Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 11:43, дипломная работа
Цель дипломной работы: выявить взаимосвязь между творческими способностями и социальным статусом, а также разработать и апробировать коррекционную программу, направленную на развитие творческих способностей дошкольников.
Введение…………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы взаимосвязи творческих способностей и социального статуса в группе сверстников детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………….7
1.1. Определение понятий «творчество» и «творческие способности», развитие творческих способностей……………………………………………………………….7
1.2. Проблема статуса в гуманистических науках. Особенности статуса детей старшего дошкольного возраста в группе сверстников……………………………………………………………………………..13
1.3. Взаимосвязь творческих проявлений и социального статуса в группе сверстников у детей старшего дошкольного возраста………………………………20
Глава 2. Эмпирическое изучение проблемы взаимосвязи творческих способностей и социального статуса в группе сверстников детей старшего дошкольного
возраста. …………………………………………………………………………………24
2.1. Организация исследования……………………………………………………….24
2.1.1. Описание этапов исследования……. .…………………..................................24
2.1.2. Описание методик……………………………………………………………….25
2.2.Коррекционно-развивающая программа по развитию творческих способностей
и повышению статуса старших дошкольников в группе
сверстников …………………………………………………………………….............29
2.3.Интерпретация результатов исследования взаимосвязи творческих способностей и социального статуса в группе сверстников детей старшего дошкольного возраста......................................................................................................................38
Выводы.......................................................................................................................45
Заключение.................................................................................................................46
Список литературы...................................................................................................48
Приложение 1………………………………………………………………....................53
Приложение 2…………………….....................................................................................55
Приложение 3…………………….....................................................................................
Следовательно, цель, поставленная нами в данной работе, полностью достигнута.
2
Список литературы
1. Альтшуллер Г. Творчество как точная наука. – М.: Советское радио, 1979. – 191 с.
2. Ананьев Б.Г. Проблемы способностей – М.: Просвещение, 1962. –106 с.
3. Ананьев Б.Г. Склонности и способности. – Л.: Наука, 1962. – 96 с.
4. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. - М.: Наука, 1977. – 183 с.
5. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. - СПб.: Издательство Буковского, 1994. – 60 с.
6. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002. – 292 с.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 400с.
8. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 2003. – 528 с.
9. Венгер Л.А. Педагогика способностей – М.: Знание, 2003. – 96 с.
10. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. - М.: Педагогика, 1972. – 124 с.
11. Волков Б.С., Волкова Н.В. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. – СПб.: СПбГУ, 2001.
12. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: Союз, 1997. – 92 с.
13. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения – М.: Литература, 1975. – 96 с.
14. Гальтон Ф. Наследственность таланта, ее законы и последствия. СПб.: Наука, 1975. – 45 с.
15. Детская практическая психология./Под ред. Богдан Н.Н. Владивосток: Издательство ВГУЭС, 2003. – 116 с.
16. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - СПб.: Питер, 2003. - 319 с.
17. Дрезнина М.Г., Куревина О.А. Навстречу друг другу (Программа совместной художественно-теоретической деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста) ь- М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 248с.
18. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 1994. - 157 с.
19. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. - Вопросы психологии. – №2/1993. - С. 54-58.
20. Зверева С.В. Умственная гимнастика или упражнения для развития творческих способностей.//Дошкольная педагогика. – №10/2001. - С. 25-28.
21. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. - СПб.: Речь, 2001. - 400 с.
22. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2000. – 310с.
23. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. – Мн.: Просвещение, 1984. – 190 с.
24. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. - М.: Просвещение, 1995. – 195 с.
25. Коношенко О. Домашний психолог. Сказкотерапия. – ЭКСМО, 2003. – 72 с.
26. Крылов Е. Школа творческой личности. - Дошкольное воспитание. - №№7,8/1992. - С. 11-20.
27. Крысько В.Г. Словарь-справочник по социальной психологии. - СПб.: Питер, 2003. - 416 с.
28. Крысько В.Г. Социальная психология. - М.: Омега-Л, 2006. - 352 с.
29. Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. - №9/1995. - С. 52-59.
30. Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. - №10/1995. - С. 62-69.
31. Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993. - 56 с.
32. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Олма-пресс, 2003. – 318 с.
33. Лисина М.И. Общение ребенка со взрослым как деятельность.//Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. – М.: Просвещение, 1974. – 76 с.
34. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения. - М.: Просвещение, 1976. - 146 с.
35. Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978. - 125 с.
36. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. – М.: Искусство, 1981. – 221 с.
37. Морозов А. В. Социальная психология. - М.: Академический проспект, 2003. - 336 с.
38. Мурашковская И.Н. Когда я стану волшебником. - Рига: Эксперимент, 1994. - 62 с.
39. Мухина В.С. Детская психология. М.: ЭКСМО - Пресс, 2000. – 352 с.
40. Мэй Р. Мужество творить: очерк психологии творчества. – Львов: Инициатива, 2001. – 195 с.
41. Нестеренко А.А. Страна сказок. - Ростов-на-Дону: Издательство ростовского университета, 1993. - 32 с.
42. Николаева Е.И. Психология детского творчества. – СПб.: Речь, 2006. – 220 с.
43. Обухова Л. Детская психология: Теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 2007. – 360 с.
44. Палашна Т.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике. - Дошкольное воспитание. - №6/1989. - С. 69-72.
45. Полуянов Д. Воображение и способности. - М.: 3нание, 1985. – 50 с.
46. Практикум по возрастной и педагогической психологии./Под ред. Щербакова А.И. - М.: Просвещение, 1987. - 255 с.
47. Практикум по детской психологии./Под ред. Урунтаевой Г.А. - М.: Просвещение, 1995. – 291 с.
48. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - Дошкольное воспитание. - №5/1996. - С. 21-27.
49. Психология социальной одарённости: пособие по выявлению и развитию коммуникативных способностей дошкольников/ под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. – М.: Линка-Пресс, 2009. – 272с.
50. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. – М.: Педагогика, 1998. – 290 с.
51. Репина Т.А. Проявление неуверенности у старших дошкольников и пути её коррекции. – М.1995.
52. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, Кн 1., 2002. – 384 с.
53. Самарин Ю.А. Проблемы способностей. – М.: Просвещение, 1962. – 402 с.
54. Сенько Т.В. Взаимосвязь положения старших дошкольников в группе сверстников с успешностью их познавательной и элементарной трудовой деятельностью. - М.: Знание, 1984. - 165 с.
55. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2004. - 350 с.
56. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 192 с.
57. Соловейчик С.Л. От интересов к способностям – М.: 2005. – 92 с.
58. Стернберг Р., Григоренко Е.Л. Учись думать творчески.//Основные современные концепции творчества и одаренности. – М.: 1997. – 295 с.
59. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1996.
60. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия, 2001. – 336 с.
61. Шаграева О.А. Детская психология: теоретический и практический курс. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. - 368 с.
62. Энциклопедия воспитания и развития дошкольника./Под ред. Башаева Т.В., Васильева Н.Н., Клюева Н.В. - Ярославль: Академия развития, 2001. – 480 с.
2
Приложение № 1
Таблица первичных данных
№ п/п | Ф.И. ребёнка | Методика «Солнце в комнате» | Методика «Складная картинка» | Методика «Как спасти Зайку» | Социометрический эксперимент «Секрет» | ||||
|
| Констатир. Эксперимент | Контрольн. эксперимент | Констатир. эксперимент | Контрольн. эксперимент | Констатир. эксперимент | Контрольн. эксперимент | Констатир. эксперимент | Контрольн. эксперимент |
1 | Б.Д. | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 |
2 | Б.Р. | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 |
3 | В.В. | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 0 | 1 |
4 | И.К. | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5 | К.В. | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 |
6 | К.М. | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 |
7 | К.О | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 6 | 6 |
8 | К.Д | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 | 0 | 1 |
9 | Л.Л | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 4 | 3 |
10 | М.К. | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 4 | 5 |
11 | М.С. | 3 | 4 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 |
12 | М.О. | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 |
13 | М.Г. | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 |
14 | М.Л. | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 6 | 6 |
15 | М.И. | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 | 3 |
16 | П.И. | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 |
17 | П.А. | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 7 | 6 |
18 | С.Л. | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 |
19 | Х.Д. | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 3 |
20 | Ч.Н. | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 4 | 5 |
21 | Ч.Я. | 3 | 4 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 |
22 | Ч.А. | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 |
23 | Ч.О. | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 |
24 | Ш.С | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 |
25 | Ш.Э | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 0 | 1 |
26 | Ш.И | 2 | 4 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 4 |
27 | Ю.В | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 |
28 | Р.Ж. | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 |
29 | К.С. | 4 | 4 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 |
30 | А.Д. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 |
31 | А.О. | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 |
32 | Ж.С. | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 5 | 5 |
33 | Б.Ж. | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 4 | 4 |
34 | Б.Н. | 4 | 4 | 2 | 2 | 3 | 3 | 5 | 5 |
35 | В.Н. | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 5 | 5 |
36 | Г.П. | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 5 | 5 |
37 | Г.Р. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 4 | 4 |
38 | Г.С. | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 |
39 | М.Н. | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 |
40 | К.Д. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 |
41 | Т.С. | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
42 | Ш.В | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 |
43 | Ш.Д | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 |
44 | А.И. | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 |
Приложение № 2
Оценка достоверности различий по U критерию Манна-Уитни.
Значимые различия
Показатель | Средний бал
| U критерий Манна-Уитни | Р (значимость) | |||
Экспериментальная группа | Контрольная группа | |||||
Методика «Солнце в комнате» | До занятий | 2,73 | 2,73 | 239,000 | 0,939 | |
После занятий | 3,14 | 2,82 | 182,500 | 0,125 | ||
Методика «Складная картинка» | До занятий | 2,18 | 2,0 | 231,000 | 0,684 | |
После занятий | 2,45 | 2,0 | 187,000 | 0,116 | ||
Методика «как спасти Зайку» | До занятий | 1,86 | 2,0 | 216,000 | 0,511 | |
После занятий | 2,32 | 2,05 | 189,500 | 0,159 | ||
Социометрический эксперимент «Секрет» | До занятий | 3,0 | 3,0 | 242,000 | 1,000 | |
После занятий | 3,41 | 3,14 | 223,500 | 0,638 |
Приложение № 3
Оценка достоверности сдвигов по Т критерию Вилкоксона
Показатели | Средний бал | Т критерий Вилкоксона | |
До занятий | После занятий | ||
Методика «Солнце в комнате» | |||
Экспериментальная группа | 2,73 | 3,14 | 0,003 |
Контрольная группа | 2,73 | 2,82 | 0,317 |
Методика «Складная картинка» | |||
Экспериментальная группа | 2,18 | 2,45 | 0,014 |
Контрольная группа | 2 | 2 | 0,157 |
Методика «Как спасти Зайку» | |||
Экспериментальная группа | 1,86 | 2,32 | 0,002 |
Контрольная группа | 2 | 2,05 | 0,317 |
Социометрический эксперимент «Секрет» | |||
Экспериментальная группа | 3,0 | 3,41 | 0,038 |
Контрольная группа | 3,0 | 3,14 | 0,083 |