Значение профессиональной ориентации в профессиональном самоопределении старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:41, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение особенностей профориентации старшеклассников
Задачи:
Провести теоретический анализ литературы по проблеме профессионального самоопределения: выявить характерные черты ранней юности и определить актуальность выбора профессии для данного возрастного периода; рассмотреть профессиональное самоопределение как процесс; определить факторы, влияющие на выбор профессии
Провести подбор психологических методик
Провести экспериментальное исследование

Содержание

Введение

3

Глава 1.Теоретические основы профессионального самоопределения старшеклассников

6

1.1. Понятие профессионального самоопределения

6

1.2. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников

11

1.3. Роль мотивационных факторов выбора профессии у школьников

18

Глава 2. Экспериментальное исследование профессионального самоопределения старшеклассников

21

2.1. Методические основы экспериментального исследования

21

2.2. Анализ и интерпретация экспериментальных данных

22
2.3. Рекомендации, направленные на повышение эффективности профессиональной ориентации школьников
31

Заключение

32

Список использованной литературы

33

Приложение

Работа содержит 1 файл

Оригинал.docx

— 1.16 Мб (Скачать)

Оглавление

 

Введение 

 

3

 

Глава 1.Теоретические основы профессионального самоопределения старшеклассников

 

6

 

1.1. Понятие профессионального самоопределения

 

6

 

1.2. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников

 

11

 

1.3. Роль мотивационных факторов выбора профессии у школьников

 

18

 

Глава 2. Экспериментальное исследование профессионального самоопределения старшеклассников

 

21

 

2.1. Методические основы экспериментального исследования

 

21

 

2.2. Анализ и интерпретация экспериментальных данных

 

22

2.3. Рекомендации, направленные на повышение эффективности профессиональной ориентации школьников

31

 

Заключение 

 

32

 

Список использованной литературы

 

33

 

Приложение 

 

 

 

 

 

Введение

Одной из особенностей переходной эпохи является широкомасштабная ломка привычных форм взаимодействия человека с социальной средой и вытекающие отсюда повышенные требования социальной среды к гибкости человеческого мышления и поведения, к самостоятельности, к готовности рассчитывать только на самого себя, к способности конкурировать с другими, к открытости по отношению к новым формам самореализации и способности пересматривать ее прежние формы. В этих условиях изменяется понимание роли школы как социального института, способного оказать образовательную поддержку самоопределению молодых людей. Образование становится сферой, в которой создаются прецеденты и образцы самоопределения, в которой наряду с передачей культурных образцов передаются способы самоопределения, опирающегося на рефлексию деятельности и анализ ее последствий. Выбор профессионального пути во многом определяет судьбу человека. Удовлетворенность и неудовлетворенность жизнью приблизительно на 50% связана с любимой и нелюбимой работой. В свое время каждому человеку перед тем, как начать работать необходимо сделать свой профессиональный выбор. Особенно остро проблема профессионального самоопределения стоит перед старшеклассниками. На пороге окончания школы выпускник определяет жизненные и профессиональные ориентиры, тем самым закладывает фундамент для дальнейшего своего развития. Вследствие этого данный возрастной период имеет особую значимость в подготовке учащегося к выбору жизненного пути и будущей профессии.

Самоопределение в современном изменяющемся мире выступает важнейшим аспектом личностного развития и полноценной жизнедеятельности человека. Учитывая, что наиболее ярко самоопределение личности актуализируется в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте (Л.И. Божович, И.С.Кон, А.В.Петровский, А.С.Чернышев, И.В. Дубровина, М.Р. Гинзбург, Е.П. Авдуевская, Т.А.Араканцева и др.), а школа выступает важнейшим институтом социализации, представляется актуальным исследовать особенности профессионального самоопределения старшеклассников.

Современная социальная реальность, характеризующаяся ломкой системы  ценностей, отсутствием жестко структурированных  нормативных моделей, своеобразно  представлена в сознании подрастающего  поколения. Для социальной психологии значимы данные о нормативно-ценностных ориентациях современных старшеклассников, поскольку они позволяют представить  портрет юношества начала нового XXI века, подобрать адекватные средства воздействия на формирующуюся личность.

Нестабильность современного мира объективно задает трудности профессионального  самоопределения старшеклассников, которое требует повышенного внимания со стороны педагогов и психологов. Налицо противоречие между ожиданиями общества пополнить свои ряды грамотными специалистами, любящими свою работу, стремящимися к профессиональному самосовершенствованию, и сложности для старшеклассников разобраться во множестве профессий, определить их востребованность на рынке труда, определить соответствие своих притязаний способностям и склонностям.

Профессиональное самоопределение - своеобразная проверка гражданской  зрелости человека в деле выбора профессии; проверка на его причастность к историческому  времени; проверка на ответственность  за будущее не только свое, но и всего  общества. Человек, удачно сделавший  свой профессиональный выбор, влюблен  в свое дело, творчески и полноценно живет, то есть, счастлив и способен подарить счастье и уверенность  другим людям.

Изучение мотивов выбора профессии  школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% старшеклассников выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен; 17% - по совету родителей; 9% - под влиянием средств массовой информации; 9% - руководствуются в выборе малозначительными факторами (например, близость к дому). Только 40% старшеклассников выбирают профессию, ориентируясь на содержательную сторону будущей профессии1.

Фундаментальные вопросы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки учащихся получили обоснование в  трудах П.Р. Атутова, С.Я. Батышева, В.А. Полякова, А.Д. Сазонова, М.Н. Скаткина, Н.Н. Чистякова, С.Н. Чистяковой и др. Методологические проблемы профориентации освещены в трудах А.В. Ботяковой, А.Е. Голомштока, Л.А. Йовайши, Е.А. Климова, П.А. Шавира и др.

Проблемы  формирования у школьников профессиональных интересов и намерений, мотивов  выбора профессии нашли отражение  в работах М.А. Весны, В.Д. Витиныиа, А.Л. Михащенко, М.В. Ретивых, В.Л. Савиных, Б.А. Федоришина и ряда других.

Вопросы профориентационной работы рассматривались  отечественными учеными - К.М. Гуревичем, А.Е. Голомштоком, Е.А. Климовым, Т.В. Кудрявцевым, Б.Ф. Ломовым, А.К. Марковой, К.К. Платоновым, Н.С. Пряжниковым, М.В. Ретивых, В.Д. Симоненко, С.Н. Чистяковой и др.

Зарубежная наука, связанная с  проблемами профессиональной ориентации подрастающего поколения, располагает  исследованиями Ф. Парсонса, З. Фрейда, А. Маслоу, К. Роджерса, У. Джейда, Д. Сьюпера, А. Анастази, Л. Тайлора, Д. Голланда и  др.

 

Практическая  значимость: результаты исследования можно применять при профориентационных консультациях в школьной и консультативной психологии, при предварительном консультировании абитуриентов.

 

Целью работы является изучение особенностей профориентации  старшеклассников

 

Гипотеза  исследования: Наличие программы по профессиональной ориентации старшеклассников помогает сформировать у них сознательную и адекватную мотивацию для выбора будущей профессии  

 

Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи исследования:

Задачи:

  1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме  профессионального самоопределения: выявить характерные черты ранней юности и определить актуальность выбора профессии для данного возрастного периода; рассмотреть профессиональное самоопределение как процесс; определить факторы, влияющие на выбор профессии
  2. Провести подбор психологических методик
  3. Провести  экспериментальное  исследование 
  4. Провести анализ и интерпретацию результатов экспериментального  исследования
  5. Разработать практические рекомендации для учителей, работающих с данной группой детей, направленные на повышение эффективности профессиональной ориентации школьников

 

Объект  исследования: профессиональное самоопределение старшеклассников

 

Предмет исследования: мотивы профессионального выбора

 

Методы исследования:

1. Анализ литературных  источников                                

2. Психодиагностические  методы  

3. Метод математической  обработки данных                                                    

 

Методики исследования:

1. Анкета на профессиональное самоопределение

2. Методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной

  

Выборка и база исследования: 30 человек, 15 учеников средней школы №62 и 15 человек лицея при КГУСТА

Глава 1. Теоретические основы профессионального самоопределения  старшеклассников

    1. Понятие профессионального самоопределения

Самоопределение личности - это сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Его особая форма - профессиональное самоопределение. В мире существует несколько десятков тысяч профессий. Все они отличаются по цели труда, условиям труда, орудиям труда, предмету труда. Чтобы принять правильное решение, необходимо учесть множество факторов - свои желания, психологические особенности и возможности, а также потребности общества. Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество. По подсчетам американских ученых, правильный выбор профессии в 2—2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10—15% увеличивает производительность труда и в 1,5—2 раза уменьшает стоимость обучения кадров2.

Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими понятиями  как самоактуализация, самореализация, самоосуществление, самосознание. При этом многие ученые связывают самореализацию, самоактуализацию и т. п. именно с трудовой деятельностью, с работой. Например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя «через увлеченность значимой работой»; К.Ясперс связывает самореализацию с делом, которое делает человек. И.С. Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу и общение. П.Г. Щедровицкий отмечает, что «смысл самоопределения — в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность».

Е. А. Климов выделяет два уровня профессионального  самоопределения:

1) гностический (перестройка сознания  и самосознания); 2) практический (реальные изменения социального статуса человека)3.

Самоопределение предполагает не только «самореализацию», но и расширение своих изначальных возможностей — «самотрансценденцию»: «полноценность человеческой жизни определяется через  его трансцендентность, т.е. способность "выходить за рамки самого себя", а главное - в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и  во всей своей жизни». Таким образом, именно смысл определяет сущность самоопределения, самоосуществления и самотрансценденции.

Все это позволяет определить сущность профессионального самоопределения  как поиск и нахождение личностного  смысла в выбираемой, осваиваемой  и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом  процессе самоопределения.

Применительно к профессиональному  самоопределению можно выделить обобщенный смысл: поиск такой профессии  и работы, которая давала бы возможность  получать заработок (общественную оценку труда) по справедливости, т.е. в соответствие с затраченными усилиями (или в  соответствие с вкладом человека в общество).

М.Р. Гинзбург выделяет следующие  типы личностного самоопределения, которые оказывают различное влияние на профессиональное самоопределение4:

  • гармоничное (благополучное настоящее при позитивном будущем);
  • стагнирующее (благополучное настоящее при негативном будущем; страх перед будущим);
  • беспечное (благополучное настоящее, видение будущего без целенаправленного планирования; ожидание благополучия и того, что все будет происходить «само собой»);
  • бесперспективное (благополучное настоящее; планирование будущего при отсутствии его ценности как «вынужденное»);
  • негативное (неблагополучное настоящее, негативное будущее; ощущение безнадежности);
  • защитное (неблагополучное настоящее, позитивное планирование будущего; «бегство в будущее»);
  • прагматичное (успешная самореализация при отсутствии ценностей и экзистенциальной ориентации; «адаптивность», проекция в будущее заимствованных ценностей);
  • гедонистическое (успешная самореализация при отсутствии ценностей, экзистенциальной ориентации, позитивных образов будущего и планирования; погоня за сиюминутными удовольствиями);
  • зависимое (успешная самореализация, позитивное будущее при отсутствии ценностей, экзистенциальной ориентации и планирования; погоня за удовольствиями, проекция в будущее заимствованных ценностей);
  • бездуховное (успешная самореализация и планирование при отсутствии ценностей, экзистенциальной ориентации и негативном будущем; практичность, «эмоциональная уплощенность»);
  • пассивное (нереализованные ценности в настоящем, позитивное планируемое будущее; нереализованность в настоящем);
  • невротичное (нереализованные ценности в настоящем, негативное планируемое будущее; переживание невостребованности, отсутствие перспективы);
  • бездейственное (нереализованные ценности в настоящем, позитивное непланируемое будущее; уход от нереализованности в сферу эмоциональных переживаний);
  • отсроченное (нереализованные ценности в настоящем, негативное планируемое будущее; отсрочка реализации нереализованных ценностей).

Позитивно ориентированное  саморазвитие наполняет будущее  смыслом, структурирует его и  по определению делает человека субъектом  собственного становления. В тех  же случаях, когда саморазвитие по каким-либо причинам не осуществляется или искажается, будущее воспринимается как бессмысленное, неструктурированное и человек  становится пассивным объектом воздействия  внешних сил. Успешность самоопределения  во многом определяется присвоением  и осмыслением социально-выработанных ценностей.

Информация о работе Значение профессиональной ориентации в профессиональном самоопределении старшеклассников