Взаимосвязь темперамента и основных стратегий в конфликтной ситуации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 11:54, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить влияние темперамента на поведение человека в конфликтных ситуациях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. проанализировать литературные источники по данным проблемам;
2. выявить типы темперамента, стили поведения в конфликтах;
3. установить влияние темперамента на выбор стратегий поведения в конфликтных ситуациях.

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

      Темп  реакции - скорость протекания различных психических реакций и процессов: скорость движения, находчивость, скорость запоминания, быстрота ума.

      Пластичность  и противоположное  ей качество - ригидность. Это легкость и гибкость приспособления человека к внешним воздействиям (пластичность) или инертность и косность его поведения (ригидность).

      Экстраверсия и противоположное ей качество - интроверсия. Это то, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека - от внешних впечатлений, возникших в данный момент (экстравертированность) или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интровертность). Поэтому спортсмен-экстраверт склонен "уходить в себя", особенно в напряженной обстановке.

      Эмоциональная возбудимость - насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции, и с какой скоростью она возникает. Она выражается в эмоциональной впечатлительности, импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начало и прекращения их).

      Сангвиник (в основе лежит сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы). Что характерно для сангвиника? Прежде всего, его повышенная реактивность, которая проявляется в том, что он живо и с большим возбуждением откликается на все привлекающее их внимание, очень впечатлителен. Сангвиник отличается и повышенной активностью - проявляет большую настойчивость, энергию. Активность и реактивность у него уравновешенны - он может легко сдерживать свои реакции и проявления чувств. Темп реакции достаточно высокий, что проявляется в быстрых движениях, походке вприпрыжку, быстром темпе речи. Сангвиник отличается высокой пластичностью поведения и экстровертностью. Он любознателен, жизнерадостный, эмоции возникают легко, но они не сильные и не глубокие, быстро забывает обиды, доброжелателен.

      Холерик (в основе лежит сильный, неуравновешенный - с преобладанием возбуждения - тип нервной системы). Для холерика, как и для сангвиника, также характерны высокая реактивность и активность, быстрый темп реакции. Но реактивность преобладает над активностью. Поэтому он так несдержан и вспыльчив, легко выходит из себя, нетерпелив. Он менее пластичен и более ригиден, чем сангвиник, отсюда большая устойчивость и постоянство его интересов. Им свойственна лихорадочная быстрота (мимика, жесты, темп речи, порывистость). Холерик берется со страстью за любое дело, страшно инициатив. В общении вспыльчив, резок, не сдерживает эмоции.

     Меланхолик (в основе лежит слабый тип нервной системы). В отличие от других типов темперамента, у меланхолика высокая сензитивность, проявляющаяся в болезненной чувственности, в обидчивости. Малая реактивность и пониженная активность проявляются у меланхолика в том, что он редко смеется, не уверен в себе, часто и легко теряется, не доводит работу до конца. Отличается медленным психическим темпом - его движения вялые, слабые, говорит медленно. Быстро утомляется от людей и новой обстановки, чувства медленно возникают, но проявляется глубиной. Эти люди легко уязвимы, хотя внешне этого не показывают. Тактичны, мягки, стеснительны. Им присуща мнительность и пессимизм.

      Флегматик (в основе лежит сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы). В отличие от сангвиника и холерика у него малая реактивность. Это проявляется в том, что его трудно рассмешить или рассердить. Высокая активность значительно преобладает над малой реактивностью, что и определяет терпеливость, выдержку, самообладание. Психический темп замедленный - движения неторопливы, медленная походка, на вопросы отвечает не сразу. Он отличается малой пластичностью и большой ригидностью. Он медлителен и спокоен, проявляет во всем основательность, склонен к порядку, но медленность мешает в процессе познания, уклоняется от споров. У него устойчивое настроение, уклоняется от ссор. 

      1.2. Изучение психологии  конфликта.

      Сложно  представить жизнь без конфликтов. Они были, есть и будут. Это реальность нашей жизни, и по этому мы должны уметь с ними грамотно работать. Понятие конфликта сегодня не принадлежит какой –то одной определенной области науки или практики. Конфликт принадлежит как науке, так и обыденному сознанию, наделяющего его своим специфическим смыслом. В обыденной речи «конфликт» используется примирительно к широкому кругу явлений – от вооруженных столкновений и противостояния различных социальных групп до служебных  или супружеских разногласий.  Мы называем конфликтами семейную ссору, военные действия, дискуссии в парламенте, столкновение внутренних мотивов, борьбу собственных желаний и чувства долга.( Н.В. Гришина «Психология конфликта», 13 стр.)

           Слово «конфликт» происходит  от латинского слова, которое  означает столкновение. Итак, конфликт – это столкновение противоположно направленных интересов, целей, желаний и позиций. Конфликт начинается с инцидента, когда одна из сторон предпринимает действия, ущемляющие интересы другой стороны. ( М.И. Еникеева «общая и социальная психология» 440стр).

           Существует обыденное представление, что конфликт — это всегда негативное явление, вызывающее угрозы, враждебность, обиды, непонимание, то есть это нечто такое, чего по возможности следует избегать. Представители ранних научных школ управления тоже считали, что конфликт — это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. Однако в настоящее время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях сотрудников не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Можно найти множество различных определений конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.

      Классификация конфликтов

          В соответствии с классификацией  Л. Коузера, конфликты могут  быть реалистическими( предметными)  или нереалистическими(беспредметными).

      Реалистические  конфликты вызваны неудовлетворением  определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких – либо преимуществ и направлены на достижения конкретного результата.

      Нереалистические  конфликты имеют своей целью  открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, т.е. острое конфликтное взаимодействия становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.

          Существует пять основных типов  конфликтов: внутри личностный; межличностный;  между личностью и группой; межгрупповой; социальный.

      Внутри  личностный конфликт –  здесь участникам конфликта является не люди, а различные  психологические факторы внутреннего  мира личности, часто кажущиеся или  являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства.

      Внутри  личностные конфликты, связанные с  работой в организации, могут  принимать различные формы. Одна из наиболее распространенных форм –  это ролевой конфликт, когда различные  роли человека предъявляют к нему противоречивые требования.

      Межличностный конфликт – это самый распространенный тип конфликта. В организациях он проявляется по – разному. Многие руководители считают, что единственной его причиной является несходство характера. Однако более глубокий анализ показывает, что в основе таких конфликтов, как правило лежат объективные причины. Чаще всего – это борьба за ограниченные ресурсы.

      Конфликты между личностью и группой. Неформальные группы устанавливают свои нормы поведения, общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой.

      Межгрупповой  конфликт. Организация состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникнуть конфликты.  Они обусловлены несовместимостью целей в борьбе за ограниченные ресурсы, то есть наличием реальной конкуренции, а также возникновение социальной конкуренции.

      Межгрупповые  конфликты сопровождаются:

      1. проявлениями «деиндивидуализации», т. е. члены группы не воспринимают других людей как индивидуумов, как самобытных личностей, а воспринимают их как членов другой группы, которой приписывается негативное поведение.

      2. проявлениями социального, межгруппового сравнения, в ходе которого более высоко и положительно оценивают свою группу, повышают свой престиж и одновременно принижают, обесценивают чужую группу, дают ей отрицательную оценку («они злодеи, они глупые, они отсталые» и т. п.). Социальное сравнение может инициировать конфликты, а также поддерживать, «оправдывать себя» в конфликте, ведь чтобы победить, надо оценивать себя как «положительную группу, которая правильно поступает» и отрицательно оценивать чужую группу. Часто лидеры групп стремятся частично или полностью изолироваться от информации с чужой стороны о чужой группе («железный занавес»); тогда легче сохранять конфликт между своей и чужой группой. Для сглаживания конфликта полезен обмен реальной информацией друг о друге;

     3. проявлениями групповой атрибуции, т. е. склонны считать, что именно «чужая группа ответственна за негативные события». Объяснение причин событий резко различается для своей и чужой группы: 1) так положительному поведению своей группы и негативному поведению чужой группы приписываются внутренние причины («мы поступаем правильно, потому что мы хорошие», «они поступают плохо, потому что они плохие»); 2) негативное поведение своей группы и положительное поведение чужой группы объясняются внешними причинами, внешними обстоятельствами. Так, нападения своей группы (негативное, агрессивное поведение) объясняют внешними причинами («нас вынудили обстоятельства»), а нападения противников объясняют внутренними причинами («они плохие люди»). Конструктивные положительные действия чужой группы оценивают, как внешне обусловленные («у них не было другого выхода, обстоятельства вынудили их пойти на «мировую») или порой воспринимаются как подвох, « военная хитрость» («что-то здесь не так, нельзя доверять их «миролюбивым» предложениям»). Даже раскол внутри своей группы склонны объяснять действиями «чужой группы», которые «вредят нам, строят заговоры против нас».

        Социальный конфликт — это «ситуация, когда стороны (субъекты) взаимодействия преследуют какие-то свои цели, которые противоречат или взаимно исключают друг друга.

        Также конфликты могут быть  скрытыми или явными, но в основе  их всегда лежит отсутствие  согласия. Поэтому определим конфликт как отсутствие согласие между двумя или более сторонами- лицами или группа.

        Выделяют три основных типа  конфликтов:

      1. стремление к превосходству;

      2.проявление  агрессивности;

      3. проявление эгоизма.

      Необходимо  помнить, что всякое  наше неосторожное высказывание в силу эскалации конфликтогенов может привести к конфликту.

      Объект  конфликта  - это что–то, что является причиной спора, и сторона конфликта или его участники, в качестве которых могут выступать отдельные люди или группы. У каждого участника есть внешняя и внутренняя позиция в конфликте. Внешняя позиция – это матировка участия в конфликте. Она  открыто предъявляется противоборствующими сторонами своим противникам. При этом она может как совпадать , так и не совпадать с внутренней позицией, которая представляет собой набор истинных интересов, мотивов и ценностей.  При этом зачастую внутренняя позиция является неосознаваемой. Она скрыта не только от оппонентов и наблюдателей, но и от самого человека.

        Возникновение социальных противоречий можно трактовать с различных позиций. Наиболее плодотворной, по нашему мнению, является теория социального обмена Хоманса. С точки зрения этой теории, социальные отношения рассматриваются как процесс обмена, в котором участвуют не только материальные вещи и предметы, но и такие явления, которые не имеют однозначного материального воплощения – услуги, уступки, информация, престиж, власть, симпатия.

      Внешние условия конфликта в основном сводятся к тому, что удовлетворение  каких-либо глубоких и активных мотивов и отношении личности становится вовсе невозможным или ставится под угрозу. Внешние условия конфликта в жизни любого человека в любом обществе возникают с неизбежной необходимостью. Во – первых, уже в силу борьбы с природой возникают неизбежные трудности и препятствие для удовлетворения мотивов  и отношений личности. Во – вторых, удовлетворение одних мотивов с неизбежностью порождают новые, еще неудовлетворенные мотивы. И, наконец, одним из наиболее важных внешних источников является то, что общественная жизнь с необходимостью требует подавление или ограничения различных мотивов, иногда очень глубоких и активных, например, стремление к сохранению жизни.

Информация о работе Взаимосвязь темперамента и основных стратегий в конфликтной ситуации