Защитные механизмы психики

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:09, лекция

Описание работы

Психику человека можно сравнить с айсбергом. Лишь малая его часть находится над водой, а основная масса льда скрыта в океане. Так и сознательная часть нашей психики, то есть поступки, которые мы совершаем осознанно, занимает всего 1-5% от общего объема психики.
Наша психика имеет одну специфичную особенность: она умеет вытеснять из сферы сознания неприятные, беспокоящие нас переживания, «забывает» их.

Работа содержит 1 файл

Основы псих. кнсультирования (ответы).doc

— 228.00 Кб (Скачать)

В – 34. Защитные механизмы психики


 

 Психологическая защита  действует помимо воли человека, когда нечто угрожает его душевному  равновесию, его психической безопасности, представлениям о себе. Какие  же защитные механизмы имеет  наша психика? 

Защитные механизмы психики 

Психику человека можно  сравнить с айсбергом. Лишь малая  его часть находится над водой, а основная масса льда скрыта в  океане. Так и сознательная часть  нашей психики, то есть поступки, которые  мы совершаем осознанно, занимает всего 1-5% от общего объема психики.

Наша психика имеет  одну специфичную особенность: она  умеет вытеснять из сферы сознания неприятные, беспокоящие нас переживания, «забывает» их.

Психологическая защита действует помимо воли человека, когда  нечто угрожает его душевному равновесию, его психической безопасности, представлениям о себе.

1. Вытеснение. Первым был открыт механизм вытеснения. С помощью вытеснения из сознания удаляются и удерживаются в бессознательном неприемлемые, травмирующие для человека переживания, обстоятельства или сведения. С вытеснением связаны многие случаи забывания, позволяющего не вспоминать нечто, что могло бы поколебать представление о себе.

2. Рационализация. Рационализация — это механизм психологической защиты, похожий на сладкую оболочку горького лекарства. Объяснения, описания так «обволакивают» травмирующий факт, что он начинает восприниматься как малозначимый или как свидетельствующий о сильных сторонах личности, ценный и справедливый.

3. Проекция. Этот защитный механизм психики обеспечивает человеку сохранение удовлетворяющего представления о себе, о своей психологической целостности посредством приписывания собственных неприемлемых по тем или иным причинам чувств, желаний, идей другим.

4. Замещение. Это действие, направленное на какой-либо объект, на самом деле спровоцированное не им и не ему предназначенное, а вызванное другим, недоступным объектом.

5. Отрицание. Если человек не хочет замечать реально травмирующих событий, не хочет слышать беспокоящей его информации, то у него действует другая мощная психологическая защита, которая называется отрицание (исключение реальности). Она направлена на то, чтобы не принимать в качестве реальности события, которые беспокоят сознание.

6. Реактивное образование. Механизм изоляции представляет собой отделение вызывающей тревожность части ситуации от остальной сферы души. Происходит как бы разделение реальности, при котором травмирующие события почти не вызывают эмоциональной реакции.

Все вышеперечисленные психологические защиты не способствуют личностному развитию человека. Только одну психологическую защиту можно назвать успешной. Это сублимация — психологическая защита, которая заключается в направлении энергии сексуально-агрессивного характера к другим целям: творчество, наука, искусство, развитие интеллекта, спорт, профессиональная деятельность, коллекционирование. Эта защита считается конструктивной, так как имеет положительные результаты и дает человеку чувство удовлетворенности.

 

Когда включаются защитные механизмы?

Причины, вызывающие необходимость «включения» защитного механизма психики, разнообразны. Главным критерием их значимости выступает представление человека о том, что является для него наиболее травмирующим, каковы его ведущие потребности.

Психологи считают, что  наиболее травмирующей для человека является угроза его «Я», а именно — неудовлетворение потребностей «Я» в самоутверждении, сохранении собственной ценности и чувстве идентичности, тождества, то есть во внутренней согласованности, а также ощущение потери контроля над собой и окружающими.

Потребности нашего «Я», как и все остальные наши потребности, нуждаются, помимо всего прочего, в  так называемой поддерживающей информации, которая способствует сохранению и  укреплению представлений о собственном  «Я», его взаимоотношениях с миром, другими людьми. Если эти потребности не удовлетворяются, это воспринимается как угроза для «Я», возникает сильное эмоционально-мотивационное напряжение — сопротивление, и «Я», защищаясь, прибегает к действию защитных механизмов.

Сопротивление находит отражение в различных формах поведения:

в стремлении выйти из ситуации (просто уйти из комнаты, не прийти куда-либо и пр.);

в желании изменить тему разговора или особенно горячо отстаивать свою правоту;

в нежелании разговаривать  на какие-то темы, смотреть определенные сцены в театре, кино;

во внезапном кашле, чихании, зевоте, неожиданно проснувшемся аппетите;

в ситуации цейтнота —  в отвлечении от выполнения основной задачи, неминуемо приводящем к опозданию, несвоевременному ее решению;

в совершенно непонятно  откуда взявшемся ощущении усталости;

в беспричинном смехе, внешне неоправданных слезах;

в приступах ничем  не спровоцированных страха и гнева;

в «пробуксовке» мыслей, когда надо думать о чем-то важном, искать выход из сложившегося серьезного положения.

В каждом из этих случаев важным признаком сопротивления является то, что поведение служит дымовой завесой, которая отвлекает от истинной значимости той или иной ситуации.

Необходимо учитывать, что осознание глубинной проблемы не ведет к полному освобождению от нее, облегчение бывает лишь временным. Важно понять свою проблему и назвать ее как можно конкретнее для того, чтобы затем работать над ее разрешением.

Понять, что именно вызывает сопротивление, позволяет также  анализ собственных фантазий. Как  уже говорилось, зачастую, когда нам что-то не удается или мы огорчены, фантазии, мечты скрашивают наше существование, позволяя, пусть иллюзорно, удовлетворить свои желания и стремления. Этот защитный механизм может быть использован как ключ к внутренним проблемам, достаточно перевести его в область сознания. Верно утверждение: у оптимистов сбываются мечты, а у пессимистов — страхи. 


 

 

 

В – 11.  Индивидуальнее и групповое консультирование.

 

 

1. Индивидуальная  психотерапия

 
   Психотерапевтический процесс протекает  в диаде: терапевт - клиент. Индивидуальная психотерапия представляет собой сложный процесс, в котором взаимодействуют различные социокультурные факторы, профессиональные качества и личностные особенности как клиента, как и терапевта. Помимо психологической техники и условий ее реализации.  
 
   По срокам проведения индивидуальная терапия может делиться на кратковременную и долговременную. Граница обычно определяется числом психотерапевтических занятий: краткосрочной считается терапия до 20 сессий. В настоящее время почти все психологические направления стремятся к краткосрочности за счет увеличения интенсивности, уменьшения материальных затрат без уменьшения эффективности. Иногда краткосрочность служит одним из принципов, страхующих клиентов от развития "психотерапевтического дефекта", "бегства в психотерапию" и перекладывания ответственности за свою жизнь на психотерапевта.  
 
   Долговременные формы индивидуальной психотерапии наиболее характерны для психоаналитической терапии, которая может продолжаться до 7-10 и более лет при средней частоте занятий 2-3 раза в неделю.  
 
2. Групповая психотерапия  
   Специфика групповой психотерапии как лечебного метода заключается в целенаправленном использовании в терапевтических целях групповой динамики. Использование любого психотерапевтического метода в группе больных не является групповой терапией. Групповой терапия становится тогда, когда терапевт использует терапевтический потенциал группы. В любой группе людей, которые общаются достаточно продолжительное время, возникают определенные групповые феномены, такие, как распределение ролей, выделение лидера и т.п. В терапевтической группе тоже наблюдаются феномены, которые называются лечебными факторами:

  • Сплоченность членов группы - условие, способствующее достижению терапевтического успеха. Характеризует прочность и единство межличностных взаимодействий в группе.
  • Внушение надежды группой - вера в успешность терапевтического процесса появляется при совместной работе. Возникает от того, что разные участники группы продвигаются в разном темпе (отстающие тянутся вперед).
  • Обобщение - до прихода в группу люди считают собственные проблемы уникальными, а в процессе групповой работы осознают, что это не так.
  • Альтруизм - осознание тог, что каждый участник группы может быть полезным и необходимым другим.
  • Предоставление информации - используются приемы инструктирования и от терапевта клиенту, и от клиентов друг другу.
  • Множественный перенос - эмоциональная привязанность участников к терапевту и друг к другу, группе в целом.
  • Межличностное общение - группа является своеобразным испытательным полигоном для исследования положительных и отрицательных эмоциональных реакций участников и апробации новых способов поведения. Члены группы узнают, что они могут открыто просить других о помощи, поддержки.
  • Развитие межличностных умений - участники совершенствуют свои умения общаться в группе.
  • Имитирующее поведение - подражание ведущему, участников группы друг другу. Сначала - для получения одобрения, затем наступает активное экспериментирование. В результате расширяется поведенческий репертуар каждого участника.
  • Катарсис - эмоциональное потрясение, очищение.

3. Семейная  психотерапия  
   Направлена на коррекцию межличностных отношений в семьею. Ее цель - устранить эмоциональные расстройства в семье, наиболее выраженные у больного члена семьи. Иными словами, это терапия клиента в семье и с помощью семьи.

 

В – 3  Психологическое  консультирование и психотерапия.

 

 

 Существует несколько подходов к пониманию психотерапии:  
 
   Психотерапия в узком понимании - это система комплексного лечебного вербального и невербального воздействия на эмоции, суждения, самосознание человека при различных заболеваниях. Основная задача психотерапии - купирование психопатологической симптоматики для достижения внутренней и внешней гармонизации личности.  
 
   В широком понимании - это процесс психологического упорядочивания прошлого, настоящего и будущего для гармонизации с собой и миром в настоящем.  
 
   Некоторые авторы выделяют медицинскую и немедицинскую модели психотерапии.  
 
   Медицинская модель рассматривает психотерапию как лечение человека с помощью психологических средств воздействия. Здесь чаще речь идет о неврозах, в основе которых лежат психологические причины. В других случаях психотерапия используется как вспомогательный метод (например, при лечении психозов, где центральное место отводится биологическим методам). Немедицинская модель психотерапии предполагает оказание психологической помощи здоровым людям в ситуациях различного рода психологических затруднений, в случае потребности субъекта улучшить качество собственной жизни.  
 
   Психотерапевт - это специалист с медицинским или психологическим образованием, который прошел специальную профессиональную подготовку в одной или нескольких областях психотерапии.  
 
   От понятия "психотерапия" нужно отличать понятия "психологическое консультирование" и "психологическая коррекция".  
 
   Психологическое консультирование - это предоставление человеку информации о его психологическом состоянии: о причинах, механизмах появления психологических феноменов или психопатологического синдрома. Это проведение активного целенаправленного психологического воздействия на клиента для гармонизации его психической жизни, адаптации к социальному окружению. Благодаря консультированию стало возможным проведение анализа психологического состояния клиента с проведением психологической диагностики. Психолог предоставляет клиенту объективные данные и дает научную интерпретацию полученных данных, которые должны способствовать решению клиентом общежитейских проблем, способствовать личностному росту клиента.  
 
    Психологическое консультирование тесно связано, а во многом непосредственно переплетается с психологической коррекцией и психотерапией. Более того, эти сферы часто смешиваются самими практикующими психологами. Определим психологическое консультирование как непосредственную работу с людьми, направленную на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа.  
 
   Соответствующая форма беседы активно используется и в психотерапии, и в психокоррекционной работе. Но если консультирование ориентировано прежде всего на помощь клиенту в реорганизации его межличностных отношений, то психотерапевтическое воздействие ориентировано в основном на решение глубинных личностных проблем человека, лежащих в основе большинства жизненных трудностей и конфликтов.  
 
   Спектр проблем психологического консультирования очень широк: трудности на работе (неудовлетворенность работой, конфликты с коллегами и руководителями, возможность увольнения), неустроенность личной жизни и неурядицы в семье, плохая успеваемость в школе, недостаток уверенности в себе и самоуважения, мучительные колебания в принятии решений, трудности в завязывании и поддержании межличностных отношений и т.д. С другой стороны, психологическое консультирование, как молодая область психологической практики, пока еще не имеет строго очерченных границ, в его поле зрения попадают самые разнообразные проблемы.

 

 

 

В – 1. Определение псих. консультирования.

 

Что такое психологическое консультирование

Психологическим консультированием называется особая область практической психологии, связанная  с оказанием со стороны специалиста-психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций. Они даются психологом клиенту на основе личной беседы и предварительного изучения той проблемы, с которой в жизни столкнулся клиент. Чаще всего психологическое консультирование проводится в заранее оговоренные часы, в специально оборудованном для этого помещении, как правило, изолированном от посторонних людей, и в конфиденциальной обстановке.

Один сеанс  психологического консультирования проходит в форме личной беседы психолога с клиентом, длящейся в среднем от нескольких десятков минут до полутора, двух и более часов. В ходе этой беседы клиент рассказывает психологу о себе, о своей проблеме. Психолог, в свою очередь, внимательно выслушивает клиента, стараясь вникнуть в суть его проблемы, разобраться в ней, прояснить ее как для себя, так и для самого клиента. Во время консультации оценивается личность клиента, и с учетом его индивидуальных особенностей клиенту даются научно обоснованные, аргументированные рекомендации по поводу того, как лучше всего практически решить его проблему.

Советы и  рекомендации, предлагаемые клиенту  психологом-консультантом, в большинстве  случаев рассчитаны на то, чтобы, самостоятельно воспользовавшись ими, клиент смог полностью справиться со своей проблемой без помощи со стороны психолога-консультанта. Психологическое консультирование – это сложившаяся практика оказания действенной психологической помощи людям, основанная на убежденности в том, что каждый физически и психически здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми возникающими в его жизни психологическими проблемами. Клиент, однако, далеко не всегда определенно и точно знает заранее, в чем состоит суть его проблемы и как ее лучше всего решать, опираясь на собственные силы и возможности. В этом ему и должен оказать помощь профессионально подготовленный психолог-консультант. Это и есть основная задача психологического консультирования.

Во время  консультации психолог обычно применяет  специальные приемы и методы работы с клиентом и воздействия на него, рассчитанные на то, чтобы за сравнительно короткий срок (время проведения консультации) найти и точно сформулировать способ практического решения проблемы клиента, причем сделать это таким образом, чтобы данное решение было понятно и доступно для реализации клиенту.

Количество  встреч психолога-консультанта с клиентом чаще всего не ограничивается одной-двумя. В большинстве случаев требуется  более длительное консультирование, включающее в себя от трех и более  встреч с клиентом. Необходимость в таком пролонгированном консультировании возникает в следующих типичных случаях:

  • Проблема клиента настолько сложна, что разобраться в ней за один-два сеанса практически невозможно.
  • У клиента имеется не одна, а несколько разных проблем, решение каждой из которых требует отдельной консультации.
  • Предлагаемое решение проблемы не может быть сразу и полностью самостоятельно реализовано клиентом и требует дополнительной поддержки со стороны консультанта.

У психолога-консультанта нет достаточной уверенности в том, что клиент, в силу, например, его индивидуальных особенностей, сразу и без дополнительной помощи справится со своей проблемой. Такое случается, если клиент недостаточно уверен в себе, не может управлять собственными эмоциями и поведением, если уровень его интеллектуального развития недостаточен для того, чтобы в затруднительных ситуациях принять самостоятельное разумное, взвешенное решение.

 

 

В – 2. Цели и задачи психологического консультирования

Консультирование  как основной вид психологической практики преследует следующие цели:

  1. Оказание оперативной помощи клиенту в решении возникших у него проблем. 
    У людей часто возникают такие проблемы, которые требуют срочного вмешательства, неотложного решения, – такие, на решение которых клиент не имеет возможности тратить много времени, сил и средств. Подобные проблемы обычно называют оперативными, и аналогичное название закрепляется за соответствующими решениями. Получение срочной психологической помощи в форме устной консультации при решении оперативных проблем становится незаменимым.
  2. Оказание клиенту помощи в решении тех вопросов, с которыми он вполне бы смог самостоятельно справиться без вмешательства со стороны, без непосредственного и постоянного участия психолога в его делах, т.е. там, где специальные профессиональные психологические знания, как правило, не нужны и необходим лишь общий, житейский, основанный на здравом смысле совет.
  3. Оказание временной помощи клиенту, который на самом деле нуждается в длительном, более или менее постоянном психотерапевтическом воздействии, но в силу тех или иных причин не в состоянии рассчитывать на него в данный момент времени.
  4. Когда у клиента уже имеется правильное понимание своей проблемы и он, в принципе, готов сам приступить к ее решению, но кое в чем еще сомневается, не вполне уверен в своей правоте. Тогда в процессе проведения психологического консультирования клиент, общаясь с психологом-консультантом, получает с его стороны необходимую профессиональную и моральную поддержку, и это придает ему уверенность в себе.
  5. Оказание помощи клиенту в том случае, когда никакой другой возможности, кроме получения консультации, у него нет. В этом случае, проводя психологическое консультирование, специалист-психолог должен дать понять клиенту, что он на самом деле нуждается в получении более основательной, достаточно длительной психокоррекционной или психотерапевтической помощи.
  6. Когда психологическое консультирование применяется не вместо других способов оказания психологической помощи клиенту, а вместе с ними, в дополнение к ним с расчетом на то, что не только психолог, но и сам клиент займется решением возникшей проблемы.
  7. В тех случаях, когда готового решения у психолога-консультанта нет, поскольку ситуация выходит за рамки его компетенции, он должен оказать клиенту хотя бы какую-то, пусть даже минимальную и недостаточно эффективную, помощь.

Информация о работе Защитные механизмы психики