Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 11:43, дипломная работа
Цель дипломной работы: выявить взаимосвязь между творческими способностями и социальным статусом, а также разработать и апробировать коррекционную программу, направленную на развитие творческих способностей дошкольников.
Введение…………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы взаимосвязи творческих способностей и социального статуса в группе сверстников детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………….7
1.1. Определение понятий «творчество» и «творческие способности», развитие творческих способностей……………………………………………………………….7
1.2. Проблема статуса в гуманистических науках. Особенности статуса детей старшего дошкольного возраста в группе сверстников……………………………………………………………………………..13
1.3. Взаимосвязь творческих проявлений и социального статуса в группе сверстников у детей старшего дошкольного возраста………………………………20
Глава 2. Эмпирическое изучение проблемы взаимосвязи творческих способностей и социального статуса в группе сверстников детей старшего дошкольного
возраста. …………………………………………………………………………………24
2.1. Организация исследования……………………………………………………….24
2.1.1. Описание этапов исследования……. .…………………..................................24
2.1.2. Описание методик……………………………………………………………….25
2.2.Коррекционно-развивающая программа по развитию творческих способностей
и повышению статуса старших дошкольников в группе
сверстников …………………………………………………………………….............29
2.3.Интерпретация результатов исследования взаимосвязи творческих способностей и социального статуса в группе сверстников детей старшего дошкольного возраста......................................................................................................................38
Выводы.......................................................................................................................45
Заключение.................................................................................................................46
Список литературы...................................................................................................48
Приложение 1………………………………………………………………....................53
Приложение 2…………………….....................................................................................55
Приложение 3…………………….....................................................................................
2
3. Ответы комбинирующего типа: сохранение целостности изображения при сгибании рисунка, включение нарисованного персонажа в новую ситуацию («Утка нырнула», «Утка заплыла за лодку»), построение новых композиций («Как будто сделали трубу и на ней нарисовали утку») и т.д. - 3 балла.
Некоторые дети дают ответы, в которых сохранение целостного контекста изображения «привязано» не к какой-либо ситуации, а к конкретной форме, которую принимает картинка при складывании («Утка стала домиком», «Стала похожа на мостик» и т.д.). Подобные ответы относятся к комбинирующему типу и также оцениваются в 3 балла.
Методика № 3 «Как спасти Зайку»
Основание. Надситуативно - преобразовательный характер творческих решений.
Цель. Оценка способности и превращение задачи на выбор в задачу на
преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.
Материал. Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка. сдутый воздушный шарик, лист бумаги.
Инструкция к проведению. Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый шарик и лист бумаги. Психолог, беря в руки зайчика: «Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов (психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?»
Обработка данных. В ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе.
Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию.
Оценка - 1 балл.
Цель исследования. Изучить взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада.
Подготовка исследования. Подготовить переводные картинки (красочные, сюжетные), по 3 штуки на каждого ребенка и 6-8 запасных.
Проведение исследования. Исследование проводят с детьми старшего дошкольного возраста в виде игры «Секрет» в первую половину дня вместо занятий. Каждого ребенка «по секрету» от остальных просят по собственному выбору подарить подложенные ему 3 картинки трем детям группы. Игру проводят двое взрослых, не работающих в группе (воспитатель другой группы, методист или заведующий). Ее можно провести в раздевальной комнате здесь ставят подальше друг от друга 2 детских столика с двумя стульчиками у каждого эксперимента ребенку говорят: «Сегодня дети вашей группы будут играть в интересную игру, которая называется «Секрет». По секрету, что бы никто не знал, все будут дарить красивые картинки». Для облегчения выполнения задания можно сказать ребенку: «Ты будешь дарить ребятам, а они наверное, подарят тебе». Далее ребенку дают 3 картинки и говорят: «Ты можешь положить их тем детям, которым ты хотел бы их подарить, только каждому по одной. Можешь положить и тем детям, которых нет сегодня».
Обработка данных.
Статусные категории:
6 и более выборов – «Звезды»;
3-5 выборов – «Предпочитаемые»;
1-2 – «Оттесненные»;
Ни одного выбора – «Отверженные».
2.2.Коррекционно-развивающая программа по развитию творческих способностей и повышению статуса старших дошкольников в группе сверстников.
1 раздел – совместная художественно-творческая деятельность (занятия). Учить воспроизводить необходимое действие, связанное с условием той или иной технологичной художественной единицей, но и проявить свою индивидуальность в сотворчестве с другими участниками реализации художественного замысла – своими сверстниками, воспитателями, родителями.
2 раздел – Чтение и драматизация авторских сказок. Развивать умение видеть процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни.
3 раздел - Игры и упражнения на развитие творческих способностей.
В процессе проведения эксперимента наблюдался возрастающий интерес детей к ежедневным занятиям. Родители отмечали желание детей использовать выученные игры и упражнения вне стен детского сада, а также отмечали повышение уровня коммуникативности детей и их статуса в группе детского сада.
Весь комплекс заданий предназначен для детей старшего дошкольного возраста.
Достигнув высоких результатов в пробах на творческие способности, старшие дошкольники вслед за этим показали хорошие результаты в пробах на социальный статус.
|
Суммируя всё вышесказанное, следует отметить, что для проведения формирующего эксперимента нами были разработан и применён на практике методический комплекс. Основной акцент при проведении занятий в процессе формирующего эксперимента был сделан на развитие творческих способностей старших дошкольников экспериментальной группы в процессе совместной, индивидуальной познавательной и игровой деятельности, поскольку, как считают некоторые психологи и педагоги-практики, на труды которых мы опирались в процессе своей работы, это способствует коррекцию статуса.
В качестве развивающего эксперимента мы провели 24 занятия на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, в количестве 22 человек. За основу мы взяли книгу Дрезниной М.Г., Куревиной О.А. «Навстречу друг другу. Программа совместной художественно-творческой деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного возраста». Также мы проводили игры и упражнения на развитие воображения, вспомогательным материалом служила книга Субботиной Л.Ю. «Развитие воображения у детей». И использовали сказкотерапию для способствования пробуждения детских творческих сил из книг: Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д. «Практикум по сказкотерапии», Коношенко О. «Домашний психолог. Сказкотерапия».
Занятия проводились 2 раза в неделю по 30 минут с 01.10.10г. по 24.12.11г. в течение 3-х месяцев. Игры и упражнения проводились 2 раза в неделю (длительность - по желанию детей). Сказкотерапия – чтение и драматизация – 2 раза в неделю.
Весь комплекс заданий предназначен для детей старшего дошкольного возраста.
Нами были прочитаны и разобраны с детьми такие сказки как: «Сказка про дракончика Гошу», «Сказка о том, как тучка друзей себе искала», «Сказка о самом сокровенном желании», «Русалочка», «Талисман», «Кто заговорит первый», «Колобок» и многие другие. Также, непосредственно использовали драматизацию этих сказок.
Поскольку старшие дошкольники имеют весьма различные психологические особенности, большой акцент в системе работы уделялся потенциальным возможностям каждого ребенка, а также осуществлялся индивидуальный подход к воспитанию и развитию детей.
В процессе проведения эксперимента наблюдался возрастающий интерес детей к ежедневным занятиям. Родители отмечали желание детей использовать выученные игры и упражнения вне стен детского сада, а также отмечали повышение уровня коммуникативности детей и их статуса в группе детского сада.
Кроме того, в процессе своей работы мы, конечно же, использовали специальные подобранные игры и упражнения для развития творческих способностей.
Следует отметить, что игры с детьми проводились как в коллективной форме, так и индивидуально.
Суммируя все вышесказанное, следует отметить, что для проведения формирующего эксперимента нами был разработан и применен на практике методический комплекс. Основной акцент при проведении занятий в процессе формирующего эксперимента был сделан на развитие творческих умений старших дошкольников экспериментальной группы в процессе игровой деятельности, поскольку, как считают многие психологи и педагоги-практики, на труды которых мы опирались в процессе своей работы, это способствует коррекции статуса детей в группе сверстников.
2.3.Интерпретация результатов исследования взаимосвязи творческих способностей и социального статуса в группе сверстников детей старшего дошкольного возраста
Результаты корреляционного анализа
4 – фактор социального статуса
1 – фактор показателей творческих способностей (методика «Солнце в комнате»)
2 – фактор показателей творческих способностей (методика «Складная картинка»)
3 – фактор показателей творческих способностей (методика «Как спасти Зайку»)
(Р = 0,01)
По результатам корреляционного анализа, мы видим, что существует связь между творческими способностями и социальным статусом старших дошкольников.
Результаты исследования эффективности коррекционно-развивающей программы
По итогам количественной обработки данных по U критерию Манна-Уитни значимых различий между результатами экспериментальной и контрольной групп не выявлено (Приложение № 2).
В результате математической обработки данных по Т критерию Вилкоксона получились следующие данные:
Оценка достоверности сдвигов по Т критерию Вилкоксона
Таблица № 1
Показатели | Средний бал | Т критерий Вилкоксона | |
До занятий | После занятий | ||
Методика «Солнце в комнате» | |||
Экспериментальная группа | 2,73 | 3,14 | 0,003 |
Контрольная группа | 2,73 | 2,82 | 0,317 |
Методика «Складная картинка» | |||
Экспериментальная группа | 2,18 | 2,45 | 0,014 |
Контрольная группа | 2 | 2 | 0,157 |
Методика «Как спасти Зайку» | |||
Экспериментальная группа | 1,86 | 2,32 | 0,002 |
Контрольная группа | 2 | 2,05 | 0,317 |
Социометрический эксперимент «Секрет» | |||
Экспериментальная группа | 3,0 | 3,41 | 0,038 |
Контрольная группа | 3,0 | 3,14 | 0,083 |