Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 19:17, дипломная работа
Целью настоящей работы являлось исследование взаимосвязи смысложизненных ориентацийс психологическими защитами личности, а также изучение самого явления «психологической защиты».
Основные задачи исследования:
1. Изучить психологическую литературу раскрывающую смысл категории традиционно называемой «психологической защитой», «защитным механизмом психики», «защитным механизмом личности».
2. Описать методику ИЖС (индекс жизненного стиля) и рассмотреть возможности ее использования для определения индивидуальных особенностей личности, а в дальнейшем, для выявления нарушений психической адаптации на ранних этапах.
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. Взаимосвязь защитных механизмов
личности со смысложизненными ориентациями
1.1. Причины возникновения и развития защитных механизмов6
1.2 Проблема классификации психологических защит 13
1.3. Типы психологических защит18
Выводы по первому разделу34
РАЗДЕЛ II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ СО СМЫСЛОЖИЗНЕННЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ
2.1. Описание процедуры диагностики36
Первичный статистический анализ40
2.3. Анализ и обсуждение результатов 41
Выводы по второму разделу53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
Даже психиатры и клинические психологи, не являющиеся убежденными психоаналитиками, приходят к пониманию роли защитных механизмов в развитии личности. Так, было сказано, что преобладание, доминирование какого-либо защитного механизма может привести к развитию определенной черты личности. Или, наоборот, человек с сильными характеристиками личности имеет тенденцию доверять определенным защитным механизмам как способу совладания с определенными стрессами: так, например, личность с высоким самоконтролем имеет тенденцию использовать интеллектуализацию как основной защитный механизм.
РАЗДЕЛ II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ СО СМЫСЛОЖИЗНЕННЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ
2.1. Описание процедуры диагностики
Для решения поставленных задач и проверки нашего предположения были использованы следующие методики:
Одним из способов диагностики механизмов психологической защиты является моделирование в эксперименте различных ситуаций на вербальном уровне с помощью специализированного опросника, разработанного на концептуальной (а не эмпирической) основе и стандартизированного в соответствии с принятыми правилами.
Методику ИЖС, описанную в 1979 году на основе психоэволюционной теории R.Plutchik и структурной теорией личности H. Kellerman, можно признать наиболее удачным диагностическим средством, позволяющим диагностировать всю систему МПЗ, выявить как ведущие, основные механизмы, так и оценить степень напряженности каждого механизма ПЗ.
При составлении опросника авторами использовались несколько источников, включая как психоаналитические труды, так и работы по общей психопатологии и психологии. Из этих источников выделили предполагаемые характеристики 16 МПЗ, которые и составили основу защиты «Я». Это были: импульсивное поведение, компенсация, отрицание, проекция, рационализация, реактивные образования, регрессия, вытеснение, сублимация, уничтожение содеянного. Затем были предложены ряд утверждений с целью конструирования шкал. Предполагалось, что испытуемый, выбирая для себя приемлемые утверждения опросника, преимущественно бессознательно отражает определенную модель защиты личности. Например, заявление: «Если я сержусь на своего товарища, я, вероятно, сорву злобу на ком-нибудь другом», отражает защиту по типу «замещение». Утверждения были сгруппированы таким образом, чтобы выявить каждый из 16 механизмов защиты и в сумме составили 224 утверждения. После первичного обследования и статистической обработки первичных результатов основной текст был сокращен до 184 наиболее репрезентативных пунктов. В результате факторного анализа оказалось возможным сократить число МПЗ до 8, некоторые из них теперь представляли совокупность нескольких МПЗ (так, например, компенсация включала утверждения, представляющие идентификацию и фантазирование). После этого утверждения каждой шкалы вопросника предлагались для экспертной оценки 17 клиницистам, которые оценивали их с точки зрения соответствия тому или иному МПЗ. Затем были отобраны наиболее значимые, с точки зрения авторов, утверждения и, таким образом, окончательный вариант опросника составил 97 вопросов, измеряющих 8 видов МПЗ: отрицание, вытеснение, замещение, компенсацию, реактивные образования, проекцию, интеллектуализацию и регрессию. Каждому из этих 8 МПЗ соответствовало от 10 до 14 утверждений, описывающих личностные реакции индивида, которые обычно возникают в различных ситуациях. Ответы на эти утверждения фиксировались на бланке по типу «верно-неверно» и затем подсчитывалось количество баллов по каждому виду МПЗ. Сырые оценки затем переводились в процентили и на специальном профильном бланке строился профиль защитной структуры индивида. После завершения работы по исследованию психометрических данных теста авторами были проведены исследования по получению нормативных данных и различий на разных клинических группах испытуемых, которые подтвердили диагностические возможности методики.
Бланк для
регистрации ответов
Тест смысложизненных ориентации является адаптированной версией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-LifeTest, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была разработана авторами на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла (см. Франкл, 1990) и преследовала цель эмпирической валидизации ряда представлений этой теории, в частности представлений об экзистенциальном вакууме и ноогенных неврозах. Суть этих представлений заключается в том, что неудача в поиске человеком смысла своей жизни (экзистенциальная фрустрация) и вытекающее из нее ощущение утраты смысла (экзистенциальный вакуум) являются причиной особого класса душевных заболеваний — ноогенных неврозов, которые отличаются от ранее описанных видов неврозов. Первоначально авторы стремились показать, что а) методика измеряет именно степень «экзистенциального вакуума» в терминах Франкла; б) последний характерен для психически больных и в) он не тождествен просто психической патологии {Crumbaugh, Maholick, 1964, р.201). «Цель в жизни», которую диагностирует методика, авторы определяют как переживание индивидом онтологической значимости жизни (там же).
Оригинальная методика в ее окончательном варианте представляет собой набор из 20 шкал, каждая из которых сформулирована как собой утверждение с раздваивающимся окон-ча-нием: два противоположных варианта окончания задают полюса оценочной шкалы, между которыми возможны семь градаций предпочтения. Вот пример одной из шкал:
Обычно я
1 2 3 4 5 6 7
не знаю, чем ни то, полон
заняться
Испытуемым предлагается выбрать наиболее подходящую из семи градаций и подчеркнуть или обвести соответствующую цифру. Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал и переводу суммарногобалла в стандартные значения (процентили). Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) —- полюсу ее отсутствия.
2.2. Первичный статистический анализ
Прежде, чем
выявить связи и отношения
между исследуемыми переменными, мы
провели первичный
Таблица 2.1.
Социально-демографические характеристики
пол |
Семейное положение |
дети | |||
м |
10 |
семейные |
13 |
есть дети |
13 |
ж |
10 |
холостые |
7 |
нет детей |
7 |
Всего испытуемых 20 человек, 10 (50%) мужчин, 10 (50%) женщин. Все работают (100% испытуемых работает). Возраст 22-48 лет, средний 32 года.
Из них семейных – 65%
У 65 % из испытуемых есть дети.
Согласно плану исследования, мы провели тестирование по методике«Цели в жизни», которая представляет переживание индивидом онтологической значимости жизни. Был проведен анализ показателей СЖО по выборке.
Полученные результаты были сравнены со средними показателями, представленными в методичке.
Таблица 2.2.
Показатели теста СЖО по выборке
Показатели |
Среднее |
Стандартное отклонение |
Цель |
33,80 |
6,346 |
Процесс |
32,60 |
6,809 |
Результат |
27,35 |
4,998 |
ЛК_Я |
21,30 |
4,813 |
ЛК_жизнь |
31,50 |
7,749 |
ОП_СЖО |
108,20 |
19,949 |
В целом по группе, учитывая, что наши испытуемые находятся в одних возрастных границах и работают в рамках одного социокультурного пространства, можно сказать следующее:
Относительно целей в жизни, которые характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу- наших испытуемыххарактеризуют высокие баллы, что может означатьэто достаточно целеустремленные люди.
Хотя Д.А. Леонтьев
рекомендует учитывать тот
Что касается процесса или интереса и эмоциональной насыщенностив жизни, то в целом в группе средние показатели. Наши испытуемые адекватно воспринимают ли испытуемый сам процесс своей жизни как достаточно интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом.
Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией как оценка пройденного отрезка жизни, как ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть, характеризуют наших испытуемых как людей, которые живут «здесь и сейчас». Они принимаютсвое прошлое и рады своему настоящему.
Высокие баллы наших испытуемых по шкале Локус контроля-Я (Я — хозяин жизни)соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле.
Высокие показатели локус контроля-жизнь свидетельствуют об убеждении испытуемых в возможности контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.
При таких результатах совершенно естественно, что высокий общий фактор «управляемости жизнью» позволяет сделать заключение об уверенностинаших испытуемых в принципиальной возможности самостоятельного осуществления жизненного выбора.
Представляло интерес сравнить средние показатели по выборке с показателями для мужчин и женщин и среднестатистическими.
У мужчин показатели выше среднего: результативность жизни или удовлетворенность самореализацией, локус контроля - жизнь или управляемость жизни и общий показатель СЖО.
Это подтверждает наше предположение
о том, что мужчины-
Таблица 2.3.
Данные сравнительного анализа
Шкала |
Среднее по выборке |
Мужчины |
Мужчины (среднестатистическая норма) |
Женщины |
Женщины (среднестатистическая норма) |
Цель |
33,80 |
36,20 |
32,9 |
31,40 |
29,38 |
Процесс |
32,60 |
33,50 |
31,09 |
31,70 |
28,8 |
Результат |
27,35 |
29,70 |
25,46 |
25,00 |
23,3 |
ЛК_Я |
21,30 |
22,50 |
21,13 |
20,10 |
18,58 |
ЛК_жизнь |
31,50 |
34,60 |
30,14 |
28,40 |
28,7 |
ОП_СЖО |
108,20 |
115,50 |
103,1 |
100,90 |
95,76 |
У женщин показатели выше среднего: процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни и общий показатель СЖО. Ниже среднего: локус контроля- жизнь или управляемость жизни.
Рис. 2.2 Визуальное сравнение данных
Наши женщины-испытуемые воспринимаютпроцесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом, хотя стараются не загадывать далеко вперед, а радуются тому, что сейчас все в порядке, поскольку, в отличие от мужчин, они считаю, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.
Вывод: Можно сказать, что мужчины в данной группе более целеустремлены, а смыслы жизни у женщин окрашены высокой эмоциональностью.Как мужчины, так и женщины надеются и верят, что они в состоянии осуществлять контроль над собственной жизнью.
Далее мы рассмотрели психологические защиты, которые используют наши испытуемые в своей жизнедеятельности.
Таблица 2.4.
Активность используемых защит в целом по выборке
Частота выбора |
В долях от выборки | |
А_Отрицание |
3 |
15,0 |
В_Подавление |
0 |
0,0 |
С_Регрессия |
1 |
5,0 |
D_Компенсация |
1 |
5,0 |
Е_Проекция |
11 |
55,0 |
F_Замещение |
1 |
5,0 |
G_Интеллектуализация |
2 |
10,0 |
H_Реактивное образование |
1 |
5,0 |
У
испытуемых самыми
Самая активная защита в жизнедеятельности наших испытуемых – это проекция, ее использует более половины наших испытуемых вне зависимости от пола.
В основе проекции
лежит процесс, посредством которого
неосознаваемые и неприемлемые для
личности чувства и мысли локализуются
вовне, приписывается другим людям
и таким образом становятся как
бы вторичными. Негативный, социально
мало-одобряемый оттенок испытываемых
чувств и свойств, например, агрессивность
нередко приписывается
Возможен вариант защиты, когда значимым лицам (чаще из макросоциального окружения) приписываются позитивные, социально одобряемые чувства, мысли или действия, которые способны возвысить.
Информация о работе Взаимосвязь защитных механизмов личности со смысложизненными ориентациями