Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:41, курсовая работа
Целью работы является изучение особенностей профориентации старшеклассников
Задачи:
Провести теоретический анализ литературы по проблеме профессионального самоопределения: выявить характерные черты ранней юности и определить актуальность выбора профессии для данного возрастного периода; рассмотреть профессиональное самоопределение как процесс; определить факторы, влияющие на выбор профессии
Провести подбор психологических методик
Провести экспериментальное исследование
Введение
3
Глава 1.Теоретические основы профессионального самоопределения старшеклассников
6
1.1. Понятие профессионального самоопределения
6
1.2. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников
11
1.3. Роль мотивационных факторов выбора профессии у школьников
18
Глава 2. Экспериментальное исследование профессионального самоопределения старшеклассников
21
2.1. Методические основы экспериментального исследования
21
2.2. Анализ и интерпретация экспериментальных данных
22
2.3. Рекомендации, направленные на повышение эффективности профессиональной ориентации школьников
31
Заключение
32
Список использованной литературы
33
Приложение
Таким образом, инициативу и самостоятельность в подготовке к будущей профессии в средней школе №62 проявляет незначительное число учащихся, больше половины учащихся, не определены с выбором профессии, из-за этого многие не хотят проявлять инициативу в самоподготовке, также им не нравится профиль их обучения или затрудняются сказать. Одной из причин может служить отсутствие единой программы профориентации, т.к. классные руководители не могут проводить профориентацию в полной мере, в силу наличия других обязанностей.
Задача школы - воспитание человека, умеющего ставить перед собой достижимые цели, выбирать оптимальный путь их достижения, анализировать результаты деятельности, извлекать уроки из неудач и брать на себя ответственность за свои поступки.
Программа по профориентации должна быть направлена на изучение личностных особенностей школьников, ознакомление с миром профессий, с требованиями рынка труда и образовательных услуг, с правилами выбора профессии, самопрезентации и планирования карьеры.
Совсем иная картина представлена у учащихся в лицеи, где проходит профориентационная работа классным руководителем и штатным психологом. Таким образом, деятельность классных руководителей является эффективной, т. к. больше половины учащихся, определены с выбором профессии, многими учащимися связывается профиль обучения с их будущей профессией, а также больше информации о профессиях ребята узнают посредством бесед с учителем и психологом. Очень много внимания уделяется самопознанию учащихся.
Чтобы определить истинный мотив обучения в ВУЗе была проведена методика изучения мотивации обучения в ВУЗе Т.И. Ильиной. После сбора и подсчета данных были получены следующие результаты, представленные в таблице 8.
Мотивы обучения в ВУЗе
Таблица 8
Названия шкал |
Кол-во человек |
Показатели в % |
Кол-во человек |
Показатели в % |
Лицей |
СШ №62 | |||
Приобретение знаний |
6 |
40 |
3 |
20 |
Овладение профессий |
6 |
40 |
4 |
26,6 |
Получение диплома |
3 |
20 |
8 |
53,3 |
Из этого следует, что у старшеклассников, которые учатся в лицее преобладают мотивы «Приобретения знаний», что составляет 40% и «Овладение профессией», что также составляет 40%, это свидетельствует об адекватном выборе будущей профессии и удовлетворенностью ее. Это происходит благодаря хорошей работе классного руководителя и психолога, которые проводят со старшеклассниками систематическую работу по профессиональному самоопределению. В их работу входит проведение тренингов, индивидуальных бесед, показ фильмов, раздача наглядного материала и беседа с родителями.
Говоря об учащихся в СШ №62, в которой не проводится и не реализуется программа по профориентации ведущим мотивом является «Получение диплома», что составляет 53,3%. То есть у большей половины учеников преобладает стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов. При этом практически отсутствует стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества. А на последнем месте стоит стремление к приобретению знаний, любознательность. Эта проблема связанна с недостаточной ориентацией в мире профессий, низкой сформированности к профессиональному самоопределению и т.д.
Поэтому нами были разработаны рекомендации, направленные на овладение профессиональными знаниями и на формирование профессионально важных качеств, на выбор пути профессионального становления, на формирование навыков и качеств, способствующих овладению выбранной информации.
2.3. Рекомендации, направленные на повышение эффективности профессиональной ориентации школьников
Общеобразовательные школы должны
реализовывать программы по профессиональному
самоопределению
1. Актуализация
процесса профессионального
2. Помощь
учащимся в формировании
3. Активизация
и развитие процесса
4. Развитие
у учащихся способности к
5. Формирование
навыков и качеств,
В процессе преподавания используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения: “круглый стол”, индивидуальные и групповые беседы, семинары, описание профессий, диспут, составление и решение профориентационных кроссвордов, ролевые игры, творческие этюды, метод конкретных ситуаций.
Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков и домашних заданий различными упражнениями для самостоятельной работы.
Примерный перечень формируемых знаний и умений:
- учащиеся должны знать:
- учащиеся должны уметь:
Для данной работы могут использоваться следующие методики:
-
Исследование направленности
- “Карта интересов”.
- Методика исследования
- Методика “Мотивы выбора
- Анкета “Ориентация” (хочу, могу, надо).
- Исследование интеллектуальных особенностей учащихся.
Заключение
Социальная роль школы как ведущего
учебно-воспитательного
Эмпирическая часть показала, что, только в тех школах где есть программа по профоринтации, ученики к моменту окончания школы уже знают с какой профессией они свяжут свою жизнь, в какой ВУЗ пойдут учиться и ведущими мотивами у них являются «Приобретения знаний» и «Овладение профессией». А в школах, где данная программа отсутствует или является малоэффективной, наблюдается противоположная картина.
Таким образом, в соответствии с темой исследования были выявлены следующие проблемы: работа по профориентации в старших классах средней школы №62 является малоэффективной, значительное число учащихся не определены с выбором профессии, мало внимания уделяется изучению личностных особенностей школьников, ознакомлению с миром профессий. На основе анализа данных проблем и существующих программ была составлена рекомендация по работе учителей в сфере профориентации старшеклассников. Что подтверждает поставленную нами гипотезу о том, что профессиональная ориентация учащихся старших классов с профессиональным ориентированием помогает сформировать у них сознательную и адекватную мотивацию для выбора будущей профессии.
1 Технология эффективной профессиональной деятельности. - М.: Красная площадь, 1996. Стр.374.
2 Обчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1996. – Стр.276.
3 Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990. Стр.78-79.
4 Гулякина В. Некоторые пути активизации самоопределения старшеклассников в условиях образовательного процесса //Проблемы регионального образования. Опыт и перспективы: Выпуск 2. Материалы научно-практической конференции. - Орел: ИУУ, 1998. Стр.26-28.
5 Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Издательский центр ''Академия'', 2001. Стр.348.
6 Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала./ Под ред. Бодрова В.А. и др. - М.: ИП АН, 1991. Стр.276.
7 Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. – М., 1994.
8 Зарецкий В.К., Каменский Р.Г. Концептуальная схема самоопределения// Кентавр: методологический и игротехнический альманах 1995.- № 2.
9 Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка// Вопросы психологии. - М., 1999. - № 5. - Стр. 54 - 58.
10 Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия/ Сост. Л.В.Куликов. – СПб.: Питер, 2000. Стр.209-210.
11 Обчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1996. Стр.211.
12 Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия/ Сост. Л.В.Куликов. – СПб.: Питер, 2000.
13 Фонарев А.Р. Формы становления личности в процессе профессионализации.//Вопросы психологии. 1997, № 2. - Стр.88-93.
14 Технология эффективной профессиональной деятельности. - М.: Красная площадь, 1996.
15 Климов Е.А. Психология труда. - М.: Изд. МГУ. 1998 с.5-10.