Выводы по 2-ому разделу
В целом по
группе, учитывая, что наши испытуемые
находятся в одних возрастных
границах и работают в рамках
одного социокультурного пространства,
можно сказать, что они в большинстве
своем уверены в принципиальной возможности
самостоятельного осуществления жизненного
выбора.
Существуют
особенности по полу:
мужчины в
данной группе более целеустремлены,
а смыслы жизни у женщин окрашены
высокой эмоциональностью. Как мужчины,
так и женщины надеются и верят,
что они в состоянии осуществлять
контроль над собственной жизнью.
Самыми распространенными
видами защиты оказались проекция – 55%
испытуемых, отрицание – 15% испытуемых
и интеллектуализация – 10%. Среди испытуемых
не было выявлено применения такого вида
защиты как подавление.
Это означает,
что процесс, посредством которого
неосознаваемые и неприемлемые для
личности чувства и мысли локализуются
вовне, приписывается другим людям
и таким образом становятся как
бы вторичными.
Существуют
особенности по полу: мужчины используют
следующие защиты: проекцию и не используют
регрессию и реактивное образование.А
женщины используют: проекцию и не используют
компенсацию, замещение.
Наше предположение
о связи психологических защит
со смысложизненными ориентациями подтвердилась:
Наличию в
жизни испытуемого целей в
будущем поддерживают такие виды
защиты как компенсация и замещение
и негативно влияют реактивное образование
и регрессия. Восприятие испытуемого
процесса своей жизни как интересного,
эмоционально насыщенного и наполненного
смыслом поддерживают такие виды защиты
как замещение и интеллектуализация и
искажают регрессия и проекция.Удовлетворенность
самореализацией поддерживают такие виды
защиты как компенсация и замещение и
негативно влияют регрессия и проекция.Представление
о себе как о сильной личностиподдерживают
замещение и интеллектуализация и негативно
влияют регрессия и реактивное образование.Убеждение
в том, что человеку дано контролировать
свою жизньподдерживают компенсация
и отрицание и снижают регрессия и реактивное
образование.Уверенности в принципиальной
возможности самостоятельного осуществления
жизненного выбора способствует, поддерживает
замещение и снижает уверенность регрессия
и реактивное.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Особую роль для личности играет
осмысленность жизни, которая определяется
такими качествами как автономность,
уровень самоактуализации, интернальность,
положительноесамоотношение. Конечно,
локализация личностных смыслов
может носить временный, ситуативный
характер, быть лишь звеном в постоянной
череде актуальных смысловых состояний,
в этом случае они носят адаптационный
характер. Человек, осознанно или
нет, прибегает к различным формам
психологической защиты и воспринимает
действительность сквозь призму либо
прошлого опыта, либо своих представлений
относительно будущего, либо его поведение
становится респондентным (ситуативным).
Механизмы, традиционно называемые
психологические защиты», «защитные
механизмы психики», «защитные механизмы
личности предохраняют осознание личностью
различного рода отрицательных эмоциональных
переживаний и перцепций, способствуют
сохранению психологического гомеостаза,
стабильности, разрешению внутриличностных
конфликтов и протекают на бессознательном
и подсознательном психологических
уровнях. С помощью защитных механизмов
личность бессознательно оберегает
свою психику от травм, которые могут
причинить ей реальные жизненные
ситуации, грозящие разрушить Я-концепцию
личности. Но вместе с тем эти
механизмы мешают человеку осознавать
свои заблуждения относительно собственный
черт характера и мотивов поведения,
что зачастую затрудняет эффективное
разрешение личных проблем.
Изучив психологическую литературу
раскрывающую смысл категории
традиционно называемой «психологической
защитой», «защитным механизмом психики»,
«защитным механизмом личности», мы
пришли к выводам, что:
Жизненные цели оказывают существенное
влияние на психологию и поведение
индивида, то есть на защитные механизмы.
Следует заметить, что люди редко
используют какой-либо единственный механизм
защиты – обычно они применяют
различные защитные механизмы. Защитные
механизмы все исходят из нашего
детства. Наши цели не совпадают с
нашими возможностями, поэтому тревога
и эмоциональная напряженность
только повышает цели психологической
защиты.
В психологии существует
понятие «психологическая защита»
личности. Это состояние защищенности
психики от действия многообразных
информационных факторов, препятствующих
или затрудняющих формирование
и функционирование адекватной
информационно-ориентировочной основы
социального поведения человека
и в целом жизнедеятельности
в современном обществе. Психологическая
защита, понимаемая в узком смысле,
ведет к специфическому изменению
содержания сознания, как результат
функционирования ряда защитных
механизмов: подавления, отрицания,
проекции, идентификации, регрессии,
изоляции, рационализации и др.
В широком смысле термин «психологическая
защита» употребляется для обозначения
любого поведения, устраняющего психологический
дискомфорт, в результате которого
могут сформироваться такие черты
личности, как негативизм, появиться
«ложные», замещающие деятельности, измениться
система межличностных отношений.
Действие этих защитных механизмов не
повышает адекватность информационно-личностных
отношений, а зачастую даже снижает
ее.
Проведя эмпирическое исследование,
мы пришли к выводу, что:
Наше предположение
о связи психологических защит
со смысложизненными ориентациями подтвердилась:
Наличию в
жизни испытуемого целей в
будущем поддерживают такие виды
защиты как компенсация и замещение
и негативно влияют реактивное образование
и регрессия. Восприятие испытуемого
процесса своей жизни как интересного,
эмоционально насыщенного и наполненного
смыслом поддерживают такие виды защиты
как замещение и интеллектуализация и
искажают регрессия и проекция.Удовлетворенность
самореализацией поддерживают такие виды
защиты как компенсация и замещение и
негативно влияют регрессия и проекция.Представление
о себе как о сильной личностиподдерживают
замещение и интеллектуализация и негативно
влияют регрессия и реактивное образование.Убеждение
в том, что человеку дано контролировать
свою жизньподдерживают компенсация
и отрицание и снижают регрессия и реактивное
образование.Уверенности в принципиальной
возможности самостоятельного осуществления
жизненного выбора способствует, поддерживает
замещение и снижает уверенность регрессия
и реактивное.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Абрамова Г.С. Возрастная психология:
Учеб.пособие для студ. вузов. - 4-е
изд., стереотип./Абрамова Г.С. - М.: Издательский
центр «Академия», 1999. – 435 с.
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной
психологии. / Адлер А.-М., 1993. – 246 c/
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.
/ Ананьев Б.Г. - СПб.: «Питер», 2002. – 235 с.
- Анцыферова Л.И. Концепция самоактуализирующейся
личности А.Маслоу // Вопросы психологии.
- 1983. - №4. - С.173-180.
- Арсеньев А.С. Глобальный кризис и личность
// Мир психологии. - 1994. - №10. – С. 112 – 125.
- Асмолов А.Г. ХХI век: психология и век
психологии // Здравый смысл и достоинства
в школе.- М., 1998. – С. 234 – 267.
- Барабанова М.В. Изучение психологического
содержания синдрома выгорания // Вестник
Московского ун-та. Сер.: Психология. –
1995. - №1. – С. 46 – 56.
- Бассин Ф.В. О «силе Я» и «психологической
защите» // Самосознание и защитные механизмы
личности. Хрестоматия. Ред.-сост. Д.Я. Райгородский.
- Самара: Изд. Дом «Бахрах-М», 2003.- С. 257 –
289.
- Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая
адаптация человека. / Березин Ф.Б. -Л. ,1998.
– 222 с.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди,
которые играют в игры. / Берн Э. - СПб., 1992.
– 425 с.
- Битянова Н.Р. Психология личностного
роста. / Битянова Н.Р. - М: Международная
педагогическая академия, 1995. - 64 с.
- Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии
// Вопросы психологии. - 1997. - №5. – С. 23
– 45.
- Братченко С. Л., Миронова М. Р. Личностный
рост и его критерии // Психологические
проблемы самореализации личности: Сб.
/ Под ред. А.А.Крылова, Л.А.Коростелевой.
- СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета,
1997. - С.3-14.
- Будасси С.А. Защитные механизмы личности.
Программа спецкурса. / Будасси С.А. - М.,
1998. – 38 с.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания.
/ Василюк Ф.Е. - М., 1984. – 289 с.
- Вассерман Л.И. Психологическая диагностика
индекса жизненного стиля. / Вассерман
Л.И. - СПб, 1999. – 104 с.
- Грановская Р.М. Элементы практической
психологии./ Грановская Р.М. -СПб: Речь,
2003. – 453 с.
- Григорьев С.И., Демина Л.Д., Растов Ю.Е. Жизненные
силы человека. / Григорьев С.И., Демина Л.Д.,
Растов Ю.Е. - Барнаул, 1996. – 218 с.
- Дерманова И.Б. К вопросу о самоактуализации
и самореализации в юношеском возрасте//
Психологические проблемы самореализации
личности. Вып. 8/ Под ред. Коростылева Л.А.-СПб:
Изд-во С.-Петер.ун-та, 2004. – С. 136 – 100.
- Додонов Б. И. Компонентный анализ эмоционального
содержания интересов, мечтаний и воспоминаний
человека // Вопросы психологии. - 1987. - №
2. – С. 114 – 137.
- Журбин В.И. Понятие психологической защиты
в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса // Вопросы
психологии. - 1990. - №4. – С.167 – 188.
- Змановская Е.В. Основы прикладного психоанализа/
Змановская Е.В. - СПб.: Речь, 2005. – 432 с.
- Калина Н.Ф. О самоактуализации личности
(вместо послесловия) // Маслоу А. Психология
бытия. - М., 1997. - 304 с.
- Карвасарский Б.Д. Неврозы./ Карвасарский
Б.Д. - М., 1990.- 572 с.
- Коростылева Л.А. Проблема самореализации
личности в системе наук о человеке/ Психологические
проблемы самореализации личности/ Под
ред. А.А. Крылова, ЛА. Коростылевой,- СПб.:
Издательство С.-Петербургского университета,
1997.- С. 345 – 390.
- Крайг Г., Бокум Д. Психология развития.
/Крайг Г., Бокум Д. - СПб: Питер, 2006. – 456
с.
- Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации
(СЖО)./ Леонтьев Д.А. -М.: «Смысл», 1992. – 78
с.
- Лестер К. Защитные механизмы человеческой
психики. / Лестер К. - М., 1993. – 167 с.
- Лисовская Е.Б. Самоактуализирующаяся
личность // Научно-техническая революция
и социальная психология: Материалы межгородской
конференции. - М.: Наука, 1989. – С. 67 – 69.
- Лук А.Н. О чувстве юмора и остроумия. /
Лук А.Н. - М., 1992. – 234 с.
- Маслоу А. Новые рубежи человеческой
природы / Под ред. Г.А. Балла, А.Н. Леонтьева
и др. - М.: Смысл, 1999. - 425 с.
- Михайлов А.Н., Ротенберг В.С. Особенности
психологической защиты в норме и при
соматических заболеваниях // Вопросы
психологии. - 1990. №5. – С. 123 – 145.
- Мэй Р. Искусство психологического консультирования./
Пер. с анлг. Т.К.Кругловой. – М.: Независимая
фирма “Класс”, 1994.- 345 с.
- Налчаджян А. А. Психологические защитные
механизмы// Самосознание и защитные механизмы
личности. Хрестоматия. Ред.-сост. Д.Я. Райгородский.
- Самара: Изд. Дом «Бахрах-М», 2003. – 234 –
278.
- Прутченков А.С. Трудное восхождение
к себе. Методические разработки и сценарии
занятий социально-психологических тренингов.
- М.: Российское педагогическое агентство,
1995. - 140 с.
- Психологическая помощь и консультирование
в практической психологии/Под ред. М.К. Тутушкиной.
- Сиб., 1998. – 278 с.
- Психологический словарь/ Под ред. В.П.
Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - 2-е изд.,перераб.
и доп. -М., 2004. – 505 с.
- Психология человека от рождения до смерти.
/ Под редакцией А.А. Реана. - СПб: Прайм-Еврознак,
2002. – 687 с.
- Психология экстремальных ситуаций:
Хрестоматия. - Минск, 1999. – 357 с.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление
человека./ Роджерс К. - М, 1994. – 426 с.
- Романова Е.С. Гребенников Л.Р. Механизмы
психологической защиты. Генезис. Функционирование.
Диагностика. - М., 1996. – 390 с.
- Рубинштейн С.Л. Человек и мир. / Рубинштейн
С.Л. - М.: Наука, 1997. 191 с.
- Современное общество и личность в социологии
жизненных сил человека. Проблема социального
и психического здоровья: развитие и реабилитация
жизненных сил человека//Под ред. С.И. Григорьева,
Л.Д. Деминой. - Барнаул, 1999. – 432 с.
- Степанов С. Личностный рост: издержки
цивилизации // Школьный психолог. - 2001.
- №30. – С. 19 – 24.
- Ташлыков В.А. Психологическая защита
у больных неврозами и психосоматическими
расстройствами./ Ташлыков В.А. - СПб., 1992.
– 213 с.
- Фельдштейн Д.И. Проблемы развития личности
в современных условиях // Мир психологии
и психология в мире. - 1995. - №3. – С. 178 –
189.
- Филимоненко Ю.И. Жизненный путь: самореализация
личности с опорой на подсознание/ Психологические
проблемы самореализации личности/ Под
ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой.- СПб.:
Издательство С.-Петербургского университета,
1997. – С. 289 – 296.
- Франкл В. Человек в поисках смыслов. /
Франкл В. - М., 1995. – 426 с.
- Фрейд А. Психология "Я" и защитные
механизмы/Фрейд А. -М , 1993. – 178 с.
- Фрейд З. Психология бессознательного./Фрейд
А. - М., 1989. – 236 с.
- Фромм Э. Бегство от свободы. / Фромм Э.
- М.,1991. – 457 с.
- Холл Кэлвин С, ЛиндсейГарднер. Теории
личности./ Холл Кэлвин С, ЛиндсейГарднер.
- М.: «КСП+», 1997. – 689 с.
- Хорни К. Невроз и личностный рост. Борьба
за самореализацию. / Хорни К. - М.: Изд-во
Б&К, 2000. - 316 с.
- Хьелл Р., Зиглер Н. Теории личности./ Хьелл
Р., Зиглер Н. - СПб, 1998. – 626 с.
- Шевцова И. Тренинг личностного роста.
/ Шевцова И. - СПб.: Речь, 2003. - 144 с.
- Возрастные кризисы. Ступени личностного
роста. / Шихи Г. - СПб.: Ювента, 1999.- 427 с.
- Школа и психическое здоровье учащихся
// Под ред. С.М. Громбаха. - М., 1988. – 321 с.
- Шмелев А.Г., Болдырева В.С. Психосемантика
юмора и диагностика мотива // Мотивация
личности. - М., 1989. – С. 278 – 299.
- Шостром Э. Анти-Карнеги или Человек-манипулятор.
/ Шостром Э. - Минск: ТПЦ “Полифакт”, 1992.
– 445 с.