Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 11:43, дипломная работа
Цель дипломной работы: выявить взаимосвязь между творческими способностями и социальным статусом, а также разработать и апробировать коррекционную программу, направленную на развитие творческих способностей дошкольников.
Введение…………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы взаимосвязи творческих способностей и социального статуса в группе сверстников детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………….7
1.1. Определение понятий «творчество» и «творческие способности», развитие творческих способностей……………………………………………………………….7
1.2. Проблема статуса в гуманистических науках. Особенности статуса детей старшего дошкольного возраста в группе сверстников……………………………………………………………………………..13
1.3. Взаимосвязь творческих проявлений и социального статуса в группе сверстников у детей старшего дошкольного возраста………………………………20
Глава 2. Эмпирическое изучение проблемы взаимосвязи творческих способностей и социального статуса в группе сверстников детей старшего дошкольного
возраста. …………………………………………………………………………………24
2.1. Организация исследования……………………………………………………….24
2.1.1. Описание этапов исследования……. .…………………..................................24
2.1.2. Описание методик……………………………………………………………….25
2.2.Коррекционно-развивающая программа по развитию творческих способностей
и повышению статуса старших дошкольников в группе
сверстников …………………………………………………………………….............29
2.3.Интерпретация результатов исследования взаимосвязи творческих способностей и социального статуса в группе сверстников детей старшего дошкольного возраста......................................................................................................................38
Выводы.......................................................................................................................45
Заключение.................................................................................................................46
Список литературы...................................................................................................48
Приложение 1………………………………………………………………....................53
Приложение 2…………………….....................................................................................55
Приложение 3…………………….....................................................................................
Из таблицы № 1 видно, что значимыми оказались сдвиги по всем методикам. Таким образом, коррекционно-развивающая программа, предложенная нами, казалась эффективной для развития творческих способностей и повышения статуса дошкольников в группе сверстников.
Результаты качественного анализа полученных данных.
Высокий уровень развития творческих способностей имеют:
Таблица № 2
Показатели | До занятий для экспериментальной группы, для контрольной группы занятий не проводились | После занятий для экспериментальной группы, для контрольной группы занятий не проводились |
Методика «Солнце в комнате» | ||
Экспериментальная группа | 14% (3 ч.) | 23% (5 ч.) |
Контрольная группа | 18% (4 ч.) | 23% (5 ч.) |
Методика «Складная картинка» | ||
Экспериментальная группа | 18% (4 ч.) | 45% (10 ч.) |
Контрольная группа | 14% (3 ч.) | 23% (5 ч.) |
Методика «Как спасти Зайку» | ||
Экспериментальная группа | 18% (4 ч.) | 36% (8 ч.) |
Контрольная группа | 23% (5 ч.) | 23% (5 ч.) |
Из таблицы № 2 видно, что показатели творческих способностей до коррекционно-развивающих занятий ниже, чем показатели творческих способностей после коррекционно-развивающих занятий в экспериментальной группе. Таким образом, эффективность работы над формированием творческих способностей старших дошкольников в экспериментальной группе нами определена. Мы предполагаем, что эффективность была достигнута за счет того, что каждая предлагаемая тема занятия, сказки, игры является завершенной по постановке проблемы, по определению пути её решения и той творческой инициативы, которую необходимо проявить для достижения конечного результата.
Анализ результатов социометрического эксперимента «Секрет»
Таблица № 3
Показатели | До занятий для экспериментальной группы, для контрольной группы занятий не проводились | После занятий для экспериментальной группы, для контрольной группы занятий не проводились |
Социометрический эксперимент «Секрет» | ||
Экспериментальная группа «Звезды» «Предпочитаемые» «Оттесненные» «Отверженные» | 100% (22 ч.)
14% (3 ч.) 59% (13 ч.) 18% (4ч.) 9% (2 ч.) | 100% (22 ч.)
14% (3 ч.) 72% (16 ч.) 14% (3 ч.) 0% (0 ч.) |
Контрольная группа «Звезды» «Предпочитаемые» «Оттеснённые» «Отверженные» | 100% (22 ч-ка) 0% (0 ч.) 73% (16 ч.) 23% (5 ч.) 4% (1 ч.) | 100% (22 ч-ка) 0% (0 ч.) 73% (16 ч.) 23% (5 ч.) 4% (1 ч.) |
Из таблицы № 3 видно, в экспериментальной группе изменились показатели статусных категорий. Статусная категория «предпочитаемые» увеличилась на 14% (3 человек), что составляет 72% от всей группы. Статусная категория «оттеснённые» уменьшилась на 4% (1 человек) и стала составлять 14% от всей группы. Статусная категория «отверженные» совсем исчезла.
Таким образом, эффективность работы над повышением социального статуса старших дошкольников в экспериментальной группе нами определена. Эффективность достигнута за счёт того, что детям предлагалось не только воспроизвести необходимое действие, связанное с условием той или иной технологичной художественной единицей, но и проявить свою индивидуальность в сотворчестве с другими участниками.
Выяснилось, что положительные взаимоотношения у детей также возникают, когда они выполняют какое-либо задание не для себя лично, а для других людей.
Анализ динамики развития творческих способностей и повышения статуса старших дошкольников в группе сверстников.
1. М.Г. Мальчик активный, хорошо развиты психические процессы. Но до начала занятий при исследовании вёл себя агрессивно, игнорируя своих сверстников.
На первом занятии сидел на дальнем расстоянии от своих сверстников. Демонстрировал своё нежелание и отсутствие интереса к занятиям и играм.
На последующих двух занятиях он включился в работу, но задания выполнял с нежеланием, считая её неинтересной. Когда мы пригласили к сотрудничеству маму, М.Г. с большим желанием включился в занятия и игровую деятельность.
М.Г. очень понравились сказки и их драматизация, хотя только с третьей недели. Мальчик видел, с каким удовольствием и желанием играют его сверстники. На протяжении трёх месяцев коррекционно-развивающих занятий, педагоги детского сада отметили смягчение характера, М.Г. стал прислушиваться к другим ребятам.
Мама отмечает, что приходя вечером домой, он с большим удовольствием и интересом рассказывает, что нового делали в детском саду, с кем из ребят он сегодня играл. Засыпать стал спокойно.
М.Г. сверстники стали принимать в сюжетно-ролевую игру, игру-драматизацию, в настольные игры.
При изучении взаимосвязи исследования в группе (констатирующий эксперимент) из статуса «оттеснённый» он перешёл в статус «предпочитаемые» (контрольный эксперимент).
2. В.В. Девочка малоактивная, очень стеснительная, робкая, неуверенная. Любит играть только одна. Дети в группе её почти не замечают
Во время занятий все задания воспринимаются правильно, но очень не уверенно.
На первых десяти занятиях старалась быть невидимой, но когда В.В. стала наблюдать, что у неё появились хорошие результаты на творческих занятиях, она стала раскрепощаться. Иногда при обсуждении сделанных работ уже можно было услышать её тоненький голосок и её точку зрения.
При чтении сказок она всегда очень внимательна, вдумчива, но обсуждать и отвечать на вопросы старается индивидуально с воспитателем.
При контрольном проведении изучения взаимоотношений между детьми в группе детского сада из статуса «Отверженные» она перешла в статус «Оттеснённые».
Мама отмечает, что у девочки улучшилось настроение, она с желанием стала ходить в детский сад. В семье есть младшая сестрёнка, В.В. старается рассказывать ей, что нового она узнал в детском саду.
На драматизацию сказки она откликнулась только на 6 неделе, но роли принимала малозначительные, малоактивные. При этом лицо В.В. всегда сияло.
В.В. очень понравились игры «Музыка» и «Неоконченный рисунок».
Выводы
1.Была изучена и проанализирована научная психолого-педагогическая литература, посвященная изучению проблемы взаимосвязи творческих способностей и социального статуса в группе сверстников у детей старшего дошкольного возраста.
2.Было проведено эмпирическое изучение взаимосвязи творческих способностей и социального статуса в группе сверстников у детей старшего дошкольного возраста. Взаимосвязь видна, потому, что успешность творческой деятельности положительно влияет на положение ребёнка в группе. При оценке успешности в творческой деятельности важен ни сколько её результат, сколько признание этой деятельности со стороны окружающих.
3.Выборка была разделена на экспериментальную и контрольную группы и была проведена коррекционно-развивающая работа в экспериментальной группе.
4.Мы провели повторную диагностику в контрольной группе и по итогам коррекционно-развивающей работы в экспериментальной группе.
5.По итогам диагностики, была определена эффективность предложенной коррекционно-развивающей программы. В экспериментальной группе увеличилось количество испытуемых с высоким уровнем развития творческих способностей и повышенным статусом в группе сверстников. Таким образом, эффективность работы над повышением социального статуса старших дошкольников в экспериментальной группе нами определена. Эффективность достигнута за счёт проявления умений проявлять свою индивидуальность в сотрудничестве со сверстниками. Выяснилось, что положительные взаимоотношения у детей также возникают, когда они выполняют какое-либо задание не для себя лично, а для других людей
2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, задачи, поставленные нами в дипломной работе - выполнены.
В процессе работы нами изучено и проанализировано 62 научных психолого-педагогических литературных источников.
В теоретической главе работы проведен анализ теоретических основ изучения проблемы взаимосвязи творческих способностей и социального статуса в группе сверстников у детей старшего дошкольного возраста. В качестве основного вывода следует отметить, - старшая группа детского сада не есть аморфное объединение детей со стихийно складывающимися случайными отношениями и связями. Эти отношения и связи уже представляют относительно устойчивую систему, в которой каждый ребенок в силу тех или иных причин занимает определенное место. Среди них немаловажную роль играют как личностные качества ребенка, различные его навыки и умения, так и уровень общения и взаимоотношений в группе. Положение ребенка в группе сверстников не является постоянным, а может меняться под влиянием многих факторов. Последние педагогические и психологические исследования показывают, какую большую роль на формирование статуса детей в группе сверстников влияют их творческие способности.
Гипотеза, выдвинутая в дипломной работе: о том, что существует взаимосвязь между творческими способностями и социальным статусом в группе сверстников детей старшего дошкольного возраста. А также, мы предполагаем, что предложенная коррекционно-развивающая программа позволяет развивать творческие способности и повысить статус в группе сверстников, полностью доказана и математически подтверждена.
Для её подтверждения было проведено эмпирическое исследование, которое состояло из трех этапов, на каждом из которых был использован свой психолого-педагогический метод. Результаты проведенного нами констатирующего эксперимента показали - у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп преобладает средний уровень развития творческих способностей и статусная категория «Предпочитаемые». Кроме того, в ходе проведенной нами диагностики было отмечено, что дети, имеющие высокий уровень творческих способностей (и в той и в другой группах) являются «Звездами», а дети, имеющие низкий уровень развития творческих способностей, по результатам проведенной социометрии, находятся в категориях «Оттесненные» или «Отвергнутые». Полученные результаты были математически доказаны: методом корреляционного анализа - коэффициентом Браве-Пирсона и методом оценки достоверности сдвигов - Т критерий Вилкоксона. Исходя из результатов констатирующего эксперимента, учитывая требования Программы воспитания и обучения в детском саду, основываясь на исследованиях и разработках данной проблемы: А.А. Леонтьева, Я.Л. Коломенского, Т.В. Сенько, Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой, М.И. Лисиной, Р. Селман, Т.А. Репиной, а также используя материалы с сайтов всемирной сети Интернет, мы разработали, организовали и в течение 3-х месяцев проводили коррекционно-развивающую работу, направленную на коррекцию статусного положения дошкольников в группе сверстников. Результаты проведенного нами контрольного эксперимента показали - в экспериментальной группе после проведения нами формирующего эксперимента у многих старших дошкольников значительно улучшилось статусное положение в группе. В этой же группе у детей достаточно значительно повысился уровень развития творческих способностей. В ходе наблюдения за детьми мы отметили, что наиболее ярко творческие способности проявляют дети со статусной категорией «Звезды».