Заикание

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 02:56, курсовая работа

Описание работы

Проблема заикания занимает умы уже не одного поколения людей и её
можно считать одной из самых древнейших в истории развития учения о расстройствах речи. В литературе прошлого встречались весьма разнообразные толкования механизмов заикания. Это объясняется и уровнем развития науки, и позициями, с которых разные авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства. Заикание – один из наиболее тяжёлых дефектов речи.

Содержание

План
I Вступительное слово . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с. 3
II Современный комплексный подход к преодолению заикания
1 Из истории становления метода . . . . . . . . . . . . . . .с.4-5
2 Лечебно-оздоровительная работа . . . . . . . . . . . . . .с. 5-7
а) лечебная обстановка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 5
б) режим дня и рацион питания . . . . . . . . . . . . . .с .5
в) закаливающие процедуры . . . . . . . . . . . . . . . . .с. 6
г) лечебная физкультура и ритмика . . . . . . . . . . . с. 6
д) медикаментозное лечение . . . . . . . . . . . . . . . . . с.6
е) физио и психотерапия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 7
3 Коррекционно-воспитательная работа
а) задачи коррекционно-воспитательной работы с. 7-8
б) формы логопедической работы . . . . . . . . . . . . .с.9
- псих.-педагогическое изучение ребёнка . . . . .с.9
- логопедические занятия . . . . . . . . . . . . . . . . . .с.9-13
- организация самостоятельной работы . . . . . . с.13
- использование помощи разных специалистовс.14-15
- консультационно-методическая работа с
родителями и педагогами . . . . . . . . . . . . . . . с. 15-16
- воздействие окружающих на личность
заикающегося ребёнка . . . . . . . . . . . . . . . .. . .с. 16
- повышение квалификации логопеда . . . . . . .с. 16
III Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с. 16-17
V Источники и литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с. 18

Работа содержит 1 файл

Заикание.doc

— 193.50 Кб (Скачать)

        По мнению большинства специалистов  психотерапия – область медицины  и врачей. Однако в настоящее  время значительно возросло непосредственное  участие логопедов в этой работе. Логопеды используют методы рациональной психо1терапии , в некоторых случаях после специальной подготовки с успехом применяют приёмы суггестивной психотерапии: постоянное убеждение ребёнка в том, что он может и должен говорить без заикания, фиксация его внимания на успехах в этом направлении. Следует отметить, что в комплексе лечения психотерапия занимает одно из главных мест. Психотерапия является не только лечебным воздействием словом ( прямая психотерапия ), но и лечебное воздействие через окружающие предметы, вторых лиц....( косвенная психотерапия) . В современной психотерапии различают 2 основных вида воздействия словом.:

               1) рациональную (по Дюбуа ) или  разъяснительную (по В.М.Бехтереву  ) психотерапию

               2) суггестивную – внушение в  бодрствующем состоянии или во  сне  (гипноз ) и самовнушение (аутогенная тренировка )

  Все виды  психотерапии заикания в основном  направлены, с одной стороны, на  устранение психогенных нарушений  у заикающихся ( страх речи, ситуаций, чувство ущемлённости и подавленности, навязчивой фиксации на своём речевом расстройстве ), с другой – на перестройку у заикающегося ребёнка изменённого  под влиянием дефектной речи социального контакта с окружающими. Рациональная психотерапия начинается прежде всего с изучения заикающегося ребёнка. Тщательно собранный анамнез позволяет построить необходимый план лечебно-педагогического воздействия, помогает глубже изучить психические особенности ребёнка, вызывает доверие ребёнка, откровенность и расположение к терапевту. На основании собранного анамнеза и тщательного его анализа строятся в дальнейшем индивидуальные и коллективные психотерапевтические беседы в  виде системы разъяснений, убеждений и обучения.

               Внушение (суггестия) – специальный  метод психотерапии. Различают внушение  со стороны другого лица и  самовнушение. Используется для снятия психогенных наслоений – страха, фиксации на своём дефекте, ухода в себя, скованности, ущемлённости, для воспитания уверенности в своих силах, а также для уменьшения силы судорог, для улучшения самочувствия. Существует «одномоментный метод снятия заикания», предложенный К,М,Дубровским, который по существу представляет собой императивное внушение в бодрствующем состоянии. В лечении заикания используют и метод внушения в состоянии гипнотического сна в комплексе с другими медико-педагогическими средствами воздействия. В лечебных целях используется также метод аутогенной тренировки, предложенный Шульцем.

                    
 

       3)КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

       

                      Выбор рациональных путей коррекции имеет особое значение в начальной стадии развития заикания*. Необходимо отметить, что коррекционно-воспитательной работе придаётся очень важное, основное значение в комплексном медико-педагогическом методе преодоления заикания. Центральное место в этой работе занимает логопед. В настоящее время существует несколько методов логопедического воздействия для устранения заикания у детей. Но все они так или иначе подчиняются од2ной цели – воспитание у детей умения говорить нормальной, свободной от заикания речью.

           При воспитании свободной речи  прежде всего необходимо выработать  у ребёнка неторопливый темп, т.е. умение говорить не спеша,  чуть замедленно. Неторопливый темп речи вырабатывается одновременно с неторопливым темпом общих движений ребёнка. Спокойное уравновешенное поведение в разговоре и во внеречевой деятельности помогает вырабатывать и определённый темп речи. Умение справляться с волнением, погасить возбуждение, нормализовать аффективные состояния у заикающегося ребёнка также способствует этой цели. Важно при воспитании неторопливого темпа  речи обращать внимание на сохранение её выразительности и естественности. Ребёнок, свободно владеющий словом, получает удовольствие от своей речи., при передаче своих чувств он непроизвольно использует богатство интонации, мимико-жестикулярные средства. Заикание лишает ребёнка такой возможности.

           В воспитании правильной речи  важное значение имеет нормализация  речевого дыхания, т.к. у заикающихся оно обычно бывает поверхностным, резким, неспокойным, коротким, при чём нередко слова произносятся ребёнком на вдохе. Необходимо обращать внимание в речевых упражнениях на то, чтобы ребёнок произносил слитно слова во фразе, т.е. не по отдельности каждое слово, а все вместе как одно большое слово, т.к. заикающимся обычно трудно начать говорить, и поэтому, чем меньше он произнесёт разрозненных слов, тем меньше для него будет затруднений.

           Научить выделять гласные в  слове ( опора на гласные звуки)  приобретает большое значение  для тех детей, у которых  наблюдаются речевые судороги  на согласных звуках. Произнесение удлинённо некоторых гласных звуков облегчает речь, снимает речевые судороги.

           Одновременно логопед, по необходимости,  проводит работу по исправлению недостатков произношения, расширению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя, развитию способности правильно и последовательно излагать свои мысли и желания.

           Не меньшее значение имеет  и другая сторона логопедической  работы – воспитание гармонично  развитой личности. Основная задача  – устранение у заикающихся детей возможных психологических отклонений, воспитание правильного отношения к своему дефекту, к себе, к своему месту в коллективе, а также развитие их интеллектуальных способностей, этических и нравственных представлений Исследованием установлено, что личностные и речевые особенности детей формируются под влиянием воспитательных условий и речевого окружения. Такова основная позиция советских авторов, в том числе А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Р.Е.Левиной и других. Например, А.В.Запорожец пишет: « Психические процессы и свойства человеческой личности не являются врождёнными и не могут возникнуть только в результате созревания нервных структур. Они формируются на протяжении детства под влиянием жизни и воспитания». *

             Логопед в своей работе широко использует методы разъяснения, убеждения, внушения и обучения. В доступной форме разъясняет детям, почему у них затруднена речь, убеждает ребёнка в том, что он может говорить хорошо, свободно, внушать ему, что с каждым днём он говорит всё лучше и лучше. Таким образом происходит постепенная перестройка отношения к своему дефекту, к себе , к окружающим, меняются в лучшую сторону его характерологические черты. Итак, воспитание навыков свободной правильной речи и гармонично-развитой личности – это две главные задачи логопедической работы с заикающимися.

            Логопедическая работа начинается  с психолого-педагогического изучения  заикающегося ребёнка. Оно определяет  выбор средств и приёмов до  начала и в процессе этой  работы, позволяет оценить её  результативность и дать рекомендации после окончания. В конкретные задачи изучения ребёнка  входят:

           - сбор анамнестических сведений, позволяющих судить об особенностях  его раннего развития, о причинах  заикания и разворачивающейся  картине его проявления;

           - определения места и форм речевых судорог, частоты их проявления и сохранных речевых возможностей;

           - обследование состояния устной  и письменной речи (импрессивной  и экспрессивной );

           - выявление сопутствующих речевых  и двигательных нарушений психологических особенностей.

             Результаты изучения заикающегося  фиксируются логопедом в соответствующей документации.            

             Логопедические занятия являются основной формой логопедической работы, т.к. наиболее полно выражают непосредственное коррекционно-воспитательное воздействие на заикающегося ( прямое логопедическое воздействие ).  Все другие формы работы логопеда составляют систему косвенного логопедического воздействия ), т.к. по сути они способствуют, дополняют или закрепляют результаты прямого логопедического воздействия. Логопедические занятия проводятся как с группой заикающихся детей, так и индивидуально. Но для тренировки речевого общения и воспитания правильных навыков поведения ребёнка в коллективе, преимущественной формой являются групповые занятия. Индивидуальные занятия проводятся в виде дополнительных упражнений по коррекции неправильного произношения, беседы психотерапевтического характера и т.д. Логопедические занятия должны прежде всего отражать основные задачи коррекционно-воспитательного воздействия на речь и личность заикающегося ребёнка.

            Важным требованием к логопедическим  занятиям является учёт основных дидактических принципов: быть регулярными, систематическими и последовательными; проводиться в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребёнка; опираться на сознательность и активность детей; быть оборудованными необходимыми пособиями, наглядными и техническими средствами обучения; содействовать прочности воспитываемых навыков правильной речи и поведения.

     Дидактический  принцип системности и последовательности  предполагает в процессе внедрения  знаний, развития навыков и умений  делать это не сразу, не в  один приём, во всём объёме  и со всеми деталями, а постепенно, последовательно, что обеспечивает посильность их усвоения детьми, строго с учётом их речевых возможностей, когда весь процесс идёт от известного к неизвестному, от простого к сложному, от лёгкого к трудному. Реализация этих принципов, согласно которым изучение нового подготавливается предшествующим, делает процесс обучения непрерывным, осуществляемым без скачков. Принцип последовательности в каждом логопедическом занятии выражается в соотнесении его структурных частей: подготовительной, основной и заключительной. Основной целью подготовительной части является подготовка ребёнка к предстоящей работе ( повторение знакомых речевых упражнений ) . В основной части вырабатывается и тренируется правильная речь и поведение детей при использовании новой или усложнённой речевой формы или ситуации. В заключении занятия логопед даёт тренировочные упражнения для закрепления нового материала и подводит итоги работы детей на занятии, обращает внимание на их достижения и успехи, даёт советы и задания для закрепления этих достижений вне логопедических занятий.

     Занятия  с коллективом создают условия  для активной работы всех детей,  но с учётом ИНДИВИДУАЛЬНОГО  ПОДХОДА. Прежде всего он выражается  в тщательном изучении каждого заикающегося, в выборе средств коррекционно-воспитательной работы в зависимости от его психологических особенностей и речевых возможностей. Большое значение имеет первичное и динамичное изучение заикающегося в процессе занятий. Оно состоит из сбора анамнестических  сведений и непосредственного обследования его речи. В процессе речевого обследования определяется место возникновения судорог и их форма, частота речевых судорог, уровня свободной речи, степени речевой самостоятельности. Потому что течение заикания у детей разнообразно.

     Принцип  СОЗНАТЕЛЬНОСТИ И АКТИВНОСТИ  рассматривается не только в  плане познавательной деятельности, но и в плане эмоционально-волевой,т.е. чувственно-практической деятельности. Реализация этого принципа занимает одно из ведущих мест, т.к. без сознательного и активного участия заикающегося в процессе преодоления у него заикания практически невозможно говорить о каких либо положительных результатах логопедической работы.

     На  логопедических занятиях с заикающимися  используются соответственно их  возрасту общепринятые пособия  и технические средства обучения  и специфические_ корректофон Деражне, аппарат «Эхо», аппарат звукоусиления, магнитофон. Они способствуют вытеснению у ребёнка представлений о своей безнадёжно дефектной речи, позволяют убедиться в эффективности занятий.

     Следует  отметить, что логопедические занятия  должны быть согласованы с  «Программой воспитания и обучения  в детском саду» для того, чтобы  связь речевых упражнений с общеобразовательными занятиями подготавливала ребёнка к тому, как надо правильно говорить в разных условиях, облегчить ему возможность постепенного переноса новых речевых навыков в свою деятельность.

            В логопедических занятиях должна  быть предусмотрена необходимость  тренировки правильной речи и  поведения в разнообразных условиях, в разных жизненных ситуациях,  в присутствии знакомых и незнакомых людей. С этой целью используется всё разнообразие логопедических занятий: многочисленные формы занятий по развитию речи, дидактические, подвижные,сюжетно-ролевые и творческие игры, экскурсии, подготовка и участие в утренниках, детских концертах, выступления перед микрофоном и др.

Информация о работе Заикание