Защитные механизмы студентами-социальными педагогами

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 10:09, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы было изучение использования защитных механизмов студентами-социальными педагогами.
Объектом изучения послужили студенты – социальные педагоги, предметом – защитные механизмы.
В задачи курсовой работы входило:
изучение истории понятия «защитные механизмы»
изучение содержания понятия «защитные механизмы»
изучение классификации защитных механизмов
изучение методов исследования защитных механизмов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ «ЗАЩИТНЫЙ МЕХАНИЗМ». КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ……………………...
1.1 История и содержание понятия «защитный механизм»…………….
1.2 Классификация защитных механизмов……………………………….
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАЩИТНЫХ
МЕХАНИЗМОВ.................................................................................................
2.1Описание методов исследования защитных механизмов…………….
2.2Результаты изучения защитных механизмов у студентов-социальных педагогов………………………………………………….…………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..……….………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая готовая.doc

— 346.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ  «ЗАЩИТНЫЙ МЕХАНИЗМ». КЛАССИФИКАЦИЯ  ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ……………………...

  1.1 История  и содержание понятия «защитный  механизм»…………….

  1.2 Классификация  защитных механизмов………………………………. 

ГЛАВА 2 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАЩИТНЫХ

МЕХАНИЗМОВ.................................................................................................

  2.1Описание  методов исследования защитных  механизмов…………….

  2.2Результаты  изучения защитных механизмов  у студентов-социальных педагогов………………………………………………….…………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..……….………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………… 
 
 
 
 
 
 
 

3 
 

4

4

7 

15 

15 

20

23

25

27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

    Защи́тный механи́зм (психологи́ческая защи́та) – понятие глубинной психологии, обозначающее неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний. Защитные механизмы лежат в основе процессов сопротивления.

    Термин  был впервые введён Фрейдом в 1894 году в работе «Защитные нейропсихозы» и был использован в ряде его последующих работ для описания борьбы Я против болезненных или невыносимых мыслей и аффектов. Изначально Зигмунд Фрейд подразумевал под ним в первую очередь вытеснение, но в 1926 году, в приложении к работе «Торможения, симптомы и тревожность», он возвращается к старому понятию защиты, утверждая, что его применение имеет свои преимущества: «поскольку мы вводим его для общего обозначения всех техник, которые Я использует в конфликте и которые могут привести к неврозу, оставляя слово „вытеснение“ для особого способа защиты, лучше всего изученного нами на начальном этапе наших исследований». Позднее был более детально разработан другими психоаналитиками, в первую очередь Анной Фрейд. На данный момент это понятие, в той или иной форме, вошло в практику большинства психотерапевтов, независимо от направления психологии, которого они придерживаются.

    Функциональное  назначение и цель психологической  защиты заключается в ослаблении внутриличностного конфликта (напряжения, беспокойства), обусловленного противоречиями между инстинктивными импульсами бессознательного и усвоенными (интериоризированными) требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия. Ослабляя этот конфликт, защита регулирует поведение человека, повышая его приспособляемость и уравновешивая психику.

    Целью настоящей курсовой работы было изучение использования защитных механизмов студентами-социальными педагогами.

    Объектом изучения послужили студенты – социальные педагоги, предметомзащитные механизмы.

    В задачи курсовой работы входило:

  1. изучение истории понятия «защитные механизмы»
  2. изучение содержания понятия «защитные механизмы»
  3. изучение классификации защитных механизмов
  4. изучение методов исследования защитных механизмов.

    При написании работы использовался  метод описания, анализа, статистики. Источниками послужили литературные источники.

    Курсовая  работа содержит 26 страницы, 1 рисунок, 1 таблицу, 22 литературных источников, 1 приложение. 
 

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ «ЗАЩИТНЫЙ МЕХАНИЗМ». КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ 

     1.1 История и содержание понятия «защитный механизм» 

     Защитный механизм (психологическая защита) – понятие глубинной психологии, обозначающее неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний. Защитные механизмы лежат в основе процессов сопротивления.

     Термин  был впервые введён Фрейдом в 1894 году в работе «Защитные нейропсихозы» и был использован в ряде его последующих работ для описания борьбы «Я» против болезненных или невыносимых мыслей и аффектов. Изначально, Зигмунд Фрейд подразумевал под ним вытеснение, но в 1926 году, в приложении к работе «Торможения, симптомы и тревожность», он возвращается к старому понятию защиты, утверждая, что его применение имеет свои преимущества. Позднее был более детально разработан другими психоаналитиками, в первую очередь Анной Фрейд. На данный момент это понятие, в той или иной форме, вошло в практику большинства психотерапевтов, независимо от направления психологии, которого они придерживаются.

     Функциональное  назначение и цель психологической  защиты заключается в ослаблении внутриличностного конфликта (напряжения, беспокойства), обусловленного противоречиями между инстинктивными импульсами бессознательного и усвоенными (интериоризированными) требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия. Ослабляя этот конфликт, защита регулирует поведение человека, повышая его приспособляемость и уравновешивая психику. [2, с. 231]

     Концепция психологической защиты была и остается одним из наиболее важных вкладов психоанализа в теорию личности и теорию психологической адаптации. Выйдя за рамки психоанализа, психологическая защита стала изучаться представителями различных направлений, но, несмотря на это, на сегодняшний день очень трудно дать полное и исчерпывающее определение данного феномена психической жизни. В целом механизмы психологической защиты можно определить как совокупность бессознательных психических процессов, обеспечивающих охрану психики и личности человека от опасных негативных и деструктивных действий внутрипсихических и внешних импульсов.

     Одни  исследователи рассматривают психологическую  защиту как механизм пассивно-оборонительного  типа, как свидетельство слабости, неспособности противостоять неблагоприятным условиям действительности, безусловно, препятствующее полноценной адаптации [13, с. 87]. Подчеркивается, что деление механизмов защиты на адаптивные и дезадаптивные все равно отражает их по сути защитный, оборонительный характер, направленный на маскировку актуальной социальной недееспособности, на купирование тревоги, на вытеснение информации, которая противоречит «Я»–концепции.

     Другие  авторы, наоборот, считают, что психологическая  защита – не эксквизитный механизм, а вполне обычный, который является общим для всех процессов саморегуляции [17, с. 121-122]. Однако, рассматривая функциональное разнообразие защитных процессов от редукции эмоционального напряжения до достижения субъективного интеграционного поведения, сторонники данного подхода ставят проблему их неоднородности. В этой концепции сила «Я» связывается с наличием зрелых механизмов защиты.

     Как отмечает Л.И. Анцыферова, люди, которые  прибегают к механизмам психологической  защиты в проблемных и стрессовых ситуациях, воспринимают мир как  источник опасности, у них невысокая самооценка, а мировоззрение окрашено пессимизмом. Люди же, предпочитающие в подобных ситуациях конструктивно-преобразующие стратегии, оказываются личностями с оптимистическим мировоззрением, устойчивой положительной самооценкой, реалистичным подходом к жизни и сильно выраженной мотивацией достижения [7].

     Л.И. Вассерман с соавторами  рассматривают  механизмы психологической защиты как способ адаптации к стрессовой ситуации, где механизмы психологической защиты являются интрапсихической адаптацией, направленной на ослабление психологического дискомфорта [10, с. 28].

     Защита  имеет также отрицательное значение на уровне отдельной ситуации и потому, что личность эмоционально переживает определённое облегчение и это облегчение, снятие негатива, дискомфорта происходит при использовании конкретной защитной техники. То, что этот успех мнимый, кратковременный и облегчение иллюзорное, не осознаётся, в противном случае, понятно, и переживания облегчения не наступило бы. Но, несомненно, одно: при переживании наступления облегчения при использовании конкретной психологической защитной техники эта техника закрепляется, как навык поведения, как привычка решать аналогичные ситуации именно таким, психозащитным способом. К тому же с каждым разом минимизируется расход энергии.

     Как и каждое подкрепление, психологическое  новообразование (в нашем конкретном случае защитная техника), однажды выполнив свою «благородную» задачу на снятие остроты психологического переживания, не исчезает, а приобретает тенденции  к самовоспроизводству и переносу на схожие ситуации и состояния, она начинает приобретать статус уже такого устойчивого образования, как психологическое свойство. Онтогинетически подобное расхождение между благими намерениями психозащиты и её высокой себестоимостью для всякого жизненного пути не только сохраняется, но и усиливается.

     Использование психологической защиты есть свидетельство  тревожного восприятия мира, есть выражение  недоверия к нему, к себе, к  другим, есть ожидание «заполучить  подвох» не только от окружения, но и от собственной персоны, есть выражение того, что человек воспринимает себя как объект неведомых и грозных сил.

     Всё это верно лишь отчасти. При определённых обстоятельствах защитные механизмы, призванные в иных условиях способствовать скрытию переживаний, зачастую выполняют и положительные функции.

     В связи с вышеизложенным, приходит понимание острой актуальной темы исследований механизмов преодоления и их связи  с защитными механизмами. Преодоление  и защита являются взаимодополняющими процессами: если потенциал механизмов преодоления оказывается недостаточным для психологической переработки аффекта, то аффект достигает неприемлемого уровня, и вместо механизмов преодоления начинают действовать защитные механизмы. Если исчерпан и потенциал защиты, то происходит фрагментация переживаний путём расщепления. Выбор защитных механизмов осуществляется также с учётом степени и вида перегрузок.

     К числу нормальных механизмов преодоления  следует отнести юмористическое осмысление сложной ситуации путём  отстранённого созерцания определённых обстоятельств, позволяющих разглядеть в них нечто смешное, и так называемую сублимацию, подразумевающую отказ от стремления к непосредственному удовлетворению влечения и выбор не просто допустимого, а благотворно влияющего на личность способа удовлетворения. Следует отметить, что механизмом преодоления можно назвать лишь сублимацию, а не любое подавление влечений ради соблюдения условностей.

     Поскольку фактически любой психологический  процесс может быть использован  в качестве защиты, никакой обзор и анализ защит не может быть полным. Феномен защиты имеет множество аспектов, требующих углубленного изучения и если в моноличностном плане он разработан достаточно полно, то межличностные таят в себе огромные возможности для приложения исследовательского потенциала [7].

     Можно сделать следующие выводы:

  • Функциональное назначение и цель психологической защиты заключается в ослаблении внутриличностного конфликта, обусловленного противоречиями между инстинктивными импульсами бессознательного и усвоенными требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия. Ослабляя этот конфликт, защита регулирует поведение человека, повышая его приспособляемость и уравновешивая психику.
  • Использование психологической защиты есть свидетельство тревожного восприятия мира, есть выражение недоверия к нему, к себе, к другим, есть ожидание «заполучить подвох» не только от окружения, но и от собственной персоны, есть выражение того, что человек воспринимает себя как объект неведомых и грозных сил.
  • Феномен защиты имеет множество аспектов, требующих углубленного изучения и если в моноличностном плане он разработан достаточно полно, то межличностные таят в себе огромные возможности для приложения исследовательского потенциала
 

     1.2 Классификация защитных механизмов 

     Не  существует общепризнанной классификации  защитных механизмов психики, хотя многие авторы публиковали свои собственные. Основные претензии к большинству  классификаций это либо недостаточная  полнота (критикующий не находит  в классификации важный для него психический процесс, который он относит к защитным), либо излишняя полнота (критикующий находит в классификации много психических процессов, которые не относит к защитным или вообще не выделяет как самостоятельные процессы). Это, по всей видимости, связано с тем, что минимизация отрицательных переживаний – есть вообще естественная потребность любого живого организма (в частности человека), и с некоторым допущением любой психический процесс можно признать направленным на достижение этой цели. Необходимость в выделении отдельных защитных механизмов связана с практической потребностью психологов в выделении и описании наиболее универсальных из неосознаваемых защитных процессов.

Информация о работе Защитные механизмы студентами-социальными педагогами