Основные образования личности подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 19:11, курсовая работа

Описание работы

Цель - выявление особенностей развития новообразований личности в подростковом возрасте.

Предмет исследования - развитие личности как фактор успешной социализации. Объект – развитие новообразований личности в подростковом возрасте.

Задачи:
Изучить литературу по теме исследования;
Выявить особенности социального и психологического развития подростков;
Рассмотреть основные новообразования личности подростка;

Содержание

Введение

Глава 1. Исследование личности подростка в возрастной психологии


1.1. Возрастная психология как область психологического знания


1.2. Классические исследования и новые тенденции в изучении подросткового возраста


Глава 2.

2.1. Психофизиологические изменения в подростковом возрасте


2.2. Новообразования и особенности развития личности подростка
Особенности социальной ситуации развития и проблема ведущей деятельности в подростковом возрасте
«Чувство взрослости» как центральное новообразование в структуре личности подростка.
Формирование «Я-концепции»
Понятие рефлексии и идентификации
Заключение ………………………………………………………………

Глоссарий………………………………………………………………….

Список использованной литературы……………………….………….

Приложение ……………………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 302.00 Кб (Скачать)

     Основные данные о работе

Версия  шаблона 2.1
Филиал Тюменский
Вид работы Курсовая работа
Название  дисциплины Психология  развития и возрастная психология
Тема Основные новообразования  личности подростка
Фамилия студента  
Имя студента  
Отчество  студента  
№ контракта  

 

     Содержание

Введение 

Глава 1. 
 

1.1. 
 

1.2. 
 

Глава 2. 

2.1. 
 

2.2.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

………………………………………………………………. 

Исследование  личности подростка в возрастной психологии ………………………………………………… 

Возрастная  психология как область психологического знания ………………………………………………………. 

Классические  исследования и новые тенденции  в изучении подросткового возраста ……………………….. 

Характеристика  подросткового возраста ………………... 

Психофизиологические  изменения в подростковом возрасте …………………………………………………….. 

Новообразования и особенности развития личности подростка …………………………………………………... 

      1. Особенности социальной ситуации развития и проблема ведущей деятельности в подростковом возрасте ……………………………………………...
 
      1. «Чувство  взрослости» как центральное  новообразование в структуре личности подростка..
 
      1. Формирование  «Я-концепции» …………………….
 
      1. Понятие рефлексии  и идентификации …………….
 
      
3 
 

4 
 

4 
 

5 

12 
 

12 
 

13 
 
 

13 
 

17 

19 

20 
 

Заключение  ……………………………………………………………… 

Глоссарий…………………………………………………………………. 

Список  использованной литературы……………………….…………. 

Приложение  ……………………………………………………………...

23 

24 

27 

29

     Введение

    Для развития человека важен каждый возраст. И все же подростковый возраст  занимает особое место в психологии.

    Подростковый  возраст – это завершающий период детства, в течение которого решаются задачи выбора жизненного пути, профессионального и социального самоопределения. Решение этих задач резко осложняется в ситуации смены социальных условий, отсутствия привычных критериев и ориентиров. В последнее время подростки находятся именно в таких условиях из-за чрезвычайно быстрого изменения стиля жизни и общественной системы ценностей.

    Переход к подростковому возрасту характеризуется  глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Чтобы сохранить психологический контакт с подростками (особенно остро эта необходимость стоит перед родителями и педагогами), нужно надлежащим образом прослеживать изменения в подростковом возрасте.

    Цель - выявление особенностей развития новообразований личности в подростковом возрасте.

    Предмет исследования - развитие личности как фактор успешной социализации. Объект – развитие новообразований личности в подростковом возрасте.

    Задачи:

    1. Изучить литературу по теме исследования;
    2. Выявить особенности социального и психологического развития подростков;
    3. Рассмотреть основные новообразования личности подростка;

     Основная  часть

Глава 1. Исследование личности подростка в возрастной психологии 

    1. Возрастная  психология как область  психологического знания
 

    Курс "Возрастная психология" занимает центральное место в структуре  психологического образования и  подготовки педагога. Ее предметом является развитие субъективности человека в онтогенезе, закономерности и динамика психологического развития индивида в интервале его жизни. Для профессионального педагога (воспитателя, учителя) знание условий и механизмов развития человека на ранних этапах онтогенеза является основополагающим; он не только следует логике этих условий, но специально сам их создает и организует. Знание закономерностей развития человека входит в целевые, содержательные и организационные моменты педагогической деятельности.

    Возрастная  психология как отрасль психологических  знаний изучает факты и закономерности развития психики человека, а также развитие его личности на разных этапах онтогенеза. В соответствии с этим выделяются детская, подростковая, юношеская психология, психология взрослого человека, а также геронтопсихология. Каждый возрастной этап характеризуется совокупностью специфических закономерностей развития – основными достижениями, сопутствующими образованиями и новообразованиями, определяющими особенности конкретной ступени психического развития, в том числе особенности развития самосознания.

    Важное  место в возрастной психологии занимает возрастная периодизация. Существует множество возрастных классификаций, которые основываются на различных критериях. Самой распространенной и наиболее часто используемой является периодизация Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина, в основу которой легли следующие критерии:

    1) Социальная ситуация развития – это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка, и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.

    2) Ведущая деятельность – деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.

    3) Новообразование – те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.

    Согласно  данной классификации выделяются следующие  периоды:

Период Годы
Младенчество 0-1
Ранний  возраст 1-3
Дошкольный  возраст 3-6(7)
Младший школьный возраст 6(7)-10(11)
Средний школьный возраст, подросток 10(11) -  
14(15)
Старший школьник (ранняя юность) 14(15) -  
16(17)
Поздняя юность или ранняя зрелость 18-25
Зрелость 25-50
Поздняя зрелость 50-75
Старость после 75
 

    Возрастная  периодизация позволяет описывать  факты психической жизни ребенка в контексте пределов возраста и интерпретировать закономерности достижений и негативных образований в конкретные периоды развития. 

    1.2. Классические исследования  и новые тенденции  в изучении подросткового  возраста 

    Существует  множество классических фундаментальных исследований, гипотез и теорий подросткового возраста. Ниже будут рассмотрены некоторые из них с целью более полного понимания проблем этого возрастного периода.

    I. Теория рекапитуляции Ст. Холла.

    В соответствии с этой теорией, Ст. Холл считал, что подростковая стадия в развитии личности соответствует эпохе романтизма в истории человечества. Это промежуточная стадия между детством (эпохой охоты и собирательства) и взрослым состоянием (эпохой развитой цивилизации). По мнению Ст. Холла, этот период воспроизводит эпоху хаоса, когда животные, антропоидные, полуварварские тенденции сталкиваются с требованиями социальной жизни. Его представление о "бунтующем" отрочестве, насыщенном стрессами и конфликтами, в котором доминируют нестабильность, энтузиазм, смятение и царствует закон контрастов, глубоко вошло в психологию.

    Ст. Холл впервые описал амбивалентность и парадоксальность характера подростка, выделив ряд основных противоречий, присущих этому возрасту. У подростков чрезмерная активность может привести к изнурению, безумная веселость сменяется унынием, уверенность в себе переходят в застенчивость и трусость, эгоизм чередуется с альтруизмом, высокие нравственные стремления сменяются низкими побуждениями, страсть к общению сменяется замкнутостью, тонкая чувствительность переходит в апатию. Ст. Холл по праву назвал этот период периодом "бури и натиска". Содержание подросткового периода Ст. Холл описывает как кризис самосознания, преодолев который человек приобретает "чувство индивидуальности". 

    II. Культурно-психологическая концепция Э. Шпрангера.

    Э. Шпрангер рассматривал подростковый возраст  внутри юношеского, границы которого он определял 13-19 годами у девушек  и 14-21 годами у юношей. Первая фаза этого  возраста – собственно подростковая – ограничивается 14-17 годами. Она характеризуется кризисом, содержанием которого является освобождение от детской зависимости.

    Согласно  культурно-психологической концепции Э. Шпрангера подростковый возраст – возраст врастания в культуру. Э. Шпрангер писал, что психическое развитие есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи. Обсуждая вопрос о том, всегда ли подростковый возраст является периодом "бури и натиска", Э. Шпрангер описал три типа развития отрочества.

    Первый  тип - резкое, бурное, кризисное течение, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое "Я".

    Второй  тип развития характеризуется плавным, медленным, постепенным ростом, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности.

    Третий  тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины.

    Главные новообразования этого возраста, по Э. Шпрангеру, - открытие "Я", возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Исходя из представления о том, что главной задачей психологии является познание внутреннего мира личности, тесно связанного с культурой и историей, Э. Шпрангер положил начало систематическому исследованию самосознания, ценностных ориентации, мировоззрения подростков.

    III. Поиск биологического смысла пубертатного периода представлен в работах Ш. Бюлер. Подростковый возраст определяется ею на основе понятия пубертатности. Пубертатный период – это период созревания, это стадия, в которой человек становится половозрелым, хотя после этого физический рост у человека продолжается еще некоторое время. Период до начала пубертатности Ш. Бюлер называет детством человека, а заключительную часть пубертатного периода – юностью. Ш. Бюлер различает психическую и физическую пубертатность.

    В работе Ш. Бюлер сделана попытка  рассмотреть пубертатный возраст в единстве органического созревания и психического развития.

    IV. В. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. Центральной проблемой всякой психологии, по его мнению, должна быть проблема человеческой личности, а для формирования личности решающую роль играет то, какая ценность переживается человеком как наивысшая, определяющая жизнь. В зависимости от того, какая ценность переживается как наивысшая, определяющая жизнь, совершенно по-разному формируется личность. Переживаемые ценности обуславливают тип человеческой личности. В. Штерн описал шесть таких типовтеоретический, эстетический, экономический, социальный, политический и религиозный.

Информация о работе Основные образования личности подростка