Автор: d****************@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 14:48, курсовая работа
Цель исследования – выявить особенности формирования Я-концепции в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования состоит в том, что в ходе учебно-познавательной деятельности возможно эффективное формирование у младших школьников позитивной Я-концепции.
Задачи исследования:
изучить и проанализировать психолого – педагогическую литературу по теме исследования;
рассмотреть особенности и харатеристику Я-концепции;
выявить психологические особенности младшего школьного возраста;
провести исследование по формированию Я-концепции в младшем школьном возрасте.
Введение
Глава 1. Личность младшего школьника и Я-концепция
1.1 Психологические особенности младшего школьного возраста
1.2 Содержание и особенности Я-концепции
Выводы по 1 главе
Глава 2. Я-концепция как одно из психологических образований личности младшего школьника
2.1 Особенности формирования Я-концепции в младшем школьном возрасте
2.2 Исследование Я-концепции в младшем школьном возрасте
2.3 Программа формирования «Я-концепции» младших школьников
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Другая
сторона внутренней позиции ребенка
связана с его общим
В
первое время школьник еще не знаком
по-настоящему с содержанием конкретных
учебных предметов. У него еще
нет познавательных интересов к
самому учебному материалу. Они формируются
лишь по мере углубления в математику,
грамматику и другие дисциплины. И
все-таки ребенок с первых занятий
усваивает соответствующие
Интуитивное принятие ребенком ценности самого знания необходимо поддерживать и развивать с первых шагов школьного обучения, но уже путем демонстрации неожиданных, заманчивых и интересных проявлений самого предмета математики, грамматики и других дисциплин. Это позволяет формировать у детей подлинные познавательные интересы как основу учебной деятельности.
Таким
образом, для первого этапа школьной
жизни характерно то, что ребенок
подчиняется новым требованиям
учителя, регулирующим его поведение
в классе и дома, а также начинает интересоваться
содержанием самих учебных предметов.
Безболезненное прохождение ребенком
этого этапа свидетельствует о хорошей
готовности к школьным занятиям. Но далеко
не все дети семилетнего возраста обладают
ею. Многие из них первоначально испытывают
те или иные трудности и не сразу включаются
в школьную жизнь.
1.2 Содержание и особенности
Я-концепции
Первым из психологов, начавший разрабатывать проблематику Я-концепции был Уильям Джеймс. Глобальное, личное «Я» он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее (чистый опыт) и Я – как объект (содержание этого опыта). Эти две стороны всегда существуют одновременно. Именно Джеймсу принадлежит первая и весьма глубокая концепция личностного «Я», рассматриваемого в контексте самопознания; он выдвинул гипотезу о двойственной природе интегрального «Я»; многие его формулировки касающиеся дескриптивной, оценочной категории «Я», что послужило впоследствии развития представления Я-концепции. (13.с.142)
В
первые десятилетия двадцатого века
изучением Я-концепции
Чарлз
Кули первым подчеркнул значение субъективно
интерпретируемой обратной связи, получаемой
нами от других людей, как главного
источника данных о собственном
«Я». Так же он предложил теорию «зеркального-Я»,
утверждая, что представления индивида
о том, как его оценивают другие
существенно влияют на его Я-концепцию.
«Зеркальное-Я», возникает на основе
символического воздействия индивида
с разнообразными первичными группами,
членом которых он является. Такая
группа характеризующаяся
Джордж Мид считал, что становление человеческого «Я», как целостного психологического явления, в сущности, есть не что иное, как происходящий внутри «индивида» социальный процесс. Что через условия культуры (как сложной совокупности символов, обладающих общими значениями для всех членов общества) человек способен предсказывать как поведение другого человека, так и то, как этот другой человек предсказывает наше собственное поведение. Что самоопределение человека как носителя той или иной роли осуществляется путем осознания и принятия тех представлений, которые существуют у других людей относительно этого человека. Человек для Мида не одинокое существо, что именно общество обусловливает форму и содержание процесса формирования Я-концепции. (17.с 242.)
Подход
Эриксона, обобщен к социально-
Многие психологи и социологи изучали Я-концепцию. Но современное состояние теоретических разработок в изучении Я-концепции индивида в значимой мере достигнуто было благодаря работам Карла Роджерса и его клинической практике.
Самость или Я-концепция (Роджерс использовал эти термины взаимозаменяемо) определяется как: организованный, последовательный концептуальный гештальт, составленный из восприятий свойств «Я», или «меня» и восприятий взаимоотношений «Я», или «меня» с другими людьми и с различными аспектами жизни, а так же ценности, связанные с этим восприятием. Этот гештальт, который доступен осознанию, хотя е обязательно осознаваемый.
По Роджерсу, Я-концепция включает не только наше восприятие того, какие мы есть, но так же и то , какими бы хотели быть, какими полагает должны быть. Этот компонент «Я» называется Я – идеальное – это «Я» которое человек больше всего ценит и к которому больше всего стремиться. Я-концепция является продуктом социализации. И отсюда вытекают условия (выдвинутые Роджером), важные для развития Я-концепции:
Потребность в позитивном внимании – для любого человека важно чтоб его любили и понимали другие. Эта потребность универсальна, развивается как осознание «Я», она всепроникающая и устойчива. Впервые она проявляется у младенца, как потребность в любви и заботе, а в последствии она выражает себя в удовлетворении человека, когда его одобряют другие, когда им недовольны. Позитивное внимание является либо приобретаемым, либо врожденным .
Условия ценности – это то, как человек оценивает свою ценность. Фактически с годами приобретая опыт, дети запоминают, что если их действия одобряются родителями, то их будут хвалить и любить. И наоборот, если они будут действовать не правильно или неприемлемо с точки зрения родителей, то их е будут любить и ценить. Такое обусловленное позитивное внимание со стороны других людей приводит к тому, что человек в одних отношениях чувствует свою ценность, а в других – нет.
Безусловное позитивное внимание – это означает, что человека принимают таким какой он есть, а человек поступает так как он хочет. То есть дать или получить позитивное внимание независимо от ценности конкретного поведения человека.
Роджерс
утверждал, что по большей части
поведение человека согласуется
с его Я-концепцией. Другими словами,
человек стремиться сохранить состояние
согласованности самовосприятия и
переживания. Отсюда следует логический
вывод, что переживания, находящиеся
с Я-концепцией человека и его
условиями ценности, могут осознаваться
и точно восприниматься. И наоборот,
переживания, находящиеся в конфликте
с «Я» и его условиями
Рассмотрев
Я-концепцию в исследованиях
Я-концепцию
можно рассмотреть как
1.
Убеждение, которое может быть
обусловленным и не
2.
Эмоциональное отношение к
3.
Соответствующая реакция,
Я-концепция
контролирует и интегрирует поведение
индивида, но она оказывает влияние
скорее на выбор направления активности,
чем непосредственно направляет
эту активность. Обладая относительной
стабильностью, Я-концепция обусловливает
довольно устойчивые схемы поведения,
характерные для данного
Функции Я-концепции:
–достижение внутренней согласованности личности:
–интерпретация жизненного опыта;
–определение ожиданий человека в отношении своего будущего.
Столкновение противоречащих друг другу представлений, чувств, идей, относящихся к представлениям человека о себе, вызывает у него ощущение психологического дискомфорта. И человек всячески пытается этого избежать, предпринимая действия, способствующие достижению утраченного равновесия, стараясь избежать внутренней дисгармонии.
Поэтому, когда человек сталкивается с новым опытом, знанием о себе, он либо:
1.
Принимает, ассимилирует этот
опыт, когда он не противоречит
представлениям индивида о
2.
Отказывается видеть вещи
3. Стремится изменить каким–либо образом себя или окружающих.
Если
изменения образа себя, привносимые
новой информацией, не сильно отличаются
от прежних представлений о себе,
то индивид иногда может их принять,
если эти изменения не превышают
его адаптационные возможности.
Противоречивый опыт, вносящий рассогласование
в структуру личности, может также
усваиваться с помощью защитно-
Информация о работе Я-концепция как одно из психологических образований личности младшего школьника