Взаимосвязь защитных механизмов личности со смысложизненными ориентациями

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 19:17, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей работы являлось исследование взаимосвязи смысложизненных ориентацийс психологическими защитами личности, а также изучение самого явления «психологической защиты».
Основные задачи исследования:
1. Изучить психологическую литературу раскрывающую смысл категории традиционно называемой «психологической защитой», «защитным механизмом психики», «защитным механизмом личности».
2. Описать методику ИЖС (индекс жизненного стиля) и рассмотреть возможности ее использования для определения индивидуальных особенностей личности, а в дальнейшем, для выявления нарушений психической адаптации на ранних этапах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. Взаимосвязь защитных механизмов
личности со смысложизненными ориентациями
1.1. Причины возникновения и развития защитных механизмов6
1.2 Проблема классификации психологических защит 13
1.3. Типы психологических защит18
Выводы по первому разделу34
РАЗДЕЛ II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ СО СМЫСЛОЖИЗНЕННЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ
2.1. Описание процедуры диагностики36
Первичный статистический анализ40
2.3. Анализ и обсуждение результатов 41
Выводы по второму разделу53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58

Работа содержит 1 файл

рита.docx

— 142.61 Кб (Скачать)

Рассмотрим  теперь каждую защиту более подробно.

 

1.3. Типы психологических защит

 

Вытеснение

С позиций  психоанализа, вытесненное из сознания переживается, забывается человеком, но сохраняет в бессознательном  присущую ему психическую энергию  влечения (катаксис). Стремясь вернуться  в сознание, вытесненное может  ассоциироваться с другим вытесненным  материалом, формируя психические комплексы. Со стороны (Эго) требуются постоянные затраты энергии на поддержание процесса вытеснения. Нарушение динамического равновесия при ослаблении защитных механизмов – антикатексисов – может привести к возвращению в сознание ранее вытесненной информации. Такие случаи наблюдались при заболеваниях, интоксикациях (например, алкогольной), а также во время сна. Прямое вытеснение, связанное с психическим шоком, может привести к тяжелым травматическим неврозам; неполное или неудачное вытеснение – к образованию невротических симптомов.

1) Вытеснение  влечения. Насколько сильны импульсы  влечения, настолько сильной должна  быть сила вытеснения. Сила действия  влечения должна быть равна  силе противодействия вытеснения. Но это загнанное внутрь влечение  не перестает стремиться к  своему удовлетворению. Вытесненное  влечение не перестает быть  фактом всей психической активности  личности. Мало того, вытесненное  влечение может существенным  или даже роковым образом влиять  на поведение личности.

2) Вытеснение  реальности. В этом случае вытесняется  или искажается информация извне,  которую индивид не хочет воспринимать, поскольку она неприятна для  него, болезненна, разрушает его  представления о себе.

3) Вытеснение  требований и предписаний Сверх-Я.  В этом случае вытесняется  также нечто неприятное, но связанное  с чувством вины. Переживание  вины – это санкция со стороны  Сверх-Я за совершение некоего  поступка или даже за саму  мысль совершить нечто «ужасное».  У вытеснения работающего против  Сверх-Я, могут быть два следствия: 

первое –  это вытеснение удается, чувство  вины снимается, вновь возвращается психологическое благополучие, комфорт, но ценой этого благополучия является нравственное падение личности.

второе следствие  в работе вытеснения против Сверх-Я  – это невротические реакции, в частности всевозможные фобии (страхи).

 

Оглушение

Все описанные  три вида вытеснения (вытеснение влечений, вытеснение реальности, вытеснение требования Сверх-Я) – это спонтанные, «естественные» и как правило бессознательно протекающие способы психозащитного разрешения сложных ситуаций. Очень  часто «естественная» работа вытеснения оказывается малоэффективной: либо энергия влечения чрезвычайно велика, либо информация извне слишком значима  и трудно устранима, либо угрызения  совести обладают большей императивностью, либо это действует все вместе. И тогда человек начинает использовать дополнительные искусственные средства по более «эффективной» работе вытеснения. В данном случае речь идет о таких  сильнодействующих на психику средствах, как алкоголь, наркотики, фармакологические  вещества (психотропные, аналгетики), с  помощью которых человек начинает выстраивать дополнительные искусственные  фильтры и преграды перед желаниями  Оно, совестью Сверх-Я и тревожной  аверсивной информацией реальности..

Подавление

Подавление  – более сознательное, чем при  вытеснении, избегание тревожащей информации, отвлечение внимания от осознаваемых аффектогенных импульсов и конфликтов. Это психическая операция, направленная на устранение из сознания неприятного  или неуместного содержания идеи, аффекта и т.д. Специфика действия механизма подавления заключается  в том, что в отличие от вытеснения, когда бессознательной оказывается  сама вытесняющая инстанция (Я), ее действия и результат, он, напротив, выступает  как механизм работы сознания на уровне «второй цензуры». Подавление происходит сознательно, но его причины могут осознаваться, а могут и не осознаваться.

 

 

Нигилизм

Нигилизм  – отрицание ценностей. Подход к  нигилизму как одному из механизмов психологической защиты основывается на концептуальных положениях Э.Фромма. Он полагал, что центральной проблемой  человека является внутреннее присущее человеческому существованию противоречие между бытием «брошенного в мир  не по своей воле» и тем, что  он выходит за пределы природы  благодаря способности осознавать себя, других, прошлое и настоящее. Им обоснована мысль о том, что  развитие человека, его личности происходит в рамках формирования двух основных тенденций: стремления к свободе  и стремления к отчуждению.

Изоляция

Этот своеобразный механизм в психоаналитических работах  описывается следующим образом; человек воспроизводит в сознании, вспоминает какие-либо травмирующие впечатления  и мысли, однако эмоциональные компоненты их разделяет, изолирует от когнитивных  и подавляет их. В следствии  этого эмоциональные компоненты впечатлений не осознаются сколько-нибудь отчетливо. Идея (мысль, впечатление) осознаются так, как будто она относительно нейтральна и не представляет опасности  для личности.

Аннулирование действия

Это такой  психический механизм, который предназначен для предотвращения или ослабления какой-либо неприемлемой мысли или  чувства, для магического уничтожения  неприемлемых для личности последствий  другого действия или мысли. Это  обычно повторяющиеся и ритуалистические действия.

Перенос

В самом первом приближении перенос можно определить как защитный механизм, который обеспечивает удовлетворение желания при сохранении, как правило, качество энергии (танатоса или либидо) на замещающих объектах.

1) Вымещение.  Самым простым и довольно часто  встречающимся видом переноса  является вымещение – подмена  объектов изливания накопившейся  энергии танатоса в виде агрессии, обиды. Это – защитный механизм, направляющий негативную эмоциональную  реакцию не на психотравмирующую  ситуацию, а на объект, не имеющий  к ней отношения. Этот механизм  создает как бы «замкнутый  круг» взаимовлияния людей друг  на друга. 

2) Замещение.  Другой вид переноса – замещение.  В данном случае речь идет  о замене объектов желаний,  которые обеспечиваются в основном  энергией либидо. Чем шире палитра  предметов, объектов потребности,  тем шире сама потребность,  тем полифоничнее ценностные  ориентации, тем глубже внутренний  мир личности. Замещение проявляется  тогда, когда есть некая фиксация  потребности на очень узком  и почти не меняемом классе  объектов; классика замещения –  фиксация на одном объекте. 

3) Аутоэротичное  замещение. Также механизм замещения  может быть направлен на самого  себя, когда не другой, а я сам  являюсь объектом собственного  либидо, когда я аутоэротичен  в широком смысле этого слова.  Это позиция эгоистической, эгоцентрической  личности. Самовлюбленный Нарцисс  – это символ аутоэротичного  замещения.

4) Уход (избегание,  бегство, самоограничение). Следующий  вид переноса – уход (избегание,  бегство, самоограничение). Личность  уходит из той активности, которая  доставляет ей дискомфорт, неприятности  как реальные, так и прогнозируемые.

Уход –  это уход от чего-то. У ухода есть исток, начало. Но у него, кроме того, почти всегда есть продолжение, есть финальность, направление. Уход – это  уход во что-то, куда-то. Энергия, отнятая  от деятельности, которую я покинул, должна быть связана на другом объекте, в другой активности.

а) горизонтальное бегство – компенсация. Как видим, уход – это опять же замещение  объектов. Уход из одной активности я компенсирую приходом в другую. В этом смысле у ухода много  общего с творческой сублимацией. И  границы между ними трудно провести. Однако уход, видимо, отличается от сублимации тем, что занятие новой деятельностью  носит компенсаторный, защищающий характер и новая активность имеет негативные предпосылки: она была результатом  бегства, результатом ухода от неприятных переживаний, действительного переживания  неуспехов, страхов, некой некомпетентности, несостоятельности. Здесь несвобода  не была переработана, не была пережита, она паллиативно была заменена другой деятельностью.

Сфера мыслительной деятельности представляет массу возможностей для замещений в виде ухода. Восприятие собственной некомпетентности, актуальной невозможности решать ту или иную проблему притупляется, вытесняется  тем, что человек уходит в ту часть  проблемы, которую он решить может. Благодаря этому он сохраняет  чувство контроля над реальностью. Уходом в научную деятельность является и постоянное уточнение объемов  понятий, критериев классификации, маниакальная нетерпимость к любому противоречию. Все эти формы ухода  представляют собой горизонтальное бегство от действительной проблемы в то мысленное пространство, в  ту часть проблемы, которую и не нужно решать или которая решится  сама по ходу дела, или которую индивид  в состоянии решить.

б) вертикальное бегство - интеллектуализация

Другая форма  ухода – вертикальное бегство, иначе  интеллектуализация, которое состоит  в том, что мышление и тем самым  решение проблемы переносится из конкретной и противоречивой, трудно контролируемой реальности в сферу  сугубо мыслительных операций, но мыслительные модели избавления от конкретной реальности могут настолько далеко абстрагироваться от самой действительности, что решение  проблемы на замещающем объекте, на модели, имеет мало общего с решением в реальности. Но чувство контроля если не над реальностью, то хотя бы над моделью сохраняется. Однако уход в моделирование, в теорию, вообще в область духа может зайти так далеко, что путь назад, в мир реалий, напротив забывается. Индикатором, по которому распознается уход от полноты бытия в узкий спектр жизни, является состояние тревоги, страха, беспокойства.

в) фантазия

Наиболее  часто встречаемым вариантом  ухода является фантазия. Блокированное  желание, реально пережитая травма, незавершенность ситуации – вот  тот комплекс причин, которые инициируют фантазию.

Фрейд считал, что «инстинктивные желания... можно  сгруппировать по двум направлениям. Это или честолюбивые желания, которые  служат возвышению личности, или эротические»[19].

В честолюбивых фантазиях объект желания – сам  фантазирующий. Он хочет быть желанным для других объектом.

А в эротически окрашенных желаниях объектом становится кто-то другой из близкого или далекого социального окружения, кто-то, кто  в реальности объектом моего желания  и быть не может.

Интересна такая  фантазия, как «фантазия избавления», которая соединяет в себе одновременно оба желания, и честолюбивое и  эротическое. Человек представляет себя спасителем, избавителем[29].

5) «Переживание  из вторых рук». Условно следующий  вид переноса можно назвать  «переживанием из вторых рук». «Переживание из вторых рук»  возможно, если у индивида в  силу ряда причин как объективного, так и субъективного плана  нет возможности приложения своих  сил и интересов в актуальной  жизненной ситуации «сейчас и  здесь». И тогда это переживание  желания реализуется на замещающих  объектах, которые рядом и которые  связаны с реальным объектом  желания: книги, фильмы. Исполнения  желания на замещающих объектах, на объектах из вторых рук  в полной мере удовлетворения не дают. Это желание сохраняется, поддерживается, но в этой замещающей ситуации можно застрять, поскольку «переживание из вторых рук» более надежно, безопасно.

Перенос может  происходить вследствие того, что  исполнение желания в состоянии  бодрствования невозможно. И тогда  желание осуществляется в сновидениях. Когда строгая цензура сознания спит. В состоянии бодрствования  работа по вытеснению какого-либо желания  может быть более или менее  успешной. Поскольку содержание сновидения может быть запомнено и тем  самым явлено сознанию, то образы сновидения могут представлять собой некие  замещения, шифры, символы реальных желаний. Сновидения выполняют некую  психотерапевтическую функцию по снятию остроты переживания недостатка в чем-либо или ком-либо.

Также «переживание из вторых рук» возможно в силу сенсорной  депривации (недостаточного притока  информации в центральную нервную  систему).

6) Трансфер  – невротический перенос. Этот  вид переноса происходит в  результате ошибочного обобщения  схожести двух ситуаций. В первичной,  произошедшей раньше ситуации, наработаны  какие-то эмоциональные переживания,  навыки поведения, отношений с  людьми. И во вторичной, новой  ситуации, которая по некоторым  параметрам может быть схожа  с первичной, эти эмоциональные  отношения, навыки поведения,  отношения с людьми вновь воспроизводятся;  при этом, поскольку ситуации  все же между собой несхожи,  постольку повторяющееся поведение  оказывается неадекватным новой  ситуации, может даже мешать индивиду  верно оценивать и тем самым  адекватно разрешать новую ситуацию. В основе трансфера (переноса) – тенденция к повторению закрепившегося  раньше поведения.

Причина переноса – в аффективной защемленности, непроработанности прошлых отношений.

Контртрансфер – совокупность бессознательных  реакций аналитика на личность анализируемого и особенно наего трансфер.

Рационализация  и защитная аргументация

В психологии понятие «рационализация» ввел психоаналитик  Э.Джонс в 1908г., а в последующие  годы оно закрепилось и стало  постоянно использоваться в работах  не только психоаналитиков, но и представителей других школ психологии [34].

Рационализация  как защитный процесс состоит  в том, что человек изобретает вербализованные и на первый взгляд логичные суждения и умозаключения  для ложного объяснения, оправдания своих фрустраций, выражающихся в  виде неудач, беспомощности, привации или депривации.

Выбор аргументов для рационализации – преимущественно  подсознательный процесс. В значительно  большей степени подсознательна мотивация процесса рационализации. Реальные мотивы процесса самооправдания или защитной аргументации остаются неосознанными, и вместо них индивид, осуществляющий психическую защиту, изобретает мотивировки, приемлемые аргументы, предназначенные для оправдания своих действий, психических состояний, фрустраций.

От сознательного  обмана защитная аргументация отличается непроизвольностью своей мотивации  и убеждением субъекта, что он говорит  правду. В качестве самооправдывающих  аргументов используются различные  «идеалы» и «принципы», высокие, общественно  ценные мотивы и цели.

Рационализации  являются средствами сохранения самоуважения личности в такой ситуации, в которой  этот важный компонент ее Я-концепции  оказывается под угрозой снижения. Хотя человек может начать процесс  самооправдания и до наступления  фрустрирующей ситуации, т.е. в виде предвосхищающей психической защиты, однако чаще встречаются случаи рационализации после наступления фрустрирующих  событий, какими могут быть действия самого субъекта. Действительно, сознание нередко не контролирует поведение, а следует за поведенческими актами, имеющими подсознательную и, следовательно, сознательно не регулируемую мотивацию. Однако после осознания собственных действий могут развертываться процессы рационализации, имеющие цель осмыслить эти действия, давая им такое толкование, которое согласуется с представлением человека о себе, о своих жизненных принципах, о своем идеальном Я-образе.

Информация о работе Взаимосвязь защитных механизмов личности со смысложизненными ориентациями