Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:09, лекция
Психику человека можно сравнить с айсбергом. Лишь малая его часть находится над водой, а основная масса льда скрыта в океане. Так и сознательная часть нашей психики, то есть поступки, которые мы совершаем осознанно, занимает всего 1-5% от общего объема психики.
Наша психика имеет одну специфичную особенность: она умеет вытеснять из сферы сознания неприятные, беспокоящие нас переживания, «забывает» их.
10. В случае вынужденного применения психологических методик и рекомендаций, не прошедших достаточной апробации, не полностью отвечающих научным требованиям, психолог-консультант должен об этом предупреждать своих клиентов и быть весьма осторожным в своих выводах.
11. Психолог-консультант не имеет права разглашать или передавать третьим лицам данные о своих клиентах или о результатах консультирования.
12. Психолог-консультант
обязан препятствовать
13. Психолог-консультант не имеет права передавать некомпетентным лицам методы психологической работы с клиентами.
14. Психологу-консультанту
следует соблюдать
15. Психолог-консультант несет личную ответственность за хранение в тайне информации, касающейся клиентов.
Соблюдение всех этих правил или этических норм является обязательным в практической работе психолога-консультанта.
В-26. Феномен «сгорания» психолога-консультанта.
"Синдром сгорания" — сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки. Выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще.
Причины:
· монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным;
· вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;
· строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения;
· работа с "немотивированными" клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям консультанта помочь им, и незначительные, трудно ощутимые результаты такой работы;
· напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм;
· нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации;
· работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;
· неразрешенные личностные конфликты консультанта.
Одним из существенных факторов, преграждающих усугубление "синдрома сгорания", является принятие личной ответственности за свою работу. Вместо перекладывания вины за собственное бессилие на окружающих и обстоятельства, лучше направить свою энергию и внимание на реализацию существующих возможностей и подумать об изменении самих условий.
Существует также немало конкретных способов преградить путь "синдрому сгорания":
· культивирование других интересов, не связанных с консультированием. Наилучшее решение этой дилеммы состоит в том, чтобы сочетать работу с учебой, исследованиями, написанием научных статей;
· внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций;
· поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации;
· удовлетворяющая социальная жизнь; наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс;
· стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности;
· способность к самооценке без упования только на уважение окружающих;
· открытость новому опыту;
· умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни;
· обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам);
· чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу;
· участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом;
· периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно;
· участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить возникшие личные проблемы, связанные с консультативной работой;
· хобби, доставляющее удовольствие.
Итак, чтобы избежать "синдрома сгорания", консультант должен изредка, но обязательно оценивать свою жизнь вообще - живет ли он так, как ему хочется. Если существующая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать для положительных сдвигов. Только должным образом заботясь о качестве своей жизни, можно остаться эффективным консультантом.
В – 16. Способ присоединения к клиенту.
СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРИСОЕДИНЕНИЯ (ПОДСТРОЙКИ) К ПАРТНЁРУ.
1. Принимайте позы, сходные с
позами собеседника. Не
Придерживайтесь общей
Лучше всего "отражать" движения рук, мимики и т.п.: они менее осознаны, и ваш партнёр не заметит имитации.
2. Внимательно изучите жесты собеседника, ритм его движений. Повторяйте те же жесты и движения, действуйте в таком же ритме.
3. Проанализируйте в своей речи
такие же темп, громкость, интонации,
тембр. Соблюдайте те же
Данная структура
Прежде всего необходимо обратить внимание на определение (выявление) основной репрезентативной системы человека.
Репрезентативная система (
В зависимости от
Визуальная (восприятия посредством зрительных образов).
Аудиальная (восприятие посредством слуховых впечатлений).
Кинестетическая (восприятие посредством ощущений).
Каждый человек, обладая
Для того, чтобы определить
основную репрезентативную
В – 35. Этапы психологического консультирования
В – 32 Контактное и дистанционное консультирование.
Одним из оснований
для классификации
С этой точки зрения можно выделить два вида консультирования:
1. Контактное (когда психолог-консультант встречается с клиентом, происходит беседа лицом к лицу, то, что называется в зарубежной литературе "face-to-face counseling" .
2. Дистантное консультирование, которое подразделяется на телефонное и письменное.
Синонимом 1-го вида консультирования является "очное консультирование", 2-го -"заочное".
При наличии общих корней, принципов и методов оказания консультативной помощи — консультирование по телефону имеет свою специфику. Специфика эта имеет два основания.
Первое из них связано с дистантной помощью как таковой и определяет моменты, общие для телефонного консультирования и для консультативной переписки.
Второе обусловлено спецификой именно телефонного контакта. Говоря об общих явлениях, возникающих при дистантной помощи, необходимо отметить следующее.
При общении
с телефонным консультантом у
клиента неминуемо формируется
фантазийный образ
Клиент, получая большой простор для построения образа, бессознательно формирует то, что наиболее потребно для развития позитивного (а иногда и негативного) переноса; наделяет консультанта как "необходимым" внешним видом, так и личностными чертами. Создается соответствующая структура "мифа".
Вторая группа специфических явлений связана с особенностями телефонного контакта, как таковыми - отсутствие зрительных впечатлений (блокирование визуального канала восприятия информации) накладывает нагрузку на слуховой канал. Причем большое значение приобретает не только сам текст сообщения (вербальное выражение проблемной ситуации), но и такие нюансы человеческого голоса, как тон и тембр, скорость речи, паузы, продолжительность молчания. При хорошем качестве телефонной связи можно также говорить и о темпе дыхания.
Стадии консультативного процесса и основные приемы консультирования (выслушивание, перефразирование, резюмирование, отражение чувств и содержания и т.п.) совпадают с теми, что используются при face-to-face counseling.
Однако, следует особо отметить ряд консультативных обращений, возможных только при телефонном контакте.
1. Молчащие звонки (молчаливое обращение)
2. Маскированные обращения
3. Засорение (дурачества, шутки и т.п).
4. Сексуальные звонки.