Особенности  зрительной памяти у детей  с нормой в развитии……….25

3.2. Особенности  зрительной памяти у детей  с фонетико-фонематическим недоразвитием речи……………………………………………………………31

3.3.Сравнительная  характеристика зрительной памяти  у детей  с фонетико-фонематическим  недоразвитием речи и с нормой  в развитии………………..36

Заключение……………………………………………………………………….39

Список литературы………………………………………………………………41 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                            Введение

       Полноценная речь является необходимым условием становления и функционирования человека, в частности, его коммуникативных  возможностей, лежащих в основе формирования личности. Вместе с тем различные  расстройства речи имеют значительное распространение во всем мире. Это делает проблему подготовки логопедов социально значимой и актуальной.

       Под фонетико-фонематическим недоразвитие речи (ФФНР) понимают нарушение процессов  формирования произносительной системы  родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. При ФФНР наблюдаются нарушения фонематического восприятия, дефекты произношения и фонемообразования, а также наблюдаются отклонения в развитии такого психического процесса как память.

       Память  является одним из ценнейших свойств  человеческой жизни. В психологии она  считается одним из основных познавательных процессов. Кроме того – она является своеобразной основой всякого познания. Память – это сложный процесс. Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

       Приведенные данные диктуют необходимость дальнейшего  изучения особенностей памяти у детей  дошкольного возраста.

       Цель  исследования – выявить особенности зрительной памяти у детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи.

       Задачи:

       1. Изучить теоретические основы  зрительной памяти у детей  с фонетико – фонематическим недоразвитием речи;

       2. Выявить особенности  зрительной  памяти у детей дошкольного  возраста  с фонетико – фонематическим недоразвитием речи;

       3. Проанализировать полученные результаты.

       Объект  исследования –  зрительная память как психический процесс у детей дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи.

       Предмет исследования – особенности зрительной памяти у детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава 1. Теоретические  основы зрительной памяти у детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи.

       1.1. Общее представление о памяти

       Создание  адекватного образа окружающего  мира представляет собой сложный многоуровневый процесс, в котором принимают участие познавательные процессы различной сложности. Каждый из этих процессов придает образу свои специфические качества.

       Процессы  восприятия и ощущения дают нам представление  о мире как о пространстве, заполненном отдельными предметами, имеющими форму, объем и определенную фактуру. Ощущения придают этим объектам качественные особенности, такие как цвет, вкус, запах, тяжесть и др. Мышление, обобщая воспринятое, разворачивает панораму нашего жизненного пространства, расширяя его далеко за пределы видимого и переживаемого в данный момент, оно позволяет «видеть» скрытые свойства предметов, понимать суть наблюдаемых событий и таким образом предвидеть их наступление.

       Все это было бы невозможно, если бы живые  существа не обладали способностью к сохранению: намерений, воспринимаемых впечатлений, результатов их переработки, а также программ действия. Процессом, обеспечивающим построение всестороннего образа мира, связывающим разрозненные впечатления в целостную картину, прошлое с настоящим и будущим, является память. Без процессов памяти не может быть ни предметного чувственного, ни отвлеченного умственного образа окружающего мира. Память - это «цемент», который соединяет все строительные элементы мозаики в единую, полную жизни картину [4].

       Психология, имея свой предмет и объект, наделенный памятью, изучает специфические  особенности памяти, т.е. те ее механизмы, формы и виды, которыми обладает человек.

       Память - это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

       Рассмотрим  процессы памяти - запоминание, хранение и забывание и воспроизведение

       Запоминание. Процесс запоминания - это активный процесс, при котором с исходным материалом производятся какие-то действия.

       Хранение  и забывание. Хранение означает наличие информации в долговременной памяти, что не всегда связано с ее доступностью для сознания. Забывание - неоднородный процесс, он может принимать самые разнообразные формы. Человек, например, не может вспомнить то, что происходило с ним в раннем детстве, потому что до овладения речью он не мог передать на хранение в символической форме то, что воспринял в форме образной. Забывание может означать также то, что человек «забывает» сделать что-то из намеченного ранее, например что-то купить в магазине. Забывание может быть связано также с физической черепно-мозговой травмой, а может быть обязано своим возникновением так называемому вытеснению - непроизвольному забыванию событий, вызывающих душевную боль. В связи с этим под забыванием в психологии называется все то, что происходит, когда материал, который был когда-то запомнен и который затем нужно отыскать, не удается извлечь из памяти.

       Воспроизведение хранящегося в долговременной памяти материала заключается в переводе его из долговременной памяти в кратковременную, т.е. в его актуализации в сознании. Воспроизведение зависит от процессов запоминания и забывания, но имеет и свои особенности и механизмы. Воспроизведение может выступать в трех формах - узнавания, припоминания и воспоминания. Смысл узнавания понятен и без особых разъяснений, он связан с сознательной идентификацией образов. Припоминание - сложный процесс памяти, который представляет собой поиск требуемого материала в долговременной памяти [5, с.79].

       Тем не менее, все эти процессы обычно рассматриваются вместе как представляющие собой единую систему памяти человека.

       Существуют  различные типологии памяти:

  • по сенсорной модальности — зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память;
  • по содержанию — образная память, моторная память, эмоциональная память;
  • по организации запоминания — эпизодическая память, семантическая память, процедурная память;
  • по временным характеристикам — долговременная память, кратковременная память, ультракратковременная память;
  • по наличию цели — произвольная и непроизвольная;
  • по наличию средств — опосредованная и неопосредованная;

       по  уровню развития — словесно – логическая,  моторная, образная, эмоциональная [1, с.83].

       Наиболее  подробно рассмотрим зрительную память. Зрительная память – это один из видов памяти, характеризующийся тем, что люди, ею обладающие, легче запоминают впечатления, полученные ими при посредстве зрения; так, при заучивании наизусть они быстрее достигают этого, если сами читают, чем если им читают вслух, т. к. при передаче прочитанного в их сознании возникают зрительные образы прочитанного, страницы и строчки, на которых это написано. Лица или предметы, когда-либо виденные, иногда остаются в памяти на всю жизнь. Исследование показывает, что зрительная память лучше развита у девочек, нежели у мальчиков. Некоторые ученые локализуют зрительную память на наружной поверхности затылочной доли, разрушение которой ведет за собой отсутствие узнавания предметов (или так называемую душевную слепоту). Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени “видеть” воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

       У каждого человека зрительная память развита по разному – у кого-то лучше, а у кого-то отмечаются проблемы с запоминанием предметов по образу. Но следует отметить, что зрительную память мы можем контролировать, в том плане, что мы можем её развивать. Есть достаточно большое количество игр на развитие зрительной памяти. Например, нахождение различий на двух «одинаковых» рисунках (в начале показать первый рисунок (30-50 сек.), затем второй; после чего найти различия по памяти и записать их на листке),  «фотографирование» небольшого количества палочек (бросать палочки на стол, сосчитать не успеете, поэтому «сфотографируйте»; закрыть палочки листком бумаги и сказать сколько их было), геометрические фигуры (запоминание нескольких геометрических фигур) [18, с.219].

Информация о работе Зрительная память у детей дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи