Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:09, лекция
Психику человека можно сравнить с айсбергом. Лишь малая его часть находится над водой, а основная масса льда скрыта в океане. Так и сознательная часть нашей психики, то есть поступки, которые мы совершаем осознанно, занимает всего 1-5% от общего объема психики.
Наша психика имеет одну специфичную особенность: она умеет вытеснять из сферы сознания неприятные, беспокоящие нас переживания, «забывает» их.
Мы будем называть данный подход термином скриботерапия (от латинских слов: scribo — "писать" и therapia — "лечение"), имея в виду то, что в переписке отражаются как воздействие консультанта (психотерапевта) на клиента, так вербальное и невербальное самовыражение клиента.
В наиболее общем виде работу консультанта-психолога (психотерапевта), занимающегося скриботерапией, работающего с письмом, можно разделить на два этапа:
1) психодиагностика,
2) консультирование или психотерапия.
Использование
скриботерапии (консультативно-
1. Дистантность
помощи во многих случаях
2. При осуществлении
переписки затрудняется
3. Известно, что многие невротические проявления требуют прямого психотерапевтического действия врача или психолога.
Переписка в этом случае служит лишь начальным, передаточным звеном к помощи непосредственной — к работе лицом к лицу.
В – 29. Оформление документации в процессе консультативной работы.
Записи, которые ведет психолог
в ходе беседы, могут быть по-разному
оформлены в зависимости от того,
какую консультацию проводит специалист.
Психолог проводит одноразовую консультацию.
В этом случае записи психолога должны
быть лаконичными, удобными по форме, не
отнимающими много времени и полностью
подчиненными процессу консультации.
Рекомендуется записывать, разделив лист
бумаги на две равные части. В одной части
листа психолог фиксирует важные организационные
и содержательные моменты беседы, в другой
- собственные предположения по поводу
диагноза клиента и его ситуации, а также
краткие тезисы своих советов и рекомендаций,
подкрепленные аргументами.
Психолог проводит несколько консультаций
с одним клиентом (или одними и теми же
клиентами). Если у психолога запланировано
несколько встреч с клиентами, то в ходе
беседы предпочтительнее вести записи
по заранее разработанному протоколу.
В таком протоколе психолог фиксирует
различные параметры наблюдения и изменений,
возникающих в процессе консультации:
Графа 1 "Время консультации":
записывается время консультации, в течение
которого психолог производит свои записи
(например, 10 минут от начала консультации,
25 минут и т.п.).
Графа 2 "Поведение клиента":
фиксируются речевые и неречевые особенности
в поведении клиента, внешне выраженные
свойства его характера, данные о его внутреннем
состоянии в начале консультации и на
протяжении всего разговора.
Графа 3 "Начало консультации":
характеристика позиции клиента в начале
консультации (активная, пассивная), были
ли применены активизирующие средства
со стороны психолога с целью "запуска"
разговора, как клиент включился в беседу.
Графа 4 "Жалоба клиента": особенности
рассказа клиента о своей проблеме (на
что и на кого он жалуется, какие аргументы
приводит в защиту своего мнения, как описывает
свою проблемную ситуацию).
Графа 5 "Объяснения клиента":
интерпретации и оценки клиента, его объяснения,
отношение к проблеме, его видение своего
собственного места и участия в возникновении
и разворачивании проблемной ситуации.
Графа 6 "Позиция клиента": какова
позиция клиента по отношению к своей
проблеме (пассивная, страдательная, позиция
смирения, апатии, депрессии или активная,
оптимистичная, с выраженным желанием
что-то изменить к лучшему, приложить свои
усилия).
Графа 7 "Ожидания клиента": что
клиент ждет от психолога и консультации
(психологической поддержки, конкретной
помощи, советов и рекомендаций, просто
разговора по душам и т.п.).
Графа 8 "Готовность к разговору":
степень доверия и открытости клиента
по отношению к разговору, проявление
психологических защит со стороны клиента.
Графа 9 "Отношение к психологу":
как клиент относится к психологу и каким
образом это отношение меняется в ходе
консультации.
Графа 10 "Отношение к советам психолога":
особенности отношения клиента к советам
и рекомендациям, которые высказывает
психолог в конце беседы (активно, с явно
выраженным желанием реализовать советы
психолога, или пассивное, при отсутствии
желания приложить свои силы к изменению
собственной проблемной ситуации).
Графа 11 "Прогноз": психолог
записывает свои впечатления по поводу
предполагаемого поведения клиента и
развития его проблемной ситуации.
В – 9.Позиция психолога-консультанта и типы клиентов.
Социально-демографические характеристики включают: пол, возраст, образование, социальное положение и т.п.
По социальному положению большинство клиентов являются служащими. За ними по количественному составу следуют инвалиды и рабочие. Менее представлены пенсионеры, домохозяйки, студенты и др Клиенты, как, впрочем, и консультанты, люди разные. Различия и тех и других заключаются, прежде всего, в определенных характеристиках личности. В некоторых случаях, в особенности если консультант вступает в контакт с "пограничным" клиентом, необходимо знание об акцентуациях характера и типах психопатий.
В.В.Столиным выделены три основных ориентации клиентов.
1. Деловая ориентация, существующая в двух основных видах:
а) адекватная — клиент искренне заинтересован в решении проблемы ("Вы сделаете все возможное,.." и "Я сам готов делать все, что вы мне скажете");
б) неадекватная — клиент преувеличивает возможности консультанта ("Я уверен, что только вы могли бы мне помочь... Вы — маг...").
2. Рентная ориентация также может быть разделена на два вида:
а) "обаятельный рантье"— клиент считает, что его откровенность, его страдание, его обаяние и доверие к консультанту — тот капитал, с которого он неизбежно получит процент в виде переложения ответственности на плечи консультанта ("Ну, теперь вы все знаете и скажете мне, что делать дальше");
б) "требовательный рантье" — клиент хочет получить процент уже с самой позиции посетителя консультации ("Ну вот, теперь вы все знаете, и теперь это ваша забота — вам за это деньги платят").
3. Игровая ориентация. В этом случае возникает впечатление, что клиент обратился лишь для того, чтобы вступить в определенные отношения с консультантом. Например, клиент дает понять, что он не профан в психологии, как бы предлагая консультанту пройти у него аттестацию. ("Посмотрим, такой ли вы специалист..."). Доказательства компетентности клиент принимает с оживлением и тут же выдвигает новые "экзаменационные вопросы".
В другом случае клиент всячески усиливает безнадежность своей проблемы, хотя реально ее не существует. ("Вы согласны, что решения нет?"). Если консультант предложит какое-либо решение, клиент тут же его опровергает введением информации, ранее не сообщенной, и добавляет: "Ну разве можно выдвигать столь необдуманные предложения?" Если консультант подтвердит отсутствие решения, клиент тут же его предложит: "Вот видите, и мы не лыком шиты и разбираемся в жизни получше вас.
Нам представляется, что только адекватная деловая ориентация клиента может привести к успеху консультации. Следовательно, надо работать над изменением иных ориентации. Устойчивость же (крайняя ригидность, жесткость) рентных и игровых ориентации является показателем нуждаемости клиента не в консультировании, а в психотерапии.
В – 20. Использование диагностических методик в процессе псих. Консультирования.
Когда, как и с какой
целью? В-четвертых, проективная диагностическая
методика может быть применена в процессе
консультирования, если необходимо оперативно
по ходу беседы выявить глубинные тенденции
личности клиента, неосознаваемые им самим. Важно отметить при этом, что психолог
ведет не объективные записи "фотографического
характера". Включенный в ситуацию
беседы специалист не может быть беспристрастным
"объективом фотоаппарата" (об этом
мы рассуждали выше). Консультант фиксирует
свои собственные оценки, ощущения, интерпретации,
размышления. И в этом случае сам психолог
выступает "психодиагностическим инструментом". |