Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 10:09, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы было изучение использования защитных механизмов студентами-социальными педагогами.
Объектом изучения послужили студенты – социальные педагоги, предметом – защитные механизмы.
В задачи курсовой работы входило:
изучение истории понятия «защитные механизмы»
изучение содержания понятия «защитные механизмы»
изучение классификации защитных механизмов
изучение методов исследования защитных механизмов.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ «ЗАЩИТНЫЙ МЕХАНИЗМ». КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ……………………...
1.1 История и содержание понятия «защитный механизм»…………….
1.2 Классификация защитных механизмов……………………………….
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАЩИТНЫХ
МЕХАНИЗМОВ.................................................................................................
2.1Описание методов исследования защитных механизмов…………….
2.2Результаты изучения защитных механизмов у студентов-социальных педагогов………………………………………………….…………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..……….………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ «ЗАЩИТНЫЙ МЕХАНИЗМ». КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ……………………... 1.1 История
и содержание понятия « 1.2 Классификация
защитных механизмов…………………………… ГЛАВА 2 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ.................... 2.1Описание методов исследования защитных механизмов……………. 2.2Результаты
изучения защитных механизмов
у студентов-социальных ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………... ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………… |
3 4 4 7 15 15 20 23 25 27 |
ВВЕДЕНИЕ
Защи́тный механи́зм (психологи́ческая защи́та) – понятие глубинной психологии, обозначающее неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний. Защитные механизмы лежат в основе процессов сопротивления.
Термин был впервые введён Фрейдом в 1894 году в работе «Защитные нейропсихозы» и был использован в ряде его последующих работ для описания борьбы Я против болезненных или невыносимых мыслей и аффектов. Изначально Зигмунд Фрейд подразумевал под ним в первую очередь вытеснение, но в 1926 году, в приложении к работе «Торможения, симптомы и тревожность», он возвращается к старому понятию защиты, утверждая, что его применение имеет свои преимущества: «поскольку мы вводим его для общего обозначения всех техник, которые Я использует в конфликте и которые могут привести к неврозу, оставляя слово „вытеснение“ для особого способа защиты, лучше всего изученного нами на начальном этапе наших исследований». Позднее был более детально разработан другими психоаналитиками, в первую очередь Анной Фрейд. На данный момент это понятие, в той или иной форме, вошло в практику большинства психотерапевтов, независимо от направления психологии, которого они придерживаются.
Функциональное назначение и цель психологической защиты заключается в ослаблении внутриличностного конфликта (напряжения, беспокойства), обусловленного противоречиями между инстинктивными импульсами бессознательного и усвоенными (интериоризированными) требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия. Ослабляя этот конфликт, защита регулирует поведение человека, повышая его приспособляемость и уравновешивая психику.
Целью настоящей курсовой работы было изучение использования защитных механизмов студентами-социальными педагогами.
Объектом изучения послужили студенты – социальные педагоги, предметом – защитные механизмы.
В задачи курсовой работы входило:
При написании работы использовался метод описания, анализа, статистики. Источниками послужили литературные источники.
Курсовая
работа содержит 26 страницы, 1 рисунок,
1 таблицу, 22 литературных источников,
1 приложение.
ГЛАВА
1 ПОНЯТИЕ «ЗАЩИТНЫЙ
МЕХАНИЗМ». КЛАССИФИКАЦИЯ
ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ
1.1
История и содержание
понятия «защитный механизм»
Защитный механизм (психологическая защита) – понятие глубинной психологии, обозначающее неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний. Защитные механизмы лежат в основе процессов сопротивления.
Термин был впервые введён Фрейдом в 1894 году в работе «Защитные нейропсихозы» и был использован в ряде его последующих работ для описания борьбы «Я» против болезненных или невыносимых мыслей и аффектов. Изначально, Зигмунд Фрейд подразумевал под ним вытеснение, но в 1926 году, в приложении к работе «Торможения, симптомы и тревожность», он возвращается к старому понятию защиты, утверждая, что его применение имеет свои преимущества. Позднее был более детально разработан другими психоаналитиками, в первую очередь Анной Фрейд. На данный момент это понятие, в той или иной форме, вошло в практику большинства психотерапевтов, независимо от направления психологии, которого они придерживаются.
Функциональное назначение и цель психологической защиты заключается в ослаблении внутриличностного конфликта (напряжения, беспокойства), обусловленного противоречиями между инстинктивными импульсами бессознательного и усвоенными (интериоризированными) требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия. Ослабляя этот конфликт, защита регулирует поведение человека, повышая его приспособляемость и уравновешивая психику. [2, с. 231]
Концепция психологической защиты была и остается одним из наиболее важных вкладов психоанализа в теорию личности и теорию психологической адаптации. Выйдя за рамки психоанализа, психологическая защита стала изучаться представителями различных направлений, но, несмотря на это, на сегодняшний день очень трудно дать полное и исчерпывающее определение данного феномена психической жизни. В целом механизмы психологической защиты можно определить как совокупность бессознательных психических процессов, обеспечивающих охрану психики и личности человека от опасных негативных и деструктивных действий внутрипсихических и внешних импульсов.
Одни
исследователи рассматривают
Другие авторы, наоборот, считают, что психологическая защита – не эксквизитный механизм, а вполне обычный, который является общим для всех процессов саморегуляции [17, с. 121-122]. Однако, рассматривая функциональное разнообразие защитных процессов от редукции эмоционального напряжения до достижения субъективного интеграционного поведения, сторонники данного подхода ставят проблему их неоднородности. В этой концепции сила «Я» связывается с наличием зрелых механизмов защиты.
Как отмечает Л.И. Анцыферова, люди, которые прибегают к механизмам психологической защиты в проблемных и стрессовых ситуациях, воспринимают мир как источник опасности, у них невысокая самооценка, а мировоззрение окрашено пессимизмом. Люди же, предпочитающие в подобных ситуациях конструктивно-преобразующие стратегии, оказываются личностями с оптимистическим мировоззрением, устойчивой положительной самооценкой, реалистичным подходом к жизни и сильно выраженной мотивацией достижения [7].
Л.И.
Вассерман с соавторами рассматривают
механизмы психологической
Защита
имеет также отрицательное
Как и каждое подкрепление, психологическое новообразование (в нашем конкретном случае защитная техника), однажды выполнив свою «благородную» задачу на снятие остроты психологического переживания, не исчезает, а приобретает тенденции к самовоспроизводству и переносу на схожие ситуации и состояния, она начинает приобретать статус уже такого устойчивого образования, как психологическое свойство. Онтогинетически подобное расхождение между благими намерениями психозащиты и её высокой себестоимостью для всякого жизненного пути не только сохраняется, но и усиливается.
Использование психологической защиты есть свидетельство тревожного восприятия мира, есть выражение недоверия к нему, к себе, к другим, есть ожидание «заполучить подвох» не только от окружения, но и от собственной персоны, есть выражение того, что человек воспринимает себя как объект неведомых и грозных сил.
Всё это верно лишь отчасти. При определённых обстоятельствах защитные механизмы, призванные в иных условиях способствовать скрытию переживаний, зачастую выполняют и положительные функции.
В связи с вышеизложенным, приходит понимание острой актуальной темы исследований механизмов преодоления и их связи с защитными механизмами. Преодоление и защита являются взаимодополняющими процессами: если потенциал механизмов преодоления оказывается недостаточным для психологической переработки аффекта, то аффект достигает неприемлемого уровня, и вместо механизмов преодоления начинают действовать защитные механизмы. Если исчерпан и потенциал защиты, то происходит фрагментация переживаний путём расщепления. Выбор защитных механизмов осуществляется также с учётом степени и вида перегрузок.
К числу нормальных механизмов преодоления следует отнести юмористическое осмысление сложной ситуации путём отстранённого созерцания определённых обстоятельств, позволяющих разглядеть в них нечто смешное, и так называемую сублимацию, подразумевающую отказ от стремления к непосредственному удовлетворению влечения и выбор не просто допустимого, а благотворно влияющего на личность способа удовлетворения. Следует отметить, что механизмом преодоления можно назвать лишь сублимацию, а не любое подавление влечений ради соблюдения условностей.
Поскольку фактически любой психологический процесс может быть использован в качестве защиты, никакой обзор и анализ защит не может быть полным. Феномен защиты имеет множество аспектов, требующих углубленного изучения и если в моноличностном плане он разработан достаточно полно, то межличностные таят в себе огромные возможности для приложения исследовательского потенциала [7].
Можно сделать следующие выводы:
1.2
Классификация защитных
механизмов
Не существует общепризнанной классификации защитных механизмов психики, хотя многие авторы публиковали свои собственные. Основные претензии к большинству классификаций это либо недостаточная полнота (критикующий не находит в классификации важный для него психический процесс, который он относит к защитным), либо излишняя полнота (критикующий находит в классификации много психических процессов, которые не относит к защитным или вообще не выделяет как самостоятельные процессы). Это, по всей видимости, связано с тем, что минимизация отрицательных переживаний – есть вообще естественная потребность любого живого организма (в частности человека), и с некоторым допущением любой психический процесс можно признать направленным на достижение этой цели. Необходимость в выделении отдельных защитных механизмов связана с практической потребностью психологов в выделении и описании наиболее универсальных из неосознаваемых защитных процессов.
Информация о работе Защитные механизмы студентами-социальными педагогами