Взаимосвязь творческих способностей и социального статуса в группе сверстников детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 11:43, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы: выявить взаимосвязь между творческими способностями и социальным статусом, а также разработать и апробировать коррекционную программу, направленную на развитие творческих способностей дошкольников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы взаимосвязи творческих способностей и социального статуса в группе сверстников детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………….7
1.1. Определение понятий «творчество» и «творческие способности», развитие творческих способностей……………………………………………………………….7
1.2. Проблема статуса в гуманистических науках. Особенности статуса детей старшего дошкольного возраста в группе сверстников……………………………………………………………………………..13
1.3. Взаимосвязь творческих проявлений и социального статуса в группе сверстников у детей старшего дошкольного возраста………………………………20
Глава 2. Эмпирическое изучение проблемы взаимосвязи творческих способностей и социального статуса в группе сверстников детей старшего дошкольного
возраста. …………………………………………………………………………………24
2.1. Организация исследования……………………………………………………….24
2.1.1. Описание этапов исследования……. .…………………..................................24
2.1.2. Описание методик……………………………………………………………….25
2.2.Коррекционно-развивающая программа по развитию творческих способностей
и повышению статуса старших дошкольников в группе
сверстников …………………………………………………………………….............29
2.3.Интерпретация результатов исследования взаимосвязи творческих способностей и социального статуса в группе сверстников детей старшего дошкольного возраста......................................................................................................................38
Выводы.......................................................................................................................45
Заключение.................................................................................................................46
Список литературы...................................................................................................48
Приложение 1………………………………………………………………....................53
Приложение 2…………………….....................................................................................55
Приложение 3…………………….....................................................................................

Работа содержит 1 файл

иванова.doc

— 382.00 Кб (Скачать)

Следовательно, цель, поставленная нами в данной работе, полностью  достигнута.

 

2

 



 

Список литературы

 

1.                 Альтшуллер Г. Творчество как точная наука. – М.: Советское радио, 1979. – 191 с.

2.                 Ананьев Б.Г. Проблемы способностей – М.: Просвещение, 1962. –106 с.

3.                 Ананьев Б.Г.  Склонности и способности. – Л.: Наука,   1962. –  96 с.

4.                 Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. - М.: Наука, 1977. – 183 с.

5.                 Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. - СПб.: Издательство Буковского, 1994. – 60 с.

6.                 Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002. – 292 с.

7.                 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 400с.

8.                 Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 2003. – 528 с.

9.                 Венгер Л.А. Педагогика способностей – М.: Знание, 2003. – 96 с.

10.             Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. - М.: Педагогика, 1972. – 124 с.

11.             Волков Б.С., Волкова Н.В. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. – СПб.: СПбГУ, 2001.

12.             Выготский Л.Н. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: Союз, 1997. – 92 с.

13.             Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения – М.: Литература, 1975. – 96 с.

14.             Гальтон Ф. Наследственность таланта, ее законы и последствия. СПб.: Наука, 1975. – 45 с.

15.             Детская практическая психология./Под ред. Богдан Н.Н. Владивосток: Издательство ВГУЭС, 2003. – 116 с.

16.             Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - СПб.: Питер, 2003. - 319 с.

17.             Дрезнина М.Г., Куревина О.А. Навстречу друг другу (Программа совместной художественно-теоретической деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста) ь- М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 248с.

18.             Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 1994. - 157 с.

19.             Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. - Вопросы психологии. – №2/1993. - С. 54-58.

20.             Зверева С.В. Умственная гимнастика или упражнения для развития творческих способностей.//Дошкольная педагогика. – №10/2001. - С. 25-28.

21.             Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. - СПб.: Речь, 2001. - 400 с.

22.             Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.  Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2000. – 310с.

23.             Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. – Мн.: Просвещение, 1984. – 190 с.

24.             Комарова Т.С. Дети в мире творчества. - М.: Просвещение, 1995. – 195 с.

25.             Коношенко О. Домашний психолог. Сказкотерапия. – ЭКСМО, 2003. – 72 с.

26.             Крылов Е. Школа творческой личности. - Дошкольное воспитание. - №№7,8/1992. - С. 11-20.

27.             Крысько В.Г. Словарь-справочник по социальной психологии. - СПб.: Питер, 2003. - 416 с.

28.             Крысько В.Г. Социальная психология. - М.: Омега-Л, 2006. - 352 с.

29.             Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. - №9/1995. - С. 52-59.

30.             Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. - №10/1995. - С.  62-69.

31.             Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993. - 56 с.

32.             Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Олма-пресс, 2003. – 318 с.

33.             Лисина М.И. Общение ребенка со взрослым как деятельность.//Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. – М.: Просвещение, 1974. – 76 с.

34.             Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения. - М.:   Просвещение, 1976. - 146 с.

35.             Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978. - 125 с.

36.             Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. – М.: Искусство, 1981. – 221 с.

37.             Морозов А. В. Социальная психология. - М.: Академический проспект, 2003. - 336 с.

38.             Мурашковская И.Н. Когда я стану волшебником. - Рига: Эксперимент, 1994. - 62 с.

39.             Мухина В.С. Детская психология. М.: ЭКСМО - Пресс, 2000. – 352 с.

40.             Мэй Р. Мужество творить: очерк психологии творчества. – Львов: Инициатива, 2001. – 195 с.

41.             Нестеренко А.А. Страна сказок. - Ростов-на-Дону: Издательство ростовского университета, 1993. - 32 с.

42.             Николаева Е.И. Психология детского творчества. – СПб.: Речь, 2006. – 220 с.

43.             Обухова Л. Детская психология: Теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 2007. – 360 с.

44.             Палашна Т.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике. - Дошкольное воспитание. - №6/1989. - С. 69-72.

45.             Полуянов Д. Воображение и способности. - М.: 3нание, 1985.  – 50 с.

46.             Практикум по возрастной и педагогической психологии./Под ред. Щербакова А.И. - М.: Просвещение, 1987. - 255 с.

47.             Практикум по детской психологии./Под ред. Урунтаевой Г.А. - М.: Просвещение, 1995. – 291 с.

48.             Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - Дошкольное воспитание. - №5/1996. -  С. 21-27.

49.             Психология социальной одарённости: пособие по выявлению и развитию коммуникативных способностей дошкольников/ под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. – М.: Линка-Пресс, 2009. – 272с.

50.             Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. – М.: Педагогика, 1998. – 290 с.

51.             Репина Т.А. Проявление неуверенности у старших дошкольников и пути её коррекции. – М.1995.

52.             Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, Кн 1., 2002. – 384 с.

53.             Самарин Ю.А. Проблемы способностей. – М.: Просвещение, 1962. – 402 с.

54.             Сенько Т.В. Взаимосвязь положения старших дошкольников в группе сверстников с успешностью их познавательной и элементарной трудовой деятельностью. - М.: Знание, 1984. - 165 с.

55.             Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2004. - 350 с.

56.             Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 192 с.

57.             Соловейчик С.Л. От интересов к способностям – М.: 2005. – 92 с.

58.             Стернберг Р., Григоренко Е.Л. Учись думать творчески.//Основные современные концепции творчества и одаренности. – М.: 1997. – 295 с.

59.             Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1996.

60.             Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия, 2001. – 336 с.

61.             Шаграева О.А. Детская психология: теоретический и практический курс. -  М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. - 368 с.

62.             Энциклопедия воспитания и развития дошкольника./Под ред. Башаева Т.В., Васильева Н.Н., Клюева Н.В. - Ярославль: Академия развития, 2001. – 480 с.

 

2

 



 

Приложение № 1

Таблица первичных данных

 

№ п/п

Ф.И. ребёнка

Методика «Солнце в комнате»

Методика

«Складная картинка»

Методика

«Как спасти Зайку»

Социометрический эксперимент «Секрет»

 

 

Констатир.

Эксперимент

Контрольн. эксперимент

Констатир. эксперимент

Контрольн. эксперимент

Констатир.

эксперимент

Контрольн.

эксперимент

Констатир.

эксперимент

Контрольн. эксперимент

1

Б.Д.

3

3

2

3

2

3

3

3

2

Б.Р.

3

3

2

3

2

2

3

3

3

В.В.

2

3

2

2

1

2

0

1

4

И.К.

3

3

2

2

2

3

4

5

5

К.В.

3

3

3

3

2

3

3

3

6

К.М.

2

3

2

2

1

2

1

3

7

К.О

4

4

3

3

3

3

6

6

8

К.Д

2

3

2

3

1

2

0

1

9

Л.Л

2

3

2

3

2

2

4

3

10

М.К.

3

3

2

2

3

3

4

5

11

М.С.

3

4

2

3

2

2

3

3

12

М.О.

2

2

2

2

1

2

1

1

13

М.Г.

2

3

2

2

1

2

1

3

14

М.Л.

4

4

3

3

3

3

6

6

15

М.И.

2

3

2

2

1

2

3

3

16

П.И.

3

3

2

2

2

2

3

3

17

П.А.

4

4

3

3

3

3

7

6

18

С.Л.

3

3

2

2

2

2

3

3

19

Х.Д.

2

2

2

2

1

1

1

3

20

Ч.Н.

2

3

2

2

2

3

4

5

21

Ч.Я.

3

4

2

3

2

2

3

3

22

Ч.А.

3

3

2

2

2

2

3

3

23

Ч.О.

3

3

2

2

2

2

3

3

24

Ш.С

3

3

2

2

2

2

3

3

25

Ш.Э

2

2

2

2

1

1

0

1

26

Ш.И

2

4

2

3

2

2

3

4

27

Ю.В

3

3

2

3

2

2

3

3

28

Р.Ж.

3

3

2

2

2

2

3

3

29

К.С.

4

4

3

3

2

2

2

2

30

А.Д.

2

2

2

2

2

2

3

3

31

А.О.

3

3

2

2

2

2

3

3

32

Ж.С.

3

3

2

2

3

3

5

5

33

Б.Ж.

3

3

2

2

2

2

4

4

34

Б.Н.

4

4

2

2

3

3

5

5

35

В.Н.

4

4

3

3

3

3

5

5

36

Г.П.

3

3

2

2

3

3

5

5

37

Г.Р.

2

2

2

2

2

2

4

4

38

Г.С.

2

2

2

2

1

1

1

1

39

М.Н.

2

2

2

2

1

2

1

1

40

К.Д.

2

2

2

2

2

2

3

3

41

Т.С.

4

4

3

3

3

3

3

3

42

Ш.В

2

2

2

2

1

1

2

3

43

Ш.Д

2

2

2

2

2

2

3

3

44

А.И.

2

2

2

2

1

1

2

2

 

 

 

 

Приложение № 2

Оценка достоверности различий по U критерию Манна-Уитни.

Значимые различия

 

Показатель

Средний бал

 

U критерий Манна-Уитни

Р (значимость)

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Методика «Солнце в комнате»

До занятий

2,73

2,73

239,000

0,939

После занятий

3,14

2,82

182,500

0,125

Методика «Складная картинка»

До занятий

2,18

2,0

231,000

0,684

После занятий

2,45

2,0

187,000

0,116

Методика «как спасти Зайку»

До занятий

1,86

2,0

216,000

0,511

После занятий

2,32

2,05

189,500

0,159

Социометрический эксперимент «Секрет»

До занятий

3,0

3,0

242,000

1,000

После занятий

3,41

3,14

223,500

0,638

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 3

Оценка достоверности сдвигов по Т критерию Вилкоксона

 

Показатели

Средний бал

Т критерий Вилкоксона

До занятий

После занятий

Методика «Солнце в комнате»

Экспериментальная группа

2,73

3,14

0,003

Контрольная группа

2,73

2,82

0,317

Методика «Складная картинка»

Экспериментальная группа

2,18

2,45

0,014

Контрольная группа

2

2

0,157

Методика «Как спасти Зайку»

Экспериментальная группа

1,86

2,32

0,002

Контрольная группа

2

2,05

0,317

Социометрический эксперимент «Секрет»

Экспериментальная группа

3,0

3,41

0,038

Контрольная группа

3,0

3,14

0,083

Информация о работе Взаимосвязь творческих способностей и социального статуса в группе сверстников детей старшего дошкольного возраста