Взаимосвязь защитных механизмов личности со смысложизненными ориентациями

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 19:17, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей работы являлось исследование взаимосвязи смысложизненных ориентацийс психологическими защитами личности, а также изучение самого явления «психологической защиты».
Основные задачи исследования:
1. Изучить психологическую литературу раскрывающую смысл категории традиционно называемой «психологической защитой», «защитным механизмом психики», «защитным механизмом личности».
2. Описать методику ИЖС (индекс жизненного стиля) и рассмотреть возможности ее использования для определения индивидуальных особенностей личности, а в дальнейшем, для выявления нарушений психической адаптации на ранних этапах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. Взаимосвязь защитных механизмов
личности со смысложизненными ориентациями
1.1. Причины возникновения и развития защитных механизмов6
1.2 Проблема классификации психологических защит 13
1.3. Типы психологических защит18
Выводы по первому разделу34
РАЗДЕЛ II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ СО СМЫСЛОЖИЗНЕННЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ
2.1. Описание процедуры диагностики36
Первичный статистический анализ40
2.3. Анализ и обсуждение результатов 41
Выводы по второму разделу53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58

Работа содержит 1 файл

рита.docx

— 142.61 Кб (Скачать)

Далее следует  отрицание – его использует 15% наших испытуемых.Посредством данной психологической защиты личность либо отрицает некоторые фрустрирующие, вызывающие тревогу обстоятельства, либо какой-либо внутренний импульс или сторона отрицает самое себя. Как правило, действие этого механизма проявляется в отрицании тех аспектов внешней реальности, которые, будучи очевидными для окружающих, тем не менее не принимаются, не признаются самой личностью. Иными словами, информация, которая тревожит и может привести к конфликту, не воспринимается. Имеется в виду конфликт, возникающий при проявлении мотивов, противоречащих основным установкам личности, или информация, которая угрожает ее самосохранению, самоуважению или социальному престижу. Как показывает опыт, отрицание как механизм психологической защиты реализуется при конфликтах любого рода и характеризуется внешне отчетливым искажением восприятия действительности.

Следующая по частоте использования защита –  это интеллектуализация, который часто обозначают понятием «рационализация». Действие интеллектуализации проявляется в основанном на фактах чрезмерно «умственном» способе преодоления конфликтной или фрустрирующей ситуации без переживаний. Иными словами, личность пресекает переживания, вызванные неприятной или субъективно неприемлемой ситуацией при помощи логических установок и манипуляций даже при наличии убедительных доказательств в пользу противоположного. Отличие интеллектуализации от рационализации, состоит в том, что она, по существу, представляет собой «уход из мира импульсов и аффектов в мир слов и абстракций». При рационализации личность создает логические (псевдоразумные), но благовидные обоснования своего или чужого поведения, действий или переживаний, вызванных причинами, которые она (личность) не может признать из-за угрозы потери самоуважения. При этом способе защиты нередко наблюдаются очевидные попытки снизить ценность недоступного для личности опыта. Так, оказавшись в ситуации конфликта, человек защищает себя от его негативного действия путем снижения значимости для себя и других причин, вызвавших этот конфликт или психотравми-рующую ситуацию. В шкалу интеллектуализации - рационализации включена и сублимация как механизм психологической защиты, при котором вытесненные желания и чувства гипертрофированно компенсируются другими, соответствующими высшим социальным ценностям, исповедуемым личностью.

Следующая группа защит не используется нашими испытуемыми  вовсе:

Подавление (вытеснение) - механизм защиты, посредством которого неприемлемые для личности импульсы: желания, мысли, чувства, вызывающие тревогу, становятся бессознательными. По мнению большинства исследователей, этот механизм лежит в основе действия и других защитных механизмов личности. Вытесненные (подавленные) импульсы, не находя разрешения в поведении, тем не менее сохраняют свои эмоциональные и психо-вегетативные компоненты. Вытесненные влечения могут проявляться в невротических и психофизиологических симптомах.

Все остальные  виды защит используются равномерно.

Таблица 2.5.

Половые различия в активности  используемых защит

Показатели 

мужчины

женщины

Частота выбора

В долях от выборки

Частота выбора

В долях от выборки

А_Отрицание

1

10,0

2

20,0

С_Регрессия

0

0,0

1

10,0

D_Компенсация

1

10,0

0

0,0

Е_Проекция

6

60,0

5

50,0

F_Замещение

1

10,0

0

0,0

G_Интеллектуализация

1

10,0

1

10,0

H_Реактивное образование

0

0,0

1

10,0


 

Мужчины действительно чаще всего используют механизм проекции и практически не используют такие защиты, как регрессия и реактивное образование.

Можно сказать, что они мало-одобряемый оттенок  испытываемых чувств и свойств, например, агрессивность нередко приписывается  окружающим, чтобы оправдать свою собственную агрессивность или  недоброжелательность, которая проявляется  как бы в защитных целях. И никогда  не «ударяются в детство», чтобы  избежать тревоги по тому или иному травмирующему поводу. Мужчина не будет развивать в себе или демонстрировать противоположные стремления, чтобы предотвратить выражение неприятных или неприемлемых для него мыслей, чувств.

Рис. 2.1 Визуальное представление данных

 

Женщины так же используют активно в качестве защиты механизм проекции и предпочитают не использовать  такие защиты, как компенсация и замещения.

Можно сказать, что  они неосознаваемые и неприемлемые для личности чувства и мысли  локализуются вовне, приписывается  другим людям и таким образом  становятся как бы вторичными. Однако, наряду с приписыванием негативных социально мало-одобряемых  чувств и свойств, женщины склонны   значимым лицам (чаще из макросоциального окружения) приписывать позитивные, социально одобряемые чувства, мысли  или действия, которые способны возвысить.

В случае фрустрации или психотравмирующей ситуации они не стремятся разряжать подавленные  эмоции (как правило, враждебность или  гнев) на объекты, представляющие меньшую  опасность или более доступные, чем те, что вызвали отрицательные  эмоции и чувства. Кроме того, они  не стремятся заменить реальные  или воображаемые  недостатки с помощью фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности.

Выводы: По результатам видно, что мужчины используют следующие защиты: проекцию и не используют регрессию и реактивное образование.

А женщины  используют: проекцию и не используют компенсацию, замещение.

Конечна величина выборки не позволяет обобщать данные и проводит сравнительный анализ, однако можно предположить, что как мужчины, так и женщины чаще всего используют такой защитный механизм как проекция.Это означает, что процесс, посредством которого неосознаваемые и неприемлемые для личности чувства и мысли локализуются вовне, приписывается другим людям и таким образом становятся как бы вторичными.

Мы так же проанализировали использование психологических защит в соответствии с социально-демографическими характеристиками.

Таблица 2.6.

Активность  защит по семейному статусу

 

Семейные

Холостые

А_Отрицание

2

15,4

1

14,3

С_Регрессия

0

,0

1

14,3

D_Компенсация

1

7,7

,0

,0

Е_Проекция

7

53,8

4

57,1

F_Замещение

1

7,7

,0

,0

G_Интеллектуализация

1

7,7

1

14,3

H_Реактивное образование

1

7,7

,0

,0


 

Имеются различия по предпочитаемым видам защиты у  семейных и холостых респондентов. Проранжируем данные предыдущей таблицы, прежде, чем делать анализ.

Таблица 2.7.

Ранжирование предпочитаемых видов  защит

Предпочитаемые виды защит

Семейные 

Холостые 

Проекция 

53, 8

57,1

Отрицание

15,4

14,3

Компенсация

7,7

0

Замещение

7,7

0

Интеллектуализация 

7.7

14.3

Реактивное образование

7,7

0

Регрессия

0

14,3


 

Из данной таблицы видно, что наиболее предпочитаемым видом защиты по-прежнему остается проекция, как у семейных (53,8), так и у холостых (57,1). Второй наиболее предпочитаемый вид защиты – отрицание – 15,4% у семейных и 14,3 у холостых. Но, у холостых выявлены  еще такие виды защиты как интеллектуализация (14,3) и регрессия (14,3).

У семейных также  выявлены такие виды защиты как компенсация, замещение, интеллектуализация и реактивное образование (по 7,7% каждый вид). У холостых же не выявлено таких видов защиты как компенсация, замещение, реактивное образование.

Можно предположить, что семейные люди при необходимости избежать конфликта с другим человеком и повышения чувства самодостаточности пытаются с помощью фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка. Они склонны разряжать подавленные эмоциина объектах, более доступных, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и чувства

Холостые людииспользуют более простые и привычные поведенческие стереотипы, которые обедняют общий арсенал преобладания конфликтных ситуаций.

Таблица 2.8.

Активность  защит в зависимости от наличия  детей

 

Есть дети

Нет детей

А_Отрицание

2

15,4

1

14,3

С_Регрессия

0

0

1

14,3

D_Компенсация

1

7,7

0

0

Е_Проекция

7

53,8

4

57,1

F_Замещение

1

7,7

0

0

G_Интеллектуализация

2

15,4

0

0

H_Реактивное образование

0

0

1

14,3


 

Из данной таблицы видно, что наиболее предпочитаемым видом защиты является проекция, как  у испытуемых с детьми (53,8%), так  и у испытуемых без детей (57,1%). У испытуемых с детьми также выявлены такие виды защиты как отрицание (15,4%), интеллектуализация (15,4%) и компенсация (7,7%). У испытуемых без детей также  выявлены такие виды защиты как отрицание (14,3%), регрессия (14,3%)  и реактивное образование (14,3%).

У испытуемых с детьми не выявлены такие виды защиты как регрессия, реактивное образование. У испытуемых без детей не выявлены такие виды защиты как компенсация, замещение и интеллектуализация. Можно предположить, что такие  виды защиты как отрицание, компенсация  и замещение более характерны для людей с детьми; такие виды защиты как регрессия и реактивное образование более характерны для людей, не имеющих детей.

Таблица 2.9.

Статус  СЖО в зависимости от защит

 

Отрицание

Регрессия

Компенсация

Проекция

Замещение

Интеллектуализация

Реактивное образование

Цель

37,33

20,00

42,00

33,18

42,00

36,50

22,00

Процесс

34,67

24,00

26,00

31,91

38,00

36,50

36,00

Результат

27,33

22,00

35,00

26,64

32,00

27,50

28,00

ЛК_Я

23,67

10,00

22,00

21,27

24,00

24,00

17,00

ЛК_жизнь

36,00

14,00

41,00

31,82

35,00

29,00

24,00

ОП_СЖО

119,33

59,00

117,0

109,0

118,00

111,00

91,00


 

Наличие  в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу более всего поддерживают такие виды защиты как компенсация и замещение. На осмысленность постановки целей в жизни негативно влияют реактивное образование и регрессия.

Восприятие  испытуемого  процесса своей жизни  как интересного, эмоционально насыщенного  и наполненного смыслом поддерживают такие виды защиты как замещение и интеллектуализация; Искажают  восприятие  своей жизни как интересной и  эмоционально насыщенной  регрессия и проекция.

Результативность  жизни, или удовлетворенность самореализацией поддерживают такие виды защиты как компенсация и замещение. На удовлетворенность прожитой частью жизни негативно влияют регрессия и проекция.

Представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле поддерживают замещение и интеллектуализация; негативно влияют регрессия и реактивное образование.

Убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь поддерживают компенсация и отрицание. Те, кто не верит в то, что он способен контролировать свою жизнь чаще обращаются к таким средствам защиты как регрессия и реактивное образование.

Уверенности в принципиальной возможности самостоятельного осуществления жизненного выбора способствует,поддерживает замещение. Личности, которые используют такие психические защиты как регрессия и реактивное образование не уверены в принципиальной возможности самостоятельного осуществления жизненного выбора

Информация о работе Взаимосвязь защитных механизмов личности со смысложизненными ориентациями