Защитные механизмы психики

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:09, лекция

Описание работы

Психику человека можно сравнить с айсбергом. Лишь малая его часть находится над водой, а основная масса льда скрыта в океане. Так и сознательная часть нашей психики, то есть поступки, которые мы совершаем осознанно, занимает всего 1-5% от общего объема психики.
Наша психика имеет одну специфичную особенность: она умеет вытеснять из сферы сознания неприятные, беспокоящие нас переживания, «забывает» их.

Работа содержит 1 файл

Основы псих. кнсультирования (ответы).doc

— 228.00 Кб (Скачать)

Во всех этих и других подобных случаях психологическое  консультирование решает следующие  основные задачи:

  1. Уточнение (прояснение) проблемы, с которой столкнулся клиент.
  2. Информирование клиента о сути возникшей у него проблемы, о реальной степени ее серьезности. (Проблемное информирование клиента.)
  3. Изучение психологом-консультантом личности клиента с целью выяснения того, сможет ли клиент самостоятельно справиться с возникшей у него проблемой.
  4. Четкое формулирование советов и рекомендаций клиенту по поводу того, как наилучшим образом решить его проблему.
  5. Оказание текущей помощи клиенту в виде дополнительных практических советов, предлагаемых в то время, когда он уже приступил к решению своей проблемы.
  6. Обучение клиента тому, как лучше всего предупредить возникновение в будущем аналогичных проблем (задача психопрофилактики).
  7. Передача психологом-консультантом клиенту элементарных, жизненно необходимых психологических знаний и умений, освоение и правильное употребление которых возможно самим клиентом без специальной психологической подготовки. (Психолого-просветительское информирование клиента.)

 

 

Рассмотрим  каждую из названных задач подробнее. (дополнение к вопросу 2).

Прояснение проблемы состоит в том, что, внимательно выслушав клиента, некоторое время понаблюдав за ним, психолог-консультант приходит к определенному выводу относительного того, в чем на самом деле состоит проблема клиента. Иногда его вывод в целом совпадает с мнением клиента, а иногда расходится с ним. В последнем случае психолог-консультант объясняет клиенту, почему он – консультант – пришел именно к данному выводу, отличающемуся от того, о чем первоначально думал сам клиент.

Проблемное  информирование клиента как раз в этом и заключается. Проводя такое информирование, психолог-консультант не только аргументирование объясняет клиенту, в чем состоит его проблема, но также поясняет, почему данная проблема возникла и как ее в принципе можно практически решить.

Следующий, логически  необходимый и обычно параллельно  выполняемый наряду с предыдущим шаг – это психологическое  изучение личности клиента. Без такого изучения трудно, во-первых, рассчитывать на полное, глубокое понимание клиентом своей проблемы, во-вторых – на активное личное участие клиента в ее решении. Сделав этот необходимый при консультировании шаг, психолог получает возможность объяснить клиенту его проблему, максимально учитывая при этом индивидуальность клиента.

Далее психолог-консультант  с учетом его собственного понимания сути проблемы и индивидуальности клиента формулирует рекомендации клиенту по оптимальному решению проблемы. Такие рекомендации должны быть краткими, простыми и понятными клиенту, а также практически выполнимыми в реальных условиях жизни клиента с должным сознательным контролем с его стороны.

Далеко не всегда клиент сразу же и с расчетом на успех может приступить к реализации советов и рекомендаций, полученных от

психолога-консультанта. Нередко из-за собственной неопытности  или неумения он совершает ошибки и нуждается в получении оперативной текущей помощи со стороны психолога-консультанта. Тот же, в свою очередь, не должен думать, что он полностью исполнил свой профессиональный долг, если выслушал клиента, прояснил для себя и для него суть проблемы и предложил рекомендации по ее правильному решению. Задача психолога-консультанта состоит также в том, чтобы обеспечить по возможности безошибочное выполнение клиентом полученных им советов и рекомендаций. Не исключается, правда, и то, что клиент не пожелает выполнять полученные от психолога-консультанта рекомендации, и тогда психолог не несет ответственности за конечный практический результат психологического консультирования (если, конечно, клиенту были даны правильные рекомендации).

Многие проблемы психологического характера, с которыми люди сталкиваются в жизни, таковы, что могут возникать повторно, и одноактное их решение не всегда является полной гарантией того, что  они еще раз не возникнут в  будущем. Поэтому, проводя консультационную работу с клиентом, важно добиваться того, чтобы повторное возникновение аналогичной проблемы в будущем было сведено к минимуму. В этом, в частности, и заключается одна из задач психопрофилактики. Решая ее, психолог-консультант добивается того, чтобы сам клиент своими собственными действиями мог предупредить и избежать повторного возникновения в его жизни подобной проблемы в будущем.

Для того чтобы  клиент был в состоянии самостоятельно решить психопрофилактическую задачу, а также для того, чтобы он был в состоянии оказать самому себе нужную помощь, консультант-психолог иногда добровольно берет на себя профессионально не обязательную для него задачу: передать клиенту элементарные полезные для него психологические знания.

 

 

 

 

 

 

В – 13. Виды психологического консультирования

Прежде всего, выделим так называемое интимно-личностное психологическое консультирование, необходимость в котором возникает довольно часто и у многих людей. К этому виду можно отнести консультирование по таким вопросам, которые глубоко затрагивают человека как личность, вызывают у него сильные переживания, обычно тщательно скрываемые от окружающих людей. Это, например, такие проблемы, как психологические или поведенческие недостатки, от которых человек во что бы то ни стало хотел бы избавиться, проблемы, связанные с его личными взаимоотношениями со значимыми людьми, различные страхи, неудачи, психогенные заболевания, не требующие вмешательства врача, и многое другое. Сюда же может относиться глубокое недовольство человека самим собой, проблемы интимных, например половых, отношений.

Следующий по значимости и частоте встречаемости в  жизни вид психологического консультирования – семейное консультирование. К нему можно отнести консультирование по вопросам, возникающим у человека в собственной семье или в семьях других, близких для него людей. Это, в частности, выбор будущего супруга (супруги), оптимальное построение и регулирование взаимоотношений в семье, предупреждение и разрешение конфликтов во внутрисемейных взаимоотношениях, отношения мужа или жены с родственниками, поведение супругов в момент развода и после него, решение текущих внутрисемейных проблем. К последним относится, например, решение вопросов распределения обязанностей между членами семьи, экономики семьи и ряда других.

Третий вид консультирования – психолого-педагогическое консультирование. К нему можно отнести обсуждение консультантом с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышения педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами. К психолого-педагогическому консультированию относятся вопросы совершенствования программ, методов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических инноваций и ряд других.

Четвертый из числа  наиболее распространенных видов психологического консультирования – деловое консультирование. Оно, в свою очередь, имеет столько разновидностей, сколько существует разнообразных дел и видов деятельности у людей. В целом же деловым называется такое консультирование, которое связано с решением людьми деловых проблем. Сюда, к примеру, можно отнести вопросы выбора профессии, совершенствования и развития у человека способностей, организации его труда, повышения работоспособности, ведения деловых переговоров и т.п.

Каждый из перечисленных  видов психологического консультирования в чем-то сходен с другими, например в том, что одинаковые по своей  психологической трактовке проблемы могут возникать в разных видах  деятельности и в различных ситуациях. Но вместе с тем в каждом из названных видов психологического консультирования есть свои особенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В – 5. Условия, способствующие процессу консультирования и психотерапии.

Для того чтобы  психологическое консультирование было достаточно успешным, т. е. давало максимально возможные положительные результаты, в процессе проведения консультирования необходимо соблюсти ряд условий.

Условие 1. Человек, обращающийся за помощью к психологу-консультанту, должен иметь реальную, а не вымышленную проблему психологического характера, а также явно выраженное желание как можно скорее ее решить. Выше мы уже говорили о том, что некоторые люди идут на прием к психологу-консультанту не потому, что у них на самом деле есть сложная проблема, которую они во что бы то ни стало хотят решить, а, например, просто из праздного любопытства или с явным намерением что-то доказать психологу-консультанту, то есть намерением, весьма далеким от желания что-либо изменить в самих себе. Психолог-консультант таким людям вряд напрямую сможет чем-то существенно помочь, за исключением, быть может, снижения их амбиций и самоуверенности.

Условие 2. Консультант-психолог, к которому за практической помощью  обратился клиент, должен иметь опыт проведения психологического консультирования и соответствующую профессиональную психологическую подготовку. В связи с этим психологическое консультирование аналогично в некотором роде врачебной практике. От психолога-консультанта, как и от врача, прежде всего требуется не навредить клиенту и сделать все от него зависящее, чтобы консультирование прошло успешно.

Условие 3. По количеству затрачиваемого на него времени психологическое  консультирование должно быть достаточно длительным для того, чтобы психолог-консультант  смог до конца понять и найти оптимальное решение проблемы, волнующей клиента, а также успешно ее решить вместе с самим клиентом. Здесь также имеется в виду время, необходимое для того, чтобы проконтролировать шаги, направленные на решение проблемы, дать оценку получаемых результатов и довести начатое дело до конца, т.е. получить то, что полностью удовлетворило бы как клиента, так и консультанта-психолога.

Условие 4. Клиент должен строго соблюдать полученные от психолога-консультанта рекомендации. В противном случае проблема клиента вряд ли будет решена, и советы консультанта клиенту останутся для последнего лишь благим пожеланием, но не руководством к действию.

Условие 5. Психологическое  консультирование должно проводиться  в подходящей, благоприятствующей ему  обстановке. В большинстве случаев психологическое консультирование должно проводиться в обстановке конфиденциальности, оно должно не разделять, а сближать между собой психолога-консультанта и клиента, снимать напряженность у клиента, позволять ему быть вполне открытым и откровенным в общении с психологом-консультантом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 В – 7. Организация работы психологической консультации

 

Необходимость создания психологической консультации и организации ее практической работы возникает при следующих обстоятельствах. Во-первых, когда у многих людей, живущих в том или ином регионе или работающих в той или иной организации, имеется немало проблем психологического характера, решить которые самостоятельно они не в состоянии. Речь идет о людях, которые не ощущают себя больными и не хотят обращаться за помощью к врачам, но готовы слушать психолога и следовать его советам.

Во-вторых, потребность  в создании отдельной психологической  консультации возникает тогда, когда  в том или ином социуме (обществе, отрасли, регионе, организации) уже имеется своя психологическая служба, успешность работы которой необходимо повысить. Это обычно достигается за счет распределения обязанностей и координации деятельности специалистов в рамках единой организации, в данном случае – психологической службы.

В практической психологии это предполагает разделение функциональных обязанностей между  специалистами-психологами по, как  минимум, трем сферам деятельности: психодиагностике, психокоррекции и психологическому консультированию. Дальнейшее углубление специализации предполагает также выделение внутри каждой из указанных сфер деятельности частных, еще более узких функций. Весьма разумной в этом плане представляется, например, специализация на уровне отдельных практических психологов в сферах интимно-личностного, семейного, психолого-педагогического и делового консультирования.

К общим вопросам организации работы психологической  консультации также относится выбор  места ее постоянного расположения. Лучше и удобнее всего, если психологическая  консультация будет иметь совершенно отдельное помещение, не соседствующее с другими помещениями, где есть люди, занимающиеся каким-либо делом. Однако в нынешних условиях добиться этого практически невозможно.

Тогда следует  руководствоваться иными принципами. Прежде всего, избегать по мере возможности размещения психологической консультации там, где ей находиться противопоказано. Нельзя, например, помещать психологическую консультацию рядом или внутри тех организаций, обстановка в которых препятствует нормальной работе психологической консультации и консультантов-психологов с клиентами. Не рекомендуется располагать психологическую консультацию внутри и рядом с торговыми организациями, в непосредственной близости от транспортных магистралей, вообще – там, где много суеты и шума. Нежелательно также выбирать место для размещения психологической консультации рядом с больницами и клиниками, тем более в их помещении, так как такое соседство может навести клиента на мысль, что он больной человек. Противопоказано помещение психологической консультации рядом с отделениями милиции, местами содержания правонарушителей под стражей, военными и другими «силовыми» структурами. Неразумно размещать психологическую консультацию в труднодоступных местах, вдалеке от городских транспортных линий, так как это создаст дополнительные трудности для клиентов. Лучше всего, если для размещения психологической консультации удастся подобрать тихое легкодоступное помещение, например в каком-нибудь жилом доме или в учреждении образования, культуры.

Еще один важный общий вопрос организации работы психологической консультации – это подбор кадров. Лучше всего, если в качестве психологов-консультантов будут работать люди, имеющие высшее психологическое образование в области практической психологии со специализацией по психологическому консультированию. Однако в настоящее время общее психологическое образование не всегда обеспечивает такую специализацию, и психологу-консультанту, приступающему к самостоятельной работе в этой области, приходится доучиваться на практике. Для отдельных видов психологического консультирования разумно подбирать таких людей, которые, получив высшее образование, имеют также более узкую специализацию по одной из следующих кафедр: для семейного консультанта – по кафедре социальной психологии, для консультанта по психолого-педагогическим вопросам – по кафедре возрастной или педагогической психологии.

Информация о работе Защитные механизмы психики