- Функциональное
назначение и цель психологической защиты
заключается в ослаблении внутриличностного
конфликта, обусловленного противоречиями
между инстинктивными импульсами бессознательного
и усвоенными требованиями внешней среды,
возникающими в результате социального
взаимодействия. Ослабляя этот конфликт,
защита регулирует поведение человека,
повышая его приспособляемость и уравновешивая
психику.
- Использование
психологической защиты есть свидетельство
тревожного восприятия мира, есть выражение
недоверия к нему, к себе, к другим, есть
ожидание «заполучить подвох» не только
от окружения, но и от собственной персоны,
есть выражение того, что человек воспринимает
себя как объект неведомых и грозных сил.
- Феномен защиты
имеет множество аспектов, требующих углубленного
изучения и если в моноличностном плане
он разработан достаточно полно, то межличностные
таят в себе огромные возможности для
приложения исследовательского потенциала
- Не существует
общепризнанной классификации защитных
механизмов психики. Так как у разных авторов
разное количество защитных механизмов.
- В области
диагностики защитных механизмов первостепенную
роль изначально отводили проективным
методам исследования. При этом наиболее
серьезное изучение возможностей измерения
защитных механизмов проводилось исследователями
с помощью методики Г. Роршаха.
- Одним из
способов диагностики механизмов психологической
защиты является моделирование в эксперименте
различных ситуаций на вербальном уровне
с помощью специализированного опросника,
разработанного на концептуальной (а не
эмпирической) основе и стандартизированного
в соответствии с принятыми правилами
- Студентами
- социальными педагогами УО «ВГУ им. П.М.
Машерова» 2 курса факультета социальной
педагогики и психологии по специальности
Социальный педагог. Практический психолог
в наибольшей степени используются такие
механизмы психологической защиты как:
замещение, реактивное образование и компенсация.
Расхождение в значениях не велико. Действие
замещения проявляется в разрядке подавленных
эмоций (как правило, враждебности или
гнева) на объектах (часто на своих одногруппниках),
представляющих меньшую опасность или
более доступных, чем те, что вызвали отрицательные
эмоции. В тоже время, у большинства студентов,
в группе, отношение к чему-либо носит
однополярный характер (реактивное образование).
В большинстве случаев чувства амбивалентны,
хотя, как правило, осознается только один
из «полюсов» одновременно. И компенсация
– студенты, как правило, чтобы достичь
успехов в той области, где они чувствуют
свою неполноценность, прилагают много
усилий.
- Наименьшими
являются интеллектуализация и вытеснение.
При интеллектуализации человек признаёт
за собой некоторые эмоции (хотя, часто,
недооценивает их силу и значение). Используя
эту защиту он как бы переводит свои эмоции
на абстрактный, интеллектуальный уровень,
рассуждая о них как об неких теоретических
понятиях, имеющих к нему некоторое отношение.
Полноценное переживание при этом отсутствует.
Вытеснение – избирательное преднамеренное
забывание информации, связанной с конфликтом
и напряжением. Это вытеснение неприятного
(желаний, мыслей, чувств, вызывающих тревогу),
из памяти. Вытесненные (подавленные) импульсы,
не разрешаясь в поведении, тем не менее,
сохраняют свои эмоциональные и психовегетативные
компоненты.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Фрейд, Анна.
Психология Я и защитные механизмы.
— Москва: Педагогика-Пресс, 1993. – 68
с
- Мак-Вильямс,
Нэнси. Защитные механизмы // Психоаналитическая
диагностика: Понимание структуры личности
в клиническом процессе — Москва: Класс,
1998. –480 с.
- Кочюнас,
Римас. 5.1. Консультирование тревожных
клиентов // Основы психологического консультирования.
— Москва: Академический проект, 1999. –
240 с.
- Никольская,
И.М.; Грановская, Р.М.. Психологическая
защита у детей. – Москва: Речь, 2006. – 342
с.
- Пиаже, Жан.
Речь и мышление ребенка. – Римис, 2008. –
448 с.
- Никольская
И. М., Грановская Р. М. Психологическая
защита у детей, М. 518 с; 2001
- Анциферова
Л.И. Личность в трудных жизненных условиях:
переосмысливание, преобразование ситуации
и психологическая защита // Психологический
журнал. – 1994. – Т. 1, №1.
- Бассин Ф.В.
О силе Я и психологической защите // Вопросы
психологии. – 1989. – №2. – С. 118 – 125.
- Варшаловская
Е.Б., Исурина Г.Л., Кайдановская Е.Б., Мелик-Парсаданов
М.В., Чехлатых Е.Б. Психологические аспекты
неврозов // Теория и практика мед. психологии
и психотерапии. – СПб., 1994. – С. 120–127.
- Вассерман
Л.И., Ерышев О.Ф., Клубова Е.Б. и соавт. Индекс
жизненного стиля: Методическое пособие.
– СПб.: Психоневрол. ин-т им. В.М. Бехтерева,
1998. – 48 с.
- Зачепитский
Р.А. Социальные и биологические аспекты
психологической защиты // Социально-психологические
исследования в психоневрологии/ Под
ред. Е.Ф. Бажина. Труды Ленингр. психоневр.
ин-та им. В.М. Бехтерева. – Л., 1980.
- Карвасарский
Б.Д. Неврозы. Изд-е 2-е, перераб. и доп. –
М.: Медицина, 1990. – 576 с.
- Налчаджан
А.А. Личность, психологическая адаптация
и творчество. – Ереван: Луис, 1980. – 264 с.
- Бассин Ф.В.
Бурлакова М.К. Волков В.Н. Проблема психологической
защиты // Психологический журнал, 1988, 3.
С. 30-41
- Будасси
С.А. Защитные механизмы личности. Программа
спецкурса. М., 1998.
- Журбин В.И.
Понятие психологической защиты в концепциях
З. Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии.
1990. 4.
- Защита психологическая
// Психология: Словарь. М.: Политиздат.
1990. С. 121-122.
- Лестер К.
Защитные механизмы человеческой психики.
М., 1963.
- Райгородский
Д..Я. Практическая психодиагностика. Методики
и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский
Дом Бахрах-М, 2002. 672 с.
- Романова
Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической
защиты: генезис, функционирование, диагностика.
Мытищи, Издательство Талант, 1996. 144 с.
- Фpейд З. Психоаналитические
этюды. Минск, 1991.
- Тайсон Ф.
Тайсон Р.Л. Психоаналитические теории
развития. Екатеринбург, 1998.
ПРИЛОЖЕНИЕ
А
Инструкция
к тесту «Диагностика типологий
психологической защиты» (Р. Плутчик в
адаптации Л.И. Вассермана, О.Ф. Ерышева,
Е.Б. Клубовой и др.).
Прочтите
следующие утверждения. Эти утверждения
описывают чувства, которые человек
обычно испытывает. Если утверждение
вам не соответствует, поставьте
знак «х» в разделе, обозначенном
«нет». Если утверждение вам соответствует,
поставьте знак «х» в разделе «да», в месте,
обозначенном круглыми скобками.
Тестовый материал.
- Я очень легкий
человек и со мной легко ужиться.
- Когда я хочу
чего-нибудь, то никак не могу дождаться,
когда это получу.
- Всегда существовал
человек, на которого я хотел бы походить.
- Люди не считают
меня эмоциональным человеком.
- Я выхожу
из себя, когда смотрю фильмы непристойного
содержания.
- Я редко помню
свои сны.
- Меня бесят
люди, которые всеми вокруг командуют.
- Иногда у
меня появляется сильное желание пробить
стену кулаком.
- Меня раздражает
тот факт, что люди слишком много задаются.
- В мечтах
я всегда в центре внимания.
- Я человек,
который никогда не плачет.
- Необходимость
пользоваться общественным туалетом заставляет
меня совершать над собой усилие.
- Я всегда
готов выслушать обе стороны во время
спора.
- Меня легко
вывести из себя.
- Когда кто-нибудь
толкает меня в толпе, я чувствую, что готов
толкнуть его в ответ.
- Многое во
мне восхищает людей.
- Я полагаю,
что лучше хорошенько обдумать что-нибудь
до конца, чем приходить в ярость.
- Я много болею.
- У меня плохая
память на лица.
- Когда меня
отвергают, у меня появляются мысли о самоубийстве.
- Когда я слышу
сальность, то очень смущаюсь.
- Я всегда
вижу светлую сторону вещей.
- Я ненавижу
злобных людей.
- Мне трудно
избавиться от чего-либо, что принадлежит
мне.
- Я с трудом
запоминаю имена.
- У меня склонность
к излишней импульсивности.
- Люди, которые
добиваются своего криком и воплями, вызывают
у меня отвращение.
- Я свободен
от предрассудков.
- Мне крайне
необходимо, чтобы люди говорили мне о
моей сексуальной привлекательности.
- Когда я собираюсь
в поездку, то планирую каждую деталь заранее.
- Иногда мне
хочется, чтобы атомная бомба разрушила
весь мир.
- Порнография
отвратительна.
- Когда я чем-нибудь
расстроен, то много ем.
- Люди мне
никогда не надоедают.
- Многое из
своего детства я не могу вспомнить.
- Когда я собираюсь
в отпуск, то обычно беру с собой работу.
- В своих фантазиях
я совершаю великие поступки.
- В большинстве
своем люди раздражают меня, так как они
слишком эгоистичны.
- Прикосновение
к чему-нибудь осклизлому, скользкому,
вызывает у меня отвращение.
- Если кто-нибудь
надоедает мне, я не говорю ему это, а стремлюсь
выразить свое недовольство кому-нибудь
другому.
- Я полагаю,
что люди обведут вас вокруг пальца, если
вы не будете осторожны.
- Мне требуется
много времени, чтобы разглядеть плохие
качества в других людях.
- Я никогда
не волнуюсь, когда слышу о какой-либо
трагедии.
- В споре я
обычно более логичен, чем другой человек.
- Мне совершенно
необходимо слышать комплименты.
- Беспорядочность
отвратительна.
- Кода я веду
машину, у меня иногда появляется сильное
желание толкнуть другую машину.
- Иногда, когда
у меня что-нибудь не получается, я злюсь.
- Когда я вижу
кого-нибудь в крови, это меня почти не
беспокоит.
- У меня портится
настроение и я раздражаюсь, когда на меня
не обращают внимания.
- Люди говорят
мне, что я всему верю.
- Я ношу одежду,
которая скрывает мои недостатки.
- Мне очень
трудно пользоваться неприличными словами.
- Мне кажется,
я много спорю с людьми.
- Меня отталкивает
от людей то, что они неискренни.
- Люди говорят
мне, что я слишком беспристрастен во всем.
- Я знаю, что
мои моральные стандарты выше, чем у большинства
других людей.
- Когда я не
могу справиться с чем-либо, я готов заплакать.
- Мне кажется,
что я не могу выражать свои эмоции.
- Когда кто-нибудь
толкает меня, я прихожу в ярость.
- То, что мне
не нравится, я выбрасываю из головы.
- Я очень редко
испытываю чувство привязанности.
- Я терпеть
не могу людей, которые всегда стараются
быть в центре внимания.
- Я многое
коллекционирую.
- Я работаю
более упорно, чем большинство людей, для
того чтобы добиться результатов в области,
которая меня интересует.
- Звуки детского
плача не беспокоят меня.
- Я бываю так
сердит, что мне хочется крушить все вокруг.
- Я всегда
оптимистичен.
- Я много лгу.
- Я больше
привязан к самому процессу работы, чем
к отношениям, которые складываются вокруг
нее.
- В основном
люди несносны.
- Я бы ни за
что не пошел на фильм, в котором слишком
много сексуальных сцен.
- Меня раздражает
то, что людям нельзя доверять.
- Я буду делать
все, чтобы произвести хорошее впечатление.
- Я не понимаю
некоторых своих поступков.
- Я через силу
смотрю кинокартины, в которых много насилия.
- Я думаю,
что ситуация в мире намного лучше, чем
думает большинство людей.
- Когда у меня
неудача, я не могу скрыть плохого настроения.
- То, как люди
одеваются сейчас на пляже, неприлично.
- Я не позволяю
своим эмоциям захватывать меня.
- Я всегда
планирую наихудшее, чтобы не быть застигнутым
врасплох.
- Я живу так
хорошо, что многие люди хотели бы оказаться
в моем положении.
- Когда-то
я был так сердит, что сильно ударил по
чему-то и случайно поранил себя.
- Я испытываю
отвращение, когда сталкиваюсь с людьми
низкого морального уровня.
- Я почти ничего
не помню о своих первых годах в школе.
- Когда я расстроен,
я невольно поступаю как ребенок.
- Я предпочитаю
больше говорить о своих мыслях, чем о
своих чувствах.
- Мне кажется,
что я не смог закончить ничего из того,
что начал.
- Когда слышу
о жестокостях, это не трогает меня.
- В моей семье
почти никогда не противоречат друг другу.
- Я много кричу
на людей.
- Ненавижу
людей, которые топчут других, чтобы продвинуться
вперед.
- Кода расстроен,
я часто напиваюсь.
- Я счастлив,
что у меня меньше проблем, чем у большинства
людей.
- Когда что-нибудь
расстраивает меня, я сплю больше, чем
обычно.
- Я нахожу
отвратительным, что большинство людей
лгут, для того чтобы добиться успеха.
- Я говорю
много неприличных слов.
№ |
Да |
A |
B |
C |
D |
E |
F |
G |
H |
1 |
( ) |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
( ) |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
( ) |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
( ) |
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
( ) |
6 |
|
( ) |
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
( ) |
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
( ) |
|
|
9 |
|
|
|
|
( ) |
|
|
|
10 |
|
|
|
( ) |
|
|
|
|
11 |
|
( ) |
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
( ) |
13 |
|
|
|
|
|
|
( ) |
|
14 |
|
|
( ) |
|
|
|
|
|
15 |
|
|
|
|
|
( ) |
|
|
16 |
( ) |
|
|
|
|
|
|
|
17 |
|
|
|
|
|
|
( ) |
|
18 |
|
|
( ) |
|
|
|
|
|
19 |
|
( ) |
|
|
|
|
|
|
20 |
|
|
|
|
|
( ) |
|
|
21 |
|
|
|
|
|
|
|
( ) |
22 |
( ) |
|
|
|
|
|
|
|
23 |
|
|
|
|
( ) |
|
|
|
24 |
|
|
|
( ) |
|
|
|
|
25 |
|
( ) |
|
|
|
|
|
|
26 |
|
|
( ) |
|
|
|
|
|
27 |
|
|
|
|
( ) |
|
|
|
28 |
( ) |
|
|
|
|
|
|
|
29 |
|
|
|
( ) |
|
|
|
|
30 |
|
|
|
|
|
|
( ) |
|
31 |
|
|
|
|
|
( ) |
|
|
32 |
|
|
|
|
|
|
|
( ) |
33 |
|
|
( ) |
|
|
|
|
|
34 |
( ) |
|
|
|
|
|
|
|
35 |
|
( ) |
|
|
|
|
|
|
36 |
|
|
|
|
|
|
( ) |
|
37 |
|
|
|
( ) |
|
|
|
|
38 |
|
|
|
|
( ) |
|
|
|
№
|
Да
|
A |
B |
C |
D |
E |
F |
G |
H |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
39 |
|
|
|
|
|
|
|
|
40 |
|
|
|
|
|
( ) |
|
|
41 |
|
|
|
|
( ) |
|
|
|
42 |
( ) |
|
|
|
|
|
|
|
43 |
|
( ) |
|
|
|
|
|
|
44 |
|
|
|
|
|
|
( ) |
|
45 |
|
|
|
( ) |
|
|
|
|
46 |
|
|
|
|
|
|
|
( ) |
47 |
|
|
|
|
|
( ) |
|
|
48 |
|
|
( ) |
|
|
|
|
|
49 |
|
( ) |
|
|
|
|
|
|
50 |
|
|
( ) |
|
|
|
|
|
51 |
( ) |
|
|
|
|
|
|
|
52 |
|
|
|
( ) |
|
|
|
|
53 |
|
|
|
|
|
|
|
( ) |
54 |
|
|
|
|
|
( ) |
|
|
55 |
|
|
|
|
( ) |
|
|
|
56 |
|
|
|
|
|
|
( ) |
|
57 |
|
|
|
|
|
|
|
( ) |
58 |
|
|
( ) |
|
|
|
|
|
59 |
|
( ) |
|
|
|
|
|
|
60 |
|
|
|
|
|
( ) |
|
|
61 |
( ) |
|
|
|
|
|
|
|
62 |
|
|
|
|
|
|
( ) |
|
63 |
|
|
|
|
( ) |
|
|
|
64 |
|
|
|
( ) |
|
|
|
|
65 |
|
|
|
( ) |
|
|
|
|
66 |
|
( ) |
|
|
|
|
|
|
67 |
|
|
|
|
|
( ) |
|
|
68 |
( ) |
|
|
|
|
|
|
|
69 |
|
|
( ) |
|
|
|
|
|
|