Взаимосвязь самооценки и креативности в студенческом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Работа посвящена исследованию взаимосвязи самооценки и креативности в студенческом возрасте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….........................3
Глава 1. Теоретический анализ специфики самооценки в студенческом возрасте……………………………………………………………………………5
1. Теоретический анализ феномена самооценка……………………………5
2. Психологическая характеристика студенческого возраста…………….11
3. Особенности самооценки в студенческом возрасте……………………17
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….22
Глава 2. Исследование взаимосвязи самооценки и креативности в студенческом возрасте…………………………………………………………..24
2.1. Цели, задачи и методы исследования.……………………………………..24
2.2. Проведение и анализ результатов исследования……………. …………..25
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..31
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….....33

Работа содержит 1 файл

вариант 5.docx

— 164.81 Кб (Скачать)

     Студенческий  возраст, по утверждению Б. Г. Ананьева, является сенситивным периодом для  развития основных социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает  огромное влияние на психику человека, развитие его личности.

     Вместе  с тем специалисты в области  возрастной психологии и физиологии отмечают, что способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17-19 лет развита не в полной мере. Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия  своих поступков, в основе которых  могут быть не всегда достойные мотивы. В.Т. Лисовский отмечает, что 19-20 лет - это возраст бескорыстных жертв  и полной самоотдачи, но и нередких отрицательных проявлений.

     Юность - пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения  идеального «Я» с реальным. Но идеальное  «Я» еще не выверено и может  быть случайным, а реальное «Я» еще  всесторонне не оценено самой  личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятности [20, с. 25].

     Изучением студенчества как социальной группы занималась лаборатория социологических  исследований ЛГУ под руководством В.Т. Лисовского. Студенчество объединяет молодых людей, занимающихся одним  видом деятельности - учением, направленным на специальное образование, имеющих  единые цели и мотивы, примерно одного возраста (18-25 лет) с единым образовательным  уровнем, период существования которых  ограничен временем (в среднем 5 лет). Его отличительными чертами являются: характер их труда, заключающийся в  систематическом усвоении и овладении  новыми знаниями, новыми действиями и  новыми способами учебной деятельности, а также в самостоятельном  «добывании» знаний; его основные социальные роли и принадлежность к большой социальной группе - молодежи в качестве ее передовой и многочисленной части.

     Специфичность студенчества как социальной группы заключается в одинаковом отношении  ко всем общественным формам собственности, его роли в общественной организации  труда и частичном участии  в производительном и непроизводительном труде. В качестве основных черт, отличающих студенчество от остальных групп, выделяются социальный престиж, активное взаимодействие с различными социальными образованиями  и поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным  преобразованиям

     Таким образом, изучение психологических  особенностей студенческого возраста становится очень важным и необходимым  явлением в современной психологии.

     Вывод по главе: "Студенческий" возраст, - юношеский период развития человека. Это начало самостоятельной, взрослой жизни.

     Студенчество  в качестве отдельной возрастной и социально-психологической категории  выделено в науке относительно недавно - в 60-х годах ленинградской психологической школой под руководством Б.Г. Ананьева.

     Психологическое содержание юности связано с развитием  самосознания, решения задач профессионального  самоопределения и вступления во взрослую жизнь. Психологическую базу для профессионального самоопределения в юности составляет, прежде всего, социальная потребность юношей и девушек занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т.е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.

     Юность - пора самоанализа и самооценок.

     Специфичность студенчества как социальной группы заключается в одинаковом отношении  ко всем общественным формам собственности, его роли в общественной организации труда и частичном участии в производительном и непроизводительном труде. В качестве основных черт, отличающих студенчество от остальных групп, выделяются социальный престиж, активное взаимодействие с различными социальными образованиями и поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям 

     1.3. Особенности самооценки в студенческом возрасте

     Именно  этот возраст является центральным  периодом становления мировоззренческой  системы, некоторых черт характера  и социального интеллекта.

Характерной чертой нравственного развития в  юношеском возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно  укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах – целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Вместе с тем, специалисты в области возрастной психологии и физиологии отмечают, что способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17 – 18 лет развита не в полной мере [14, с. 85].

     Студенческий  возраст характеризуется тем, что  в этот период достигаются многие оптимумы развития интеллектуальных и  физических сил, а изменяющееся отношение  к самому себе окрашивает все действия.

Физические  данные, имеющие такое большое  значение в подростковом возрасте, не теряют своей актуальности, но как  бы отходят на второй план, и на первое место становятся умственные способности, знания, умения и навыки.

     Научными  исследованиями выявлено: каждый человек  намеренно или сам того не осознавая, нередко сравнивает себя с окружающими  и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, т.е. формирует  «набор самооценок».

Самооценка  – это осознание собственной  идентичности независимо от меняющихся условий среды.

     У большинства людей проявляется  тенденция оценивать себя чуть выше среднего. Это позволяет сделать вывод, что человеку свойственна потребность в достаточно высокой самооценке. Завышенная самооценка заметно обнаруживается у студентов в преувеличении своих умственных способностей.

     Заниженное  оценивание своих способностей негативно  воздействует на личность. Возникает чувство неудовлетворенности, создается пониженный фон настроения, закрепляется «комплекс неполноценности». Стойкая излишне низкая самооценка влечет за собой чрезмерную зависимость от других, несамостоятельность, искаженное восприятие окружающих.

     На  формирование самооценки у студентов  влияет множество факторов: положение среди сверстников, отношение педагогов и т.д. Сопоставляя мнения о себе окружающих людей, человек формирует самооценку, причем вначале он учится оценивать других, а потом уже себя. И лишь в юношеском возрасте формируется умение самоанализа, самонаблюдения и рефлексии, способность анализировать собственные результаты и, тем самым, оценивать себя [14, с. 86].

       Становление личности включает в себя обеспечивающий целостность психологического облика относительно устойчивый образ «Я», т.е. представление о самом себе. Психологи рассматривают принятие себя как основу того сложного психологического образования, которое называется «Я-концепция».

     Психологические исследования становления Я-концепции  человека в процессе его жизнедеятельности  идут по нескольким направлениям. Прежде всего изучаются сдвиги в содержании Я-концепции и ее компонентов - какие  качества сознаются лучше, как меняется с возрастом уровень и критерии самооценок, какое значение придается  внешности, а какое умственным и  моральным качествам. Далее исследуется  степень его достоверности и  объективности, прослеживается изменение структуры образ Я в целом - степень его дифференцированности (когнитивной сложности), внутренней последовательности (цельности), устойчивости (стабильности во времени), субъективной значимости, контрастности, а также уровень самоуважения.

     В студенческом возрасте происходит постепенная  смена “предметных” компонентов  Я-концепции, в частности, соотношение  телесных и морально-психологических  компонентов своего “я”. Так, юноша  привыкает к своей внешности, формирует относительно устойчивый образ своего тела, принимает свою внешность и соответственно стабилизирует  связанный с ней уровень притязаний. Постепенно на первый план выступают  теперь другие свойства “я” - умственные способности, волевые и моральные  качества, от которых зависит успешность деятельности и отношения с окружающими.

     Самоописания  в студенческом возрасте имеют гораздо  более личностный и психологический  характер, чем в 15-16 лет, и одновременно сильнее подчеркивают отличия от остальных людей.

     Свойственное  многим студентам преувеличение  собственной уникальности с возрастом  обычно проходит, но отнюдь не ослаблением  индивидуального начала. Напротив, чем старше и более развит человек, тем более находит он различий между собой и “усредненным”  сверстником. Отсюда - напряженная потребность  в психологической интимности, которая  была бы одновременно самораскрытием и проникновением во внутренний мир  другого. Осознание своей непохожести  на других логически и исторически  предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи и единства с  окружающими людьми.

     Наиболее  заметные изменения в содержании самоописаний, в образе Я, обнаруживаются в 20-21 год. Эти изменения идут по линии  большей субъективности, психологичности  описаний. Известно, что и в восприятии другого человека психологизация описания после 20 лет резко увеличивается. Усиление субъективности самоописаний обнаруживается в том, что с возрастом  увеличивается количество испытуемых, указывающих на изменчивость, ситуативность своего характера, на то, что они ощущают свой рост, взросление.

     В период становления нового уровня самосознания идет и развитие нового уровня отношения  к себе. Одним из центральных моментов здесь является смена оснований  для критериев оценки самого себя, своего “я” - они сменяются “извне вовнутрь”, приобретая качественно  иные формы, сравнительно с критериями оценки человеком других людей. Переход  от частных самооценок к общей, целостной (смена оснований) создает условия  для формирования в подлинном  смысле слова собственного отношения  к себе, достаточно автономного от отношения и оценок окружающих, частных  успехов и неудач, всякого рода ситуативных влияний и т.п. Важно  отметить, что оценка отдельных качеств, сторон личности играет в таком собственном  отношении к себе подчиненную  роль, а ведущим оказывается некоторое  общее, целостное “принятие себя”, “самоуважение”. Именно в студенческом возрасте (17-21 лет) на основе выработки  собственной системы ценностей  формируется эмоционально-ценностное отношение к себе, т.е. “оперативная самооценка” начинает основываться на соответствии поведения, собственных  взглядов и убеждений, результатов  деятельности.

     Самооценка  осуществляется путем сравнивания  идеального «Я» с реальным, но в этом возрасте идеальное «Я» еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе.

Юношеский возраст, по Э. Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти адачи, у него формируется неадекватная идентичность.

     Все это позволяет говорить о том, что данный период жизни наиболее важен для формирования адекватной самооценки. Но для этого должны быть созданы определенные условия. Необходимо чтобы образование в вузе было направлено на развитие личной рефлексии и готовило студентов к решению проблем самоопределения. Надо стараться повышать уровень самооценки студентов для улучшения работоспособности, т.к. завышенная самооценка и преувеличенное чувство контроля над событиями могут истолковываться, как эгоцентризм [14, 88].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы  по 1 главе 

     Самооценка - это важный регулятор поведения  человека. От нее зависят взаимоотношения с окружающими, критичность и требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам. Она влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности, тесно связана с уровнем притязаний человека, то есть с трудностью  целей, которые он ставит перед собой.

     Самооценка, как и самосознание в целом, имеет  общественный характер и обусловлена  социальными условиями. Социальная среда (семья, школа, многочисленные формальные и неформальные группы, в которые включена личность) оказывает сильнейшее влияние на формирование Я-концепции. Важнейшим источником развития самооценки является оценка окружающими людьми результатов поведения и деятельности человека, а также непосредственно качеств его личности.

     Самооценка  сильно влияет на наше восприятие окружающей действительности.

В многочисленных психологических исследованиях, посвященных  юношескому возрасту, чаще всего акцент делается на вопросах развития самосознания и адекватной самооценки, т.к. именно этот возраст является центральным периодом становления мировоззренческой системы, некоторых черт характера и социального интеллекта.

Информация о работе Взаимосвязь самооценки и креативности в студенческом возрасте