Защитные механизмы студентами-социальными педагогами

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 10:09, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы было изучение использования защитных механизмов студентами-социальными педагогами.
Объектом изучения послужили студенты – социальные педагоги, предметом – защитные механизмы.
В задачи курсовой работы входило:
изучение истории понятия «защитные механизмы»
изучение содержания понятия «защитные механизмы»
изучение классификации защитных механизмов
изучение методов исследования защитных механизмов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ «ЗАЩИТНЫЙ МЕХАНИЗМ». КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ……………………...
1.1 История и содержание понятия «защитный механизм»…………….
1.2 Классификация защитных механизмов……………………………….
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАЩИТНЫХ
МЕХАНИЗМОВ.................................................................................................
2.1Описание методов исследования защитных механизмов…………….
2.2Результаты изучения защитных механизмов у студентов-социальных педагогов………………………………………………….…………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..……….………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая готовая.doc

— 346.50 Кб (Скачать)
  • Функциональное назначение и цель психологической защиты заключается в ослаблении внутриличностного конфликта, обусловленного противоречиями между инстинктивными импульсами бессознательного и усвоенными требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия. Ослабляя этот конфликт, защита регулирует поведение человека, повышая его приспособляемость и уравновешивая психику.
  • Использование психологической защиты есть свидетельство тревожного восприятия мира, есть выражение недоверия к нему, к себе, к другим, есть ожидание «заполучить подвох» не только от окружения, но и от собственной персоны, есть выражение того, что человек воспринимает себя как объект неведомых и грозных сил.
  • Феномен защиты имеет множество аспектов, требующих углубленного изучения и если в моноличностном плане он разработан достаточно полно, то межличностные таят в себе огромные возможности для приложения исследовательского потенциала
  • Не существует общепризнанной классификации защитных механизмов психики. Так как у разных авторов разное количество защитных механизмов.
  • В области диагностики защитных механизмов первостепенную роль изначально отводили проективным методам исследования. При этом наиболее серьезное изучение возможностей измерения защитных механизмов проводилось исследователями с помощью методики Г. Роршаха.
  • Одним из способов диагностики механизмов психологической защиты является моделирование в эксперименте различных ситуаций на вербальном уровне с помощью специализированного опросника, разработанного на концептуальной (а не эмпирической) основе и стандартизированного в соответствии с принятыми правилами
  • Студентами - социальными педагогами УО «ВГУ им. П.М. Машерова» 2 курса факультета социальной педагогики и психологии по специальности Социальный педагог. Практический психолог в наибольшей степени используются такие механизмы психологической защиты как: замещение, реактивное образование и компенсация. Расхождение в значениях не велико. Действие замещения проявляется в разрядке подавленных эмоций (как правило, враждебности или гнева) на объектах (часто на своих одногруппниках), представляющих меньшую опасность или более доступных, чем те, что вызвали отрицательные эмоции. В тоже время, у большинства студентов, в группе, отношение к чему-либо носит однополярный характер (реактивное образование). В большинстве случаев чувства амбивалентны, хотя, как правило, осознается только один из «полюсов» одновременно. И компенсация – студенты, как правило, чтобы достичь успехов в той области, где они чувствуют свою неполноценность, прилагают много усилий.
  • Наименьшими являются интеллектуализация и вытеснение. При интеллектуализации человек признаёт за собой некоторые эмоции (хотя, часто, недооценивает их силу и значение). Используя эту защиту он как бы переводит свои эмоции на абстрактный, интеллектуальный уровень, рассуждая о них как об неких теоретических понятиях, имеющих к нему некоторое отношение. Полноценное переживание при этом отсутствует. Вытеснение – избирательное преднамеренное забывание информации, связанной с конфликтом и напряжением. Это вытеснение неприятного (желаний, мыслей, чувств, вызывающих тревогу), из памяти. Вытесненные (подавленные) импульсы, не разрешаясь в поведении, тем не менее, сохраняют свои эмоциональные и психовегетативные компоненты.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

     
  1. Фрейд, Анна. Психология Я и защитные механизмы. — Москва: Педагогика-Пресс, 1993. – 68 с
  2. Мак-Вильямс, Нэнси. Защитные механизмы // Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе  — Москва: Класс, 1998. –480 с.
  3. Кочюнас, Римас. 5.1. Консультирование тревожных клиентов // Основы психологического консультирования. — Москва: Академический проект, 1999. – 240 с.
  4. Никольская, И.М.; Грановская, Р.М.. Психологическая защита у детей. – Москва: Речь, 2006. – 342 с.
  5. Пиаже, Жан. Речь и мышление ребенка. – Римис, 2008. – 448 с.
  6. Никольская И. М., Грановская Р. М.  Психологическая защита у детей, М.  518 с; 2001
  7. Анциферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуации и психологическая защита // Психологический журнал. – 1994. – Т. 1, №1.
  8. Бассин Ф.В. О силе Я и психологической защите // Вопросы психологии. – 1989. – №2. – С. 118 – 125.
  9. Варшаловская Е.Б., Исурина Г.Л., Кайдановская Е.Б., Мелик-Парсаданов М.В., Чехлатых Е.Б. Психологические аспекты неврозов // Теория и практика мед. психологии и психотерапии. – СПб., 1994. – С. 120–127.
  10. Вассерман Л.И., Ерышев О.Ф., Клубова Е.Б. и соавт. Индекс жизненного стиля: Методическое пособие. – СПб.: Психоневрол. ин-т им. В.М. Бехтерева, 1998. – 48 с.
  11. Зачепитский Р.А. Социальные и биологические аспекты психологической защиты // Социально-психологические иссле­дования в психоневрологии/ Под ред. Е.Ф. Бажина. Труды Ленингр. психоневр. ин-та им. В.М. Бехтерева. – Л., 1980.
  12. Карвасарский Б.Д. Неврозы. Изд-е 2-е, перераб. и доп. – М.: Медицина, 1990. – 576 с.
  13. Налчаджан А.А. Личность, психологическая адаптация и творчество. – Ереван: Луис, 1980. – 264 с.
  14. Бассин Ф.В. Бурлакова М.К. Волков В.Н. Проблема психологической защиты // Психологический журнал, 1988, 3. С. 30-41
  15. Будасси С.А. Защитные механизмы личности. Программа спецкурса. М., 1998.
  16. Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии. 1990. 4.
  17. Защита психологическая // Психология: Словарь. М.: Политиздат. 1990. С. 121-122.
  18. Лестер К. Защитные механизмы человеческой психики. М., 1963.
  19. Райгородский Д..Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский Дом Бахрах-М, 2002. 672 с.
  20. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. Мытищи, Издательство Талант, 1996. 144 с.
  21. Фpейд З. Психоаналитические этюды. Минск, 1991.
  22. Тайсон Ф. Тайсон Р.Л. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург, 1998.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ПРИЛОЖЕНИЕ  А 

    Инструкция  к тесту «Диагностика типологий психологической защиты» (Р. Плутчик в адаптации Л.И. Вассермана, О.Ф. Ерышева, Е.Б. Клубовой и др.).

    Прочтите  следующие утверждения. Эти утверждения  описывают чувства, которые человек  обычно испытывает. Если утверждение  вам не соответствует, поставьте  знак «х» в разделе, обозначенном «нет». Если утверждение вам соответствует, поставьте знак «х» в разделе «да», в месте, обозначенном круглыми скобками.

      Тестовый материал.

  1. Я очень легкий человек и со мной легко ужиться.
  2. Когда я хочу чего-нибудь, то никак не могу дождаться, когда это получу.
  3. Всегда существовал человек, на которого я хотел бы походить.
  4. Люди не считают меня эмоциональным человеком.
  5. Я выхожу из себя, когда смотрю фильмы непристойного содержания.
  6. Я редко помню свои сны.
  7. Меня бесят люди, которые всеми вокруг командуют.
  8. Иногда у меня появляется сильное желание пробить стену кулаком.
  9. Меня раздражает тот факт, что люди слишком много задаются.
  10. В мечтах я всегда в центре внимания.
  11. Я человек, который никогда не плачет.
  12. Необходимость пользоваться общественным туалетом заставляет меня совершать над собой усилие.
  13. Я всегда готов выслушать обе стороны во время спора.
  14. Меня легко вывести из себя.
  15. Когда кто-нибудь толкает меня в толпе, я чувствую, что готов толкнуть его в ответ.
  16. Многое во мне восхищает людей.
  17. Я полагаю, что лучше хорошенько обдумать что-нибудь до конца, чем приходить в ярость.
  18. Я много болею.
  19. У меня плохая память на лица.
  20. Когда меня отвергают, у меня появляются мысли о самоубийстве.
  21. Когда я слышу сальность, то очень смущаюсь.
  22. Я всегда вижу светлую сторону вещей.
  23. Я ненавижу злобных людей.
  24. Мне трудно избавиться от чего-либо, что принадлежит мне.
  25. Я с трудом запоминаю имена.
  26. У меня склонность к излишней импульсивности.
  27. Люди, которые добиваются своего криком и воплями, вызывают у меня отвращение.
  28. Я свободен от предрассудков.
  29. Мне крайне необходимо, чтобы люди говорили мне о моей сексуальной привлекательности.
  30. Когда я собираюсь в поездку, то планирую каждую деталь заранее.
  31. Иногда мне хочется, чтобы атомная бомба разрушила весь мир.
  32. Порнография отвратительна.
  33. Когда я чем-нибудь расстроен, то много ем.
  34. Люди мне никогда не надоедают.
  35. Многое из своего детства я не могу вспомнить.
  36. Когда я собираюсь в отпуск, то обычно беру с собой работу.
  37. В своих фантазиях я совершаю великие поступки.
  38. В большинстве своем люди раздражают меня, так как они слишком эгоистичны.
  39. Прикосновение к чему-нибудь осклизлому, скользкому, вызывает у меня отвращение.
  40. Если кто-нибудь надоедает мне, я не говорю ему это, а стремлюсь выразить свое недовольство кому-нибудь другому.
  41. Я полагаю, что люди обведут вас вокруг пальца, если вы не будете осторожны.
  42. Мне требуется много времени, чтобы разглядеть плохие качества в других людях.
  43. Я никогда не волнуюсь, когда слышу о какой-либо трагедии.
  44. В споре я обычно более логичен, чем другой человек.
  45. Мне совершенно необходимо слышать комплименты.
  46. Беспорядочность отвратительна.
  47. Кода я веду машину, у меня иногда появляется сильное желание толкнуть другую машину.
  48. Иногда, когда у меня что-нибудь не получается, я злюсь.
  49. Когда я вижу кого-нибудь в крови, это меня почти не беспокоит.
  50. У меня портится настроение и я раздражаюсь, когда на меня не обращают внимания.
  51. Люди говорят мне, что я всему верю.
  52. Я ношу одежду, которая скрывает мои недостатки.
  53. Мне очень трудно пользоваться неприличными словами.
  54. Мне кажется, я много спорю с людьми.
  55. Меня отталкивает от людей то, что они неискренни.
  56. Люди говорят мне, что я слишком беспристрастен во всем.
  57. Я знаю, что мои моральные стандарты выше, чем у большинства других людей.
  58. Когда я не могу справиться с чем-либо, я готов заплакать.
  59. Мне кажется, что я не могу выражать свои эмоции.
  60. Когда кто-нибудь толкает меня, я прихожу в ярость.
  61. То, что мне не нравится, я выбрасываю из головы.
  62. Я очень редко испытываю чувство привязанности.
  63. Я терпеть не могу людей, которые всегда стараются быть в центре внимания.
  64. Я многое коллекционирую.
  65. Я работаю более упорно, чем большинство людей, для того чтобы добиться результатов в области, которая меня интересует.
  66. Звуки детского плача не беспокоят меня.
  67. Я бываю так сердит, что мне хочется крушить все вокруг.
  68. Я всегда оптимистичен.
  69. Я много лгу.
  70. Я больше привязан к самому процессу работы, чем к отношениям, которые складываются вокруг нее.
  71. В основном люди несносны.
  72. Я бы ни за что не пошел на фильм, в котором слишком много сексуальных сцен.
  73. Меня раздражает то, что людям нельзя доверять.
  74. Я буду делать все, чтобы произвести хорошее впечатление.
  75. Я не понимаю некоторых своих поступков.
  76. Я через силу смотрю кинокартины, в которых много насилия.
  77. Я думаю, что ситуация в мире намного лучше, чем думает большинство людей.
  78. Когда у меня неудача, я не могу скрыть плохого настроения.
  79. То, как люди одеваются сейчас на пляже, неприлично.
  80. Я не позволяю своим эмоциям захватывать меня.
  81. Я всегда планирую наихудшее, чтобы не быть застигнутым врасплох.
  82. Я живу так хорошо, что многие люди хотели бы оказаться в моем положении.
  83. Когда-то я был так сердит, что сильно ударил по чему-то и случайно поранил себя.
  84. Я испытываю отвращение, когда сталкиваюсь с людьми низкого морального уровня.
  85. Я почти ничего не помню о своих первых годах в школе.
  86. Когда я расстроен, я невольно поступаю как ребенок.
  87. Я предпочитаю больше говорить о своих мыслях, чем о своих чувствах.
  88. Мне кажется, что я не смог закончить ничего из того, что начал.
  89. Когда слышу о жестокостях, это не трогает меня.
  90. В моей семье почти никогда не противоречат друг другу.
  91. Я много кричу на людей.
  92. Ненавижу людей, которые топчут других, чтобы продвинуться вперед.
  93. Кода расстроен, я часто напиваюсь.
  94. Я счастлив, что у меня меньше проблем, чем у большинства людей.
  95. Когда что-нибудь расстраивает меня, я сплю больше, чем обычно.
  96. Я нахожу отвратительным, что большинство людей лгут, для того чтобы добиться успеха.
  97. Я говорю много неприличных слов.
Да
A B C D E F G H
1 ( )              
2     ( )          
3       ( )        
4             ( )  
5               ( )
6   ( )            
7         ( )      
8           ( )    
9         ( )      
10       ( )        
11   ( )            
12               ( )
13             ( )  
14     ( )          
15           ( )    
16 ( )              
17             ( )  
18     ( )          
19   ( )            
20           ( )    
21               ( )
22 ( )              
23         ( )      
24       ( )        
25   ( )            
26     ( )          
27         ( )      
28 ( )              
29       ( )        
30             ( )  
31           ( )    
32               ( )
33     ( )          
34 ( )              
35   ( )            
36             ( )  
37       ( )        
38         ( )      

 

 
Да
A B C D E F G H
                 
39                
40           ( )    
41         ( )      
42 ( )              
43   ( )            
44             ( )  
45       ( )        
46               ( )
47           ( )    
48     ( )          
49   ( )            
50     ( )          
51 ( )              
52       ( )        
53               ( )
54           ( )    
55         ( )      
56             ( )  
57               ( )
58     ( )          
59   ( )            
60           ( )    
61 ( )              
62             ( )  
63         ( )      
64       ( )        
65       ( )        
66   ( )            
67           ( )    
68 ( )              
69     ( )          

Информация о работе Защитные механизмы студентами-социальными педагогами