Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 02:56, курсовая работа
Проблема заикания занимает умы уже не одного поколения людей и её
можно считать одной из самых древнейших в истории развития учения о расстройствах речи. В литературе прошлого встречались весьма разнообразные толкования механизмов заикания. Это объясняется и уровнем развития науки, и позициями, с которых разные авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства. Заикание – один из наиболее тяжёлых дефектов речи.
План
I Вступительное слово . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с. 3
II Современный комплексный подход к преодолению заикания
1 Из истории становления метода . . . . . . . . . . . . . . .с.4-5
2 Лечебно-оздоровительная работа . . . . . . . . . . . . . .с. 5-7
а) лечебная обстановка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 5
б) режим дня и рацион питания . . . . . . . . . . . . . .с .5
в) закаливающие процедуры . . . . . . . . . . . . . . . . .с. 6
г) лечебная физкультура и ритмика . . . . . . . . . . . с. 6
д) медикаментозное лечение . . . . . . . . . . . . . . . . . с.6
е) физио и психотерапия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 7
3 Коррекционно-воспитательная работа
а) задачи коррекционно-воспитательной работы с. 7-8
б) формы логопедической работы . . . . . . . . . . . . .с.9
- псих.-педагогическое изучение ребёнка . . . . .с.9
- логопедические занятия . . . . . . . . . . . . . . . . . .с.9-13
- организация самостоятельной работы . . . . . . с.13
- использование помощи разных специалистовс.14-15
- консультационно-методическая работа с
родителями и педагогами . . . . . . . . . . . . . . . с. 15-16
- воздействие окружающих на личность
заикающегося ребёнка . . . . . . . . . . . . . . . .. . .с. 16
- повышение квалификации логопеда . . . . . . .с. 16
III Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с. 16-17
V Источники и литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с. 18
По мнению большинства
1) рациональную (по Дюбуа ) или
разъяснительную (по В.М.
2) суггестивную – внушение в бодрствующем состоянии или во сне (гипноз ) и самовнушение (аутогенная тренировка )
Все виды
психотерапии заикания в
Внушение (суггестия) – специальный метод психотерапии. Различают внушение со стороны другого лица и самовнушение. Используется для снятия психогенных наслоений – страха, фиксации на своём дефекте, ухода в себя, скованности, ущемлённости, для воспитания уверенности в своих силах, а также для уменьшения силы судорог, для улучшения самочувствия. Существует «одномоментный метод снятия заикания», предложенный К,М,Дубровским, который по существу представляет собой императивное внушение в бодрствующем состоянии. В лечении заикания используют и метод внушения в состоянии гипнотического сна в комплексе с другими медико-педагогическими средствами воздействия. В лечебных целях используется также метод аутогенной тренировки, предложенный Шульцем.
3)КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ
Выбор рациональных путей коррекции имеет особое значение в начальной стадии развития заикания*. Необходимо отметить, что коррекционно-воспитательной работе придаётся очень важное, основное значение в комплексном медико-педагогическом методе преодоления заикания. Центральное место в этой работе занимает логопед. В настоящее время существует несколько методов логопедического воздействия для устранения заикания у детей. Но все они так или иначе подчиняются од2ной цели – воспитание у детей умения говорить нормальной, свободной от заикания речью.
При воспитании свободной речи
прежде всего необходимо
В воспитании правильной речи
важное значение имеет
Научить выделять гласные в слове ( опора на гласные звуки) приобретает большое значение для тех детей, у которых наблюдаются речевые судороги на согласных звуках. Произнесение удлинённо некоторых гласных звуков облегчает речь, снимает речевые судороги.
Одновременно логопед, по
Не меньшее значение имеет
и другая сторона
Логопед в своей работе широко использует методы разъяснения, убеждения, внушения и обучения. В доступной форме разъясняет детям, почему у них затруднена речь, убеждает ребёнка в том, что он может говорить хорошо, свободно, внушать ему, что с каждым днём он говорит всё лучше и лучше. Таким образом происходит постепенная перестройка отношения к своему дефекту, к себе , к окружающим, меняются в лучшую сторону его характерологические черты. Итак, воспитание навыков свободной правильной речи и гармонично-развитой личности – это две главные задачи логопедической работы с заикающимися.
Логопедическая работа
- сбор анамнестических сведений,
позволяющих судить об
- определения места и форм речевых судорог, частоты их проявления и сохранных речевых возможностей;
- обследование состояния устной и письменной речи (импрессивной и экспрессивной );
- выявление сопутствующих
Результаты изучения
Логопедические занятия являются основной формой логопедической работы, т.к. наиболее полно выражают непосредственное коррекционно-воспитательное воздействие на заикающегося ( прямое логопедическое воздействие ). Все другие формы работы логопеда составляют систему косвенного логопедического воздействия ), т.к. по сути они способствуют, дополняют или закрепляют результаты прямого логопедического воздействия. Логопедические занятия проводятся как с группой заикающихся детей, так и индивидуально. Но для тренировки речевого общения и воспитания правильных навыков поведения ребёнка в коллективе, преимущественной формой являются групповые занятия. Индивидуальные занятия проводятся в виде дополнительных упражнений по коррекции неправильного произношения, беседы психотерапевтического характера и т.д. Логопедические занятия должны прежде всего отражать основные задачи коррекционно-воспитательного воздействия на речь и личность заикающегося ребёнка.
Важным требованием к
Дидактический
принцип системности и
Занятия
с коллективом создают условия
для активной работы всех
Принцип
СОЗНАТЕЛЬНОСТИ И АКТИВНОСТИ
рассматривается не только в
плане познавательной
На
логопедических занятиях с
Следует
отметить, что логопедические занятия
должны быть согласованы с
«Программой воспитания и
В логопедических занятиях