Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:41, курсовая работа
Целью работы является изучение особенностей профориентации старшеклассников
Задачи:
Провести теоретический анализ литературы по проблеме профессионального самоопределения: выявить характерные черты ранней юности и определить актуальность выбора профессии для данного возрастного периода; рассмотреть профессиональное самоопределение как процесс; определить факторы, влияющие на выбор профессии
Провести подбор психологических методик
Провести экспериментальное исследование
Введение
3
Глава 1.Теоретические основы профессионального самоопределения старшеклассников
6
1.1. Понятие профессионального самоопределения
6
1.2. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников
11
1.3. Роль мотивационных факторов выбора профессии у школьников
18
Глава 2. Экспериментальное исследование профессионального самоопределения старшеклассников
21
2.1. Методические основы экспериментального исследования
21
2.2. Анализ и интерпретация экспериментальных данных
22
2.3. Рекомендации, направленные на повышение эффективности профессиональной ориентации школьников
31
Заключение
32
Список использованной литературы
33
Приложение
Оглавление
Введение |
3 |
Глава 1.Теоретические основы профессионального самоопределения старшеклассников |
6 |
1.1. Понятие профессионального самоопределения |
6 |
1.2. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников |
11 |
1.3. Роль мотивационных факторов выбора профессии у школьников |
18 |
Глава 2. Экспериментальное исследование профессионального самоопределения старшеклассников |
21 |
2.1. Методические основы экспериментального исследования |
21 |
2.2. Анализ и интерпретация экспериментальных данных |
22 |
2.3. Рекомендации, направленные на повышение эффективности профессиональной ориентации школьников |
31 |
Заключение |
32 |
Список использованной литературы |
33 |
Приложение |
Одной из особенностей переходной эпохи
является широкомасштабная ломка привычных
форм взаимодействия человека с социальной
средой и вытекающие отсюда повышенные
требования социальной среды к гибкости
человеческого мышления и поведения, к
самостоятельности, к готовности рассчитывать
только на самого себя, к способности конкурировать
с другими, к открытости по отношению к
новым формам самореализации и способности
пересматривать ее прежние формы. В этих
условиях изменяется понимание роли школы
как социального института, способного
оказать образовательную поддержку самоопределению
молодых людей. Образование становится
сферой, в которой создаются прецеденты
и образцы самоопределения, в которой
наряду с передачей культурных образцов
передаются способы самоопределения,
опирающегося на рефлексию деятельности
и анализ ее последствий. Выбор профессионального
пути во многом определяет судьбу человека.
Удовлетворенность и неудовлетворенность
жизнью приблизительно на 50% связана с
любимой и нелюбимой работой. В свое время
каждому человеку перед тем, как начать
работать необходимо сделать свой профессиональный
выбор. Особенно остро проблема профессионального
Самоопределение в современном изменяющемся мире выступает важнейшим аспектом личностного развития и полноценной жизнедеятельности человека. Учитывая, что наиболее ярко самоопределение личности актуализируется в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте (Л.И. Божович, И.С.Кон, А.В.Петровский, А.С.Чернышев, И.В. Дубровина, М.Р. Гинзбург, Е.П. Авдуевская, Т.А.Араканцева и др.), а школа выступает важнейшим институтом социализации, представляется актуальным исследовать особенности профессионального самоопределения старшеклассников.
Современная социальная реальность,
характеризующаяся ломкой системы
ценностей, отсутствием жестко структурированных
нормативных моделей, своеобразно
представлена в сознании подрастающего
поколения. Для социальной психологии
значимы данные о нормативно-ценностных
ориентациях современных
Нестабильность современного мира
объективно задает трудности профессионального
самоопределения
Профессиональное
Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% старшеклассников выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен; 17% - по совету родителей; 9% - под влиянием средств массовой информации; 9% - руководствуются в выборе малозначительными факторами (например, близость к дому). Только 40% старшеклассников выбирают профессию, ориентируясь на содержательную сторону будущей профессии1.
Фундаментальные вопросы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки учащихся получили обоснование в трудах П.Р. Атутова, С.Я. Батышева, В.А. Полякова, А.Д. Сазонова, М.Н. Скаткина, Н.Н. Чистякова, С.Н. Чистяковой и др. Методологические проблемы профориентации освещены в трудах А.В. Ботяковой, А.Е. Голомштока, Л.А. Йовайши, Е.А. Климова, П.А. Шавира и др.
Проблемы формирования у школьников профессиональных интересов и намерений, мотивов выбора профессии нашли отражение в работах М.А. Весны, В.Д. Витиныиа, А.Л. Михащенко, М.В. Ретивых, В.Л. Савиных, Б.А. Федоришина и ряда других.
Вопросы профориентационной работы рассматривались отечественными учеными - К.М. Гуревичем, А.Е. Голомштоком, Е.А. Климовым, Т.В. Кудрявцевым, Б.Ф. Ломовым, А.К. Марковой, К.К. Платоновым, Н.С. Пряжниковым, М.В. Ретивых, В.Д. Симоненко, С.Н. Чистяковой и др.
Зарубежная наука, связанная с проблемами профессиональной ориентации подрастающего поколения, располагает исследованиями Ф. Парсонса, З. Фрейда, А. Маслоу, К. Роджерса, У. Джейда, Д. Сьюпера, А. Анастази, Л. Тайлора, Д. Голланда и др.
Практическая значимость: результаты исследования можно применять при профориентационных консультациях в школьной и консультативной психологии, при предварительном консультировании абитуриентов.
Целью работы является изучение особенностей профориентации старшеклассников
Гипотеза исследования: Наличие программы по профессиональной ориентации старшеклассников помогает сформировать у них сознательную и адекватную мотивацию для выбора будущей профессии
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи исследования:
Задачи:
Объект исследования: профессиональное самоопределение старшеклассников
Предмет исследования: мотивы профессионального выбора
1. Анализ литературных
источников
2. Психодиагностические методы
3. Метод математической
обработки данных
Методики исследования:
1. Анкета на профессиональное самоопределение
2. Методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной
Выборка и база исследования: 30 человек, 15 учеников средней школы №62 и 15 человек лицея при КГУСТА
Самоопределение личности - это сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Его особая форма - профессиональное самоопределение. В мире существует несколько десятков тысяч профессий. Все они отличаются по цели труда, условиям труда, орудиям труда, предмету труда. Чтобы принять правильное решение, необходимо учесть множество факторов - свои желания, психологические особенности и возможности, а также потребности общества. Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество. По подсчетам американских ученых, правильный выбор профессии в 2—2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10—15% увеличивает производительность труда и в 1,5—2 раза уменьшает стоимость обучения кадров2.
Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими понятиями как самоактуализация, самореализация, самоосуществление, самосознание. При этом многие ученые связывают самореализацию, самоактуализацию и т. п. именно с трудовой деятельностью, с работой. Например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя «через увлеченность значимой работой»; К.Ясперс связывает самореализацию с делом, которое делает человек. И.С. Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу и общение. П.Г. Щедровицкий отмечает, что «смысл самоопределения — в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность».
Е. А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения:
1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 2) практический (реальные изменения социального статуса человека)3.
Самоопределение предполагает не только «самореализацию», но и расширение своих изначальных возможностей — «самотрансценденцию»: «полноценность человеческой жизни определяется через его трансцендентность, т.е. способность "выходить за рамки самого себя", а главное - в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни». Таким образом, именно смысл определяет сущность самоопределения, самоосуществления и самотрансценденции.
Все это позволяет определить сущность
профессионального
Применительно к профессиональному самоопределению можно выделить обобщенный смысл: поиск такой профессии и работы, которая давала бы возможность получать заработок (общественную оценку труда) по справедливости, т.е. в соответствие с затраченными усилиями (или в соответствие с вкладом человека в общество).
М.Р. Гинзбург выделяет следующие типы личностного самоопределения, которые оказывают различное влияние на профессиональное самоопределение4:
Позитивно ориентированное
саморазвитие наполняет будущее
смыслом, структурирует его и
по определению делает человека субъектом
собственного становления. В тех
же случаях, когда саморазвитие по каким-либо
причинам не осуществляется или искажается,
будущее воспринимается как бессмысленное,
неструктурированное и человек
становится пассивным объектом воздействия
внешних сил. Успешность самоопределения
во многом определяется присвоением
и осмыслением социально-