Защитные механизмы психики

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:09, лекция

Описание работы

Психику человека можно сравнить с айсбергом. Лишь малая его часть находится над водой, а основная масса льда скрыта в океане. Так и сознательная часть нашей психики, то есть поступки, которые мы совершаем осознанно, занимает всего 1-5% от общего объема психики.
Наша психика имеет одну специфичную особенность: она умеет вытеснять из сферы сознания неприятные, беспокоящие нас переживания, «забывает» их.

Работа содержит 1 файл

Основы псих. кнсультирования (ответы).doc

— 228.00 Кб (Скачать)

10. В случае  вынужденного применения психологических методик и рекомендаций, не прошедших достаточной апробации, не полностью отвечающих научным требованиям, психолог-консультант должен об этом предупреждать своих клиентов и быть весьма осторожным в своих выводах.

11. Психолог-консультант не имеет права разглашать или передавать третьим лицам данные о своих клиентах или о результатах консультирования.

12. Психолог-консультант  обязан препятствовать использованию  методов психологического консультирования  и психологического воздействия на людей некомпетентными лицами, профессионально не подготовленными людьми, а также предупреждать об этом тех, кто пользуется услугами таких «специалистов».

13. Психолог-консультант  не имеет права передавать  некомпетентным лицам методы  психологической работы с клиентами.

14. Психологу-консультанту  следует соблюдать осторожность, чтобы не вызывать необоснованных  надежд и ожиданий со стороны  клиента, не давать ему обещаний, советов и рекомендаций, которые  нельзя будет выполнить.

15. Психолог-консультант несет личную ответственность за хранение в тайне информации, касающейся клиентов.

Соблюдение всех этих правил или  этических норм является обязательным в практической работе психолога-консультанта. 

В-26. Феномен «сгорания» психолога-консультанта.

"Синдром сгорания" — сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки. Выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще.

Причины:

·  монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным;

·  вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;

·  строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения;

·  работа с "немотивированными" клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям консультанта помочь им, и незначительные, трудно ощутимые результаты такой работы;

·  напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм;

·  нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации;

·  работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;

·  неразрешенные личностные конфликты консультанта.

Одним из существенных факторов, преграждающих усугубление "синдрома сгорания", является принятие личной ответственности за свою работу. Вместо перекладывания вины за собственное бессилие на окружающих и обстоятельства, лучше направить свою энергию и внимание на реализацию существующих возможностей и подумать об изменении самих условий.

Существует также немало конкретных способов преградить путь "синдрому сгорания":

·  культивирование других интересов, не связанных с консультированием. Наилучшее решение этой дилеммы состоит в том, чтобы сочетать работу с учебой, исследованиями, написанием научных статей;

·  внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций;

·  поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации;

·  удовлетворяющая социальная жизнь; наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс;

·  стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности;

·  способность к самооценке без упования только на уважение окружающих;

·  открытость новому опыту;

·  умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни;

·  обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам);

·  чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу;

·  участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом;

·  периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно;

·           участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить возникшие личные проблемы, связанные с консультативной работой;

·           хобби, доставляющее удовольствие.

Итак, чтобы избежать "синдрома сгорания", консультант должен изредка, но обязательно оценивать свою жизнь вообще - живет ли он так, как ему хочется. Если существующая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать для положительных сдвигов. Только должным образом заботясь о качестве своей жизни, можно остаться эффективным консультантом.  

 

 

В – 16. Способ присоединения к клиенту.

СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРИСОЕДИНЕНИЯ (ПОДСТРОЙКИ) К ПАРТНЁРУ.  

1. Принимайте позы, сходные с  позами собеседника. Не прибегайте  к явному копированию, иначе  это может вызвать обратную реакцию - партёр подумает, что вы его передразниваете, и вы потеряете с ним контакт.  

 Придерживайтесь общей тенденции:  если, к примеру, собеседник сидит  в закрытой позиции, займите  тоже закрытую позицию, но в  другой форме. Видя, что он сидит с перекрещёнными на груди руками, вам необязательно делать точно такой же жест: достаточно соединить лишь пальцы.  

 Лучше всего "отражать" движения рук, мимики и т.п.: они менее осознаны, и ваш партнёр  не заметит имитации.  

2. Внимательно изучите жесты собеседника, ритм его движений. Повторяйте те же жесты и движения, действуйте в таком же ритме.    

3. Проанализируйте в своей речи  такие же темп, громкость, интонации,  тембр. Соблюдайте те же принципы, что и в предыдущих случаях.  Отмечайте особенности и нюансы, но не передразнивайте детали.  

 Данная структура присоединения  (подстройки) определяется как структура  первого порядка (существуют более  тонкие, а потому и более действенные  методы присоединения. Но сначала  нужно освоить этот способ).  

 Прежде всего необходимо обратить внимание на определение (выявление) основной репрезентативной системы человека.  

 Репрезентативная система (система  представлений, сенсорный канал) - это система, посредством которой  человеком воспринимается и обрабатывается  информация, поступающая из внешнего мира.  

 В зависимости от преобладания  того или иного способа поступления  и переработки информации репрезентативные  системы могут быть представлены  в трёх основных категориях (модальностях):  

 Визуальная (восприятия посредством зрительных образов).  

 Аудиальная (восприятие посредством слуховых впечатлений). 

 Кинестетическая (восприятие посредством ощущений).  

 Каждый человек, обладая всеми  тремя модальностями, предпочитает  с максимальной нагрузкой использовать  всё-таки одну. Эта наиболее предпочитаемая система называется основной.  

 Для того, чтобы определить  основную репрезентативную систему,  обратите внимание на слова,  которыми пользуется ваш партнёр.  Постарайтесь уловить, какие существительные,  глаголы, прилагательные он чаще всего употребляет, какие характеристики восприятия передают его обозначения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В – 35. Этапы психологического консультирования

  1. Исследование проблем. На этой стадии консультант устанавливает контакт (raport) с клиентом и достигает обоюдного доверия: необходимо внимательно выслушать клиента, говорящего о своих трудностях, и проявить максимальную искренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и манипулированию. Следует поощрять клиента к углубленному рассмотрению возникших у него проблем и фиксировать его чувства, содержание высказываний, невербальное поведение.
  2. Двумерное определение проблем. На этой стадии консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая как эмоциональные, так и когнитивные их аспекты. Уточнение проблем ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания; проблемы определяются конкретными понятиями. Точное определение проблем позволяет понять их причины, а иногда указывает и способы разрешения. Если при определении проблем возникают трудности, неясности, то надо вернуться к стадии исследования.
  3. Идентификация альтернатив. На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем. Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента назвать все возможные варианты, которые тот считает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы, однако не навязывает своих решений. Во время беседы можно составить письменный список вариантов, чтобы их было легче сравнивать. Следует найти такие альтернативы решения проблем, которые клиент мог бы использовать непосредственно.
  4. Планирование. На этой стадии осуществляется критическая оценка выбранных альтернатив решения. Консультант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалистичными с точки зрения предыдущего опыта и настоящей готовности измениться. Составление плана реалистичного решения проблем должно также помочь клиенту понять, что не все проблемы разрешимы. Некоторые проблемы требуют слишком много времени; другие могут быть решены лишь частично посредством уменьшения их деструктивного, дезорганизующего поведение воздействия. В плане решения проблем следует предусмотреть, какими средствами и способами клиент проверит реалистичность выбранного решения (ролевые игры, "репетиция" действий и др.).
  5. Деятельность. На этой стадии происходит последовательная реализация плана решения проблем. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием возможности неудачи в достижении целей. Клиент должен усвоить, что частичная неудача — еще не катастрофа и следует продолжать реализовывать план решения проблемы, связывая все действия с конечной целью.
  6. Оценка и обратная связь. На этой стадии клиент вместе с консультантом оценивает уровень достижения цели (степень разрешения проблемы) и обобщает достигнутые результаты. В случае надобности возможно уточнение плана решения. При возникновении новых или глубоко скрытых проблем необходим возврат к предыдущим стадиям.

 

 

 

В – 32 Контактное и дистанционное  консультирование.

Одним из оснований  для классификации консультативного процесса является пространство, пространственная организация консультации.

С этой точки  зрения можно выделить два вида консультирования:

1. Контактное (когда психолог-консультант встречается с клиентом, происходит беседа лицом к лицу, то, что называется в зарубежной литературе "face-to-face counseling" .

2. Дистантное консультирование, которое подразделяется на телефонное и письменное.

Синонимом 1-го вида консультирования является "очное  консультирование",  2-го -"заочное".

Телефонное  консультирование

При наличии  общих корней, принципов и методов  оказания консультативной помощи —  консультирование по телефону имеет  свою специфику. Специфика эта имеет два основания.

Первое из них  связано с дистантной помощью  как таковой и определяет моменты, общие для телефонного консультирования и для консультативной переписки.

Второе обусловлено  спецификой именно телефонного контакта. Говоря об общих явлениях, возникающих при дистантной помощи, необходимо отметить следующее.

При общении  с телефонным консультантом у  клиента неминуемо формируется  фантазийный образ консультанта. Этому способствуют принципы анонимности как большинства консультантов, так и клиентов.

Клиент, получая  большой простор для построения образа, бессознательно формирует то, что наиболее потребно для развития позитивного (а иногда и негативного) переноса; наделяет консультанта как "необходимым" внешним видом, так и личностными чертами. Создается соответствующая структура "мифа".

Вторая группа специфических явлений связана  с особенностями телефонного  контакта, как таковыми - отсутствие зрительных впечатлений (блокирование визуального канала восприятия информации) накладывает нагрузку на слуховой канал. Причем большое значение приобретает не только сам текст сообщения (вербальное выражение проблемной ситуации), но и такие нюансы человеческого голоса, как тон и тембр, скорость речи, паузы, продолжительность молчания. При хорошем качестве телефонной связи можно также говорить и о темпе дыхания.

Стадии консультативного процесса и основные приемы консультирования (выслушивание, перефразирование, резюмирование, отражение чувств и содержания и т.п.) совпадают с теми, что используются при face-to-face counseling.

Однако, следует  особо отметить ряд консультативных  обращений, возможных только при  телефонном контакте.

1. Молчащие звонки (молчаливое обращение)

2. Маскированные обращения

3. Засорение (дурачества, шутки  и т.п).

4. Сексуальные звонки.

Информация о работе Защитные механизмы психики