Защитные механизмы психики

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:09, лекция

Описание работы

Психику человека можно сравнить с айсбергом. Лишь малая его часть находится над водой, а основная масса льда скрыта в океане. Так и сознательная часть нашей психики, то есть поступки, которые мы совершаем осознанно, занимает всего 1-5% от общего объема психики.
Наша психика имеет одну специфичную особенность: она умеет вытеснять из сферы сознания неприятные, беспокоящие нас переживания, «забывает» их.

Работа содержит 1 файл

Основы псих. кнсультирования (ответы).doc

— 228.00 Кб (Скачать)

Консультативная переписка

Мы будем  называть данный подход термином скриботерапия (от латинских слов: scribo — "писать" и therapia — "лечение"), имея в виду то, что в переписке отражаются как воздействие консультанта (психотерапевта) на клиента, так вербальное и невербальное самовыражение клиента.

В наиболее общем  виде работу консультанта-психолога (психотерапевта), занимающегося скриботерапией, работающего с письмом, можно разделить на два этапа:

1)           психодиагностика,

2)     консультирование или психотерапия.

 

Использование скриботерапии (консультативно-психотерапевтической переписки) в работе социально-психологических центров чрезвычайно перспективно расширяет круг оказываемой помощи, дает ряд новых диагностических и консультативных возможностей. Тем не менее скриботерапия как консультативно-психотерапевтическая методика имеет и ряд ограничений:

1. Дистантность  помощи во многих случаях затрудняет  диагностику, не позволяет опереться  на невербальные проявления клиента,  увидеть неконгруэнтность поведения и вербальных сообщений.

2. При осуществлении  переписки затрудняется рефлексия  консультантом (психотерапевтом) своих собственных действий: часто он остается вообще без какой-либо обратной связи со стороны клиента.

3. Известно, что многие невротические проявления требуют прямого психотерапевтического действия врача или психолога.

Переписка в  этом случае служит лишь начальным, передаточным звеном к помощи непосредственной —  к работе лицом к лицу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В – 29. Оформление документации в процессе консультативной работы.

 

Записи, которые ведет психолог в ходе беседы, могут быть по-разному  оформлены в зависимости от того, какую консультацию проводит специалист. 
Психолог проводит одноразовую консультацию. В этом случае записи психолога должны быть лаконичными, удобными по форме, не отнимающими много времени и полностью подчиненными процессу консультации. Рекомендуется записывать, разделив лист бумаги на две равные части. В одной части листа психолог фиксирует важные организационные и содержательные моменты беседы, в другой - собственные предположения по поводу диагноза клиента и его ситуации, а также краткие тезисы своих советов и рекомендаций, подкрепленные аргументами. 
 
Психолог проводит несколько консультаций с одним клиентом (или одними и теми же клиентами). Если у психолога запланировано несколько встреч с клиентами, то в ходе беседы предпочтительнее вести записи по заранее разработанному протоколу. В таком протоколе психолог фиксирует различные параметры наблюдения и изменений, возникающих в процессе консультации: 
Графа 1 "Время консультации": записывается время консультации, в течение которого психолог производит свои записи (например,  10 минут от начала консультации, 25 минут и т.п.). 
Графа 2 "Поведение клиента": фиксируются речевые и неречевые особенности в поведении клиента, внешне выраженные свойства его характера, данные о его внутреннем состоянии в начале консультации и на протяжении всего разговора. 
Графа 3 "Начало консультации": характеристика позиции клиента в начале консультации (активная, пассивная), были ли применены активизирующие средства со стороны психолога с целью "запуска" разговора, как клиент включился в беседу. 
Графа 4 "Жалоба клиента": особенности рассказа клиента о своей проблеме (на что и на кого он жалуется, какие аргументы приводит в защиту своего мнения, как описывает свою проблемную ситуацию). 
Графа 5 "Объяснения клиента": интерпретации и оценки клиента, его объяснения, отношение к проблеме, его видение своего собственного места и участия в возникновении и разворачивании проблемной ситуации. 
Графа 6 "Позиция клиента": какова позиция клиента по отношению к своей проблеме (пассивная, страдательная, позиция смирения, апатии, депрессии или активная, оптимистичная, с выраженным желанием что-то изменить к лучшему, приложить свои усилия). 
Графа 7 "Ожидания клиента": что клиент ждет от психолога и консультации (психологической поддержки, конкретной помощи, советов и рекомендаций, просто разговора по душам и т.п.). 
Графа 8 "Готовность к разговору": степень доверия и открытости клиента по отношению к разговору, проявление психологических защит со стороны клиента. 
Графа 9 "Отношение к психологу": как клиент относится к психологу и каким образом это отношение меняется в ходе консультации. 
Графа 10 "Отношение к советам психолога": особенности отношения клиента к советам и рекомендациям, которые высказывает психолог в конце беседы (активно, с явно выраженным желанием реализовать советы психолога, или пассивное, при отсутствии желания приложить свои силы к изменению собственной проблемной ситуации). 
Графа 11 "Прогноз": психолог записывает свои впечатления по поводу предполагаемого поведения клиента и развития его проблемной ситуации.

 

В – 14. Первая встреча с клиентом

 

 

В – 9.Позиция психолога-консультанта и типы клиентов.

Социально-демографические  характеристики включают: пол, возраст, образование, социальное положение  и т.п.

По социальному  положению большинство клиентов являются служащими. За ними по количественному  составу следуют инвалиды и рабочие. Менее представлены пенсионеры, домохозяйки, студенты и др Клиенты, как, впрочем, и консультанты, люди разные. Различия и тех и других заключаются, прежде всего, в определенных характеристиках личности. В некоторых случаях, в особенности если консультант вступает в контакт с "пограничным" клиентом, необходимо знание об акцентуациях характера и типах психопатий.

В.В.Столиным выделены три основных ориентации клиентов.

1. Деловая ориентация, существующая в двух основных видах:

а) адекватная —  клиент искренне заинтересован в решении проблемы ("Вы сделаете все возможное,.." и "Я сам готов делать все, что вы мне скажете");

б) неадекватная — клиент преувеличивает возможности консультанта ("Я уверен, что только вы могли бы мне помочь... Вы — маг...").

2. Рентная ориентация также может быть разделена на два вида:

а) "обаятельный  рантье"— клиент считает, что  его откровенность, его страдание, его обаяние и доверие к  консультанту — тот капитал, с  которого он неизбежно получит процент  в виде переложения ответственности  на плечи консультанта ("Ну, теперь вы все знаете и скажете мне, что делать дальше");

б) "требовательный рантье" — клиент хочет получить процент уже с самой позиции посетителя консультации ("Ну вот, теперь вы все знаете, и теперь это ваша забота — вам за это деньги платят").

3. Игровая ориентация. В этом случае возникает впечатление, что клиент обратился лишь для того, чтобы вступить в определенные отношения с консультантом. Например, клиент дает понять, что он не профан в психологии, как бы предлагая консультанту пройти у него аттестацию. ("Посмотрим, такой ли вы специалист..."). Доказательства компетентности клиент принимает с оживлением и тут же выдвигает новые "экзаменационные вопросы".

В другом случае клиент всячески усиливает безнадежность своей проблемы, хотя реально ее не существует.  ("Вы согласны, что решения нет?"). Если консультант предложит какое-либо решение, клиент тут же его опровергает введением информации, ранее не сообщенной, и добавляет:  "Ну разве можно выдвигать столь необдуманные предложения?" Если консультант подтвердит  отсутствие  решения,   клиент  тут  же  его предложит: "Вот видите, и мы не лыком шиты и разбираемся в жизни получше вас.

Нам представляется, что только адекватная деловая ориентация клиента может привести к успеху консультации. Следовательно, надо работать над изменением иных ориентации. Устойчивость же (крайняя ригидность, жесткость) рентных и игровых ориентации является показателем нуждаемости клиента не в консультировании, а в психотерапии.

В – 20. Использование диагностических методик в процессе псих. Консультирования.

Когда, как и с какой  целью? 
Применение психологом психодиагностических средств в ходе консультирования связано с выполнением определенных условий. Во-первых, психодиагностические процедуры не должны быть слишком громоздкими, трудоемкими и продолжительными по времени.  
Если в ходе консультации возникает задача сугубо психодиагностической оценки индивидуально-психических особенностей клиента, целесообразно выделить отдельный день для специального психодиагностического обследования.  
Во-вторых, если в ходе консультации психолог применяет диагностический опросник, последний может выступить вспомогательным средством для "запуска" основного процесса беседы.. 
В-третьих, диагностическая методика рисуночного типа может быть успешно применена, если клиент на консультации - учащийся, плохо владеющий речью и с которым трудно рассчитывать на полноценное общение. Подобные методики часто используются также на консультации, если психолог работает с младшим школьником..

 В-четвертых, проективная диагностическая методика может быть применена в процессе консультирования, если необходимо оперативно по ходу беседы выявить глубинные тенденции личности клиента, неосознаваемые им самим. 
Психолог как "диагностический инструмент" 
Использование диагностических средств при консультировании касается не только вербальных и невербальных (проективных) методик. Важно также обсудить вопрос о психодиагностических возможностях самого психолога как специалиста и понимающего, чувствующего человека.. 
Субъективно включенный в ситуацию беседы психолог является, по существу, лучшим "диагностическим инструментом": он тонко чувствует, что происходит, оценивает состояние своего клиента, фиксирует живую динамику беседы. Трудность здесь заключается в том, каким образом психологу учитывать самого себя и свое влияние на развитие ситуации, а также, при невозможности полностью вычленить свою долю участия, как психологически грамотно оценить клиента, используя самого себя в качестве "диагностического инструмента". 
 
Опытные консультанты, как правило, владеют способностью одновременно присутствовать как внутри процесса беседы, так и занимать позицию вне него или над ним. Включаясь в разговор и выступая полноценным участником коммуникации, психолог параллельно корректирует и оценивает клиента, самого себя и ситуацию. Такая двойственная позиция помогает психологу доверять своим ощущениям, чувствам и размышлениям, сохранять необходимую дистанцию с клиентом и получать адекватное представление как о своем собственном участии, так и реально оценивать и понимать своего клиента. 
Один из эффективных способов, создающих условия для овладения психологом отстраненной позицией на консультации, - это ведение скрытой магнитофонной записи беседы. Такая диагностика способствует выработке эффективных и реалистичных советов и рекомендаций для клиента. 
Если по определенным соображениям психолог не применяет на консультации магнитофон, желательно, чтобы он вел краткие записи по ходу беседы или сразу после ее окончания записал для себя по памяти основные содержательные моменты состоявшегося разговора, особенности проблемной ситуации клиента и его поведения, примененные на консультации средства воздействия на клиента, предложенные советы и рекомендации. Такая запись "по свежей памяти" может быть полезной как для повышения профессионального уровня психолога и накопления опыта, так и для оценки клиента, самого себя и своих взаимодействий с ним. 
Методика включенного наблюдения 
Как было сказано выше, в ходе консультации психолог может вести записи беседы. Опыт показывает, что, если объяснить, зачем и почему психолог время от времени что-то записывает, а также при наличии эмоционально-положительной атмосферы консультации, клиент, будь то взрослый или ребенок, нейтрально на это реагирует. Однако в некоторых случаях клиент может потребовать от психолога прекратить вести запись.

Важно отметить при этом, что психолог ведет не объективные записи "фотографического характера". Включенный в ситуацию беседы специалист не может быть беспристрастным "объективом фотоаппарата" (об этом мы рассуждали выше). Консультант фиксирует свои собственные оценки, ощущения, интерпретации, размышления. И в этом случае сам психолог выступает "психодиагностическим инструментом". 
Для ведения объективных "фотографических" записей в ходе консультации можно пригласить специального наблюдателя-протоколиста, который не будет вступать в разговор и в функции которого входит только запись беседы. Однако приглашение такого внешнего наблюдателя может нарушить конфиденциальность консультации и вызвать со стороны клиента защитную реакцию или сопротивление. 
Записи, которые ведет психолог в ходе беседы, могут быть по-разному оформлены в зависимости от того, какую консультацию проводит специалист. 
Психолог проводит одноразовую консультацию. В этом случае записи психолога должны быть лаконичными, удобными по форме, не отнимающими много времени и полностью подчиненными процессу консультации. Рекомендуется записывать, разделив лист бумаги на две равные части. В одной части листа психолог фиксирует важные организационные и содержательные моменты беседы, в другой - собственные предположения по поводу диагноза клиента и его ситуации, а также краткие тезисы своих советов и рекомендаций, подкрепленные аргументами. 
Разумеется, при такой записи определенная часть информации, возникающей в ходе разговора, остается "за кадром", и психолог, по существу, фиксирует только те "островки" коммуникативных взаимодействий и содержаний, которые ситуативно значимы для него или важны для организации стройной, планомерной консультации и разработки рекомендаций. Информация, которая осталась "в глубине подводных течений" разговора, может быть зафиксирована либо при помощи магнитофонной записи, либо уже после окончания консультации, по памяти. 
Психолог проводит несколько консультаций с одним клиентом (или одними и теми же клиентами). Если у психолога запланировано несколько встреч с клиентами, то в ходе беседы предпочтительнее вести записи по заранее разработанному протоколу. В таком протоколе психолог фиксирует различные параметры наблюдения и изменений, возникающих в процессе консультации: 
время консультации, поведение клиента, начало консультации, жалобы клиента, его объяснения и позиция, ожидания клиента и его готовность к разговору, отношение клиента к самому психологу и его советам, прогноз. 
Заполнение психологом протокола включенного наблюдения производится по графам, что дает возможность записывать возникающие в ходе консультации изменения по выделенным параметрам. 
поведении клиента, внешне выраженные свойства его характера, данные о его внутреннем состоянии в начале консультации и на протяжении всего разговора. 


 

 


Информация о работе Защитные механизмы психики