Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 02:56, курсовая работа
Проблема заикания занимает умы уже не одного поколения людей и её
можно считать одной из самых древнейших в истории развития учения о расстройствах речи. В литературе прошлого встречались весьма разнообразные толкования механизмов заикания. Это объясняется и уровнем развития науки, и позициями, с которых разные авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства. Заикание – один из наиболее тяжёлых дефектов речи.
План
I Вступительное слово . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с. 3
II Современный комплексный подход к преодолению заикания
1 Из истории становления метода . . . . . . . . . . . . . . .с.4-5
2 Лечебно-оздоровительная работа . . . . . . . . . . . . . .с. 5-7
а) лечебная обстановка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 5
б) режим дня и рацион питания . . . . . . . . . . . . . .с .5
в) закаливающие процедуры . . . . . . . . . . . . . . . . .с. 6
г) лечебная физкультура и ритмика . . . . . . . . . . . с. 6
д) медикаментозное лечение . . . . . . . . . . . . . . . . . с.6
е) физио и психотерапия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 7
3 Коррекционно-воспитательная работа
а) задачи коррекционно-воспитательной работы с. 7-8
б) формы логопедической работы . . . . . . . . . . . . .с.9
- псих.-педагогическое изучение ребёнка . . . . .с.9
- логопедические занятия . . . . . . . . . . . . . . . . . .с.9-13
- организация самостоятельной работы . . . . . . с.13
- использование помощи разных специалистовс.14-15
- консультационно-методическая работа с
родителями и педагогами . . . . . . . . . . . . . . . с. 15-16
- воздействие окружающих на личность
заикающегося ребёнка . . . . . . . . . . . . . . . .. . .с. 16
- повышение квалификации логопеда . . . . . . .с. 16
III Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с. 16-17
V Источники и литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с. 18
- На логопедических занятиях ребёнок должен научиться всегда говорить без заикания. Ребёнок должен постоянно убеждаться в том, что он может говорить хорошо, он должен слышать свою свободную правильную речь. При наличии же речевых судорог практически невозможно убедить ребёнка в том, что их у него нет. Значит нужно так подбирать для него речевые упражнения, чтобы они были доступны для свободного проговаривания и в тоже время каждый раз были чем-то новым, более сложным по сравнению с предыдущим.Следовательно, логопеду нужно очень хорошо знать речевые возможности ребёнка и в целом систему усложнения занятий.
- И ещё одно немаловажное
В системе организации
Чтобы
заинтересовать ребёнка
простых и
одновременно совершаемых
Во время т р е н и р о в о ч н о г о периода ребёнок овладевает всеми недоступными формами речи и речевых ситуаций. Опираясь на те знания, которые он приобрёл I периоде, ведётся кропотливая работа по воспитанию навыков свободной речи и правильного поведения в разных формах речи и разнообразных речевых ситуациях. Поскольку порог свободной речи у заикающихся детей неодинаков, то и тренировка правильной речи начинается с разных этапов : у одного – с ответов на вопросы, у другого – с отражённой речи, у третьего – с пересказа .Порог свободной речи у заикающихся зависит от сложности проявления заикания.В наиболее сложных случаях заикания тренировочный период начинается с сопряжённо-отражённой речи. Здесь ребёнок сначала копирует образец фразы и манеру речевого поведения руководителя. При этом он пользуется и помощью взрослого в виде совместного с ним произнесения фразы.
После того, как и руководитель и ребёнок убеждаются в том, что все требования правильной речи хорошо выполняются, руководитель переходит к отражённой речи ( самостоятельное копирование образца ).На этапе сопряжённо-отражённой речи используются разные тексты.
Следующий шаг в
Соответственно усложнению
В задачу з а к р е п и т е л ь н о г о периода входит автоматизация приобретённых ребёнком навыков речи и поведения в разнообразных ситуациях и видах речевой деятельности. Эти задачи наиболее активно реализуются на материале спонтанной речи, возникающей у ребёнка под влиянием внутренних побуждений ( обращение к окружающим с вопросами,просьбами, обмен впечатлениями ). Занятия проводятся в форме бесед о проведённом дне, прослушанной сказке, телепередаче и пр., в форме импровизированных игр, разыгрывания сюжета знакомой сказки, декламации стихотворений, пения песен – всё это подготавливает ребёнка к художественному выступлению. В закрепительный период основное внимание логопеда и родителей необходимо направлять на то, как ребёнок говорит вне занятий.
Система тренировок правильной
речи и поведения у
В комплексном лечебно-педагогическом преодолении заикания, помимо логопедов , принимают участие р а з н ы е с п е ц и а л и с т ы - невропатологи, психиатры, психотерапевты, терапевт, отоларинголог, инструктор по ЛФК, физиотерапевт, ритмист, муз. работник, педагог-воспитатель. Работа специалистов направлена на всестороннее изучение картины проявления заикания, причин его возникновения, психофизического состояния заикающегося, его личностных особенностей.Совокупность разносторонних сведений, полученных специалистами определяет в каждом конкретном случае особенности необходимого комплексного лечебно-педагогического воздействия. Роль логопеда как ведущего специалиста в процессе работы очень велика. Ведь именно его воздействие является всегда обязательным и определяющим в комплексе, а роль других специалистов заключается в том, чтобы своими средствами и приёмами уничтожить и дополнить представлениях об особенностях заикания, способствовать эффективности логопедического воздействия. Для изучения структуры дефекта многое дают заключения невропатолога, психотерапевта, эти же врачи определяют природу заикания (органическую или функциональную), физический, неврологический и психический статус, способствуют уточнению личных особенностей заикающегося.
Невропатолог, физиотерапевт, ритмист, инструктор ЛФК помогают выявить возможные нарушения и отклонения в двигательной сфере, особенностей общеё и речевой моторики. Музыкальный работник – особенности музыкального слуха, восприятия, темпа, ритма музыкальных произведений и т.д. Педагог-воспитатель помогает дополнить заключение о состоянии общеобразовательных знаний, умений, навыков заикающегося, о его интересах, эстетических и нравственных представлениях.
При помощи медикаментозных средств, физиотерапии врач воздействует на оздоровление и укрепление нервной системы ребёнка, на ослаблении его речевых судорог.
Взаимодействие логопеда с психотерапевтом помогает активнее воздействовать на личность, ослабить или снять выраженные степени болезненности фиксированности на своем дефекте, логофобии, навязчивые состояния и т.д.
Нормализации общей и речевой моторики, воспитанию правильных двигательных реакций,укреплению силы и подвижности речевых движений способствуют ЛФК и музыкально-ритмические занятия.
Несмотря на тесную связь между логопедической, общеобразовательной и воспитательной работой с заикающимися детьми, необходимо обратить внимание на соотношение основных задач работы логопеда и педагога-воспитателя. Основной задачей логопеда является прежде всего исправление речевых недостатков и связанных с ними личностных особенностей, ориентируясь на общеобразовательную программу обучения и воспитания и расширять, углублять, совершенствовать знания, навыки, умения. Целесообразно и некоторое опережение программного обучения. Педагог-воспитатель даёт прежде всего знания и навыки, предусмотренные программой, ориентируясь на речевые возможности каждого ребёнка, закрепляет речевые успехи постоянно на своих занятиях и во всех режимных моментах. В воспитательных мероприятиях, направленных на формирование гармонично развитой личности воспитатель формирует определённые моральные представления и понятия, черты характера, умения, навыки, привычки, связанные с отношением человека к труду и коллективу, развивать стремление всё делать самому, понимание товарищества дружбы и т.п.
Иными словами помощь разных специалистов дополняет и укрепляет средства логопедического воздействия на заикающегося. А совокупность разных лечебно-педагогических средств составляет основу комплексного метода преодоления заикания. Совместная работа логопеда с разными специалистами должна отражаться в соответствующей документации ( истории болезни, амбулаторная карта, речевая карта........)
Обязательной формой логопедической работы является к о н с у л ь т а т и в н о-м е т о д и ч е с к а я р а б о т а с р о д и т е л я м и и п е д а г о г а м и р е б ё н к а .Целью этой работы является обеспечение благоприятных условий для лечебно-педагогического воздействия на заикающегося ребёнка, создание правильного отношения к нему дома, в детском учреждении,в коллективе сверстников,в общении со взрослыми,организация необходимой самостоятельной работы ребёнка,добросовестное и обязательное выполнение заданий и указаний логопеда.В процессе занятий с ребёнком логопед должен дать его родителям необходимый минимум знаний о заикании. Это лучше сделать в виде цикла бесед:
- о сущности причин заикания,
- о методах устранения,
- о
значении и направленности
- о
роли родителей в лечебно-
- об особенностях домашнего режима
- об
отношении окружающих к
нельзя исключать индивидуальных консультаций ( например, о значении психологической подготовки ребёнка к пребыванию в непривычных для него условиях,порекомендовать предварительное посещение ребёнком детского учреждения, знакомство с логопедом,воспитателем, др. сотрудниками )*3
Необходимо предусмотреть
Большое значение имеют
Многие сведения в доступной форме доводятся до родителей на собрании. Очень важно разъяснить родителям, что во время летнего отдыха смена климатических условий, отдых в обстановке,связанной с эмоциональным напряжением, долгая разлука с родителями ( особенно с матерью ) нежелательны. Они могут повлечь за собой усиление заикания.4