Взаимосвязь защитных механизмов личности со смысложизненными ориентациями

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 19:17, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей работы являлось исследование взаимосвязи смысложизненных ориентацийс психологическими защитами личности, а также изучение самого явления «психологической защиты».
Основные задачи исследования:
1. Изучить психологическую литературу раскрывающую смысл категории традиционно называемой «психологической защитой», «защитным механизмом психики», «защитным механизмом личности».
2. Описать методику ИЖС (индекс жизненного стиля) и рассмотреть возможности ее использования для определения индивидуальных особенностей личности, а в дальнейшем, для выявления нарушений психической адаптации на ранних этапах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. Взаимосвязь защитных механизмов
личности со смысложизненными ориентациями
1.1. Причины возникновения и развития защитных механизмов6
1.2 Проблема классификации психологических защит 13
1.3. Типы психологических защит18
Выводы по первому разделу34
РАЗДЕЛ II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ СО СМЫСЛОЖИЗНЕННЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ
2.1. Описание процедуры диагностики36
Первичный статистический анализ40
2.3. Анализ и обсуждение результатов 41
Выводы по второму разделу53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58

Работа содержит 1 файл

рита.docx

— 142.61 Кб (Скачать)

Можно такого рода рационализацию проинтерпретировать  и по-иному. Бессознательное Оно  реализует свои желания, представив их передЯ и строгой цензурой Сверх-Я, в одеждах благопристойности  и социальной привлекательности.

Как защитный процесс, рационализация традиционно (начиная с вышеупомянутой статьи Э. Джонса) определяется как процесс  самооправдания, психологической самозащиты личности. В большинстве случаев  мы, действительно, наблюдаем именно такие защитные аргументации, которые  можно назвать рационализациями для себя. Снижая ценность объекта, к которому он безуспешно стремится, человек рационализирует для  себя в том смысле, что стремится  к сохранению самоуважения, собственного положительного представления о  себе, а также для сохранения того положительного представления, которое, по его мнению, другие имеют о  своей личности. Путем защитной аргументации он стремится сохранить свое «лицо» перед собой и значимыми для  себя людьми. Прототипом такой ситуации является басня «Лиса и виноград». Не имея возможности достать столь  желаемый виноград, лиса в конце  концов понимает бесплодность своих  попыток и начинает словесно «заговаривать» свою нереализованную потребность: виноград зелен и вообще вреден, да и хочу ли я его?! Однако человек  способен к идентификации как  с отдельными людьми, так и с  референтными группами. В случаях  позитивной идентификации человек  может использовать механизм рационализации в пользу лиц или групп, с которыми он в той или иной степени идентифицируется, если последние оказываются во фрустрирующей ситуации [56].

Защитное  оправдание объектов идентификации  называется рационализацией для  других. Рационализации, приведенные  родителем в пользу ребенка, путем  интернализации превращаются внутренними  рационализациями для себя. Таким  образом, рационализация для других генетически предваряет рационализацию для себя, хотя ребенок уже с  самого начала периода овладения  речью, оказавшись во фрустрирующих  ситуациях, может изобретать рационализации в свою пользу. Механизм рационализации для других основывается на адаптивном механизме идентификации, а последняя, в свою очередь, обычно тесно связана  с механизмом интроекции или основывается на ней.

Прямая рационализация состоит в том, что фрустрированный  человек, осуществляя защитную аргументацию, говорит о фрустраторе и о  себе, оправдывает себя, переоценивает  силу фрустратора. Это рационализация, в процессе которой человек, в  общем остается в кругу реальных вещей и отношений.

В непрямой рационализации фрустрированный человек использует механизм рационализации, но объектами  его мысли становятся такие предметы и вопросы, которые прямого отношения  к его фрустраторам не имеют. Предполагается, что в результате подсознательных  психических процессов эти предметы и задачи получают символическое  значение. С ними индивиду легче  оперировать, они нейтральны и не затрагивают непосредственно конфликты  и фрустрации личности. Прямая рационализация в таком случае была бы мучительной, порождая новые фрустрации. Поэтому  подсознательно вытесняется истинное содержание фрустраций и конфликтов и их место в сфере сознания занимают нейтральные содержания психики.

Следовательно, при переходе от прямой (или «рациональной») защитной аргументации к непрямой (или  косвенной, «иррациональной») рационализации большую роль играет механизм подавления или вытеснения.

Выгоды рационализации: мир предстает стройным, логически  обоснованным, предсказуемым, прогнозируемым. Рационализация придает уверенность, снимает тревогу, напряжение. Рационализация позволяет сохранить самоуважение, «выйти сухим из воды», «сохранить лицо»  в ситуациях, которые несут в  себе нелицеприятную информацию. Она  меняет отношение к релевантному предмету, позволяя ничего не менять в  самом себе. Э.Фромм заметил, что  рационализация есть способ «остаться  в стаде» и чувствовать себя личностью.

Минусы рационализации: используя рационализацию, человек  не решает проблему, из-за которой защита и возникла. Происходит «отодвигание»  конструктивного решения проблемы во времени или в пространстве. Рационализация, обслуживая желание  выглядеть перед собой и другими  лучше, чем на самом деле, даже усугубляет проблемы, замедляет, если вообще не останавливает  личностный рост. Укрощает внутренний мир личности, мышление становится шаблонным, ригидным, используются одни и те же схемы объяснения, быстро, без задержки навешиваются ярлыки, человек все знает, все может  объяснить и предвидеть. Не остается места для удивления и чудес. Человек становится глух и слеп к  тому, что не попадает в прокрустово  ложе логических объяснений.

Идеализация

Идеализация связана, прежде всего, с завышенной эмоциональной самооценкой или  оценкой другого лица.

По мнению М. Клайн, идеализация есть защита от влечения к деструкции личности, так  как идеализированный образ (представление  человека о самом себе) наделяется несвойственными ему чертами  характера и добродетелями [53].

К. Хорни отмечала, что защитный механизм идеализации  выполняет ряд важных для личной стабильности функций: заменяет реальную уверенность человека в свои силы; создает условия для чувства  превосходства, ощущения того, что он лучше, достойнее других; подменяет  подлинные идеалы, (при действии защиты человек смутно представляет себе то, чего он хочет; его идеалы не отличаются определенностью, они противоречивы, но идеализированный образ придает  жизни некоторый смысл); отрицает наличие внутрипсихических конфликтов (отвергает все, что не входит в  созданный им самим образ поведения); порождает в личности новую линию  расколов, образовывая барьер к ее подлинному развитию. В целом механизм идеализации может привести к  одиночеству[ 52].

Необходимо  еще раз индивидуально оценить  социальные нормы, стандарты, формировать  свою точку зрения на мир, окружающих людей, становиться самостоятельным  и др.

Обесценивание

Это защитный механизм личности, основанный на снижении целей, достижений других людей и  собственных неудач во избежание  неприятных переживаний. Обесценивание  собственных промахов, неудач формирует  персональные представления о том, что случившаяся неприятность «ничто»  по сравнению с тем, что могло  бы быть. Защитный механизм обесценивания  достижений и успехов других людей  в целом более сложный и, как  правило, завуалирован, при этом успех  другого в одной области обязательно  связывают с обсуждением его  неуспеха, а порой и провала  в другой области.

Проекция

Проекция  основывается на том, что личность бессознательно приписывает другим людям качества, которые присущи самому проецирующему  и которые он не хочет иметь, не хочет осознавать. А те отрицательные  эмоции, которые направились бы против себя, теперь направляются на других и субъекту удается таким путем сохранить высокий уровень самоуважения.

Этот защитный механизм является следствием работы вытеснения. Благодаря вытеснению, рвавшиеся к удовлетворению влечения эроса и танатоса были подавлены, загнаны вновь внутрь, но здесь, в  Оно, они не перестают оказывать  свое действие. Какой бы сильной  и успешной в своей репрессивной активности ни была цензура Сверх-Я, ей приходится расходовать большой  объем энергии на подавление этих влечений, на их удержание в структуре  Оно, на исключение их из сознания. Эту  большую работу по вытеснению Сверх-Я  сможет сэкономить, если все свои репрессивные меры эта инстанция направит не на «преступные» желания своего носителя, а на желания и действия другого  человека. Бить по себе трудно, больно, энергоемко. Внутренний конфликт между  Оно и Сверх-Я сохраняется, он астенизирует человека. Всегда сохраняется  возможность того, что этот внутренний конфликт вырвется наружу, будет «обнародован». Кроме того, бить своего, давить свои желания – это косвенно признавать за своим Сверх-Я виновность в  том, что именно эта инстанция  недоглядела, недоконтролировала, недовытеснила  желания Оно. Не лучше ли для психического аппарата направить всю силу репрессивного  аппарата на другого человека, на его  безнравственное поведение и  тем самым отвлечь от себя. В  этом случае, вытесненные у себя желания проецируются на другого. Человек  настолько вытеснил, загнал в Оно  свои желания, что он не подозревает  об их наличии у себя. У него их нет. Индивид чист, непорочен перед  своим Сверх-Я. А вот у других они есть, у других индивид их видит, он их горячо осуждает, он негодует по поводу их наличия вдругомчеловеке. Чем шире ареал объектов проекции, тем больше вероятность того, что  осуждаемое качество является собственным. Проекция осуществляется легче на того, чья ситуация, чьи личностные особенности  похожи на проецирующего. Старая дева с большой вероятностью будет  обвинять в сексуальной распущенности женщин, а не мужчин, но с еще большим пристрастием она будет критиковать образ жизни своей соседки, которая так же одинока, как она сама.

Объектом  проекции часто могут быть люди, у которых нет даже намека на наличие  тех пороков, в которых их обвиняют, т.е. проекция в своей направленности слепа.

Психоаналитическое  понимание проекции как защитного  механизма начинается с работ  З.Фрейда, впервые обнаружившего  проекцию в паранойе и ревности, когда у человека вытесненные  чувства, тревога и страх коренятся  в нем самом и бессознательно переносятся на окружающих. Именно этот защитный механизм вызывает чувство  одиночества, изолированности, зависти, агрессивности.

З. Фрейд полагал, что проекция есть часть феномена переноса (трансфера) в том случае, когда личность приписывает другому  слова, мысли и чувства, которые, по сути, принадлежат ему самому: "Вы подумаете, что..., но это вовсе  не так".

К. Хорни отмечала, что по тому, как человек ругает другого, можно понять, что он из себя представляет [52].

Ф. Перлз писал  о том, что проектор делает другим то, в чем их обвиняет сам. Некоторые  особенности проекции подмечены  на уровне житейской и обыденной  психологии и нашли отражение  в пословицах и поговорках: «На  воре и шапка горит», «У кого что  болит, тот о том и говорит» и др.

Вообще сам  термин «проекция» употребляется в  достаточно широком спектре явлений  – в искусстве, когда человек  проецирует свой внутренний мир, создавая картины, художественные произведения, в обыденной жизни, когда человек  смотрит на окружающий мир через  призму своего состояния, настроения. Так, человек в радости смотрит  на других через «розовые очки» и  т.д [58].

Но механизм защиты, называемый проекцией, нечто  иное. Он тесно связан с другими  защитными реакциями, так как  сначала некоторый материал человек  вытесняет, отрицает и только после  этого он начинает четко замечать его в других людях, тем самым  избавляясь от тревоги, внутренних конфликтов и укрепляет образ Я, свое самоотношение, трактуя поведение других людей, исходя из собственных мотивов.

Проекция, освобождая временно от негативных переживаний, делает человека либо чрезмерно подозрительным, либо очень беспечным. Законы проекции показывают, почему нельзя обращаться за психологической помощью к  друзьям, знакомым, случайным «специалистам» – они будут советовать делать то, на что не решились бы сами. Об этом нельзя забывать профессиональному  психологу и другим специалистам, работающим с людьми.

Идентификация

Идентификация в психологии личности и социальной психологии определяется как эмоционально-когнитивный  процесс «отождествления субъектом  себя с другим субъектом, группой, образцом». Механизм идентификации получил  свои истоки в психоанализе З.Фрейда. Идентификация осуществляется на основе эмоциональной связи с другим лицом. Специфические свойства и  качества другого человека, его выражение  лица, манера разговора, походка, стиль  поведения – все это копируется и воспроизводится. Благодаря идентификации  происходит формирование поведения  и свойств личности, взятых за образец.

В работе «Психология  масс и анализ человеческого «Я»  З. Фрейд выделяет несколько разновидностей идентификации:

а) идентификация  с любимым лицом;

б) идентификация  с нелюбимым лицом;

в) идентификация  первичная: первичное отношение  между матерью и ребенком, в  котором нет дифференциации между  субъектом и объектом;

г) идентификация  как замена либидинозной привязанности  к объекту, образовавшаяся путем  регрессии и интроекции объекта  в структуру Я;

д) идентификация, возникающая при восприятии общности с другим лицом, не являющимся объектом полового влечения.

Чтобы понимать других, люди часто стремятся уподобляться им, таким путем стараясь догадаться об их психических состояниях. Установлено  существование тесной связи идентификации  с эмпатией. Эмпатия есть аффективное  «понимание».

1) Имаго –  внутренний образ внешнего объекта  в нашей личности. Первые лица, окружающие ребенка, определяют  условия жизни и социализации  не только в актуальной ситуации  младенчества и детства, но  они продолжают оказывать влияние  (иногда катастрофически фатальное)  и дальше, в другие возрастные  периоды человека.

Влияние первых лиц на личность проявляется в  формировании так называемых имаго, внутренних образов, которые представляют в психике ребенка реальных родителей, учителей и т.д. Итак, имаго – внутренний образ, представляющий некий внешний  объект в нашей личности. Через  имаго отражается, преломляется внешняя  и внутренняя реальность человека. Психоаналитически: наши имаго –  едва ли не большая часть Сверх-Я. Внутренние убеждения, оформленные  как некий безымянный принцип, в  основании своем имеют имаго, внутренний образец, чей-то внутренний образ.

 

Выводы по 1-ому разделу

 

 Жизненные цели оказывают  существенное влияние на психологию  и поведение индивида, то есть  на защитные механизмы. Следует  заметить, что люди редко используют  какой-либо единственный механизм  защиты – обычно они применяют  различные защитные механизмы.  Защитные механизмы все исходят из нашего детства. Наши цели не совпадают с нашими возможностями, поэтому тревога и эмоциональная напряженность только повышает цели психологической защиты.

  В психологии существует  понятие «психологическая защита»  личности. Это состояние защищенности  психики от действия многообразных  информационных факторов, препятствующих  или затрудняющих формирование  и функционирование адекватной  информационно-ориентировочной основы  социального поведения человека  и в целом жизнедеятельности  в современном обществе. Психологическая  защита, понимаемая в узком смысле, ведет к специфическому изменению  содержания сознания, как результат  функционирования ряда защитных  механизмов: подавления, отрицания,  проекции, идентификации, регрессии,  изоляции, рационализации и др. В  широком смысле термин «психологическая  защита» употребляется для обозначения  любого поведения, устраняющего  психологический дискомфорт, в результате  которого могут сформироваться  такие черты  личности, как  негативизм, появиться «ложные», замещающие  деятельности, измениться система  межличностных отношений. Действие  этих защитных механизмов не  повышает адекватность информационно-личностных  отношений, а зачастую даже  снижает ее.

Информация о работе Взаимосвязь защитных механизмов личности со смысложизненными ориентациями