Значение профессиональной ориентации в профессиональном самоопределении старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:41, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение особенностей профориентации старшеклассников
Задачи:
Провести теоретический анализ литературы по проблеме профессионального самоопределения: выявить характерные черты ранней юности и определить актуальность выбора профессии для данного возрастного периода; рассмотреть профессиональное самоопределение как процесс; определить факторы, влияющие на выбор профессии
Провести подбор психологических методик
Провести экспериментальное исследование

Содержание

Введение

3

Глава 1.Теоретические основы профессионального самоопределения старшеклассников

6

1.1. Понятие профессионального самоопределения

6

1.2. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников

11

1.3. Роль мотивационных факторов выбора профессии у школьников

18

Глава 2. Экспериментальное исследование профессионального самоопределения старшеклассников

21

2.1. Методические основы экспериментального исследования

21

2.2. Анализ и интерпретация экспериментальных данных

22
2.3. Рекомендации, направленные на повышение эффективности профессиональной ориентации школьников
31

Заключение

32

Список использованной литературы

33

Приложение

Работа содержит 1 файл

Оригинал.docx

— 1.16 Мб (Скачать)

(15 человек) и в лицее (15 человек). Ставилась задача проследить влияние наличия в учебно-воспитательном процессе программы по профессиональной ориентации направленной на самоопределение старшеклассников.

В соответствии с темой исследования была использована анкета на профессиональное самоопределение (Приложение 1), позволяющая выявить определились ли учащиеся с выбором профессии и учебного заведения, а также каким образом ведется подготовка к будущей профессии.

Испытуемым предлагалась ответить на 7 вопросов на индивидуальном бланке ответов. Затем осуществлялся подсчет ответов, перевод их в проценты и составление диаграмм по этим показателям.

Также была применена методика изучения мотивации обучения в ВУЗе Т.И. Ильиной (Приложение 2), которая позволяет определить истинный мотив обучения в ВУЗе. В ней имеются три шкалы: «Приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «Овладение профессии» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «Получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов). Для этого испытуемому предлагалось внимательно прочитать вопрос и ответить на него «Да» или «Нет», проставляя на регистрационном бланке соответственно «+», если ответ утвердительный («Да») и «–», если ответ отрицательный («Нет»), всего было 50 вопросов, при этом как бы мысленно перенестись в будущее, в студенческие годы. Интерпретация результатов проводилась в соответствии с ключом.

 

2.2. Анализ и интерпретация экспериментальных данных

Было проведено анкетирование учащихся на профессиональное самоопределение по следующим 7 вопросам.

На вопрос «Выбрали ли вы свою будущую  профессию?» были получены следующие  данные, представленные в таблице 1.

 

               Выбор будущей профессии старшеклассниками

Таблица 1

«Выбрали ли Вы свою будущую  профессию?»

Кол-во человек

Показатели в %

Кол-во человек

Показатели в %

Лицей

СШ №62

Да

15

100

9

60

Нет

0

0

6

40


 

Наглядно  полученные результаты можно увидеть на диаграмме 1.

Выбор будущей профессии старшеклассниками

Диаграмма 1

 

 

Согласно полученным данным, 100 % учащихся в лицее, что составляет 15 человек, определились с выбором профессий.

60 % учащихся в СШ №62, что составляет 9 человек, определились с выбором профессии, тогда как 40% еще не имеют представления о своей будущей профессии, то есть большинство учащихся выбрали свою будущую профессию несмотря на отсутствие специальной работы по профессиональному самоопределению.

На вопрос «Ваши намерения после  окончания школы» были получены следующие данные, представленные в таблице 2.

 

Намерения старшеклассников после  окончания школы

Таблица 2

«Ваши намерения после окончания школы»

Кол-во человек

Показатели в %

Кол-во человек

Показатели в %

Лицей

СШ №62

Буду  работать

3

20

4

26,6

Попробую  поступить в техникум, ПТУ, ВУЗ

11

73,3

8

53,3

Затрудняюсь ответить

1

6,6

3

20


 

Наглядно полученные результаты можно увидеть на диаграмме 2.

Намерения старшеклассников после  окончания школы

Диаграмма 2

       

 

 

Согласно полученным данным, 20 % учащихся в лицее, что составляет 3 человека, после окончания школы будут работать; 73,3%, что составляет 11 человек будут поступать в техникум, ПТУ или ВУЗ; 6,6%, что составляет 1 человек еще не может ответить на данный вопрос.

26,6 % учащихся в СШ №62, что составляет 4 человека, после окончания школы будут работать; 53,3%, что составляет 8 человек будут поступать в техникум, ПТУ или ВУЗ; 20%, что составляет 3 человека еще не могут ответить на данный вопрос.

То есть ученики имеющие представления  о будущих профессиях будут поступать  в высшие учебные заведения.

 

На вопрос, относительно источников знаний о профессиях были получены следующие данные, представленные в таблице 3.

 

Источники знаний о профессиях

Таблица 3

«Источники знаний о профессиях»

Кол-во человек

Показатели в %

Кол-во человек

Показатели в %

Лицей

СШ №62

От  родителей

4

26,6

7

46,6

От  учителей

11

73,3

3

20

Из  СМИ

0

0

5

33,3


 

Наглядно полученные результаты можно увидеть на диаграмме 3.

Источники знаний о профессиях

Диаграмма 3

 

 

Согласно полученным данным, 73,3 % учащихся в лицее, что составляет 11 человек, узнали о своей будущей профессии от учителей; 26,6%, что составляет 4 человека узнали от родителей; и 0% из СМИ.

46,6 % учащихся в СШ №62, что составляет 7 человек, узнали о своей будущей профессии от родителей; 33,3%, что составляет 5 человек из СМИ; 20%, что составляет 3 человека узнали от учителей.

Это означает, что в лицеи ученики  получают информацию от учителей, а  в школе преимущественно ученики узнают о будущей профессии от родителей.

 

На вопрос «Как вы связываете профиль  вашего обучения со своей будущей  работой?», были получены следующие  данные, представленные в таблице 4.

 

Связь профиля обучения с будущей  работой

Таблица 4

 «Как вы связываете профиль  вашего обучения со своей будущей  работой?»

Кол-во человек

Показатели в %

Кол-во человек

Показатели в %

Лицей

СШ №62

Буду  работать по этой специальности

5

33,3

9

60

Буду  работать по схожей специальности

2

13,3

0

0

Пойду учиться в данном направлении

8

53,3

6

40


 

Наглядно полученные результаты можно увидеть на диаграмме 4.

Связь профиля обучения с будущей  работой

Диаграмма 4

 

Согласно полученным данным, 53,3 % учащихся в лицее, что составляет 8 человек, пойдут учиться в данном направлении; 33,3%, что составляет 5 человек собираются работать по этой специальности; и 13,3%, что составляет 2 человека будут работать по схожей специальности.

60 % учащихся в СШ №62, что составляет 9 человек, пойдут учиться в данном направлении; и 40%, что составляет 6 человек пойдут учится в данном направлении.

 

На вопрос «Хотели бы вы изменить профиль своего обучения?», были получены следующие данные, представленные в таблице 5.

 

Желание изменить профиль обучения

Таблица 5

«Хотели бы вы изменить профиль своего обучения?»

Кол-во человек

Показатели в %

Кол-во человек

Показатели в %

Лицей

СШ №62

Да 

2

13,3

4

26,6

Нет

12

80

3

20

Не  знаю

1

6,6

8

53,3


 

Наглядно полученные результаты можно увидеть на диаграмме 5.

Желание изменить профиль обучения

Диаграмма 5

 

 

Согласно полученным данным, 80 % учащихся в лицее, что составляет 12 человек, не хотят изменять профиль своего обучения; 13,3%, что составляет 2 человека собираются изменить профиль своего обучения; и только 6,6%, что составляет 1 человек затрудняется ответить на данный вопрос.

20 % учащихся в СШ №62, что составляет 3 человека, не хотят изменять профиль своего обучения; 26,6%, что составляет 4 человека собираются изменить профиль своего обучения; и 53,3%, что составляет 8 человек затрудняется ответить на данный вопрос.

 

На вопрос «Предпринимаете ли вы что-нибудь для подготовки себя к будущей профессии?», были получены следующие данные, представленные в таблице 6.

 

Подготовка к будущей профессии  старшеклассников

Таблица 6

«Предпринимаете ли вы что-нибудь для  подготовки себя к будущей профессии?»

Кол-во человек

Показатели в %

Кол-во человек

Показатели в %

Лицей

СШ №62

Не  вижу в этом необходимости

0

0

7

46,6

Хотелось  бы что-нибудь сделать, но не знаю, с  чего начать

0

0

6

40

Частично  готовлюсь

5

33,3

0

0

Да, готовлюсь к будущей профессии

10

66,6

2

13,3


 

 

Наглядно полученные результаты можно увидеть на диаграмме 6.

Подготовка к будущей профессии  старшеклассников

Диаграмма 6

 

Согласно полученным данным, 0 % учащихся в лицее не видят необходимости предпринимать что-либо для подготовки себя к будущей профессии; 0% учащимся хотелось бы что-нибудь сделать, но не знают с чего начать; и только 33,3%, что составляет 5 человек готовятся частично; 66,6%, что составляет 10 человек  учащихся готовятся к будущей профессии.

46,6 %, учащихся в СШ №62, что составляет 7 человек не видят необходимости предпринимать что-либо для подготовки себя к будущей профессии; 40% учащихся, что составляет 6 человек, хотели бы что-нибудь сделать, но не знают с чего начать; 0% готовятся частично; и только 13,3%, что составляет 2 человека учащихся готовятся к будущей профессии.

 

На вопрос «Нравится ли вам профиль вашего обучения?», были получены следующие данные, представленные в таблице 7.

 

Удовлетворенность старшеклассников своим профилем обучения

Таблица 7

«Нравится ли вам профиль вашего обучения?»

Кол-во человек

Показатели в %

Кол-во человек

Показатели в %

Лицей

СШ №62

Очень нравится

8

53,3

5

33,3

Скорее  нравится, чем не нравится

6

40

3

20

Совершенно  не нравится

0

0

2

13,3

Не  могу сказать 

1

6,6

5

33,3


 

Наглядно  полученные результаты можно увидеть на диаграмме 7.

Удовлетворенность старшеклассников своим профилем обучения

Диаграмма 7

 

Согласно полученным данным, 53,3 % учащихся в лицее, что составляет 8 человек очень нравится профиль их обучения; 40% учащихся, что составляет 6 человек, скорее нравится профиль обучения, чем не нравится; 0% учащихся совершенно не нравится; 6,6%, что составляет 1 человек затрудняются ответить на этот вопрос.

33,3 % учащихся в СШ №62, что составляет 5 человек очень нравится профиль их обучения; 20% учащихся, что составляет 3 человека, скорее нравится профиль обучения, чем не нравится; 13,3% учащихся, что составляет 2 человека совершенно не нравится; 33,3%, что составляет 6 человек затрудняются ответить на этот вопрос.

Информация о работе Значение профессиональной ориентации в профессиональном самоопределении старшеклассников