Значение профессиональной ориентации в профессиональном самоопределении старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:41, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение особенностей профориентации старшеклассников
Задачи:
Провести теоретический анализ литературы по проблеме профессионального самоопределения: выявить характерные черты ранней юности и определить актуальность выбора профессии для данного возрастного периода; рассмотреть профессиональное самоопределение как процесс; определить факторы, влияющие на выбор профессии
Провести подбор психологических методик
Провести экспериментальное исследование

Содержание

Введение

3

Глава 1.Теоретические основы профессионального самоопределения старшеклассников

6

1.1. Понятие профессионального самоопределения

6

1.2. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников

11

1.3. Роль мотивационных факторов выбора профессии у школьников

18

Глава 2. Экспериментальное исследование профессионального самоопределения старшеклассников

21

2.1. Методические основы экспериментального исследования

21

2.2. Анализ и интерпретация экспериментальных данных

22
2.3. Рекомендации, направленные на повышение эффективности профессиональной ориентации школьников
31

Заключение

32

Список использованной литературы

33

Приложение

Работа содержит 1 файл

Оригинал.docx

— 1.16 Мб (Скачать)

Профессиональная пригодность - это взаимное соответствие человека и его дела, профессии. Различают четыре степени профпригодности:

  1. Непригодность. Она может быть временной или практически непреодолимой. О непригодности можно говорить в тех случаях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья. Летчик, хирург, оператор энергосистем - профессии, которые выдвигают особенные требования к человеку и его здоровью.
  2. Пригодность. Эта степень профпригодности характеризуется тем, что нет противопоказаний к труду в той или иной области, но нет и явно выраженных склонностей.
  3. Соответствие. В этом случае можно указать на некоторые личные качества, которые явным образом соответствуют требованиям профессии.
  4. Призвание. Его можно считать высшим уровнем профессиональной пригодности.

Не все старшие школьники  в одинаковой мере способны освоить  ту или иную профессию. Кто-то в короткое время может овладеть трудовыми  навыками, быстро достичь профессионального совершенства, а у кого-то "вхождение в профессию" затягивается, и человек теряет интерес и переходит к другому виду деятельности, в котором он сможет быть более успешным.

Причины    неэффективной    профессиональной    деятельности многочисленны, однако большая часть  из них (80 процентов и более) прямо связана с физиологическими, психическими и социальными особенностями работников. Поэтому психологу важно выявить все эти особенности старшеклассника.

Природа индивидуальных особенностей двояка. Такие индивидуальные особенности  как интерес, склонности характеризуются  непостоянством, изменчивостью. Эти  качества можно развивать в себе с помощью различных методов.

Однако есть другой тип индивидуальных особенностей. Они довольно устойчивы, изменить их практически нельзя. Но невозможно и не обращать на них  внимание, так как их влияние ощутимо  в деятельности, в взаимоотношениях с окружающими. К таким особенностям относятся черты, связанные с  индивидуальными проявлениями основных свойств нервной системы.  Среди  природных индивидуально-типологических свойств наиболее изучены в настоящее  время сила - слабость (то есть степень выраженности работоспособности нервной системы, ее устойчивость к различного рода помехам); и подвижность - инертность (то есть скорость смены и скорость протекания процессов возбуждения и торможения).

Чтобы   разобраться   с   тем,   какими   психофизиологическими, психологическими качествами обладает старшеклассник, существуют различные  диагностические способы - это бланковые тесты или аппаратурные методики.

Итак, не только человек выбирает профессию, но и сама профессия может диктовать  условия. А чтобы найти с ней  взаимопонимание, необходимо с одной  стороны, развивать в старшеклассниках имеющиеся способности, склонности, интересы; а другой стороны, учесть особенности, которые даны от природы  и изменить не возможно. А самое  главное качество необходимое любому школьнику - целеустремленность и настойчивое желание добиться успеха.

Руководители  отмечают,   что   недостаточная   профессиональная готовность - дело времени, обычно молодой специалист легко входит в работу, если он подготовлен в психологическом и социальном плане. В значительной  мере  мешают  профессиональному росту отсутствие жизненного опыта, потребительские настроения, неготовность проявлять инициативу, принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность, неадекватная самооценка, психологические проблемы в общении, неготовность к интенсивному труду13.

По мнению работодателей, профессиональный рост молодого работника будет более  быстрым и успешным, если он стремится14:

  • принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность;
  • проявлять инициативу;
  • критически и правильно оценивать себя и свои возможности;
  • улучшить свои навыки общения с людьми;
  • работать интенсивно, с большой отдачей.

Одним из существенных факторов, определяющих картину на рынке труда, является совокупность требований, ожиданий работодателя по отношению к работнику. Требования работодателей к специалистам достаточно высоки. Вот список качеств, которые  особо ценят современные руководители в своих подчиненных15:

  • Знания (глубина профессиональных знаний и понимание всех ступеней своей работы);
  • Качество работы (тщательность и точность выполнения работы);
  • Надежность (степень уверенности руководителя в том, что данный работник выполнит свое задание);
  • Инициатива (степень активной заинтересованности в выполнении полученной работы);
  • Творческая способность и находчивость (способность к выдвижению оригинальных идей, решений, путей);
  • Выдержка (способность сосредоточиться и работать с требуемой производительностью в напряженных условиях);
  • Целеустремленность (потребность в достижении цели, ориентация на конечный результат)

Таким образом, современный рынок  труда требует от человека, кроме  высокого   профессионализма,   еще   и   особой   ответственности, психологической   готовности   к   различным   сложным   ситуациям. Значительную  роль  при  этом  играет  необходимость  постоянно  самосовершенствоваться как в профессиональном плане, так и в личностном.

 

Психолого-педагогические выводы:

1) Профессиональное самоопределение  тесно связано с личностным   и   жизненным   самоопределением.

2) Профессиональное самоопределение  старшеклассника в значительной  мере обусловлено его возрастными  особенностями. 

3) В связи с тем, что на  этом возрастном этапе существуют  значительные психологические трудности  и проблемы, старшеклассникам    необходима    профессиональная помощь в самоопределении.

4) Помощь заключается  в выявлении  физиологических, психических и  социальных особенностей старшеклассника,  его устойчивых индивидуальных  особенностей, качеств профессиональной  пригодности; в профессиональной  ориентации в соединении с  подготовкой к труду, формированием   соответствующей  мотивации;  в  формировании  у старшеклассников  к моменту окончания школы  способности самостоятельно, осознанно  и добровольно определять перспективы  своего личностного и профессионального  развития, планировать, реализовывать  и корректировать их.

 

1.3 Роль  мотивационных факторов выбора  профессии у школьников

Мотива́ция (от lat. "movere") - побуждение к действию; динамический процесс  физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность  человека через труд удовлетворять свои потребности.

В процессе профессиональной подготовки актуально рассмотрение вопроса  мотивации. 
 Достижению профессионального мастерства способствует мотивационный компонент, обеспечивающий превращение знаний, умений и навыков в средства личностного и профессионального роста. 
 Мотивация занимает ведущее место в структуре поведения личности и является одним из основных понятий, которые используются для объяснения движущих сил, деятельности в целом. Мотив, мотивация - побуждение к активности и деятельности субъекта, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности. В психологии мотивация обозначает совокупность внешних и внутренних условий, побуждающих субъекта к активности.

Выделяют внутреннюю и внешнюю  мотивацию. Если деятельность для личности значима сама по себе, то говорят  о внутренней мотивации, если же значимы  внешние атрибуты профессии (признание общества, престижность и т.п.) - преобладает внешняя мотивация.

Мотивационные факторы при выборе профессии - это стимулы, ради которых  человек готов приложить свои усилия, то есть на что ориентировался молодой человек при выборе той  или иной профессии: общественно  социальная значимость данной профессии, престиж, заработок. Что хочет получить студент от высшего образования, каких жизненных целей достичь, какие качества современного специалиста  в себе сформировать и какие ценности в его жизни играют главную роль.

 Среди мотивационных факторов  учебы в 20-40 гг. выделялись тяга  молодежи к знаниям, культурным  ценностям, интерес к учебе  как таковой. В эти годы молодежь  шла в вузы за светом высоких  знаний. 50-60-е гг. - это эпоха тотальной индустриализации, которая должна была способствовать переходу страны в новое качественное состояние, базирующееся на техноразуме. Физика выходит на гребень значимости, престижа.

В 70-80гг. престижность стала пониматься все более формально - как мода. 
Анализ данных тех лет показывает значительные изменения в мотивационных факторах поступления в вузы, а также расширение спектра самих мотивов. Социологами отмечено, что в 1961г. было выявлено 10 мотивов, а в 1994г. - уже 82 мотива. 
В 60-ые е годы, ведущим был мотив получения профессии. Слабо мотивировалось индивидуальное личностное развитие будущего специалиста, ибо советская высшая школа развивалась, прежде всего, как "кузница кадров" для народного хозяйства. Доминирующим мотивом привлекательности будущей, в частности, инженерной деятельности в ответах первокурсников 70-х годов выступал интерес к непосредственному участию в развитии научно-технического прогресса (около 50% всех первокурсников). Еще в 50-е гг. специалист с высшим образованием получал вдвое больше недипломированного работника, а в 70-е годы эта пропорция сменилась на противоположную и разрыв стал нарастать. В 80-е гг. высоко ценилась возможность заниматься интересной, содержательной работой и полностью применять свои способности, а также возможность завоевывать уважение в коллективе. Творческое содержание труда и хороший заработок ценились меньше. Возможно, это было связано с тем, что получить и реализовать все это было довольно сложно. В начале 90-х гг. лидирующим мотивом стало желание просто получить диплом об окончании вуза: вуз не давал необходимых знаний для работы, или они были уже устаревшими. На производстве заново приходилось учиться. Уже в 1994 году структура мотивов довольно существенно меняется. Ведущими становятся мотивы быть высокообразованным, культурным человеком (58%), добиться успеха в жизни (54%), сделать карьеру (37%), иметь определенный социальный статус (20%). Хотя мотив получения профессии продолжает занимать достаточно высокое место (41%), исследования показывают падение этого показателя. 
Появились установки, порожденные современной ситуацией: отношение к эмиграции, профессиональному статусу и карьере, к материальному положению. Так появился и такой новый мотив, как возможность работы за рубежом (18%). Социологами замечено, что "студенты-гуманитарии со своей учебой связывают в основном мотивы получения образования, знаний, расширения кругозора, саморазвития. Студенты технических специальностей - по преимуществу получение специальности и будущие перспективы".

Исследования, проводившиеся в 60-е  гг. показали следующее. Массовая ориентация молодежи на высшее образование формируют  часто такой мотив поступления, как "в любой вуз - лишь бы в  вуз". Как следствие, 1/3 студентов  при выборе вуза не руководствуются  мотивом интереса к профессии, а  каждый десятый осуществил выбор  случайно. 
 В 90-е гг. иерархия мотивов выбора существенно меняется. Начинают лидировать экономические мотивы. Надо сказать, что стремление стать богатым и преуспевающим у современной молодежи очень ярко выражено. 
За последние 10-15 лет сильно изменился перечень выбираемых профессий школьниками выпускных классов. Приоритет отдается экономическим, юридическим профессиям, специальностям связанным с иностранными языками.

  Как в 60-е гг., так и сейчас отмечается устойчивое снижение числа студентов, считающих выбранную профессию своим призванием (от младших курсов к старшим). Раньше причину этого видели в осознании реальных трудностей, которые разбивают романтические иллюзии, а также в недостатке практического опыта, который сеет неуверенность в своих возможностях. 
 Четкое представление о различных сторонах предстоящей работы и об уровне своей подготовки к ней во многом определяет устойчивость мотивов студентов и степень их реализации. 
 Если ученики хорошо осведомлены о своей будущей профессии, значит, в своих действиях они знают чего хотят, если нет, то мотивы еще окончательно не сформированы или не нацелены на профессию. 
 Какие же цели будущей профессиональной деятельности являются для студентов приоритетными сегодня? Изменения произошли: на первое место выступили мотивы заработной платы и самореализации. Аналогичные социальные ценности считал важнейшими Т. Парсонс - частная собственность и индивидуальная свобода. 
 Таким образом, роль мотивационных факторов выбора профессии у школьников заключается в том, что они побуждают школьников к активности и деятельности, связанную со стремлением удовлетворить определенные потребности, в данном случае, к правильному и осознанному выбору профессии.

 

Глава 2. Экспериментальное исследование профессионального самоопределения старшеклассников 

2.1. Методические основы экспериментального исследования

Вопрос о выборе профессии - это  вопрос о том, что ищет в профессии  личность, какие жизненные планы, потребности, интересы и намерения  пытается она реализовать в выбираемой сфере деятельности. Конечно, не всякий план и не всякая потребность, интерес  и намерение обусловливают устойчивый и достаточно сознательный выбор.

Была предпринята попытка комплексного исследования профессионального самоопределения старшеклассников путем сравнительного анализа следующих двух  групп: старшеклассники, которые учатся в общеобразовательной средней школе

Информация о работе Значение профессиональной ориентации в профессиональном самоопределении старшеклассников