Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 19:11, курсовая работа
Цель - выявление особенностей развития новообразований личности в подростковом возрасте.
Предмет исследования - развитие личности как фактор успешной социализации. Объект – развитие новообразований личности в подростковом возрасте.
Задачи:
Изучить литературу по теме исследования;
Выявить особенности социального и психологического развития подростков;
Рассмотреть основные новообразования личности подростка;
Введение
Глава 1. Исследование личности подростка в возрастной психологии
1.1. Возрастная психология как область психологического знания
1.2. Классические исследования и новые тенденции в изучении подросткового возраста
Глава 2.
2.1. Психофизиологические изменения в подростковом возрасте
2.2. Новообразования и особенности развития личности подростка
Особенности социальной ситуации развития и проблема ведущей деятельности в подростковом возрасте
«Чувство взрослости» как центральное новообразование в структуре личности подростка.
Формирование «Я-концепции»
Понятие рефлексии и идентификации
Заключение ………………………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………….………….
Приложение ……………………………………………………………...
Версия шаблона | 2.1 |
Филиал | Тюменский |
Вид работы | Курсовая работа |
Название дисциплины | Психология развития и возрастная психология |
Тема | Основные новообразования личности подростка |
Фамилия студента | |
Имя студента | |
Отчество студента | |
№ контракта |
Введение Глава
1. 1.1. 1.2. Глава 2. 2.1. 2.2. |
………………………………………………………………. Исследование
личности подростка в возрастной
психологии ………………………………………………… Возрастная
психология как область психологического
знания ………………………………………………………. Классические
исследования и новые тенденции
в изучении подросткового возраста
……………………….. Характеристика
подросткового возраста ………………... Психофизиологические
изменения в подростковом возрасте
…………………………………………………….. Новообразования
и особенности развития личности подростка
…………………………………………………...
|
3 4 4 5 12 12 13 13 17 19 20 |
Заключение
……………………………………………………………… Глоссарий……………………………………………………… Список
использованной литературы……………………….…………. Приложение ……………………………………………………………... |
23 24 27 29 |
Для развития человека важен каждый возраст. И все же подростковый возраст занимает особое место в психологии.
Подростковый возраст – это завершающий период детства, в течение которого решаются задачи выбора жизненного пути, профессионального и социального самоопределения. Решение этих задач резко осложняется в ситуации смены социальных условий, отсутствия привычных критериев и ориентиров. В последнее время подростки находятся именно в таких условиях из-за чрезвычайно быстрого изменения стиля жизни и общественной системы ценностей.
Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Чтобы сохранить психологический контакт с подростками (особенно остро эта необходимость стоит перед родителями и педагогами), нужно надлежащим образом прослеживать изменения в подростковом возрасте.
Цель - выявление особенностей развития новообразований личности в подростковом возрасте.
Предмет исследования - развитие личности как фактор успешной социализации. Объект – развитие новообразований личности в подростковом возрасте.
Задачи:
Глава
1. Исследование личности
подростка в возрастной
психологии
Курс "Возрастная психология" занимает центральное место в структуре психологического образования и подготовки педагога. Ее предметом является развитие субъективности человека в онтогенезе, закономерности и динамика психологического развития индивида в интервале его жизни. Для профессионального педагога (воспитателя, учителя) знание условий и механизмов развития человека на ранних этапах онтогенеза является основополагающим; он не только следует логике этих условий, но специально сам их создает и организует. Знание закономерностей развития человека входит в целевые, содержательные и организационные моменты педагогической деятельности.
Возрастная психология как отрасль психологических знаний изучает факты и закономерности развития психики человека, а также развитие его личности на разных этапах онтогенеза. В соответствии с этим выделяются детская, подростковая, юношеская психология, психология взрослого человека, а также геронтопсихология. Каждый возрастной этап характеризуется совокупностью специфических закономерностей развития – основными достижениями, сопутствующими образованиями и новообразованиями, определяющими особенности конкретной ступени психического развития, в том числе особенности развития самосознания.
Важное место в возрастной психологии занимает возрастная периодизация. Существует множество возрастных классификаций, которые основываются на различных критериях. Самой распространенной и наиболее часто используемой является периодизация Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина, в основу которой легли следующие критерии:
1) Социальная ситуация развития – это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка, и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.
2) Ведущая деятельность – деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.
3) Новообразование – те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.
Согласно данной классификации выделяются следующие периоды:
Период | Годы |
Младенчество | 0-1 |
Ранний возраст | 1-3 |
Дошкольный возраст | 3-6(7) |
Младший школьный возраст | 6(7)-10(11) |
Средний школьный возраст, подросток | 10(11) - 14(15) |
Старший школьник (ранняя юность) | 14(15) - 16(17) |
Поздняя юность или ранняя зрелость | 18-25 |
Зрелость | 25-50 |
Поздняя зрелость | 50-75 |
Старость | после 75 |
Возрастная
периодизация позволяет описывать
факты психической жизни ребенка
в контексте пределов возраста и интерпретировать
закономерности достижений и негативных
образований в конкретные периоды развития.
1.2.
Классические исследования
и новые тенденции
в изучении подросткового
возраста
Существует множество классических фундаментальных исследований, гипотез и теорий подросткового возраста. Ниже будут рассмотрены некоторые из них с целью более полного понимания проблем этого возрастного периода.
I. Теория рекапитуляции Ст. Холла.
В соответствии с этой теорией, Ст. Холл считал, что подростковая стадия в развитии личности соответствует эпохе романтизма в истории человечества. Это промежуточная стадия между детством (эпохой охоты и собирательства) и взрослым состоянием (эпохой развитой цивилизации). По мнению Ст. Холла, этот период воспроизводит эпоху хаоса, когда животные, антропоидные, полуварварские тенденции сталкиваются с требованиями социальной жизни. Его представление о "бунтующем" отрочестве, насыщенном стрессами и конфликтами, в котором доминируют нестабильность, энтузиазм, смятение и царствует закон контрастов, глубоко вошло в психологию.
Ст.
Холл впервые описал амбивалентность
и парадоксальность характера подростка,
выделив ряд основных противоречий, присущих
этому возрасту. У подростков чрезмерная
активность может привести к изнурению,
безумная веселость сменяется унынием,
уверенность в себе переходят в застенчивость
и трусость, эгоизм чередуется с альтруизмом,
высокие нравственные стремления сменяются
низкими побуждениями, страсть к общению
сменяется замкнутостью, тонкая чувствительность
переходит в апатию. Ст. Холл по праву назвал
этот период периодом "бури и натиска".
Содержание подросткового периода Ст.
Холл описывает как кризис самосознания,
преодолев который человек приобретает
"чувство индивидуальности".
II. Культурно-психологическая концепция Э. Шпрангера.
Э. Шпрангер рассматривал подростковый возраст внутри юношеского, границы которого он определял 13-19 годами у девушек и 14-21 годами у юношей. Первая фаза этого возраста – собственно подростковая – ограничивается 14-17 годами. Она характеризуется кризисом, содержанием которого является освобождение от детской зависимости.
Согласно
культурно-психологической
Первый тип - резкое, бурное, кризисное течение, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое "Я".
Второй тип развития характеризуется плавным, медленным, постепенным ростом, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности.
Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины.
Главные новообразования этого возраста, по Э. Шпрангеру, - открытие "Я", возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Исходя из представления о том, что главной задачей психологии является познание внутреннего мира личности, тесно связанного с культурой и историей, Э. Шпрангер положил начало систематическому исследованию самосознания, ценностных ориентации, мировоззрения подростков.
III. Поиск биологического смысла пубертатного периода представлен в работах Ш. Бюлер. Подростковый возраст определяется ею на основе понятия пубертатности. Пубертатный период – это период созревания, это стадия, в которой человек становится половозрелым, хотя после этого физический рост у человека продолжается еще некоторое время. Период до начала пубертатности Ш. Бюлер называет детством человека, а заключительную часть пубертатного периода – юностью. Ш. Бюлер различает психическую и физическую пубертатность.
В
работе Ш. Бюлер сделана попытка
рассмотреть пубертатный
IV. В. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. Центральной проблемой всякой психологии, по его мнению, должна быть проблема человеческой личности, а для формирования личности решающую роль играет то, какая ценность переживается человеком как наивысшая, определяющая жизнь. В зависимости от того, какая ценность переживается как наивысшая, определяющая жизнь, совершенно по-разному формируется личность. Переживаемые ценности обуславливают тип человеческой личности. В. Штерн описал шесть таких типов – теоретический, эстетический, экономический, социальный, политический и религиозный.