Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 22:01, курсовая работа
Работа посвящена исследованию взаимосвязи самооценки и креативности в студенческом возрасте.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….........................3
Глава 1. Теоретический анализ специфики самооценки в студенческом возрасте……………………………………………………………………………5
1. Теоретический анализ феномена самооценка……………………………5
2. Психологическая характеристика студенческого возраста…………….11
3. Особенности самооценки в студенческом возрасте……………………17
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….22
Глава 2. Исследование взаимосвязи самооценки и креативности в студенческом возрасте…………………………………………………………..24
2.1. Цели, задачи и методы исследования.……………………………………..24
2.2. Проведение и анализ результатов исследования……………. …………..25
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..31
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….....33
На формирование самооценки у студентов влияет множество факторов: положение среди сверстников, отношение педагогов и т.д. Сопоставляя мнения о себе окружающих людей, человек формирует самооценку, причем вначале он учится оценивать других, а потом уже себя. И лишь в юношеском возрасте формируется умение самоанализа, самонаблюдения и рефлексии, способность анализировать собственные результаты и, тем самым, оценивать себя.
Все
это позволяет говорить о том,
что данный период жизни наиболее
важен для формирования адекватной самооценки.
Но для этого должны быть созданы определенные
условия. Необходимо чтобы образование
в вузе было направлено на развитие личной
рефлексии и готовило студентов к решению
проблем самоопределения.
Глава 2. Исследование взаимосвязи самооценки и креативности в студенческом возрасте
2.1.
Цели, задачи и методы
исследования
В нашем исследовании в соответствии с определенной темой была поставлена цель – выявить наличие взаимосвязи самооценки и креативности в студенческом возрасте. Поставленная цель работы предполагает решение следующих задач:
Исследование проводилось в пять этапов:
1
этап - организационный - был разработан
план исследования с научным
руководителем, сформулированы
2
этап - психодиагностическое
3
этап - этап обработки - была проведена
инструментальная обработка
4 этап - статистическая обработка - количественный и качественный анализ методами математико-статистической обработки с помощью критерия Пирсона. Для статистической обработки данных использовался компьютерный пакет «SPSS Statistic 17.0».
5
этап - заключительный - по результатам
проведённого анализа были
Участники исследования. В исследовании приняли участие студенты ВУЗов. Возрастная категория - 19 лет. Всего 39 человек. Участие в исследовании осуществлялось на добровольной основе.
Методики исследования:
Таким
образом, разработанный комплекс психодиагностических
методик предназначен для исследования
взаимосвязи самооценки и креативности.
Тесты выбраны с учетом возраста испытуемых
и в соответствии с поставленными целями.
2.2. Проведение и анализ результатов исследования
С
испытуемыми было проведено психодиагностическое
исследование. Испытуемым раздавался
индивидуальный стимульный материал в
виде бланков для ответов, на которых
предлагалось написать свои Ф.И.О., дату.
Участникам исследования зачитывалась
инструкция и доводилась до полного
понимания. После проведения этого
исследования собирались бланки ответов,
проверялось наличие
Результаты исследования особенностей самооценки
На первом этапе исследования проводился тест «Нахождение количественного выражения уровня самооценки» (по С. А. Будасси). Исследование особенностей самооценки выявило следующие результаты (таблица 1).
Распределение
выборки по уровню самооценки
Таблица 1.
Уровень самооценки | Кол-во человек | Процент от выборки |
нереалистично низкая | 10 | 25,6 |
низкая | 11 | 28,2 |
адекватная | 13 | 33,3 |
высокая | 3 | 7,7 |
нереалистично высокая | 2 | 5,1 |
Как
видно из таблицы, преобладает группа
респондентов с адекватной самооценкой.
Между группами студентов с низкой
и высокой самооценкой наблюдается существенная
разница. Большинство испытуемых имеют
низкий уровень самооценки.
Результаты исследования креативности
На втором
этапе исследования проводился тест
Торренса на изучение креативности, который
выявил следующие результаты (рис 1).
Основные параметры креативности
Рис.1.
Процентное соотношение
испытуемых с разным
уровнем развития
основных параметров
креативности
У большинства опрошенных оригинальность находиться на среднем уровне - (48,7%). Данный показатель характеризуется способностью выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных. Оригинальность решений предполагает способность избегать легких, очевидных и не интересных ответов.
Разработанность - находиться на низком уровне (59%). Для этого параметра не характерна способность к избирательской и конструктивной деятельности, дисциплинированность.
Результаты исследования взаимосвязи самооценки и креативности
Для установления связи между исследуемыми параметрами нами был проведен корреляционный анализ.
Корреляция - статистическая взаимосвязь двух или нескольких случайных величин (либо величин, которые можно с некоторой допустимой степенью точности считать таковыми). При этом изменения одной или нескольких из этих величин приводят к систематическому изменению другой или других величин.
Строгая положительная корреляция определяется значением r = 1. Термин «строгая» означает, что значения одной переменной однозначно определяются значениями другой переменной, а термин «положительная» - что с возрастанием значений одной переменной значения другой переменной также возрастают.
Положительная корреляция соответствует значениям 0<r<1. Положительную корреляцию следует интерпретировать следующим образом: если значения одной переменной возрастают, то значения другой имеют тенденцию к возрастанию. Чем коэффициент корреляции ближе к 1, тем сильнее эта тенденция, и обратно, с приближением коэффициента корреляции к 0 тенденция ослабевает.
Отсутствие корреляции определяется значением r = 0. Нулевой коэффициент корреляции говорит о том, что значения переменных никак не связаны друг с другом.
Из результатов корреляционной матрицы (таблица 2) видно, что между самооценкой и параметрами креативности связь не установлена.
Значимая степень выявлена
Следовательно, мы можем говорить о том, что гипотеза, предложенная в начале исследования, не подтверждена. Уровень самооценки и уровень креативности в студенческом возрасте, не взаимосвязаны.
Таблица 2.
Корреляция | ||||
Самооце-нка | Оригиналь-ность | Разработан-
ность | ||
Самооценка | Корреляция Пирсона | ,012 | ,094 | |
Знч.(2-сторон) | ,942 | ,570 | ||
Оригинальность | Корреляция Пирсона | ,012 | ,373* | |
Знч.(2-сторон) | ,942 | ,019 | ||
Разработанность | Корреляция Пирсона | ,094 | ,373* | |
Знч.(2-сторон) | ,570 | ,019 | ||
*. Корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторон.). |
Выводы
по 2 главе
Заключение
Основываясь на вышеизложенном материале, можно сказать, что самооценка – это отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер. Самооценка играет очень важную роль в организации результативного управления своим поведением, без нее трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство.
Изучение самооценки дает возможность узнать о том, как человек оценивает себя, какими критериями он при этом пользуется и каких социально нравственных ориентиров придерживается.
В многочисленных психологических исследованиях, посвященных юношескому возрасту, чаще всего акцент делается на вопросах развития самосознания и адекватной самооценки, т.к. именно этот возраст является центральным периодом становления мировоззренческой системы, некоторых черт характера и социального интеллекта.
В практической части работы исследование проводилось на студентах ВУЗов, которое было направленно на изучение взаимосвязи самооценки и креативности. В связи с поставленной целью была выдвинута гипотеза, которая предполагала, что самооценка связана с креативностью.
При проведении исследования использовалась методика исследования самооценки С.А.Будасси и тест креативности П. Торренса. Данные методики широко распространены в психологической литературе и являются наиболее эффективным средством для достижения поставленных целей и задач практического исследования.
Проведя корреляционный анализ, с помощью критерия Пирсона связь между самооценкой и креативностью не была установлена.
Таким
образом, гипотеза о том, что существует
связь между самооценкой и
креативностью, не доказана.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Информация о работе Взаимосвязь самооценки и креативности в студенческом возрасте