Значение профессиональной ориентации в профессиональном самоопределении старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:41, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение особенностей профориентации старшеклассников
Задачи:
Провести теоретический анализ литературы по проблеме профессионального самоопределения: выявить характерные черты ранней юности и определить актуальность выбора профессии для данного возрастного периода; рассмотреть профессиональное самоопределение как процесс; определить факторы, влияющие на выбор профессии
Провести подбор психологических методик
Провести экспериментальное исследование

Содержание

Введение

3

Глава 1.Теоретические основы профессионального самоопределения старшеклассников

6

1.1. Понятие профессионального самоопределения

6

1.2. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников

11

1.3. Роль мотивационных факторов выбора профессии у школьников

18

Глава 2. Экспериментальное исследование профессионального самоопределения старшеклассников

21

2.1. Методические основы экспериментального исследования

21

2.2. Анализ и интерпретация экспериментальных данных

22
2.3. Рекомендации, направленные на повышение эффективности профессиональной ориентации школьников
31

Заключение

32

Список использованной литературы

33

Приложение

Работа содержит 1 файл

Оригинал.docx

— 1.16 Мб (Скачать)

 

Таким образом, инициативу и самостоятельность  в подготовке к будущей профессии в средней школе №62 проявляет незначительное число учащихся, больше половины учащихся, не определены с выбором профессии, из-за этого многие не хотят проявлять инициативу в самоподготовке, также им не нравится профиль их обучения или затрудняются сказать. Одной из причин может служить отсутствие единой программы профориентации, т.к. классные руководители не могут проводить профориентацию в полной мере, в силу наличия других обязанностей.

Задача школы - воспитание человека, умеющего ставить перед собой  достижимые цели, выбирать оптимальный  путь их достижения, анализировать  результаты деятельности, извлекать  уроки из неудач и брать на себя ответственность за свои поступки.

Программа по профориентации должна быть направлена на изучение личностных особенностей школьников, ознакомление с миром профессий, с требованиями рынка труда и образовательных услуг, с правилами выбора профессии, самопрезентации и планирования карьеры.

Совсем иная картина представлена у учащихся в лицеи, где проходит профориентационная работа классным руководителем  и штатным психологом.  Таким образом, деятельность классных руководителей является эффективной, т. к. больше половины учащихся, определены с выбором профессии, многими учащимися связывается профиль обучения с их будущей профессией, а также больше информации о профессиях ребята узнают посредством бесед с учителем и психологом. Очень много внимания уделяется самопознанию учащихся.

 

Чтобы определить истинный мотив обучения в ВУЗе была проведена методика изучения мотивации обучения в ВУЗе Т.И. Ильиной. После сбора и подсчета данных были получены следующие результаты, представленные в таблице 8.

 

 

 

 

 

Мотивы обучения в ВУЗе

Таблица 8

 

Названия шкал

Кол-во человек

Показатели в %

Кол-во человек

Показатели в %

Лицей

СШ №62

Приобретение  знаний 

6

40

3

20

Овладение профессий 

6

40

4

26,6

Получение диплома 

3

20

8

53,3


 

Из этого следует, что у старшеклассников, которые учатся в лицее преобладают  мотивы «Приобретения знаний», что составляет 40% и «Овладение профессией», что также составляет 40%, это свидетельствует об адекватном выборе будущей профессии и удовлетворенностью ее. Это происходит благодаря хорошей работе классного руководителя и психолога, которые проводят со старшеклассниками систематическую работу по профессиональному самоопределению. В их работу входит проведение тренингов, индивидуальных бесед, показ фильмов, раздача наглядного материала и беседа с родителями.

Говоря об учащихся в СШ №62, в  которой не проводится и не реализуется  программа по профориентации ведущим  мотивом является «Получение диплома», что составляет 53,3%. То есть у большей половины учеников преобладает стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов. При этом практически отсутствует стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества. А на последнем месте стоит стремление к приобретению знаний, любознательность. Эта проблема связанна с недостаточной ориентацией в мире профессий, низкой сформированности к профессиональному самоопределению и т.д.

Поэтому нами были разработаны рекомендации, направленные на овладение профессиональными  знаниями и на формирование профессионально  важных качеств, на выбор пути профессионального становления, на формирование навыков и качеств, способствующих овладению выбранной информации.

 

 

 

 

2.3. Рекомендации, направленные на повышение эффективности профессиональной ориентации школьников

Общеобразовательные школы должны реализовывать программы по профессиональному  самоопределению старшеклассников. Эти программы должны решать следующие  задачи:

1. Актуализация  процесса профессионального самоопределения  учащихся благодаря специальной  организации их деятельности, включающей  получение знаний о себе, о  мире профессионального труда.

2. Помощь  учащимся в формировании собственной  позиции к миру профессий, рынку  труда, создание на ее основе  портфеля достижений, выбор маршрута  профессионального становления.

3. Активизация  и развитие процесса самопознания  личности учащихся с целью  ориентации на адекватный профессиональный  выбор.

4. Развитие  у учащихся способности к профессиональной  адаптации в современных социально-экономических  условиях.

5. Формирование  навыков и качеств, способствующих  успешному взаимодействию с социумом.

В процессе преподавания используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения: “круглый стол”, индивидуальные и групповые беседы, семинары, описание профессий, диспут, составление и решение профориентационных кроссвордов, ролевые игры, творческие этюды, метод конкретных ситуаций.

Изучение  курса предполагает активное участие  школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков и домашних заданий различными упражнениями для  самостоятельной работы.

Примерный перечень формируемых знаний и умений:

- учащиеся должны знать: значение  профессионального самоопределения,  требования к составлению профессионального  плана; правила выбора профессии;  понятие о профессиях и профессиональной  деятельности; понятие об интересах,  мотивах и ценностях профессионального  труда, а также психофизиологических  и психологических ресурсах личности  в связи с выбором профессии;  понятие о темпераменте, ведущих  отношениях личности, эмоционально-волевой  сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого  потенциала человека, карьеры.

- учащиеся должны уметь: соотносить  свои индивидуальные психологические  и физиологические особенности  с требованиями конкретной профессии;  составлять личный профессиональный  план и мобильно изменять его;  использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Для данной работы могут использоваться следующие методики:

- Исследование направленности личности (методика Кейрси).

- “Карта интересов”.

- Методика исследования социальной  направленности личности Дж. Голланда.

- Методика “Мотивы выбора профессии”.

- Анкета “Ориентация” (хочу, могу, надо).

  - Исследование интеллектуальных  особенностей учащихся.

 

Заключение

Социальная роль школы как ведущего учебно-воспитательного учреждения по формированию всесторонне развитого, готового к трудовой деятельности подрастающего  поколения обуславливает ведущую  позицию педагогических коллективов  в едином многогранном процессе профессиональной ориентации, осуществляемой школой, семьей, всей общественностью. Учитель помогает школьникам осознать им склонности и  способности, направляет развитие их профессиональных интересов. Он помогает родителям разобраться  в трудности правильного выбора профессии их ребенком. Учитель должен уметь в зависимости от педагогической ситуации, от своих собственных возможностей, интересов и способностей школьников подобрать комплекс педагогических средств, методов воздействия на личность, чтобы достичь цели профориентации, реализовать тот широкий круг задач подготовки молодежи к выбору профессии, которые призвана решать школа.

Эмпирическая часть показала, что, только в тех школах где есть программа по профоринтации, ученики к моменту окончания школы уже знают с какой профессией они свяжут свою жизнь, в какой ВУЗ пойдут учиться и ведущими мотивами у них являются «Приобретения знаний» и «Овладение профессией». А в школах, где данная программа отсутствует или является малоэффективной, наблюдается противоположная картина.

Таким образом, в соответствии с  темой исследования были выявлены следующие  проблемы: работа по профориентации в  старших классах средней школы  №62 является малоэффективной, значительное число учащихся не определены с выбором  профессии, мало внимания уделяется  изучению личностных особенностей школьников, ознакомлению с миром профессий. На основе анализа данных проблем и существующих программ была составлена рекомендация по работе учителей в сфере профориентации  старшеклассников. Что подтверждает поставленную нами гипотезу о том, что профессиональная ориентация учащихся старших классов с профессиональным ориентированием помогает сформировать у них сознательную и адекватную мотивацию для выбора будущей профессии.

Список литературы

 

  1. Гинзбург  М.Р. Психологическое  содержание  личностного самоопределения// Вопросы психологии. - 1994. № 3.
  2. Гулякина В. Некоторые пути активизации самоопределения старшеклассников в условиях образовательного процесса //Проблемы регионального образования. Опыт и перспективы: Выпуск 2. Материалы научно-практической конференции. - Орел: ИУУ, 1998. - С. 62-64.
  3. Зарецкий В.К., Каменский Р.Г. Концептуальная схема самоопределения// Кентавр: методологический и игротехнический альманах 1995.- № 2.
  4. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб: Питер, 2001.
  5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д, 1996.
  6. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – Л., 1984.
  7. Климов Е.А. Психология труда. - М.: Изд. МГУ. 1998 с.5-10.
  8. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990.
  9. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Описание и руководство к использованию / Отв. ред. А.Ф. Кудряшов. - Петрозаводск, 1992.
  10. Мордовская А.В. Реализация педагогических условий, способствующих успешному жизненному и профессиональному самоопределению старшеклассников// Наука и образование. – 2000. № 4.
  11. Обчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1996. – С. 276-335.
  12. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. Учебное пособие вузов и практических работников. – М.: ТЦ ''Сфера'', 2000. – С. 208-211.
  13. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии/ Под ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – СПб.: Питер, 2000.
  14. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и  личностного самоопределения.  М.-Воронеж, 1997.
  15. Пряжников Н.С. Профконсультация    как взаимодействие консультанта и оптанта./Вестник МГУ. 1998, № 2. - С. 54-66.
  16. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. – М., 1999.
  17. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Издательский центр ''Академия'', 2001. – С. 328-366.
  18. Психологические   исследования   проблемы   формирования личности профессионала./ Под ред. Бодрова В.А. и др. -  М.: ИП АН, 1991.
  19. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия/ Сост. Л.В.Куликов. – СПб.: Питер, 2000.
  20. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. – М., 1994.
  21. Симоненко В.Д., Суровицкая Т.Б. и др. Профессиональное самоопределение школьников. – Брянск, 1995.
  22. Технология  эффективной  профессиональной  деятельности. - М.: Красная площадь, 1996.
  23. Фонарев А.Р. Формы становления личности в процессе профессионализации.//Вопросы психологии. 1997, № 2. - С.88-93 .
  24. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. - М.: Интерпракс, 1995.
  25. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка// Вопросы психологии. - М., 1999. - № 5. - С. 54 - 58.

1 Технология  эффективной  профессиональной  деятельности. - М.: Красная площадь, 1996. Стр.374.

2 Обчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1996. – Стр.276.

3 Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990. Стр.78-79.

4 Гулякина В. Некоторые пути активизации самоопределения старшеклассников в условиях образовательного процесса //Проблемы регионального образования. Опыт и перспективы: Выпуск 2. Материалы научно-практической конференции. - Орел: ИУУ, 1998. Стр.26-28.

5 Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Издательский центр ''Академия'', 2001. Стр.348.

6 Психологические   исследования   проблемы   формирования личности профессионала./ Под ред. Бодрова В.А. и др. -  М.: ИП АН, 1991. Стр.276.

7 Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. – М., 1994.

8 Зарецкий В.К., Каменский Р.Г. Концептуальная схема самоопределения// Кентавр: методологический и игротехнический альманах 1995.- № 2.

9 Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка// Вопросы психологии. - М., 1999. - № 5. - Стр. 54 - 58.

10 Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия/ Сост. Л.В.Куликов. – СПб.: Питер, 2000. Стр.209-210.

11 Обчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1996. Стр.211.

12 Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия/ Сост. Л.В.Куликов. – СПб.: Питер, 2000.

13 Фонарев А.Р. Формы становления личности в процессе профессионализации.//Вопросы психологии. 1997, № 2. - Стр.88-93.

14 Технология  эффективной  профессиональной  деятельности. - М.: Красная площадь, 1996.

15 Климов Е.А. Психология труда. - М.: Изд. МГУ. 1998 с.5-10.

 


Информация о работе Значение профессиональной ориентации в профессиональном самоопределении старшеклассников