Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 11:43, дипломная работа
Цель дипломной работы: выявить взаимосвязь между творческими способностями и социальным статусом, а также разработать и апробировать коррекционную программу, направленную на развитие творческих способностей дошкольников.
Введение…………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы взаимосвязи творческих способностей и социального статуса в группе сверстников детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………….7
1.1. Определение понятий «творчество» и «творческие способности», развитие творческих способностей……………………………………………………………….7
1.2. Проблема статуса в гуманистических науках. Особенности статуса детей старшего дошкольного возраста в группе сверстников……………………………………………………………………………..13
1.3. Взаимосвязь творческих проявлений и социального статуса в группе сверстников у детей старшего дошкольного возраста………………………………20
Глава 2. Эмпирическое изучение проблемы взаимосвязи творческих способностей и социального статуса в группе сверстников детей старшего дошкольного
возраста. …………………………………………………………………………………24
2.1. Организация исследования……………………………………………………….24
2.1.1. Описание этапов исследования……. .…………………..................................24
2.1.2. Описание методик……………………………………………………………….25
2.2.Коррекционно-развивающая программа по развитию творческих способностей
и повышению статуса старших дошкольников в группе
сверстников …………………………………………………………………….............29
2.3.Интерпретация результатов исследования взаимосвязи творческих способностей и социального статуса в группе сверстников детей старшего дошкольного возраста......................................................................................................................38
Выводы.......................................................................................................................45
Заключение.................................................................................................................46
Список литературы...................................................................................................48
Приложение 1………………………………………………………………....................53
Приложение 2…………………….....................................................................................55
Приложение 3…………………….....................................................................................
Изучение дошкольных групп имеет свои традиции в психологии. Основываясь на принципиальных положениях во взаимоотношениях личности и коллектива, представленных в трудах А.С. Макаренко и Н.К.Крупской, социально-психологические исследования групп детского сада начали в 30-х годах Е.А.Аркин и А.С. Заслужный. Дальше, начиная с 50-х годов советская психология начала развиваться бурными темпами, при этом появилось много работ по проблеме статуса детей в группе сверстников. Среди них пока, к сожалению, единичны исследования групп детского сада. На эту тему были написаны отдельные работы Я.Л. Коломинского, Л.В. Артемовой и др. [24, с. 5].
Группа детского сада, с одной стороны, явление социально-педагогическое, развивающееся под воздействием воспитателей, которые ставят перед этой группой социально-значимые задачи. С другой стороны, благодаря существующим внутригрупповым процессам в ней имеются зачатки саморегуляции. Являясь своеобразной малой группой, группа детского сада представляет собой генетически наиболее раннюю ступень социальной организации, где у ребенка развивается общение и разнообразные виды деятельности, формируются первые отношения со сверстниками, столь важные для становления его личности [51, с. 54].
Применительно к детской группе Т.А. Репина выделяют следующие структурные единицы:
поведенческая, к ней относят: общение, взаимодействие в совместной деятельности и поведение члена группы, адресованное другому;
эмоциональная (межличностные отношения). К ней относят деловые отношения (в ходе совместной деятельности), оценочные (взаимное оценивание детей) и собственно личностные отношения. Т.А. Репина предполагает, что у дошкольников проявляется феномен взаимосвязи и взаимопроникновения разного вида отношений;
когнитивная (гностическая). К ней относятся восприятие и понимание детьми друг друга (социальная перцепция), результатом которых являются взаимные оценки и самооценки (Хотя здесь присутствует и эмоциональная окраска, которая выражается в виде пристрастности образа сверстника у дошкольника через ценностные ориентации группы и специфику личности воспринимающего.) [51, с. 55-56].
В группе детского сада в старшем дошкольном возрасте существуют относительно длительные привязанности между детьми. Прослеживается существование относительно устойчивого положения дошкольника в группе (по данным Т.А. Репиной неблагоприятное положение у 1/3 детей). Проявляется определенная степень ситуативности в отношениях дошкольников (дети часто забывали о сверстниках, отсутствующих в день эксперимента). Избирательность старших дошкольников обусловлена интересами совместной деятельности, а также положительными качествами сверстников. Значимыми также являются те дети, с которыми испытуемые больше взаимодействовали, а этими детьми часто оказываются сверстники своего пола. Вопрос о том, что влияет на положение ребенка в группе сверстников, имеет исключительное значение. Анализируя качество и способности наиболее популярных детей, можно понять, что привлекает старших дошкольников друг в друге и что позволяет ребенку завоевать расположение сверстников. Вопрос о популярности детей дошкольного возраста решался преимущественно в связи с игровыми способностями детей. Характер социальной активности и инициативности старших дошкольников в сюжетно-ролевых играх обсуждался в работах Т.А. Репиной, А.А. Рояк, В.С. Мухиной и др. Исследования этих авторов показывают, что положение детей в ролевой игре не одинаково - они выступают в роли ведущих, другие - в роли ведомых. Предпочтение детей и их популярность в группе во многом зависят от их способности придумывать и организовывать совместную игру. В исследовании Т.А. Репиной положение ребенка в группе также изучалось в связи с успешностью ребенка в конструктивной деятельности. Было показано, что повышение успешности в этой деятельности повышает число положительных форм взаимодействия и повышает статус ребенка [33, с. 52–54].
Видно, что успешность деятельности положительно влияет на положение ребенка в группе. Однако, при оценке успешности в какой-либо деятельности важен ни сколько ее результат, сколько признание этой деятельности со стороны окружающих. Если успехи ребенка признаются окружающими, что находится в связи с ценностными установками группы, то улучшается отношение к нему со стороны сверстников. В свою очередь, ребенок становится более активным, повышается самооценка и уровень притязаний.
Итак, в основе популярности старших дошкольников лежит их деятельность - либо способность к организации совместной игровой деятельности, либо успешность в продуктивной деятельности [43, с. 292].
Существует и другое направление работ, в которых анализируется феномен детской популярности с точки зрения потребности детей в общении и степени удовлетворения этой потребности. Эти работы базируются на положении М.И. Лисиной о том, что в основе формирования межличностных отношений и привязанности лежит удовлетворение коммуникативных потребностей. Если содержание общения не соответствует уровню коммуникативных потребностей субъекта, то привлекательность партнера уменьшается, и наоборот, адекватное удовлетворение основных коммуникативных потребностей ведет к предпочтению конкретного человека, удовлетворившего эти потребности. Результаты экспериментальных работ, проведенных под руководством М.И. Лисиной, показали, что наиболее предпочитаемыми оказались дети, демонстрирующие доброжелательное внимание партнеру - доброжелательность, отзывчивость, чувствительность к воздействиям сверстника. А исследование О.О. Папир (под руководством Т.А. Репиной) обнаружило, что популярные дети сами имеют обостренную, ярко выраженную потребность в общении и в признании, которую стремятся удовлетворить [33, с. 54–56].
Суммируя все вышеизложенное, следует отметить, что согласно работам исследователей, в основе популярности старших дошкольников лежит их деятельность - либо способность к организации совместной игровой деятельности, либо успешность в продуктивной и творческой деятельности.
1.3. Взаимосвязь творческих проявлений и социального статуса в группе сверстников у детей старшего дошкольного возраста
По определению известного педагога А.П. Усовой, дошкольная группа - это первое своеобразное детское общество, возникающее в совместных играх детей, где они имеют возможность самостоятельно объединится друг с другом и действовать как маленькими, так и большими группами. Именно в этих совместных играх ребенок приобретает социальный опыт, необходимый для развития у него качества общественности [54, с. 94].
В первые этапы проведенного исследования подтвердилось, что старшая группа детского сада не есть аморфное объединение детей со стихийно складывающимися случайными отношениями и связями. Эти отношения и связи уже представляют относительно устойчивую систему, в которой каждый ребенок в силу тех или иных причин занимает определенное место. Среди них немаловажную роль играют как личностные качества ребенка, такие, например, как его творческие способности.
Исследование прогрессивных психологов показывают, что положение ребенка в группе сверстников не является постоянным, а может меняться под влиянием многих факторов. Изменение положения «непопулярного» ребенка может способствовать не только улучшению «микроклимата» вокруг него с помощью развития его творческих способностей. Над этим вопросом работали и проводили опыты Репина и Бухтиарова [51, с. 221- 222].
В зарубежной науке имеет место субъективно идеалистическая теория, считающая, что отношения между людьми, в частности, отношения симпатии и антипатии, определяются их врожденными качествами. Соответственно этим своим неизменным качеством тот или иной ребенок якобы будет обречен на «непопулярность» и попадает в разряд «изолированных» или будет «звездой» среди детей, т.е. ему будет обеспечена в любой детской группе особо высокая «популярность». Представители этой теории пытаются найти в ней оправдание классовой структуры общества, утверждая, что разделение на классы - это закон природы. Исследования наших психологов доказали обратное. Выяснилось, что положительные взаимоотношения у детей также возникают, когда они выполняют какое-либо задание не для себя лично, а для других людей [54; с. 94-95].
Последние педагогические и психологические исследования показывают, какую большую роль на формирование статуса детей в группе сверстников влияют их творческие способности [42, с. 82].
Выводы
Итак, проведя анализ теоретических основ изучения проблемы взаимосвязи творческих проявлений и социального статуса в группе сверстников у детей старшего дошкольного возраста, следует подчеркнуть:
1. Творчество – это один из немногих феноменов, которые выделяют человека от окружающего мира. Творчество – это всегда создание нового. Но важная особенность творческого продукта – он должен быть не только новым, но и интересным и важным для человечества. Несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.
2. Проблема статуса, которая возникла на стыке ряда гуманитарных наук - философии, социологии, социальной психологии, психологии личности и педагогики, - одна из важнейших проблем нашего времени. Она с каждым годом привлекает все большее внимание исследователей у нас и за рубежом и является по существу, одной из ключевых проблем социальной психологии. Проведя теоретический анализ одного и того же определения в разных гуманистических науках мы приходим к выводу о разном подходе в интерпретации и значении данного понятия. Понятие социометрического статуса, который означает положение человека в системе тех отношений, которые выявляются и описываются по результатам исследования группы при помощи социометрической методики. Согласно работам одних исследователей, в основе популярности старших дошкольников лежит их деятельность - либо способность к организации совместной игровой деятельности, либо успешность в продуктивной деятельности.
3. Старшая группа детского сада не есть аморфное объединение детей со стихийно складывающимися случайными отношениями и связями. Эти отношения и связи уже представляют относительно устойчивую систему, в которой каждый ребенок в силу тех или иных причин занимает определенное место. Среди них немаловажную роль играют как личностные качества ребенка, различные его навыки и умения, так и уровень общения и взаимоотношений в группе. Положение ребенка в группе сверстников не является постоянным, а может меняться под влиянием многих факторов. Последние педагогические и психологические исследования показывают, какую большую роль на формирование статуса детей в группе сверстников влияют их творческие способности.
2
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И КОРРЕКЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация исследования
2.1.1. Описание этапов исследования
Эмпирическое изучение взаимосвязи творческих способностей и социального статуса в группе сверстников детей старшего дошкольного возраста было проведено нами на базе МДОУ ЦРР – д/с № 30, г.Сарапула, в количестве 44 человек. На первом этапе мы разделили детей на 2 группы (экспериментальная группа – 22 человека, контрольная группа – 22 человека).
На втором этапе мы проводили исследование на выявление уровня творческих способностей и социального статуса в группе сверстников детей старшего дошкольного возраста.
На третьем этапе мы провели коррекционную работу, направленную на развитие творческих способностей и социального статуса в группе сверстников детей старшего дошкольного возраста.
На четвёртом этапе мы провели повторное исследование на выявление уровня творческих способностей и социального статуса в группе сверстников детей старшего дошкольного возраста.
2.1.2. Описание методик
Основание. Реализация воображения.
Цель. Выявление способностей ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.
Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш.
Инструкция к проведению. Психолог, показывая ребенку картинку: «Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано». По перечислении деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т.д.) психолог дает следующее задание: «Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной».
Обработка данных. В ходе обследовании психолог оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:
1. Отсутствие ответа, непринятие задания («Не знаю, как исправить», «Картинку исправлять не нужно») - 1 балл.
2. «Формальное устранение несоответствия» (стереть, закрасить солнышко) -2 балла.
3. Содержательное устранение несоответствия:
а) простой ответ (Нарисовать в другом месте - «Солнышко на улице») -3 балла;
б) сложный ответ (переделать рисунок – «Сделать из солнышка лампу») - 4 балла;
4. Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации («Картинку сделать», «Нарисовать окно», «Посадить солнышко в рамку» и т.д.) -5 баллов.
Методика № 2 «Складная картинка»
Основание. Умение видеть целое раньше частей.
Цель. Определение умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения.
Материал. Складывающаяся картонная картинка с изображением утки, имеющая четыре сгиба (размер 10 * 15 см).
Инструкция к проведению. Психолог, предъявляя ребенку картинку: «Сейчас я тебе дам эту картинку. Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней нарисовано?» Выслушав ответ, психолог складывает картинку и спрашивает: «Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?»
Обработка данных. В ходе обследования ребенка психолог фиксирует общий смысл ответов при выполнении задания. Обработка данных осуществляется по трехбалльной системе. Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка. Максимальная оценка за каждое задание - 3 балла. Всего - 15 баллов. Выделяются следующие уровни ответов:
1. Отсутствие ответа, непринятие задания («Не знаю», «Ничего не станет», «Так не бывает») - 1 балл.
2. Ответ описательного типа, перечисление деталей рисунка, находящихся в поле зрения или вне его, т.е. утеря контекста изображения («У утки нет головы», «Утка сломалась», «Утка разделилась на части» и т.д.) - 2 балла.