Взаимосвязь творческих способностей и социального статуса в группе сверстников детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 11:43, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы: выявить взаимосвязь между творческими способностями и социальным статусом, а также разработать и апробировать коррекционную программу, направленную на развитие творческих способностей дошкольников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы взаимосвязи творческих способностей и социального статуса в группе сверстников детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………….7
1.1. Определение понятий «творчество» и «творческие способности», развитие творческих способностей……………………………………………………………….7
1.2. Проблема статуса в гуманистических науках. Особенности статуса детей старшего дошкольного возраста в группе сверстников……………………………………………………………………………..13
1.3. Взаимосвязь творческих проявлений и социального статуса в группе сверстников у детей старшего дошкольного возраста………………………………20
Глава 2. Эмпирическое изучение проблемы взаимосвязи творческих способностей и социального статуса в группе сверстников детей старшего дошкольного
возраста. …………………………………………………………………………………24
2.1. Организация исследования……………………………………………………….24
2.1.1. Описание этапов исследования……. .…………………..................................24
2.1.2. Описание методик……………………………………………………………….25
2.2.Коррекционно-развивающая программа по развитию творческих способностей
и повышению статуса старших дошкольников в группе
сверстников …………………………………………………………………….............29
2.3.Интерпретация результатов исследования взаимосвязи творческих способностей и социального статуса в группе сверстников детей старшего дошкольного возраста......................................................................................................................38
Выводы.......................................................................................................................45
Заключение.................................................................................................................46
Список литературы...................................................................................................48
Приложение 1………………………………………………………………....................53
Приложение 2…………………….....................................................................................55
Приложение 3…………………….....................................................................................

Работа содержит 1 файл

иванова.doc

— 382.00 Кб (Скачать)

2

 



 

    3. Ответы комбинирующего типа: сохранение целостности изображения при сгибании рисунка, включение нарисованного персонажа в новую ситуацию («Утка нырнула», «Утка заплыла за лодку»), построение новых композиций («Как будто сделали трубу и на ней нарисовали утку») и т.д. - 3 балла.

Некоторые дети дают ответы, в которых сохранение целостного контекста изображения «привязано» не к какой-либо ситуации, а к конкретной форме, которую принимает картинка при складывании («Утка стала домиком», «Стала похожа на мостик» и т.д.). Подобные ответы относятся к комбинирующему типу и также оцениваются в 3 балла.

 

Методика № 3 «Как спасти Зайку»

 

Основание. Надситуативно - преобразовательный характер творческих решений.

Цель. Оценка способности и превращение задачи на выбор в задачу на

преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в  новую ситуацию.

Материал. Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка. сдутый воздушный шарик, лист бумаги.

Инструкция к проведению. Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый шарик и лист бумаги. Психолог, беря в руки зайчика: «Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов (психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?»

Обработка данных. В ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе.

Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию.

Оценка - 1 балл.

Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора.
Оценка - 2 балла.
Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик  («Зайка на шарике может улететь») или сделать из листа кораблик. У  детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка.
Оценка - 3 балла.

 

Методика № 4 Социометрический эксперимент «Секрет» («Изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада»)

 

Цель исследования. Изучить взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада.

Подготовка исследования. Подготовить переводные картинки (красочные, сюжетные), по 3 штуки на каждого ребенка и 6-8 запасных.

Проведение исследования. Исследование проводят с детьми старшего дошкольного возраста в виде игры «Секрет» в первую половину дня вместо занятий. Каждого ребенка «по секрету» от остальных просят по собственному выбору подарить подложенные ему 3 картинки трем детям группы. Игру проводят двое взрослых, не работающих в группе (воспитатель другой группы, методист или заведующий). Ее можно провести в раздевальной комнате здесь ставят подальше друг от друга 2 детских столика с двумя  стульчиками у каждого эксперимента ребенку говорят: «Сегодня дети вашей группы будут играть в интересную игру, которая называется «Секрет». По секрету, что бы никто не знал, все будут дарить красивые картинки». Для облегчения выполнения задания можно сказать ребенку: «Ты будешь дарить ребятам, а они наверное, подарят тебе». Далее ребенку дают 3 картинки и говорят: «Ты можешь положить их тем детям, которым ты хотел бы их подарить, только каждому по одной. Можешь положить и тем детям, которых нет сегодня».

Обработка данных.

Статусные категории:

6 и более выборов – «Звезды»;

3-5 выборов – «Предпочитаемые»;

1-2 – «Оттесненные»;

Ни одного выбора – «Отверженные».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Коррекционно-развивающая программа по развитию творческих способностей и повышению статуса старших дошкольников в группе сверстников.

1 раздел – совместная художественно-творческая деятельность (занятия). Учить воспроизводить необходимое действие, связанное с условием той или иной технологичной художественной единицей, но и проявить свою индивидуальность в сотворчестве с другими участниками реализации художественного замысла – своими сверстниками, воспитателями, родителями.

2 раздел – Чтение и драматизация авторских сказок.  Развивать умение видеть процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни.

3 раздел -  Игры и упражнения на развитие творческих способностей.

В процессе проведения эксперимента наблюдался возрастающий интерес детей к ежедневным занятиям. Родители отмечали желание детей использовать выученные игры и упражнения вне стен детского сада, а также отмечали повышение уровня коммуникативности детей и их статуса в группе детского сада.

Весь комплекс заданий предназначен для детей старшего дошкольного возраста.

Достигнув высоких результатов в пробах на творческие способности, старшие дошкольники вслед за этим показали хорошие результаты в пробах на социальный статус.

                                                                                                            Таблица №1

Неделя

Содержание

Цель

1

1 занятие «Волшебный цветок»

2 занятие «Нарисуйте краски утра»

 

Сказка «Курочка Ряба»

 

«Сказка о жемчужнице по имени Эсша»

 

Игра «Рассказ по картинкам»

Научить детей смешивать чистые, яркие краски с водой на палитре.

Научить детей смешивать краски, получать у себя на палитре гамму светлых цветов и применять эти цвета на практике в своей работе.

Учить гибкости при решении новых или трудных ситуаций.

Дать понять, что все в этом мире приходят для чего-то, у каждого своя дорога.

Придумать рассказ, используя ряд картинок.

2

3 занятие «Красота ночного неба»

 

4 занятие «Почувствуй себя волшебником»

Сказка «Колобок»

«Сказка про дракончика Гошу»

Упражнение «Составь комикс»

Научить детей получать гамму тёмных цветов и применять эти цвета на практике в работе.

Научить детей работать красками по мокрой бумаге.

Учит принятию своего предназначения. Осознание последствий нарушения запрета.

 

Учить детей, используя готовые картинки составлять комикс.

3

5 занятие «Бабочки и цветы»

6 занятие «Линии с характером»

 

Сказка «По Щучьему велению»

«Сказка о приключениях икринки»

Игра «Музыка»

Заготовить образцы из белой бумаги для дальнейшей коллективной работы.

Научить детей рисовать разные линии, чтобы они могли выражать их чувства, ощущения, характеры.

Показать как желаемое становится реальным, как оживают мысли и идеи.

 

 

 

Изобразить, с помощью четырёх цветов красок, услышанную музыку.

4

7 занятие «Как зовут твоего героя»

 

8занятие «Старинный замок»

 

Сказка «Репка»

 

«Сказка о том, как тучка друзей себе искала»

Игра «Неоконченный рисунок»

Показать детям, как с помощью линий можно изобразить различных животных и сказочных героев, а также создать коллективную работу.

Дать детям возможность на практике показать, как они научились работать с линией.

Дать понять, что когда все вместе, то и трудности решаются.

 

 

Учить изображать из кружочка, используя различные элементы, какие-либо образы.

5

9 занятие «Витражные узоры»

10 занятие «Птицы и облака»

Сказка «Четыре дочери года»

«Сказка о самом сокровенном желании»

Игра «Натюрморт»

Научить детей делать линейные рисунки на цветном фоне.

Подготовить образцы из бумаги для дальнейшей коллективной работы.

Знакомство с временами года.

 

 

Нарисовать натюрморт на заданную тему.

6

11 занятие «Какие бывают формы»

12 занятие «Форма, похожая на рыбу»

 

Сказка «Грязь Грязище и Иван»

«Сказка о самом уютном доме»

Игра «Сочиняем сценарий»

Познакомить с различными видами формы, научить изображать эти формы на бумаге.

Показать, как можно творчески работать с формой круга и превращать его в разнообразные предметы.

Психокорректировка нежелания мыться.

 

 

Сочинить сценарий любого праздника.

7

13 занятие «Как из квадрата получился телевизор»

 

14 занятие «Рисовальный конструктор»

Сказка «Ёжик»

 

Сказка «Жили-были два микроба»

Упражнение «Символика»

Показать, как с помощью воображения и фантазии создавать из геометрических фигур различные предметы и образы.

Научить детей соединять и комбинировать различные фигуры, составлять из них изображения домика, машины, человечка.

Учить принимать человека таким, какой он есть.

Обсуждение проблемы о микробах.

 

Придумать символичное изображение своего флага, герба и девиза.

8

15 занятие «Необычное дерево»

16 занятие «Расположение формы и цвета на листе бумаги»

 

 

Сказка «Аленький цветочек»

Сказка «Про Чебурашку»

Игра «Рифмоплёт»

Подготовить материал (бумажное дерево) для дальнейшей коллективной работы.

Показать детям, как можно разными способами размещать простые фигуры на листе прямоугольной формы: в центре, в углах, по диагонали, по всему листу.

Обсудить что такое внутренняя красота, как её распознать. Нужна ли она.

Психокорректировка страха темноты.

Развитие словотворчества. Учить рифмовать и составлять двустишия.

9

17 занятие «Композиция в квадрате»

18 занятие «Композиция в треугольнике»

« Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

Сказка «Кто заговорит первый»

Игра «Придумай название»

 

Научить детей создавать композицию в квадрате в разных техниках на живописном фоне.

Научить детей располагать формы и цвета в треугольнике.

 

Определить и обсудить законы взаимодействия людей друг с другом.

 

 

Придумать как можно больше названий для рассказа, сказки или рисунка.

10

19 занятие «Композиция в круге»

 

20 занятие «Воздушные змеи»

Сказка «Страх темноты»

«Сказка о том, как чёрная клякса в волшебного гнома превратилась»

Игра «Превращения»

Показать детям, как осуществлять различные построения фигур, линий, узоров и предметов в круге.

Подготовить детали из белой бумаги для создания большого декоративного панно.

Психокорректировка страха темноты.

 

 

 

Один предмет, используя мимику, пантомимику, имитацию действий, нужно превратить в другой предмет.

11

21 занятие «Летний день»

 

22 занятие «Птицы и облака»

 

 

 

Сказка «Талисман»

«Сказка о том, как кукольный человечек в настоящего человека превратился»

Игра «Изобретатель»

Создать декоративное панно на тему «Летний день» (из отдельных элементов составить большую композицию).

Предоставить детям возможность на практике продемонстрировать свои знания, навыки и приёмы работы, приобретённые на предыдущих занятиях.

Обсудить, что такое настоящая, счастливая семья.

 

 

 

Придумать несуществующий прибор или необычные способы использования обычных предметов.

12

23 занятие «Дороги в сказочном лесу»

 

 

24 занятие «Праздник воздушных змеев»

Сказка «Русалочка»

 

Сказка «Гнездо»

«Игра «Архимед»

Создание художественного панно. Повысить самооценку каждого ребёнка, дав ему возможность раскрыться через творческую деятельность.

Создать силами одной группы большое декоративное панно.

Обсудить, что такое самое сокровенное желание и чем можно пожертвовать ради него.

 

Придумать несуществующий прибор или необычные способы использования обычных предметов.

 

Суммируя всё вышесказанное, следует отметить, что для проведения формирующего эксперимента нами были разработан и применён на практике методический комплекс. Основной акцент при проведении занятий в процессе формирующего эксперимента был сделан на развитие творческих способностей старших дошкольников экспериментальной группы в процессе совместной, индивидуальной познавательной и игровой деятельности, поскольку, как считают некоторые психологи и педагоги-практики, на труды которых мы опирались в процессе своей работы, это способствует коррекцию статуса.

В качестве развивающего эксперимента мы провели 24 занятия на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, в количестве 22 человек. За основу мы взяли книгу Дрезниной М.Г., Куревиной О.А. «Навстречу друг другу. Программа совместной художественно-творческой деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного возраста». Также мы проводили игры и упражнения на развитие воображения, вспомогательным материалом служила книга Субботиной Л.Ю. «Развитие воображения у детей». И  использовали сказкотерапию для способствования пробуждения детских творческих сил из книг: Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д. «Практикум по сказкотерапии», Коношенко О. «Домашний психолог. Сказкотерапия».

Занятия проводились 2 раза в неделю по 30 минут с 01.10.10г. по 24.12.11г. в течение 3-х месяцев. Игры и упражнения проводились 2 раза в неделю (длительность - по желанию детей). Сказкотерапия – чтение и драматизация – 2 раза в неделю.

Весь комплекс заданий предназначен для детей старшего дошкольного возраста.

Нами были прочитаны и разобраны с детьми такие сказки как: «Сказка про дракончика Гошу», «Сказка о том, как тучка друзей себе искала», «Сказка о самом сокровенном желании», «Русалочка», «Талисман», «Кто заговорит первый», «Колобок» и многие другие. Также, непосредственно использовали драматизацию этих сказок.

Поскольку старшие дошкольники имеют весьма различные психологические особенности, большой акцент в системе работы уделялся потенциальным возможностям каждого ребенка, а также осуществлялся индивидуальный подход к воспитанию и развитию детей.

В процессе проведения эксперимента наблюдался возрастающий интерес детей к ежедневным занятиям. Родители  отмечали  желание детей использовать выученные игры и упражнения вне стен детского сада, а также отмечали повышение уровня коммуникативности детей и их статуса в группе детского сада.

Кроме того, в процессе своей работы мы, конечно же, использовали специальные подобранные игры и упражнения для развития творческих способностей.

Следует отметить, что игры с детьми проводились как в коллективной форме, так и индивидуально.

Суммируя все вышесказанное, следует отметить, что для проведения формирующего эксперимента нами был разработан и применен на практике методический комплекс.  Основной акцент при проведении занятий в процессе формирующего эксперимента был сделан на развитие творческих умений старших дошкольников экспериментальной группы в процессе игровой деятельности, поскольку, как считают многие психологи и педагоги-практики, на труды которых мы опирались в процессе своей работы, это способствует коррекции статуса детей в группе сверстников.

 

 

2.3.Интерпретация результатов исследования взаимосвязи творческих способностей и социального статуса в группе сверстников детей старшего дошкольного возраста

 

    Результаты корреляционного анализа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 – фактор социального статуса

1 – фактор показателей творческих способностей (методика «Солнце в комнате»)

2 – фактор показателей творческих способностей (методика «Складная картинка»)

3 – фактор показателей творческих способностей (методика «Как спасти Зайку»)

(Р = 0,01)

По результатам корреляционного анализа, мы видим, что существует связь между творческими способностями и социальным статусом старших дошкольников.

 

Результаты исследования эффективности коррекционно-развивающей программы

По итогам количественной обработки данных по U критерию Манна-Уитни значимых различий между результатами экспериментальной и контрольной групп не выявлено (Приложение №  2).

В результате математической обработки данных по Т критерию Вилкоксона получились следующие данные:

Оценка достоверности сдвигов по Т критерию Вилкоксона

 

Таблица № 1

Показатели

Средний бал

Т критерий Вилкоксона

До занятий

После занятий

Методика «Солнце в комнате»

Экспериментальная группа

2,73

3,14

0,003

Контрольная группа

2,73

2,82

0,317

Методика «Складная картинка»

Экспериментальная группа

2,18

2,45

0,014

Контрольная группа

2

2

0,157

Методика «Как спасти Зайку»

Экспериментальная группа

1,86

2,32

0,002

Контрольная группа

2

2,05

0,317

Социометрический эксперимент «Секрет»

Экспериментальная группа

3,0

3,41

0,038

Контрольная группа

3,0

3,14

0,083

Информация о работе Взаимосвязь творческих способностей и социального статуса в группе сверстников детей старшего дошкольного возраста