Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 05:01, курсовая работа
Цель исследования состоит в том, чтобы установить взаимосвязь между уровнем тревожности и личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте.
Объект исследования уровень тревожности и самоопределения в юношеском возрасте
Предмет исследования: взаимосвязь уровня тревожности и личностного самоопределения в ранней юности.
Гипотеза исследования : существует корреляционная связь между уровнем тревожности и личностным самоопределением.
Для достижения цели исследования и проверки гипотез в практической части работы решались следующие задачи :
1. Определить показатели для оценки характеристик процесса личностного самоопределения в ранней юности.
2. Исследовать уровень тревожности у испытуемых в выборке.
3. Выявить корреляционную связь между уровнем тревожности и юношей и девушек и процессом их личностного самоопределения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
1.1. Развитие взглядов на тревожность в зарубежной психологии……………7
1.2. Исследование проблемы тревожности отечественными психологами…..17
1.3. Социально-психологические факторы формирования тревожности……24
2. ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
2.1. Понятие личностного самоопределения………………..33
2.2. Психологическое содержание личностного самоопределения в ранней юности………………………………………………44
3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ И САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
3.1. Материалы и методы исследования…………………………….53
3.2. Анализ результатов и выводы……………………………...58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….60
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………….62
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………
1. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
1.1. Развитие взглядов на тревожность в зарубежной психологии……………7
1.2.
Исследование проблемы
1.3. Социально-психологические
факторы формирования
2. ЛИЧНОСТНОЕ
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК
2.1.
Понятие личностного
2.2.
Психологическое содержание
личностного самоопределения
в ранней юности………………………………………………44
3.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
3.1.
Материалы и методы
3.2.
Анализ результатов и выводы………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования данной темы обусловлена потребностями современного общественного развития, которое характеризуется кардинальными преобразованиями человеческого бытия, формированием новой системы ценностных ориентации личности. В связи с этим для современного мирового обществознания характерно резкое повышение интереса к личности, к человеку, к различным аспектам его взаимоотношений с природной и общественной средой. Значительно выросли и продолжают расти количество, уровень и объем научно-теоретических исследований по данной проблематике, публицистических и популярных статей и книг, прогнозов и рекомендаций. Проблема самоопределения личности как одного из существенных проявлений общественного человека, показателя его суверенности в основных сферах его жизнедеятельности является в этом контексте одной из центральных. Ее исследование будет способствовать решению многих практических задач по активизации сущностных сил личности.
Все более настойчивое обращение исследователей к феномену самоопределения, по-видимому, объясняется не только, и не столько стремлением к констатации существования одного из важнейших характеристических качеств личности, а скорее продиктовано осознанной необходимостью глубже проникнуть в сущность процесса формирования и развития личности вообще, нравственного развития в особенности.
«Актуальность анализа механизма самоопределения личности осознана далеко не в полную меру. Об этом свидетельствует недостаточный уровень разработанности этой проблемы. В современных условиях без знания таких механизмов невозможно эффективное управление любым общественным процессом», - отмечает В.Ф. Сафин. [38]
В
психологическом плане
Становление
эмоционально-волевой сферы, с которой
тесно связано формирование личности
– сложный и длительный процесс,
характеризующий психическое
Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место. Она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении и является частым симптомом неврозов и функционального психоза, а также входит в синдромологию других заболеваний или становится пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности. Значение тревожности как социально-обусловленного фактора было отмечено на одном из первых, ежегодных симпозиумов, проводящихся Американской ассоциацией психологов и психопатологов1.
Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка.
Особенно острой проблема тревожности является для детей подросткового возраста, когда она становится устойчивым личностным образованием. В данном возрастном периоде тревожность выступает как неконструктивная, которая вызывает состояние паники, уныния. Подросток начинает сомневаться в своих способностях и силах. Но тревога, дезорганизует не только учебную деятельность, она начинает разрушать личностные структуры.
Личностное
самоопределение как
Учитывая все вышесказанное, можно утверждать, что обращение к вопросу взаимосвязи самоопределения личности и нарушений эмоционально-личностной сферы, одним из которых является тревожность, является актуальным.
Базовым для исследования является философско-психологический подход к проблеме самоопределения личности представлен в работах С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, В.Ф. Сафина и др. С.Л. Рубинштейн особо подчеркивал не только зависимость личности от обстоятельств и условий жизни, но и зависимость жизни от личности. При этом личность выступает как субъект жизни Судьба личности, по мнению С.Л. Рубинштейна, зависит от ее собственного суда над собой. Самоопределение - свободное избрание человеком своей судьбы, осуществленная детерминация, а механизмом самоопределения является интеллектуальная работа по рефлексии жизненной ситуации.
Цель исследования состоит в том, чтобы установить взаимосвязь между уровнем тревожности и личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте.
Объект исследования уровень тревожности и самоопределения в юношеском возрасте
Предмет исследования: взаимосвязь уровня тревожности и личностного самоопределения в ранней юности.
Гипотеза исследования : существует корреляционная связь между уровнем тревожности и личностным самоопределением.
Для достижения цели исследования и проверки гипотез в практической части работы решались следующие задачи :
1.
Определить показатели для
2.
Исследовать уровень
3.
Выявить корреляционную связь
между уровнем тревожности и
юношей и девушек и процессом их
личностного самоопределения.
1.
АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ
ТРЕВОЖНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
Рассмотрение тревожности как предмета психологического исследования берет начало в психоанализе Фрейда. «Самые первые результаты Фрейда вызвали у него интерес к происхождению тревоги. Эта заинтересованность впервые привела его к предположению о том, что тревога является следствием неадекватной разрядки энергии либидо»2. Позже Фрейд пересмотрел это предположение и пришел к выводу, что «... тревога является функцией Эго и назначение её состоит в том, чтобы предупреждать индивидуум о надвигающейся угрозе, которую надо встретить или избежать»3.
Первичный источник тревоги Фрейд усматривал в неспособности младенца контролировать свой новый мир, а именно управлять внутренним и внешним побуждение [47]. Поскольку тревожность связана с переживанием негативных эмоций, индивид стремится избежать состояния тревоги. Для этого он может использовать защитные механизмы, большая часть из которых направлена на защиту образа «Я».
Фрейд выделял следующие типы тревоги.
Реалистическая - является ответом на объективную внешнюю угрозу, при чрезмерном проявлении такая тревожность ослабляет способность индивида эффективно справиться с источником опасности. Переходя во внутренний план в процессе формирования личности, она служит основой для двух типов тревожности, которые различаются по характеру осознания.
Невротическая
тревога обусловлена боязнью
оказаться неспособным
Моральная тревога возникает, когда безнравственные побуждения блокируются воспринятыми индивидом социальными и культурными нормами. Факт возникновения таких побуждений вызывает самообвинение (чувства стыда и вины, вплоть до ненависти к себе). Эти представления Фрейда определили направление исследования тревожности не только для его последователей, но и отразились на авторах, которые вышли за рамки психоанализа.
Вильгельм Райх расширил
В индивидуальной психологии А. Адлер предлагает новый взгляд на происхождение неврозов. По мнению Адлера, в основе невроза лежат такие механизмы, как страх, боязнь жизни, боязнь трудностей, а также стремление к определенной позиции в группе людей, которую индивид в силу каких-либо индивидуальных особенностей или социальных условий не мог добиться, то есть отчетливо видно, что в основе невроза лежат ситуации, в которых человек в силу тех или иных обстоятельств, в той или иной мере испытывает чувство тревоги.
Чувство
неполноценности может
Стремясь к превосходству, индивид вырабатывает «способ жизни», линию жизни и поведения. Уже к 4-5 годам у ребенка может появиться чувство неудачливости, неприспособленности, неудовлетворенности, неполноценности, которые могут привести к тому, что в будущем человек потерпит поражение.
Информация о работе Взаимосвязь уровня тревожности и личностного самоопределения в ранней юности