Значение профессиональной ориентации в профессиональном самоопределении старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:41, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение особенностей профориентации старшеклассников
Задачи:
Провести теоретический анализ литературы по проблеме профессионального самоопределения: выявить характерные черты ранней юности и определить актуальность выбора профессии для данного возрастного периода; рассмотреть профессиональное самоопределение как процесс; определить факторы, влияющие на выбор профессии
Провести подбор психологических методик
Провести экспериментальное исследование

Содержание

Введение

3

Глава 1.Теоретические основы профессионального самоопределения старшеклассников

6

1.1. Понятие профессионального самоопределения

6

1.2. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников

11

1.3. Роль мотивационных факторов выбора профессии у школьников

18

Глава 2. Экспериментальное исследование профессионального самоопределения старшеклассников

21

2.1. Методические основы экспериментального исследования

21

2.2. Анализ и интерпретация экспериментальных данных

22
2.3. Рекомендации, направленные на повышение эффективности профессиональной ориентации школьников
31

Заключение

32

Список использованной литературы

33

Приложение

Работа содержит 1 файл

Оригинал.docx

— 1.16 Мб (Скачать)

Неразрывная связь профессионального и личностного самоопределения считается в последнее время общепризнанной. Более того, на первый план часто выдвигается ценностно-нравственное самоопределение личности. В целом   выделяют   следующие   основные   типы   самоопределения: профессиональное, жизненное и личностное. На высших уровнях своего проявления эти типы почти взаимопроникают друг в друга. Например, профессионал, который обнаружил в работе главный смысл всей своей жизни, несомненно, реализует себя и как личность. В другом случае человек в своем хобби (например, при сочинении песен и стихов) достигает таких высот, которым мог бы позавидовать иной «профессионал», да и окружающие говорят о таком человеке как о «настоящем поэте».

Основными отличиями (отличительными, специфическими признаками) этих типов  самоопределения могут быть следующие5.

 Для профессионального  самоопределения:

1) характерна большая формализация (профессионализм отражается в дипломах и сертификатах, в трудовой книжке, в результатах труда и т. п.);

2) требуются, благоприятные условия (социальный запрос, соответствующие организации, оборудование и т. п.).

Для   жизненного   самоопределения   характерны:  

1)   глобальность, всеохватность того образа и стиля жизни, которые специфичны для той социокультурной среды, в которой обитает данный человек;

2) зависимость от стереотипов общественного сознания данной социокультурной среды; 3) зависимость от экономических, социальных, экологических и других объективных факторов, определяющих жизнь данной социальной и профессиональной группы.

Для личностного самоопределения:

1) характерна невозможность формализации полноценного развития личности;

2) более подходят не  «благоприятные» в обывательском представлении условия, а наоборот, сложные обстоятельства и проблемы, которые не только позволяют проявиться лучшим личностным качествам человека, но часто и способствуют развитию таких качеств.

В каждом из основных типов  самоопределения (профессиональном, жизненном и личностном) можно условно выделить подтипы, отличающиеся по критерию широты диапазона, по самим возможностям самоопределения. Поскольку вводится критерий «больше—меньше» (возможностей), то правомерно назвать эти подтипы уровнями возможностей самоопределения. Можно условно выделить по пять таких уровней отдельно для профессионального и отдельно для жизненного самоопределения. Поскольку по мере своего развития в какой-то конкретной деятельности человек одновременно реализует себя как личность, для личностного самоопределения выделяются отдельные уровни — уровни реализации имеющихся возможностей (по типам профессионального и жизненного самоопределения). Для наглядности все это отражено на схеме-рисунке «Типы и уровни профессионального, жизненного и личностного самоопределения» (рис. 1). По мере развития и творческой реализации профессиональное и жизненное самоопределение сближаются, взаимопроникают друг в друга. На схеме это отражено в виде направленных друг к другу стрелок.

Цифрами обозначены следующие уровни реализации возможностей:

1 — агрессивное неприятие деятельности  по данному варианту; 2 — молчаливое избегание деятельности по данному варианту; 3 — реализация стереотипных способов деятельности; 4 — стремление усовершенствовать отдельные элементы деятельности по данному варианту (начало творчества); 5 — стремление усовершенствовать деятельность в целом (полноценное творчество).

 

 

 

Рис. 1. Типы и уровни профессионального, жизненного и личностного самоопределения.

 

Существует множество теорий профессионального  самоопределения личности, отцом  которой по праву считают Френка Парсона. В основе его теории лежат три фактора6:

1 — индивидуальные способности  и особенности, возможности, умения, интересы человека;

2 — особенности профессии, требования, которые она предъявляет к человеку;

3 — правильное соотнесение между  собой 1-го и 2-го факторов.

Концепция Парсона стала вызывать критику, когда психология достигла более высокой степени развития и ученые доказали, что развитие не заканчивается в 18—20 лет, оно продолжается всю жизнь. Имеются и критические и сензитивные периоды, какие-то функции развиваются быстрее, какие-то медленнее.

Таким образом, еще одним подходом к проблеме профессионального самоопределения  стала концепция возрастного  развития. Ее сторонники считали, что  профессиональное развитие непрерывно, складывается из ряда фаз, - имеются  типы профессионального развития, стадии профессионального развития опираются на возрастное развитие. Особое значение в этом развитии отводится старшему школьному возрасту.

    1. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников

Старший школьный возраст — это  начало юности. Юность - период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны - от 15 до 25 лет)7. Это период, когда человек может пройти от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость, до действительного повзросления.

В юности у молодого человека возникает  проблема жизненных ценностей. Юность стремится зафиксировать свою внутреннюю позицию по отношению к себе, другим людям и моральным ценностям. В юности человек стремится к самоопределению как личность и как индивид, включенный в общественное производство, в трудовую деятельность. Поиск профессии - важнейшая проблема юности. Значительная часть молодежи в юности начинает тяготеть к лидерству как предстоящей деятельности. Именно в юности человек погружается в амбивалентные состояния всепоглощающей любви и неудержимой ненависти. Юноша, обретая потенциал личности, входящей в пору своего второго рождения, начинает чувствовать  освобождение от непосредственной зависимости от тесного круга значимых лиц. Эта независимость приносит сильнейшие переживания, захлестывает эмоционально и создает огромное количество проблем8.

Несмотря на то, что старший школьный возраст является только началом  юности, к моменту окончания школы старшеклассник должен подойти психологически готовым к вступлению во взрослую жизнь. Понятие психологической готовности к взрослой жизни предполагает в данном случае наличие развитых способностей и потребностей для самореализации. Это прежде всего потребность в общении и владение способами его построения; теоретическое мышление и умение ориентироваться в различных формах теоретического знания (научная, художественная, этическая, правовая) и способности к рефлексии; потребность в труде и владение навыками, позволяющими включиться в деятельность и осуществлять ее на творческих началах. Эти качества образуют психологическую базу для самоопределения школьников - центрального новообразования раннего юношеского возраста.

Возрастное новообразование не вызревает само собой. Многие авторы, анализируя закономерности развития в  этом возрасте, отмечают и возникающие  трудности9:

  • психологические, связанные, во-первых, с проблемой формирования временной перспективы, во-вторых, с особенностями личности, при отсутствии потребностей самостоятельной постановки жизненных целей;
  • социальные, с материальными проблемами, неясностью перспектив развития общества;
  • педагогические, с несистематичностью работы построения планов.

Все качественно новые особенности  личности старшеклассника связаны не столько с формированием психических функций, сколько с кардинальными изменениями в структуре и содержании личности школьника: формирующееся мировоззрение, обобщенная форма самосознания («Я-концепция»), самоопределение (психосоциальная идентичность, поиск смысла жизни, восприятие психологического времени) и др. (табл. 1).

 

 

 

 

 

Таблица 1.

Психологические трудности юношеского возраста

Психофизиологический уровень

Психологический уровень

Незавершенность физического развития. Синдром дисморфофобии (физическая непривлекательность).

Неустойчивость эмоциональной  сферы. Высокий уровень личностной тревожности. Особенности высшей нервной деятельности

Задержка развития теоретического мышления.

Отсутствие навыков и приемов  смысловой памяти, маленький объем  оперативной памяти.

Нереалистичность воображения.

Несформированность волевой сферы


 

На личностном и межличностном  уровнях возникают следующие проблемы10:

  • проблема самосознания;
  • проблема личностного роста;
  • неадекватный уровень притязаний;
  • несформированность жизненных планов;
  • несформированность потребностей;
  • несовпадение учебных и профессиональных интересов;
  • низкая социальная активность при стремлении к социальному одобрению и т.д.

Все эти проблемы оказывают свое влияние на будущий выбор профессии. Любой выбор профессии можно  рассматривать как взаимодействие двух сторон: старшеклассника с его  индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. При правильном выборе индивидуальные особенности старшеклассника совпадают с требованиями профессии.

На выбор профессии оказывает  влияние позиция старших членов семьи. Старшие несут прямую ответственность  за то, как складывается жизнь ребенка. Эта забота распространяется и на вопрос о его будущей профессии. Важна также позиция товарищей, подруг. Дружеские связи в этом возрасте уже очень крепки и могут  сильно влиять на выбор профессии. Влияние  оказывает позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя, Наблюдая за поведением, учебной и  внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого об ученике, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от них самих. Влияние оказывает информированность старшеклассника. Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые им сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними. У старшеклассников на выбор профессии сильное влияние оказывает ее престижность.

Большое влияние на выбор профессии  оказывают профессиональные планы  старшеклассника. Под планом в данном случае подразумеваются его представления  об этапах освоения профессии. Важны  способности старшеклассника. О  своеобразии своих способностей он может судить не только по успехам  в учебе, но и по достижениям в  самых разнообразных видах деятельности. Важны склонности, которые проявляются  в любимых занятиях, на которые  тратится большая часть свободного времени. Также важен уровень  притязаний старшеклассника на общественное признание. Планируя свой трудовой путь, старшекласснику очень важно  позаботиться о реалистичности своих  притязаний.

Выделяют следующие основные приоритеты в профессиональном самоопределении, соответствующие современной ситуации11:

1. Постепенное формирование у  старшеклассников умения прогнозировать развитие современных выбираемых профессий в ближайшей перспективе; отказ от безоговорочной ориентации на моду по отношению к довольно ограниченному числу профессий (юрист, экономист, фотомодель, менеджер, телохранитель и т.п.). Идеалом реализации такого приоритета могло бы стать снижение конформизма и постепенное формирование полноценных субъектов выбора.

2. Помощь в нахождении личностных  смыслов не только по отношению  к привлекательным выбираемым  профессиям, но и по отношению к профессиям, которые приходится выбирать вопреки первоначальному желанию. Если профессиональное самоопределение бывает подвержено влиянию объективных факторов, то личностное и ценностно-нравственное самоопределение чаще зависят от самого человека.

Образовательные учреждения на основе государственных стандартов и нормативов обеспечивают профессиональную направленность учебно-воспитательного процесса, организуют дифференцированное обучение для более  полного раскрытия индивидуальных интересов, способностей и склонностей  учащихся.

Целенаправленно занимается этой проблемой  школьный психолог. Помощь юношам и  девушкам в определении их жизненных  планов, в прояснении временной перспективы  будущего, в профессиональном и личностном самоопределении становится основным направлением работы школьного психолога с учащимися старших классов (IX-XI).

Для школьного психолога важно  понять или прочувствовать важность приоритетов, а также постараться  подобрать адекватные средства для  формирования у старшеклассников готовности к более полноценному самоопределению.

Основными требованиями для таких  средств и методик являются: завуалированность  главной идеи использования методики; отсроченность ее результатов во времени; привлекательность методики по форме, а также личностное принятие психологом самой идеи и процедуры методики. Фактически работа психолога проходит в двух взаимосвязанных планах12:

1) помощь в решении конкретных  проблем, связанных с актуальным  профессиональным выбором и подготовкой  к нему;

2) постепенное и ненавязчивое  формирование у старшеклассника  основы для профессионального  самоопределения. Заранее посеянные зерна сомнения и прозрения позволят старшему школьнику в будущем найти новые смыслы своей деятельности, которые он пока еще не в состоянии найти.

Каждому старшекласснику свойственны  определенные личностные качества, особенности. По тому, насколько они соответствуют  требованиям, предъявляемым профессией к личности, можно судить о пригодности  человека к той или иной профессии.

Информация о работе Значение профессиональной ориентации в профессиональном самоопределении старшеклассников