Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 10:09, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы было изучение использования защитных механизмов студентами-социальными педагогами.
Объектом изучения послужили студенты – социальные педагоги, предметом – защитные механизмы.
В задачи курсовой работы входило:
изучение истории понятия «защитные механизмы»
изучение содержания понятия «защитные механизмы»
изучение классификации защитных механизмов
изучение методов исследования защитных механизмов.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ «ЗАЩИТНЫЙ МЕХАНИЗМ». КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ……………………...
1.1 История и содержание понятия «защитный механизм»…………….
1.2 Классификация защитных механизмов……………………………….
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАЩИТНЫХ
МЕХАНИЗМОВ.................................................................................................
2.1Описание методов исследования защитных механизмов…………….
2.2Результаты изучения защитных механизмов у студентов-социальных педагогов………………………………………………….…………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..……….………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………
В качестве примера можно привести один из известных опросников этого ряда Defense Mechanism Index А.Б. Суини и М.Дж. Мэй. Опросник содержит 288 стимульных утверждений, 12 шкал «Эго-конфликтов», 6 шкал «адаптивных» защит (рационализация, компенсация, негативный аффект, юмор и позитивный аффект, перцептивная защита, аутизм) и 6 шкал «неадаптивных» защит (проекция, подавление, фантазия, примитивная логика, диссоциация, реактивное образование). При этом непонятны или спорны как обозначения некоторых шкал, так и принцип деления защит на «адаптивные» и «неадаптивные». Очевидно, что все защитные механизмы являются адаптивными, если используются индивидом в пределах среднестатистических показателей по группе, к которой он принадлежит. Они же приводят к дезадаптации, если выходят за пределы нормы, поскольку в этом случае поведение индивида определяется не тем образом реальности, который является условно общим для его социального окружения. Из исследований валидности теста упоминается корреляционный анализ отношений между рейтингами защит из неопубликованной диссертации У. Хилла и показателями DMI. Коэффициенты распределились от 0,25 до 0,70 (объем выборки не указан). Говорится также о попытке сопоставления контрастных групп, но отсутствуют какие-либо цифры. Коэффициенты надежности параллельных форм теста составили для разных шкал от 0,48 до 0,86. Данные по ретестовой надежности не приводятся.
В
определенном смысле опросник защит
выступает как
Однако,
исходя из того, что с помощью
проективных методик
Одним из способов диагностики механизмов психологической защиты является моделирование в эксперименте различных ситуаций на вербальном уровне с помощью специализированного опросника, разработанного на концептуальной (а не эмпирической) основе и стандартизированного в соответствии с принятыми правилами.
Методика LSI (Life style index), основана на психоэволюционной теории Р. Плутчика и структурной теорией личности Г. Келлермана.
Она
была разработана в качестве диагностического
средства, измеряющего механизмы
защиты «Я». В основу была положена
теоретическая модель, связывающая отдельные
виды защитных механизмов с различными
аффективными состояниями и диагностическими
концепциями. Авторы предложили модель
из 4 пар биполярных эмоций: страх-гнев,
веселость-печаль, принятие- отвращение
и надежда-удивление, которые, как они
полагают, связаны с отдельными защитными
механизмами, в свою очередь зависящими
от некоторых личностных черт. Выраженность
последних связана с определенными диагностическими
концепциями, которые были заимствованы
авторами из классификации DSM-U (1968) [20, с.
113] из раздела «Расстройства личности».
В таблице показаны взаимосвязи между
личностными чертами, расстройствами
личности и механизмами защиты.
Таблица 1 – Предполагаемые взаимосвязи личностных черт, расстройств личности и механизмов защиты (по Р. Плутчику)
Личностные черты | Расстройства личности | Механизм защиты |
Робкий | Пассивно-агрессивный пассивный тип | Вытеснение |
Агрессивный | Пассивно-агрессивный агрессивный тип | Замещение |
Общительный | Маниакальный тип | Реактивные образования |
Унылый | Депрессивный тип | Компенсация |
Доверяющий | Истероидный тип | Отрицание |
Подозрительный | Параноидный тип | Проекция |
Контролирующий | Обсессивно-компульсивный тип | Интеллектуализация |
Бесконтрольный | Психопатический тип | Регрессия |
Помимо этого, авторы предложили ряд теоретических положений, дополняющих их концепцию.
С учетом этой теоретической модели и был составлен опросник, определяющий выраженность ведущих защитных механизмов. При этом авторы обосновали возможность их измерения с помощью опросника. По их мнению, несмотря на то, что защитные механизмы онтогенетически развиваются в области бессознательного, это не означает, что их использование должно оставаться полностью неосознаваемым.
При составлении опросника авторами были использованы несколько источников, включая как психоаналитические труды, так и труды по общей психопатологии и психологии. Из этих источников были выделены предполагаемые характеристики 16 защитных механизмов, которые и составили основу защиты «Я». Это были: импульсивное поведение, компенсация, отрицание, замещение, фантазирование, идентификация, интеллектуализация, инпроекция, изоляция, проекция, рационализация, реактивные образования, регрессия, вытеснение, сублимация, уничтожение содеянного. Затем был разработан ряд утверждений с целью конструирования таких, которые человек мог бы использовать в том случае, если он сознательно или бессознательно выражает определенный вид защиты. Например, заявление: «Если я сержусь на своего товарища, я, вероятно, сорву злобу на ком-нибудь другом», отражает защиту по типу замещения. Утверждения были сгруппированы таким образом, чтобы выявить каждый из 16 механизмов защиты и в сумме составили 224 утверждения. После первичного обследования и статистической обработки первичных результатов основной текст был сокращен до 184 наиболее репрезентативных пунктов. В результате факторного анализа оказалось возможным сократить число защитных механизмов до 8, некоторые из них теперь представляли совокупность нескольких защитных механизмов (так, например, компенсация включала утверждения, представляющие идентификацию и фантазирование). После этого утверждения каждой шкалы опросника были предложены для экспертной оценки 17 клиницистам, которые оценивали их с точки зрения соответствия тому или иному защитному механизму. Затем были отобраны наиболее значимые с их точки зрения утверждения и таким образом окончательный вариант вопросника стал состоять из 97 вопросов, измеряющих 8 видов защитных механизмов: вытеснение, отрицание, замещение, компенсацию, реактивные образования, проекцию, интеллектуализацию и регрессию. Каждому из этих 8 видов защитных механизмов соответствовало от 10 до 14 утверждений, описывающих личностные реакции индивида, которые обычно возникают в различных ситуациях. Ответы на эти утверждения фиксировались на бланке по типу «верно-неверно» и затем подсчитывалось количество баллов по каждому виду защитных механизмов. Сырые оценки затем переводились в процентили и на специальном профильном бланке строился профиль защитной структуры индивида.
После завершения работы по исследованию психометрических данных теста авторами были проведены исследования по получению нормативных данных и различий на разных клинических группах испытуемых, которые подтвердили хорошие диагностические возможности методики.
Впоследствии, метод LSI был переработан и использован Л.И.Вассерманом, О.Ф.Ерышевой, Е.Б.Клубовой и др.
В своей работе мы использовали методику LSI Р. Плутчика и Г. Келлермана, в адаптации Л.И. Вассермана, О.Ф. Ерышева, Е.Б. Клубовой.
В качестве вывода можно сказать, что
2.2
Результаты изучения
защитных механизмов
у студентов-социальных
педагогов
В ходе работы было проведено исследование использования защитных механизмов студентами-социальными педагогами, которое проводилось на базе УО «ВГУ им.П.М. Машерова». В тестировании приняло участие 18 человек (студенты 2 курса факультета социальной педагогики и психологии по специальности «Социальный педагог. Практический психолог»).
Бланк
для регистрации ответов
A – отрицание; B – вытеснение; C – регрессия; D – компенсация; E – проекция; F – замещение; G – интеллектуализация; H – реактивные образования
Рисунок
1 – защитные механизмы в группе
в целом (в %)
По полученным результатам, можно сделать следующие выводы:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения данной курсовой работы были сделаны следующие выводы:
Информация о работе Защитные механизмы студентами-социальными педагогами